Получите бесплатный доступ к вебинару «Как реализовать себя и удвоить доход на любимом деле»
calendar Дата: завтра
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid 2SDnjd7CHYc

Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые

15.05.2024
460
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 15.05.2024
Сохранить статью:
Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые

Какие бывают? Психические процессы – восприятие, память, мышление и речь. Каждый имеет уникальные характеристики. Например, восприятие позволяет нам интерпретировать информацию из окружающего мира, а память – сохранять и вспоминать ее. Мышление же дает возможность анализировать полученные данные и принимать решения.

Что учесть? Психические процессы тесно связаны друг с другом и работают согласованно для обеспечения адекватного ответа на различные жизненные ситуации. Понимая эти особенности, можно лучше разбираться в поведении людей и личностно расти.

Понятие психических процессов

Психические процессы определяются современной психологией как разновидность психических явлений: через них происходит отображение в сознании человека окружающей действительности, предметов и событий внешнего мира. Помимо процессов, типами явлений выступают состояния и свойства – именно на такие уровни подразделяется человеческая психика.

Психические процессы, хотя и протекают внутри человека, непосредственно связаны с воздействием извне, и они имеют конкретно-индивидуальный характер. Возьмем смену времен года: это удивит и заинтересует того, кто никогда не наблюдал ничего подобного, на других людей способно навеять поэтическое или философское настроение, а кто-то оценивает подобные перемены исключительно негативно. Таким образом, одно и то же воздействие приводит совершенно к разной реакции в виде психического процесса.

Понятие психических процессов

По характеру психические процессы бывают трех видов:

  • Познавательные.
  • Эмоциональные.
  • Волевые.

Понятие психических процессов

При этом психические процессы неразрывно связаны друг с другом. К примеру, восприятие невозможно без памяти, а последняя, в свою очередь, требует наличия внимания. В нашем сознании процессы протекают как бы сами собой, но в реальности их можно отделить. Скажем, отличаются память, воображение, эмоции, воля, речь, настроение и пр. Более того, мы можем развивать эти процессы, научиться управлять ими.

Психические познавательные процессы

Восприятие

Как психический процесс восприятие представляет собой целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Первичную информацию в виде ощущений мы получаем с помощью сенсорных органов, а потом все это объединяется в совокупный образ. Например, восприятие солнца формируется благодаря тому, что мы видим в небе яркий желтый круг и чувствуем исходящее от него тепло. Когда мы сохраняем этот образ в сознании, появляется представление – в последующем, чтобы представить себе солнце, нам не требуется наблюдать его, и картинка сразу сложится.

5 способов найти своё призвание
и зарабатывать на нем
от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
Сценарии, мышление и ценности богатого человека
Практикум, который поможет найти путь к деньгам в вашей жизни
word
Медитация "Мечта" от Юрия Мурадяна
За 9 минут поймете, какая у вас мечта и как её достичь
pdf
Трекер эмоционального и физического состояния
Практика для понимания себя и избавления от стресса
word
Чек-лист "Каналы продаж для помогающих практиков"
69 проверенных каналов для продаж своих услуг
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Основными свойствами восприятия являются:

  • Структурность, то есть предмет воспринимается как набор внешних признаков, складываемых в единую структуру (цвет, форма, размер и пр.).
  • Предметность – результатом восприятия становится создание законченного образа конкретного объекта, а не бессвязного набора ощущений.
  • Константность, предполагающая постоянство фиксируемых характеристик.
  • Избирательность – особенностью нашего сознания является то, что мы обращаем внимание на наиболее заметные и легкие для идентификации предмета детали.

Память

Благодаря памяти происходит накопление, сохранение и воспроизведение знаний и навыков индивидуума.

По сути, память выступает хранилищем информации, и без нее человеческое существование было бы невозможно, поскольку даже усвоение простейших жизненных навыков опирается на ресурсы памяти.

Ключевыми характеристиками данного психического процесса служат объем и точность памяти, а также скорость запоминания и забывания.

Есть типологии памяти по разнообразным критериям:

  • Содержание хранимой информации – соответственно, выделяются пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая и образная память.
  • Сенсорная модальность, определяемая тем, какой из органов чувств является источником данных – бывает моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, болевая память.
  • Время хранения информации – память сенсорной (до 1,5 сек), кратковременной (до 30 секунд) и долговременной (постоянно, хотя и с некоторым угасанием во времени)может быть долговременной, кратковременной, промежуточной.
  • Организация запоминания – эпизодическая, процедурная и семантическая память.
  • Осознанность процесса запоминания – выделяется произвольная и непроизвольная память.

Психические познавательные процессы

Мышление

Под мышлением понимается познавательный психический процесс осознания закономерностей окружающего мира за счет обработки информации и моделирования.

Мышление является высшей ступенью человеческого познания действительности.

К характеристикам мышления относятся:

  • получение нового знания опосредованным путем, то есть с помощью логических рассуждений;
  • обобщение, предполагающее движение от отдельных предметов к общим закономерностям.

Ощущения

В ощущениях при участии психики отражаются отдельные свойства и состояния внешней среды.

Как известно, человек способен фиксировать пять видов ощущений с помощью органов чувств: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Свойства психических процессов – ощущений:

  • Модальность, или качественная характеристика ощущения (горячо – холодно, близко – далеко).
  • Интенсивность, предполагающая количественные ориентиры (насколько горячо).
  • Длительность – как долго действуют ощущения на наши рецепторы.
  • Локализация – расположение раздражителя в пространстве, хотя не всегда это можно определить.

Воображение

Воображением называется умение человека строить мысленные образы и идеи в сознании, причем с возможностью управлять ими. Мы способны представить себе даже то, чего еще не существует, скажем будущий результат работы, которая нам предстоит.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 30.07
Дарим бесплатный доступ
к фрагменту книги
«Делай как коуч»
Узнайте топовые коучинговые практики 2024 года от Юрия Мурадяна и Ольги Рыбиной
книга

Есть разные механизмы психического процесса воображения:

  • Перестановка – перенос элементов одного образа в другой.
  • Миниатюризация или гиперболизация – соответственно, мысленное уменьшение или увеличение реально существующего объекта.
  • Агглютинация, когда образ компонуется из объединения частей разных предметов.
  • Галлюцинация, представляющая собой создание нереального, болезненного образа, который возникает без внешнего раздражителя.
  • Акцентирование, делающее упор на отдельных свойствах и деталях объекта.

Представление

Как уже было отмечено, представление является восприятием, зафиксированным в нашей памяти.

Когда мы слышим знакомое понятие, то сразу же можем извлечь из памяти нужный образ – это и будет представление.

Свойства, присущие представлению:

  • Фрагментарность: каждый отдельный элемент представления выступает фрагментом, и чем их больше, тем более цельным получится конечный образ.
  • Наглядность: в человеческом сознании образы хранятся в наглядной форме.
  • Обобщенность – другими словами, образ имеет определенную информационную емкость.
  • Неустойчивость: мы извлекаем образ из памяти ненадолго, хотя при необходимости можем повторять это снова и снова.

Речь

Речь – форма человеческого общения с помощью языковых конструкций. Речь требует наличия мышления и представлений.

Благодаря речи возможен обмен информацией, передача общественно-исторического опыта, а также социальная коммуникация.

Свойства данного психического процесса:

  • Понятность речи, что предполагает не только корректность синтаксических конструкций, но и правильное использование пауз и ударений.
  • Содержательность – помимо связующих и иных слов, не несущих информации и условно называемых «водой», в речи должны присутствовать ценностные элементы в виде мыслей, суждений, имеющих прямое отношение к действительности.
  • Действенность, то есть способность речи оказывать воздействие на собеседника.
  • Выразительность, заключающаяся в эмоциональной насыщенности и богатстве средств выражения идей и чувств

Внимание

С точки зрения психики, это избирательная направленность нашего восприятия, умение концентрироваться на сторонах и свойствах определенного объекта. Внимание неразрывно связано с волей и памятью.

Воля позволяет сделать выбор, на чем акцентируется внимание, а благодаря памяти происходит фиксация информации. С помощью психического процесса внимания человек может ориентироваться в окружающем мире.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Характеристиками внимания выступают объем, направленность, сосредоточенность, интенсивность, переключаемость.

Психические эмоциональные процессы

Чувства

Чувство – это эмоциональный психический процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к объектам реального или абстрактного характера. На одни и те же объекты люди реагируют по-разному, в чем и выражается субъективность чувств.

Свойства этого психического процесса:

  • Содержание – в чувствах проявляются отдельные стороны и свойства объектов, причем это преломляется сквозь особенности индивидуальных ощущений.
  • Стеничность – по этому критерию чувства подразделяются на стенические, вызывающие живую эмоциональную реакцию и желание действовать, и астенические, которые, наоборот, приводят к бездействию.
  • Интенсивность – так оценивается сила чувств.
  • Валентность – она подразумевает качественное восприятие человеком чувств как приятных, неприятных или двойственных (амбивалентных).

Психические эмоциональные процессы

Эмоции

Они отличаются от чувств меньшей продолжительностью, а также тем, что эмоции обычно не имеют жесткой привязки к конкретному предмету, и они формируются ситуативно.

В остальном же свойства эмоций и чувств аналогичны.

Настроение

Это более продолжительный психический процесс, особенностью которого является создание общего эмоционального фона. Настроение взаимосвязано с чувствами и эмоциями, однако его необязательно формирует воздействие извне. По направленности настроение может быть ровным, тревожным, пониженным и т. д.

Аффекты

Аффектами называют деятельность и психические процессы, обладающие взрывной природой, и, как правило, они оказывают негативное влияние на состояние человека, хотя в ситуации опасности способны помочь.

Психические волевые процессы

В этой группе насчитывается три вида психических процессов личности – постановка цели, принятие решений, сила воли.

Постановка цели требует сформированности у человека умения целеполагания.

При движении к цели обычно необходимо принимать решения по тем или иным вопросам, что тоже является отдельным процессом.

Наконец, в своей деятельности человек учитывает разнообразные мотивы, на формирование которых оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Способность собраться и начать движение в выбранном направлении обозначается как борьба мотивов, или сила воли.

Методы изучения психических процессов

В психологии для этого применяются две категории методов. Во-первых, оценке поддаются когнитивные психические процессы, задействованные в процессе мышления. С другой же стороны, можно начать с изучения личности вообще.

Методы изучения психических процессов

Когнитивные методики больше всего подходят для исследования процессов памяти, мышления, внимания, речи. Основные научные приемы:

  • Проба Поппельрейтера выявляет агнозии (нарушения зрительного восприятия). При этом участнику теста показываются контурные, перечеркнутые, наложенные друг на друга изображения.
  • Доска Сегена, с помощью которой фигуры и объемные предметы опознаются на ощупь.
  • Проверка слухового восприятия, включая чувство ритма.
  • Распознавание людей по лицам.
  • Идентификация предметов, требующая зрительно-пространственной переработки, скажем работа с контурной картой.
  • Оценка способности выстраивать ассоциативные цепочки, к примеру с использованием пиктограмм.
  • Определение навыка классификации предметов.
  • Счет по Крепелину, предназначенный для проверки работоспособности, внимания и утомляемости. При этом испытуемый должен складывать в уме однозначные числа.

Часто задаваемые вопросы о психических процессах

Какие из психических процессов относятся к высшим?

Такими являются восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и речь. Их объединяет то, что толчком к запуску психического процесса является один предмет, а его результатом – другой. Например, восприятие фиксирует отдельные свойства объекта, а какие именно и каков получится образ, зависит от индивидуума.

Как происходит развитие психических процессов у людей?

Способности к подобным процессам имеются у каждого человека с рождения, однако изначально они находятся в зачаточном состоянии, и их освоение происходит в ходе обучения и накопления личного опыта. Сначала маленький ребенок владеет лишь основными психическими процессами, к примеру чувствами, но потом, взрослея, он доходит до более сложных типа принятия решения и постановки цели. Развитие этих навыков идет на протяжении всего детства, в основном они формируются в дошкольном возрасте, но заканчивается этот процесс примерно к 16 годам. Тем самым человек приобретает способность перенимать общественно-исторический опыт.

Что в психологии называется свертыванием?

Это понятие имеет два значения. Во-первых, оно используется как синоним инволюции – увядания. К сожалению, качественное изменение психических функций не всегда идет по нарастающей, и порой наблюдается регресс. В силу различных заболеваний или преклонного возраста некоторые люди начинают хуже запоминать информацию, теряется острота восприятия, эмоциональная насыщенность и т. д. Также свертыванием называется специальная мнемоническая техника, помогающая лучше запоминать. Когда мы сталкиваемся с большим массивом информации, то лучше она усваивается, когда разбивается на отдельные элементы. К примеру, сложный мыслительный процесс делится на действия, между которыми устанавливается взаимосвязь. Тем самым в сознании мы можем разбить информацию на части и при этом осознавать, что она представляет собой единое целое, то есть можно как свернуть, так и развернуть ее.

Что такое погружение с точки зрения психических функций?

При погружении происходит переход от внешних действий к мыслительным. Например, когда ребенок учится считать, то поначалу он обязательно использует какие-то вспомогательные предметы – чаще всего пальцы рук. Затем он считает параллельно – на пальцах и в уме, а в дальнейшем необходимость во внешних действиях отпадает полностью. Подобным образом идет и обучение чтению – сначала вслух, потом с внутренним проговариванием, а затем остается лишь работа мысли. Принцип погружения полезен тем, что позволяет уйти в воображение. Так, можно взять на вооружение методику «виртуальных тренировок», широко используемую спортсменами. В этом случае человек мысленно прокручивает все действия, которые ему предстоит выполнить, и обычно результаты после этого становятся лучше.

Насколько психические процессы произвольны?

В действительности именно произвольность, то есть способность управлять психическими процессами сделала возможной человеческую эволюцию. При этом разрывается простейшая связка «стимул – реакция», и внутри появляется еще одно звено в виде психологического инструмента. Таковыми могут быть язык, счет, сила воли и т. п. Характерно, что с возрастом, по мере становления личности, способность к саморегуляции растет, хотя определенная зависимость от внешнего воздействия все же остается. В целом психические процессы сложны, и именно благодаря им человек способен взаимодействовать с окружающим миром и развиваться как личность. Они формируются в детском возрасте, причем есть техники, позволяющие усовершенствовать подобные навыки. Психические процессы выполняют разные функции, и они различаются по механизмам, однако между ними есть взаимосвязь, и только комплексное развитие психических процессов позволяет полноценно реализовывать потенциал.

Вам также может понравиться
Низкий эмоциональный интеллект: признаки, последствия, способы изменить

Низкий эмоциональный интеллект: признаки, последствия, способы изменить

«От меня ничего не зависит»: как стресс влияет на наше мышление и что с этим делать

«От меня ничего не зависит»: как стресс влияет на наше мышление и что с этим делать

Навыки и принципы критического мышления

Навыки и принципы критического мышления

Навык принятия решений: насколько важен, как развивать

Навык принятия решений: насколько важен, как развивать

Навык планирования и его польза

Навык планирования и его польза

Майндфулнесс: как прокачать осознанность

Майндфулнесс: как прокачать осознанность

Личное пространство человека и как его защитить

Личное пространство человека и как его защитить

«Ограничения только в нашей голове»: Ольга Вильковская о работе коучем в благотворительном проекте

«Ограничения только в нашей голове»: Ольга Вильковская о работе коучем в благотворительном проекте

Конкретизация целей: ключ к успеху и преодолению препятствий

Конкретизация целей: ключ к успеху и преодолению препятствий

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча