- Что значит сильные вопросы в коучинге
- Когда и как использовать сильные вопросы
- 75 ситуаций, когда уместны сильные вопросы
- Формула сильных вопросов
- Примеры сильных вопросов
- Часто задаваемые вопросы о сильных вопросах
- Существуют ли универсальные сильные вопросы для коучей и менторов?
- Для какой цели нужны сильные вопросы?
О чем речь? Сильные вопросы помогают клиенту раскрыться перед коучем и самостоятельно прийти к решению волнующей проблемы. Они переключают мысли, дают возможность почувствовать себя сильнее и обнаружить творческий потенциал.
Что учесть? Сильные вопросы применяют в особых случаях. Они должны быть неожиданными, чтобы вывести человека из зоны комфорта, и не содержать критики, иначе клиент встанет «в оборону». Опыт работы с сильными вопросами приходит в ходе многочисленных сессий.
Что значит сильные вопросы в коучинге
Коуч взаимодействует с человеком посредством диалога, но при этом он не озвучивает свое мнение. Большую роль в коучинге играет метод постановки сильных вопросов. Само это понятие ввел Дэвид Клаттербак, профессор, один из создателей коучинга и менторинга. Его книга о сильных вопросах так и названа «Сильные вопросы для коучей и менторов».
Чтобы разобраться с понятием «сильный вопрос», следует понимать, что у человека есть проблема, которую не может решить сам и поэтому обращается за помощью. Коуч, формулируя сильные вопросы, помогает собеседнику:
- раздвинуть границы его восприятия проблемы;
- сформулировать свою цель;
- найти способы исправить ситуацию.
Коуч может быть не знаком с областью, в которой клиент испытывает трудности, но он должен уметь выявлять ограничения в мышлении и нацеливать мыслительную деятельность в нужную сторону, задавая психологически сильные вопросы. Они помогают человеку выйти из устоявшихся границ и увидеть проблему с иной стороны. Вопросы могут быть разными, поскольку они зависят от личных особенностей людей и от их запросов.
Нужно грамотно составлять сильные вопросы, они должны быть уместными в конкретном случае.
Открытые сильные вопросы, которые специалист задает в процессе работы, должны обладать следующими свойствами:
- Неожиданность — непредсказуемый вопрос позволяет коучу вывести человека из его зоны комфорта и сгенерировать новые идеи и шаги.
- Пересмотр — это умение взглянуть на задачу с иного угла, развернуть ее другой стороной, отыскать нестандартное решение.
- Внутренний диалог — использование вопросов, благодаря которым человек задумается и сможет увидеть новые перспективы.
- Фокус — смещение акцентов помогает выработать более конструктивный подход к решению проблемы.
- Стратегия успеха — содействие человеку в разработке собственного успешного плана способствует более грамотному распределению временных и иных ресурсов.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Применение сильных коучинговых вопросов дает возможность специалисту и клиенту обнаружить новые перспективные возможности разрешения возникшей проблемы.
Когда и как использовать сильные вопросы
Такие вопросы используются в случаях, когда человека нужно побудить к генерации идей по решению определенной проблемы. Сильные вопросы для командных коучей применяются на этапе разработки проектов. В этом случае проводится стратегическая сессия, причем это можно сделать даже с одним сотрудником организации, который впоследствии и будет вести работу над проектом.
Прежде чем задать сильный вопрос, ответьте самому себе:
- Для чего я хочу это спросить? В чем состоит моя мотивация? Я спрашиваю собеседника, чтобы помочь ему осмыслить ситуацию, или мною движет собственное любопытство?
- Готов ли человек принять мой вызов? (У меня есть уже достаточное количество фактов?).
- Когда появится подходящее время, чтобы спросить? (Не следует прерывать мысли клиента, нужно дать ему закончить свои размышления).
"Делай как коуч"
Формулируя вопрос, помните, что нельзя высказывать критику в адрес собеседника: как только он это почувствует, сразу начнет «обороняться».
Самые сильные вопросы можно задавать, опираясь на слова, сказанные самим клиентом. Перед тем как задать свой сильный вопрос, послушайте, о чем говорит вам клиент. Например, он озвучил, что у него есть ощущение, будто все движется по течению. Тогда вы можете спросить: «Думая, что вас несет течение, какие чувства вы испытываете? Куда вас уводит воображение?».
75 ситуаций, когда уместны сильные вопросы
Д. Клаттербак назвал 75 ситуаций, в которых применение сильных вопросов приносит результат:
- Подотчетность.
- Настойчивость.
- Агрессивность.
- Аутентичность / этика.
- Предположения.
- Границы.
- Управление карьерой.
- Скука.
- Изменение поведения.
- Приверженность.
- Выгорание.
- Конфликт.
- Коммуникации.
- Преодоление неопределенности.
- Заключение контракта.
- Творчество / инновации.
- Стратегии копирования.
- Мужество.
- Делегирование.
- Трудный выбор.
- Критическое мышление.
- Принятие решений.
- Завершение разговора.
- Сложные отношения.
- Сложные разговоры.
- Завершение отношений коучинга.
- Обратная связь (предоставление и получение).
- Обращение к реальности.
- Гибкость.
- Цели, постановка целей и предназначения.
- Фокус (его нехватка).
- Идентичность / понимание себя.
- Счастье (печаль).
- Обнаружение проблем.
- Выявление потребности в развитии.
- Инициатива.
- Влияние на окружающих.
- Интуиция.
- Инновации.
- Предназначение в жизни.
- Способность отпустить.
- Слушание.
- Управление другими людьми.
- Управление эмоциями.
- Новая роль.
- Мотивация.
- Перфекционизм.
- Налаживание контактов.
- Личные ценности.
- Производительность / результативность.
- Политика.
- Личное благополучие.
- Власть.
- Представительность / авторитетность.
- Подготовка к сеансам коучинга.
- Повторяющееся поведение.
- Промедление.
- Устойчивость.
- Управление репутацией.
- Самоосознанность.
- Самообман.
- Уверенность в себе / самооценка / вера в себя.
- Начало разговора коучинга.
- Сильные стороны.
- Неудачи.
- Принятие ответственности.
- Доверие.
- Стресс.
- Понимание других людей.
- Управление временем.
- Ценности.
- Понимание того, как другие люди воспринимают вас.
- Благополучие.
- Слабые стороны.
- Баланс «работа – личная жизнь».
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Формула сильных вопросов
Для создания ваших личных сильных вопросов Клаттербак советует пользоваться формулой prairie. Она представляет собой аббревиатуру, в соответствии с которой вопрос должен отвечать следующим критериям:
- P (personal) — личный (как будто он разработан специально для конкретного клиента, проблемы, ситуации).
- R (resonant) — резонирующий ( оказывает сильное эмоциональное воздействие).
- A/I (acute and incive) — острый и проницательный (непосредственно касается сути проблемы).
- R (reverberat) — долгоиграющий (клиент будет вновь возвращаться к нему в своих мыслях).
- I (innocent) — невинный (не несет в себе ожиданий коуча или наставника).
- E (explicit) — четкий (задается простыми ясными словами).
Примеры сильных вопросов
Ниже примеры сильных вопросов в коучинге:
- Гипотетические: «Как бы вы стали действовать, если бы…?» Пример: «Как бы вы стали действовать, если бы решение задачи нужно было ускорить?».
- Ресурсные: «Какие ресурсы вы должны иметь, чтобы…?» Пример: «Какие ресурсы вы должны иметь, чтобы работа была продуктивнее?».
- Вопросы для представления другого контекста: «Как поменяется обстановка, если…?» Пример: «Как поменяется обстановка, если время на решение задачи увеличится?».
- Вопросы о предыдущих разработках: «Какие идеи, созданные до этого, могут использоваться в настоящее время?» Пример: «Какие идеи, созданные до этого, помогут усовершенствовать продукт?».
- Вопросы для смены тематики: «Как вы можете использовать в работе идеи из другой сферы?» Пример: «Как вы можете использовать идеи из маркетинга в разработке продукции?».
- Вопросы, взгляд со стороны: «Что бы вы сказали, если бы оказались на месте клиента?» Пример: «Что бы вы сказали о продукции, если бы оказались на месте клиента?».
- Вопросы небольших шагов: «Какие маленькие шаги вы можете выполнить для достижения поставленной цели?» Пример: «Какие небольшие шаги вы можете совершить, чтобы сделать качественную презентацию?».
- Вопросы самого негативного сценария: «Что вы предпримете, если самый негативный сценарий произойдет?» Пример: «Что вы сделаете, если у продукции не будет спроса на рынке?».
- Вопросы, подчеркивающие пассивность: «Каким образом вы можете сделать большее количество вопросов от клиентов?» Пример: «Каким образом вы можете сделать больше случаев обратной связи от клиентов?».
- Вопросы использования энергии эмоций: «Что могут почувствовать пользователи, применяя вашу продукцию?» Пример: «Что могут почувствовать пользователи, применяя приложение для медитации?».
Часто задаваемые вопросы о сильных вопросах
Существуют ли универсальные сильные вопросы для коучей и менторов?
Универсальных или волшебных вопросов в коучинге не существует. Коуч-психолог всегда составляет вопросы, действуя по ситуации и учитывая индивидуальное эмоциональное состояние собеседника. Вопросы нужно задавать в зависимости от потребностей и конкретной ситуации.
Для какой цели нужны сильные вопросы?
Сильные вопросы — это такие, которые помогают: перестроиться с проблемы на поиск вариантов ее решения; почувствовать себя сильнее по отношению к ситуации; перестать жаловаться на трудности и начать их устранять; раскрыться с творческой стороны.