Получите доступ к курсу «Как реализовать себя и удвоить свой доход»
Получить доступ бесплатно
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».
erid: 2SDnjdLK8M3
Главная / Блог / Психология / Основы гештальтпсихологии, о которых важно знать

Основы гештальтпсихологии, о которых важно знать

Основы гештальтпсихологии
03.06.2025
808
Время чтения: 18 минут
Обновлено: 05.06.2025
Поделиться:
Содержание:
Автор статьи
Остапенко Татьяна
Коуч по самореализации

Что такое гештальтпсихология? Это направление в психологии утверждает, что наше восприятие стремится к организации, созданию целостных образов — гештальтов, которые больше чем просто сумма их частей.

Чем полезна? Понимание того, как мы воспринимаем информацию, позволяет создавать более гармоничные визуальные образы, строить продуктивные коммуникации и помогать людям решать психологические проблемы.

Что такое гештальтпсихология

Гештальтпсихология — одна из самых ярких и влиятельных школ западной психологии, появившаяся в Германии в начале 1920-х годов, когда психологическая наука переживала период активного поиска новых подходов к изучению личности. Ее основателем стал талантливый немецкий психолог Макс Вертгеймер.

Основы гештальтпсихологии
Фото: Freepik

В гештальтпсихологии слово «гештальт» переводе с немецкого означает «целостный образ», «форма», «конфигурация».

Это направление опровергает молекулярную программу Вундта в изучении психики. Исследования зрительного восприятия показали, что люди склонны воспринимать окружающую действительность в виде гармоничных и упорядоченных гештальтов — целостных форм. Мир для нас — это осмысленные фигуры, а не просто набор деталей.

Суть гештальтпсихологии заключается в том, что наше сознание стремится к упорядочению и структурированию информации, создавая целостную картину мира.

Она предлагает взглянуть на сознание по-новому. Вместо того чтобы разбивать его на отдельные части, как это делала структурная психология, она рассматривает его в единстве составляющих, где «целое всегда больше суммы его частей».

Представьте яркую картину: отдельные мазки краски не так интересны, как полная картина, которая создает впечатление и вызывает эмоции. То же самое происходит с сознанием — оно способно создавать удивительные вещи благодаря взаимодействию всех своих элементов.

Сейчас гештальтпсихология изучает вопросы развития психики, динамики потребностей личности, а также такие сложные процессы, как память и творческое мышление.

Эта область психологии фокусируется на сознании и рассматривает его как динамическую систему, где все компоненты тесно связаны и влияют друг на друга.

Подобно тому, как человеческий организм — сложная система из множества органов, работающих слаженно для поддержания здоровья и долголетия, так и сознание представляет собой единое целое, где все мысли, чувства и восприятия переплетаются, создавая целостную картину мира.

5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

youtube
Бесплатный курс «Профессия коуч»
Как зарабатывать на коучинге от 150 000 руб.
pdf
Мышление денежного человека
7 шагов, которые помогут преодолеть денежный потолок
mp3
Как реализовать свою мечту за 30 дней
8 действий, которые приблизят реализацию мечты
pdf
Трекер состояния для избавления от стресса
Практика для трекинга эмоций и сбалансированный жизни
word
69 каналов для продажи своих услуг
Проверенные источники для заработка на своем призвании
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Основными постулатами теории гештальтпсихологии выступают:

  • Гештальт — это не просто набор элементов, а единая, целостная структура сознания.
  • Гештальтпсихология изучает сознание исходя из принципа целостности. Человек познает мир не через разрозненные ощущения, а через схватывание целого. Например, то, что он слышит, — не просто набор звуковых волн, а осмысленная речь или музыка.
  • Зрение играет важную роль в познании мира. Человек получает огромное количество информации о среде именно через глаза.
  • Мышление, по мнению гештальтпсихологии, — это не просто набор навыков, выработанных методом проб и ошибок, а способность находить решения, увидев всю картину целиком.

В целом гештальтпсихология предлагает такой взгляд на мир: наш разум способен понимать целое, видеть связи и находить решения.

Основные представители гештальтпсихологии

Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии

Основателем гештальтпсихологии считается немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 года — 12 октября 1943 года).

Он родился и получил образование в Праге. Его отец руководил бизнес-колледжем, а мать посвятила себя искусству. После окончания Карлова университета он переехал в Германию, чтобы углубить свои знания в философии и психологии под руководством Карла Штумпфа.

В 1904 году, блестяще защитив диссертацию «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов», он был удостоен звания доктора философии. Следующие годы Вертгеймер посвятил разработке методов контроля свидетельских показаний и изучению пациентов с речевыми нарушениями.

В 1912 году Вертгеймер решил сосредоточиться на проблемах психологии мышления, разработав концепцию решения задач и креативного мышления. Его работа «Экспериментальные исследования восприятия движения» стала основополагающим исследованием в гештальтпсихологии. В этом фундаментальном изыскании Вертгеймер опроверг традиционное представление о восприятии мира как совокупности отдельных элементов, доказав, что мы воспринимаем мир целостно.

Есть способ зарабатывать +110 000₽ к зарплате в найме — и его может освоить даже новичок

Знакомо? Работаешь, вроде всё стабильно, а зарплата как застряла в прошлом году — так и стоит.

Мыслишь: «Может, пора что-то менять? Но куда податься — в блогеры?
В курьеры? В инфоцыгане?»
Потом смотришь на детей, ипотеку и кота, который ест, как будто ему за это платят…
и думаешь: «Ладно, потом разберусь».

А ведь есть способ зарабатывать больше, даже если вы в найме.
Без увольнений, без стартапов, без вложений.
Можно начать помогать другим людям достигать их целей и получать за это достойный доход.

Это и есть коучинг. Его может освоить даже новичок — и начать зарабатывать +110 000₽ в месяц, уделяя 3–4 часа в день. Уже более 27 000 человек пошли этим путём и смогли выйти на стабильный доход, даже если раньше ничего не слышали о коучинге.

👉 Курс сейчас бесплатный — успейте записаться, пока есть места.
Узнать больше →
Выбор за вами. Но помните: пока вы думаете — другие уже действуют.

Забронировать место

Его новаторские исследования движения, основанные на использовании стробоскопического эффекта, привели к поразительным открытиям. С помощью стробоскопа и тахистоскопа Вертгеймер демонстрировал испытуемым две линии — горизонтальную и вертикальную, манипулируя скоростью их смены. Эксперимент позволил ему раскрыть фундаментальные принципы зрительного восприятия движения.

Результаты были впечатляющими:

  • При коротком интервале: линии воспринимались как отображающиеся одновременно.
  • При быстром интервале: линии воспринимались как последовательно меняющие положение.
  • Оптимальный интервал (60 миллисекунд): создавал иллюзию плавного движения, словно реального. Одна линия будто бы сдвигалась в позицию другой, формируя ощущение непрерывности.

Таким образом, непрерывность движения достигается именно последовательным перемещением объекта. При этом в мозгу возбуждается не просто точка, а целая зона вокруг нее. Когда объект смещается, возбуждение переносится из одной зоны в другую, создавая иллюзию непрерывного движения.

Это явление можно представить как цепную реакцию: возбуждение точки А порождает зону активности, а последующее возбуждение точки В вызывает короткое замыкание и передачу возбуждения от А к В.

В гештальтпсихологии это явление было названо фи-феноменом. Это яркое доказательство того, что наше восприятие не является простой суммой отдельных ощущений. Эксперимент с двумя источниками света, последовательно включающимися в разных местах, наглядно продемонстрировал, как сознание создает иллюзию перемещения.

Это указывает на то, что человек активно организует получаемую информацию, используя принципы близости, сходства, замыкания и симметрии, чтобы придать ей смысл.

После этих исследований данной работы в 20-х годах XX века в Берлине была основана влиятельная Берлинская школа гештальтпсихологии. Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер и Курт Левин революционизировали понимание восприятия, мышления и потребностей человека.

Основы гештальтпсихологии
Фото: Freepik

В 1921 году они запустили журнал «Psychologische Forschung», который стал платформой для публикации передовых психологических статей. Работы этой школы кардинально изменили мировую психологию, внеся в нее новые идеи и подходы.

После смерти Вертгеймера в 1945 году увидела свет его книга «Продуктивное мышление». Эта работа, над которой он трудился почти два десятилетия, стала полным изложением его гештальттеории. Вертгеймер стремился применить принципы гештальта к творческому процессу, убеждая, что для решения любой проблемы необходимо рассматривать ее с различных ракурсов, как поочередную смену гештальтов.

Ученый непримиримо критиковал традиционное образование из-за его механического подхода к обучению. По его мнению, зубрежка не способна привести к глубокому пониманию материала. Гораздо эффективнее, считал он, рассматривать отдельные элементы в контексте всей ситуации. Согласно основам гештальтпсихологии решение любой проблемы должно начинаться с обзора общей картины, а затем переходить к деталям.

Он считал, что логический подход к изучению интеллекта слаб из-за того, что традиционная логика игнорирует сам процесс поиска решения, сосредоточившись лишь на верности отдельных шагов доказательства.

Таким образом, исследования в рамках гештальтпсихологии стали революционной формой психоанализа и доказали: целое не сводится к простой сумме своих частей.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Вольфганг Келер и его исследования

Основоположником гештальтпсихологии также был немецкий и американский психолог Вольфганг Келер (21 января 1887 года — 11 июня 1967 года).

Он провел свое детство в Германии, где и получил среднее образование. Его отец был директором школы, а мать, будучи домохозяйкой, посвятила себя воспитанию сына. Келер блестяще окончил университеты Тюбингена, Бонна и Берлина.

Основы гештальтпсихологии
Фото: Freepik

Уже в 22 года он получил степень доктора философии по психологии и приступил к научной работе. В 1917 году была опубликована его книга «Исследование интеллекта человекообразных обезьян», основанная на личных наблюдениях и изучении поведения этих млекопитающих на Тенерифе.

Исследование показало, что обезьяны способны не просто использовать предметы, но и понимать их роль в достижении цели. Палка для них — не просто кусок дерева, а инструмент, который может быть использован для прыжков, ловли муравьев, рычага, лопаты или оружия. Обезьяна видит цель (банан) и средство (палку) как единое целое. Более того, они способны адаптироваться к меняющимся условиям, используя других обезьян в качестве «ящиков» для достижения фруктов.

Эти примеры демонстрируют зачатки трудовой деятельности у приматов, которые, подобно человеку, умеют использовать инструменты и планировать свои действия.

В рамках исследования гештальтпсихологии Вольфганг Келер пришел к таким выводам:

  • Поведение человека и шимпанзе — разумно и различается лишь степенью сложности.
  • Поведение обезьян, подобно человеческому, базируется на образах (гештальтах) внешней ситуации.
  • Восприятие ведет к озарению — внезапному, целостному пониманию сути происходящего. Это озарение, или инсайт, по Келеру, является ключом к решению задач.

Выводы исследования противоречили мнению известного психолога Торндайка, который считал, что поведение животных диктуется исключительно механизмами проб и ошибок и случайных ассоциаций. По его мнению, животные неспособны к осознанному принятию решений, их «постижение» мира ограничено слепым поиском правильного ответа. Разум им недоступен.

Исследования Келера неопровержимо доказали, что животные способны на сознательное изобретение и использование орудий. Это явное проявление развитых умственных способностей, то есть интеллекта.

Исследование гештальтпсихологии Келера недвусмысленно доказывает: человекоподобные обезьяны — наши ближайшие родичи как по физическим характеристикам, так и по психическим способностям. Это было первое научное подтверждение эволюционной теории Дарвина в сфере психологии.

Благодаря блестящим экспериментам по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе в 1922 году Келер завоевал мировую известность и возглавил Институт психологии при Берлинском университете. Его научные концепции не утратили своей актуальности и практической ценности до сих пор. Они важны своим органичным соединением теоретической психологии с жизнью и психотехникой.

В своей книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) Кёлер утверждал, что как физический, так и психологический мир подчиняются принципу гештальта. Все процессы и явления объясняются через выявление соответствующих структур в мозговых процессах. Эти структуры интерпретируются на основе физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла.

Ключевым моментом стало предположение о существовании электромагнитных полей в мозге, возникающих под воздействием стимула. Это решило психофизическую проблему в теории гештальтпсихологии.

Исследователь, не желая довольствоваться достигнутым, неустанно продолжал свои исследования в тандеме с К. Коффкой и М. Вертгеймером. В 1929 году они опубликовали совместную работу «Гештальтпсихология« (Gestalt Psychologe), которая стала манифестом этого направления, представляя собой систематическое и наиболее полное изложение этой теории.

В 1938 году Вольфганг Келер опубликовал свою книгу «Роль ценностей в мире фактов» и сделал важные выводы о мотивации:

  • Мотивация — это динамичный вектор, который направляет наши действия.
  • В идеальной ситуации этот вектор совпадает с прямой линией от объекта к объекту.
  • Этот вектор может быть направлен к объекту (приближение) или от него (удаление).

Келер также выразил желание о сотрудничестве с бихевиористами, что свидетельствует о его стремлении к интеграции различных подходов в психологии.

Курт Коффка и его исследования восприятия у детей

Ярким представителем гештальтпсихологии выступает немецкий и американский психолог Курт Коффка (18 марта 1886 года — 22 ноября 1941 года).

Он родился и вырос в Берлине, блестяще окончил университет под руководством Карла Штумпфа, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В 1909 году ему была присуждена степень доктора философии.

С 1910 года он активно участвовал в экспериментах Макса Вертгеймера в качестве испытуемого, плодотворно сотрудничая с Келером. В этот период он опубликовал знаковую статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию», где четко изложил основные принципы и положения этого революционного направления в психологии.

В 1921 году Коффка вместе с Келером и Вертгеймером основали журнал «Психологическое исследование», который стал платформой для развития идей гештальтпсихологии.

Основы гештальтпсихологии
Фото: Freepik

В этом году вышел его фундаментальный труд «Основы психического развития», где он, используя методы гештальтпсихологии, исследовал развитие детского сознания. Он доказал, что дети рождаются с нечеткими, искаженными представлениями о мире. Они постепенно дифференцируются и становятся более точными.

Например, новорожденный видит родителя как единое, расплывчатое целое — голос, лицо, прическа, одежда сливаются в один образ. Поэтому смена одежды или прически может привести к тому, что двухмесячный ребенок не узнает близкого человека. К четырем месяцам этот общий образ распадается на отдельные, четкие гештальты: голоса, тела, лица, прически.

В 1922 году он опубликовал свою знаменательную статью «Восприятие: введение в гештальттеорию» в престижном журнале «Психологический вестник».

С 1924 года Коффка неуклонно поднимался по карьерной лестнице, занимая должности профессора в ведущих университетах США: Корнеллском, Чикагском и Висконсинском. Через три года он возглавил кафедру в колледже Смита в Нортгемптоне.

Его главным трудом, несомненно, выступает книга «Принципы гештальтпсихологии» («Principles of Gestalt Psychology, 1935). В ней с убедительной ясностью демонстрируется процесс познания через «опыт», «научения на ошибках». Наглядные примеры иллюстрируют механизмы мышления и развитие у детей способностей к формированию и восприятию идей.

Коффка, исследуя восприятие цвета у детей, доказал, что они не просто узнают оттенки, а строят отношения между ними.

В эксперименте детям ставилась задача: отыскать спрятанную конфету под одной из двух закрытых цветными картонками чашек. Лакомство всегда хранилось под крышкой темно-серого цвета, а не черного. Повторение эксперимента с темно-серой и светло-серой крышками показало: дети предпочитали ту, которая была «менее темной», демонстрируя понимание принципа «темнее — светлее». Этот эксперимент четко показал принцип трансдукции в восприятии, когда люди не просто запоминают объекты, а понимают взаимосвязи между ними.

Работы Коффки, Келера и Вертгеймера стали фундаментом гештальтпсихологии и классикой научной психологии.

Курт Левин и его динамическая теория психологического поля

Немецкий и американский психолог Курт Цадек Левин (9 сентября 1890 года — 12 февраля 1947 года) был настоящим пионером в изучении личности.

Он считал, что личность не существует изолированно, а формируется в контексте социальных связей и отношений. Его концепция гештальта представляет собой целостное поле, где все элементы взаимосвязаны и тяготеют друг к другу. В этом поле личность развивается и находит свое место.

Левин, будучи преподавателем психологии и философии в Берлинском университете с 1921 года, внес весомый вклад в понимание того, как социальная среда влияет на формирование личности.

Основы гештальтпсихологии
Фото: Freepik

В 1926 году ученый был назначен профессором Берлинского университета, где и делился своими знаниями до 1933 года. Однако преследования евреев вынудили его бежать из Европы и искать убежище в Америке.

В статье «Намерения, воля и потребности» (1926) он изложил положения гештальтпсихологии. Ученый заявил о том, что любая человеческая активность, будь то поступок, память или мышление, обусловлена стремлением — потребностью.

Он считал, что человек живет и развивается в психологическом поле, где каждый окружающий предмет обладает определенной притягательной или отталкивающей валентностью. Предметы воздействуют на человека, вызывая в нем энергетические заряды и напряжение.

Когда баланс между человеком и ситуацией нарушается, возникает неизбежное желание совершить целенаправленное действие. Левин назвал это явление квазипотребностью. Для удовлетворения своих потребностей человек должен разрядиться, что происходит в определенной ситуации — психологическом поле.

Левин создал теорию психологического поля, которая объясняет поведение человека, и глубоко исследовал проблему целеобразования и целенаправленного поведения.

Одно из главных достижений Левина — применение принципов гештальтпсихологии для рассмотрения групп как единых систем, которые можно исследовать в виде фундаментальных единиц анализа.

Карл Дункер и мыслительный процесс при решении задач

Немецко-американский психолог Карл Дункер (2 февраля 1903 года — 23 февраля 1940 года) внес значительный вклад в развитие гештальтпсихологии. Родившись в Лейпциге, он получил образование в Берлинском университете Кларка и в 1930 году стал ассистентом в Берлинском психологическом институте. Через пять лет Дункер переехал в Кембридж, а затем в США, продолжая свою работу в области психологии.

Он прежде всего ассоциируется с исследованиями продуктивного мышления и поиска решений. В отличие от Вертгеймера и Келера Дункер не просто критиковал альтернативные взгляды на мышление, а описал конкретный эксперимент, демонстрирующий принципы гештальтпсихологии. Его книга «К психологии продуктивного мышления» стала настоящим бестселлером. В ней он подробно описал исследования, доказывающие способность человека переосмысливать привычные вещи и находить нестандартные решения, то есть механизм инсайта.

Понимание чего-либо согласно Дункеру подразумевает схватывание целостной картины (гештальта) или осознание функциональной роли элемента в этой картине. Например:

  • Мелодия, исполняемая короткими отрывками с большими паузами, практически не воспринимается как целое.
  • То же самое происходит и с отдельными элементами фигуры.
  • При чтении, когда наступает утомление, но еще есть силы сосредоточиться, теряется смысл текста из-за невозможности связать отдельные мысли в единую картину.

Согласно идеям гештальтпсихологии в этих случаях люди сталкиваются не с гештальтами, а лишь с суммой отдельных элементов.

Дункер исследовал процесс мышления и выделил шесть этапов процесса решения задачи:

  1. Определение проблемы: четкое осознание конфликта или противоречия.
  2. Функциональное значение элементов: придание элементам ситуации определенного назначения.
  3. Прозрение (инсайт): внезапное озарение и понимание способа решения.
  4. Функциональное решение: разработка конкретного способа разрешения проблемы.
  5. Детализация решения: выработка плана действий и его адаптация к ситуации.
  6. Проверка: оценка эффективности решения.

Под инсайтом Дункер, как и другие представители гештальтпсихологии, понимал процесс проникновения в ситуацию, когда различные и разрозненные ее элементы соединяются в единое целое.

Принципы гештальтпсихологии

  • Закон Прангнанца

Закон Прангнанца, или закон хорошего продолжения, гласит: человеческий разум стремится к простоте. Люди автоматически упорядочивают сложные фигуры и формы самым простым, понятным и лаконичным способом. Например, элементы, которые хаотично пересекаются или накладываются друг на друга, мозг мгновенно объединяет в единую гармоничную фигуру.

  • Принцип близости

Если следовать принципу близости в гештальтпсихологии, то объекты, которые располагаются рядом друг с другом, воспринимаются человеком как связанные, как единое целое. Люди склонны группировать близлежащие объекты, даже если они не схожи и между ними нет связи. Например, заголовок и абзац текста под ним образуют группу — люди воспринимают их как соединенные по смыслу.

  • Принцип схожести

Похожие элементы (по цвету, форме, размеру и другим визуальным характеристикам) воспринимаются как группа. Это упрощает восприятие и организацию информации. Например, человек, видящий шахматную доску, склонен разделять ее на две группы: черные и белые клетки, а не расценивать ее как однородную поверхность.

  • Принцип завершенности

Этот принцип гештальтпсихологии объясняет, что человек воспринимает мир не как набор отдельных элементов, а как законченную картину. Человеческий мозг склонен мысленно завершать неполные фигуры, словно дорисовывая в воображении недостающие детали до знакомых предметов.

  • Принцип симметрии

Воспринимая окружающий мир, человек стремится к простоте и гармонии. Человеческое сознание признает симметрию основой красоты, равновесия и гармонии. Во всех уголках мира симметрия ценится как эстетический идеал и признается неотъемлемой частью прекрасного.

Преимущества гештальтпсихологии

Гештальтпсихология пытается построить единую систему понимания мира, охватывающую все его проявления. Это ее неоспоримое достоинство. Однако такая всеобъемлющая цель может оказаться и недостатком. Ведь при всем желании гештальт не является панацеей, способной дать исчерпывающие объяснения всем явлениям реальности.

Основы гештальтпсихологии
Фото: Freepik

Гештальтпсихология оказала огромное влияние на развитие психологии, предложив альтернативный взгляд на восприятие, мышление и поведение человека, отличный от господствовавших в то время психоанализа и бихевиоризма.

  • Гештальтпсихология подчеркивает, что люди воспринимают мир не как набор отдельных элементов, а как организованные, целостные структуры (гештальты). Это революционное представление изменило понимание процессов восприятия и обработки информации.
  • Гештальтпсихология внесла значительный вклад в понимание процессов мышления, особенно в области решения проблем. Они показали, что решение часто происходит путем внезапного инсайта, когда человек переосмысливает проблему и видит ее в новом свете.
  • Гештальтпсихология стала основой для гештальттерапии, подхода к психотерапии, который акцентирует внимание на осознании клиентом своих чувств, мыслей и поведения в настоящем моменте, а также на целостности личности.

Гештальтпсихология, безусловно, оставила свой след в истории психологии, но сегодня ее влияние значительно уменьшилось. Однако как самостоятельное направление психологии она себя изжила. Динамическая психология Курта Левина, несмотря на ценные результаты, трансформировалась в социальную психологию.

Гештальтпсихология восприятия выживает лишь фрагментарно или в слиянии с когнитивной психологией.

В качестве самостоятельного направления исследования мышления гештальтпсихология больше не существует, однако ее методы и инструменты продолжают использоваться в различных современных психологических школах.

Практическое применение гештальтпсихологии

Гештальтпсихология — основа гештальттерапии, смысл которой заключается в постулате: человек и все окружающее его — единое целое. Гештальттерапия признает уникальность каждой личности и стремится помочь человеку увидеть всю картину своей жизни в ее целостности.

Контакт и граница — вот два краеугольных камня этой концепции. Контакт — это именно то, что происходит, когда потребности человека сталкиваются с возможностями мира вокруг него. Другими словами, удовлетворить свои потребности мы можем только посредством взаимодействия с внешней средой. Возьмем, к примеру, голод: чтобы его утолить, нам необходима пища. Это означает, что для достижения желаемого результата человек должен активно взаимодействовать с миром.

Согласно гештальтпсихологии жизнь каждого человека состоит из непрерывных гештальтов — больших и малых событий, формирующих наш опыт. Ссора с любимыми, дружба, отношения с родителями, детьми, друзьями, коллегами — все это примеры гештальтов. Они возникают спонтанно, независимо от нашего желания, в ответ на потребность, требующую немедленного удовлетворения. Каждый гештальт имеет начало и конец, завершаясь достижением желаемого результата.

В гештальттерапии используются техники, основанные на принципах и играх, направленных на самопознание и понимание окружающих.

Игры, описанные далее, помогают человеку осмыслить себя и свое отношение к миру. Они построены на внутреннем диалоге с разными частями личности. Вспомните, что вы испытывали, когда сталкивались со страхом или сомнениями. Как вы реагировали? Этот опыт поможет понять, как работает внутренний диалог в гештальттерапии.

Техники

  1. Стул. Понадобятся два стула, расставленных напротив друг друга. Один — это место воображаемого собеседника, другой — ваш собственный. Задача клиента — активно менять стулья, параллельно ведя внутренний диалог от лица разных аспектов своей личности.
  2. Круги. Участнику игры необходимо пройти по кругу, задавая вопросы вымышленным персонажам, чтобы глубже понять их отношение к себе и свои собственные чувства по отношению к ним.
  3. Незаконченное дело. Незавершенные гештальты создают эмоциональный дискомфорт и могут влиять на текущее поведение и решения человека. Психика постоянно стремится закончить начатое действие, что может проявляться в навязчивых мыслях, повторяющихся паттернах поведения или эмоциональных реакциях на схожие ситуации. В игре необходимо завершить начатое. Например, если дело касается невысказанных чувств к кому-то, клиент должен прямо выразить их. При обиде все высказывания предлагается начинать со слов «Я обижен…».

Гештальттерапия, основанная на принципах гештальтпсихологии, помогает понять внутренние конфликты личности и найти пути их разрешения.

Представленные игры направлены на то, чтобы человек одновременно осознал себя и другого. Во время выполнения упражнений важно анализировать свои действия, понимать, зачем и как это делаете, поскольку главной целью таких заданий выступает развитие способности самостоятельно оценивать ситуацию.

Таким образом, гештальтпсихология является направлением в психологии, которое открывает фундаментальное понимание того, как люди познают мир. Наше восприятие действительности не сводится к сумме отдельных элементов, а стремится к созданию целостного образа — гештальта. Эти знания помогают при создании эффективной коммуникации и решении самых разнообразных психологических проблем.

Методы гештальтпсихологии помогают личности обрести целостность за счет глубокого понимания внутренних процессов и переживаний.

Часто задаваемые вопросы о гештальтпсихологии

Чем гештальттерапия отличается от других видов психотерапии?

Гештальттерапия сосредоточена на раскрытии внутреннего потенциала личности и окружающей среды; анализ истоков трудностей ее не интересует.

В каких случаях применяется гештальттерапия?

Гештальттерапия, основанная на постулатах гештальтпсихологии, — эффективный инструмент для решения широкого спектра проблем. Она помогает пациентам преодолевать тревогу, панические атаки, справиться с депрессией и повысить самооценку. Кроме того, гештальттерапия помогает улучшить межличностные отношения и взаимодействия с социальным окружением.

Какие вопросы часто задают гештальттерапевты?

Гештальттерапевты помогают заново открыть для себя наши чувства. Они часто спрашивают: «Что ты сейчас чувствуешь?», чтобы человек смог лучше понять себя и то, что происходит с ним в настоящий момент. Это прекрасный способ научиться слушать свое тело и душу, а также принимать все эмоции, как позитивные, так и негативные.

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
гарантированный
подарок
Получить грант
на обучение