- Понятие психических процессов
- Психические познавательные процессы
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Ощущения
- Воображение
- Представление
- Речь
- Внимание
- Психические эмоциональные процессы
- Чувства
- Эмоции
- Настроение
- Аффекты
- Психические волевые процессы
- Методы изучения психических процессов
- Часто задаваемые вопросы о психических процессах
- Какие из психических процессов относятся к высшим?
- Как происходит развитие психических процессов у людей?
- Что в психологии называется свертыванием?
- Что такое погружение с точки зрения психических функций?
- Насколько психические процессы произвольны?
Какие бывают? Психические процессы – восприятие, память, мышление и речь. Каждый имеет уникальные характеристики. Например, восприятие позволяет нам интерпретировать информацию из окружающего мира, а память – сохранять и вспоминать ее. Мышление же дает возможность анализировать полученные данные и принимать решения.
Что учесть? Психические процессы тесно связаны друг с другом и работают согласованно для обеспечения адекватного ответа на различные жизненные ситуации. Понимая эти особенности, можно лучше разбираться в поведении людей и личностно расти.
Понятие психических процессов
Психические процессы определяются современной психологией как разновидность психических явлений: через них происходит отображение в сознании человека окружающей действительности, предметов и событий внешнего мира. Помимо процессов, типами явлений выступают состояния и свойства – именно на такие уровни подразделяется человеческая психика.
Психические процессы, хотя и протекают внутри человека, непосредственно связаны с воздействием извне, и они имеют конкретно-индивидуальный характер. Возьмем смену времен года: это удивит и заинтересует того, кто никогда не наблюдал ничего подобного, на других людей способно навеять поэтическое или философское настроение, а кто-то оценивает подобные перемены исключительно негативно. Таким образом, одно и то же воздействие приводит совершенно к разной реакции в виде психического процесса.
По характеру психические процессы бывают трех видов:
- Познавательные.
- Эмоциональные.
- Волевые.
При этом психические процессы неразрывно связаны друг с другом. К примеру, восприятие невозможно без памяти, а последняя, в свою очередь, требует наличия внимания. В нашем сознании процессы протекают как бы сами собой, но в реальности их можно отделить. Скажем, отличаются память, воображение, эмоции, воля, речь, настроение и пр. Более того, мы можем развивать эти процессы, научиться управлять ими.
Психические познавательные процессы
Восприятие
Как психический процесс восприятие представляет собой целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Первичную информацию в виде ощущений мы получаем с помощью сенсорных органов, а потом все это объединяется в совокупный образ. Например, восприятие солнца формируется благодаря тому, что мы видим в небе яркий желтый круг и чувствуем исходящее от него тепло. Когда мы сохраняем этот образ в сознании, появляется представление – в последующем, чтобы представить себе солнце, нам не требуется наблюдать его, и картинка сразу сложится.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Основными свойствами восприятия являются:
- Структурность, то есть предмет воспринимается как набор внешних признаков, складываемых в единую структуру (цвет, форма, размер и пр.).
- Предметность – результатом восприятия становится создание законченного образа конкретного объекта, а не бессвязного набора ощущений.
- Константность, предполагающая постоянство фиксируемых характеристик.
- Избирательность – особенностью нашего сознания является то, что мы обращаем внимание на наиболее заметные и легкие для идентификации предмета детали.
Память
Благодаря памяти происходит накопление, сохранение и воспроизведение знаний и навыков индивидуума.
По сути, память выступает хранилищем информации, и без нее человеческое существование было бы невозможно, поскольку даже усвоение простейших жизненных навыков опирается на ресурсы памяти.
Ключевыми характеристиками данного психического процесса служат объем и точность памяти, а также скорость запоминания и забывания.
Есть типологии памяти по разнообразным критериям:
- Содержание хранимой информации – соответственно, выделяются пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая и образная память.
- Сенсорная модальность, определяемая тем, какой из органов чувств является источником данных – бывает моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, болевая память.
- Время хранения информации – память сенсорной (до 1,5 сек), кратковременной (до 30 секунд) и долговременной (постоянно, хотя и с некоторым угасанием во времени)может быть долговременной, кратковременной, промежуточной.
- Организация запоминания – эпизодическая, процедурная и семантическая память.
- Осознанность процесса запоминания – выделяется произвольная и непроизвольная память.
Мышление
Под мышлением понимается познавательный психический процесс осознания закономерностей окружающего мира за счет обработки информации и моделирования.
Мышление является высшей ступенью человеческого познания действительности.
К характеристикам мышления относятся:
- получение нового знания опосредованным путем, то есть с помощью логических рассуждений;
- обобщение, предполагающее движение от отдельных предметов к общим закономерностям.
Ощущения
В ощущениях при участии психики отражаются отдельные свойства и состояния внешней среды.
Как известно, человек способен фиксировать пять видов ощущений с помощью органов чувств: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
Свойства психических процессов – ощущений:
- Модальность, или качественная характеристика ощущения (горячо – холодно, близко – далеко).
- Интенсивность, предполагающая количественные ориентиры (насколько горячо).
- Длительность – как долго действуют ощущения на наши рецепторы.
- Локализация – расположение раздражителя в пространстве, хотя не всегда это можно определить.
Воображение
Воображением называется умение человека строить мысленные образы и идеи в сознании, причем с возможностью управлять ими. Мы способны представить себе даже то, чего еще не существует, скажем будущий результат работы, которая нам предстоит.
"Делай как коуч"
Есть разные механизмы психического процесса воображения:
- Перестановка – перенос элементов одного образа в другой.
- Миниатюризация или гиперболизация – соответственно, мысленное уменьшение или увеличение реально существующего объекта.
- Агглютинация, когда образ компонуется из объединения частей разных предметов.
- Галлюцинация, представляющая собой создание нереального, болезненного образа, который возникает без внешнего раздражителя.
- Акцентирование, делающее упор на отдельных свойствах и деталях объекта.
Представление
Как уже было отмечено, представление является восприятием, зафиксированным в нашей памяти.
Когда мы слышим знакомое понятие, то сразу же можем извлечь из памяти нужный образ – это и будет представление.
Свойства, присущие представлению:
- Фрагментарность: каждый отдельный элемент представления выступает фрагментом, и чем их больше, тем более цельным получится конечный образ.
- Наглядность: в человеческом сознании образы хранятся в наглядной форме.
- Обобщенность – другими словами, образ имеет определенную информационную емкость.
- Неустойчивость: мы извлекаем образ из памяти ненадолго, хотя при необходимости можем повторять это снова и снова.
Речь
Речь – форма человеческого общения с помощью языковых конструкций. Речь требует наличия мышления и представлений.
Благодаря речи возможен обмен информацией, передача общественно-исторического опыта, а также социальная коммуникация.
Свойства данного психического процесса:
- Понятность речи, что предполагает не только корректность синтаксических конструкций, но и правильное использование пауз и ударений.
- Содержательность – помимо связующих и иных слов, не несущих информации и условно называемых «водой», в речи должны присутствовать ценностные элементы в виде мыслей, суждений, имеющих прямое отношение к действительности.
- Действенность, то есть способность речи оказывать воздействие на собеседника.
- Выразительность, заключающаяся в эмоциональной насыщенности и богатстве средств выражения идей и чувств
Внимание
С точки зрения психики, это избирательная направленность нашего восприятия, умение концентрироваться на сторонах и свойствах определенного объекта. Внимание неразрывно связано с волей и памятью.
Воля позволяет сделать выбор, на чем акцентируется внимание, а благодаря памяти происходит фиксация информации. С помощью психического процесса внимания человек может ориентироваться в окружающем мире.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Характеристиками внимания выступают объем, направленность, сосредоточенность, интенсивность, переключаемость.
Психические эмоциональные процессы
Чувства
Чувство – это эмоциональный психический процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к объектам реального или абстрактного характера. На одни и те же объекты люди реагируют по-разному, в чем и выражается субъективность чувств.
Свойства этого психического процесса:
- Содержание – в чувствах проявляются отдельные стороны и свойства объектов, причем это преломляется сквозь особенности индивидуальных ощущений.
- Стеничность – по этому критерию чувства подразделяются на стенические, вызывающие живую эмоциональную реакцию и желание действовать, и астенические, которые, наоборот, приводят к бездействию.
- Интенсивность – так оценивается сила чувств.
- Валентность – она подразумевает качественное восприятие человеком чувств как приятных, неприятных или двойственных (амбивалентных).
Эмоции
Они отличаются от чувств меньшей продолжительностью, а также тем, что эмоции обычно не имеют жесткой привязки к конкретному предмету, и они формируются ситуативно.
В остальном же свойства эмоций и чувств аналогичны.
Настроение
Это более продолжительный психический процесс, особенностью которого является создание общего эмоционального фона. Настроение взаимосвязано с чувствами и эмоциями, однако его необязательно формирует воздействие извне. По направленности настроение может быть ровным, тревожным, пониженным и т. д.
Аффекты
Аффектами называют деятельность и психические процессы, обладающие взрывной природой, и, как правило, они оказывают негативное влияние на состояние человека, хотя в ситуации опасности способны помочь.
Психические волевые процессы
В этой группе насчитывается три вида психических процессов личности – постановка цели, принятие решений, сила воли.
Постановка цели требует сформированности у человека умения целеполагания.
При движении к цели обычно необходимо принимать решения по тем или иным вопросам, что тоже является отдельным процессом.
Наконец, в своей деятельности человек учитывает разнообразные мотивы, на формирование которых оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Способность собраться и начать движение в выбранном направлении обозначается как борьба мотивов, или сила воли.
Методы изучения психических процессов
В психологии для этого применяются две категории методов. Во-первых, оценке поддаются когнитивные психические процессы, задействованные в процессе мышления. С другой же стороны, можно начать с изучения личности вообще.
Когнитивные методики больше всего подходят для исследования процессов памяти, мышления, внимания, речи. Основные научные приемы:
- Проба Поппельрейтера выявляет агнозии (нарушения зрительного восприятия). При этом участнику теста показываются контурные, перечеркнутые, наложенные друг на друга изображения.
- Доска Сегена, с помощью которой фигуры и объемные предметы опознаются на ощупь.
- Проверка слухового восприятия, включая чувство ритма.
- Распознавание людей по лицам.
- Идентификация предметов, требующая зрительно-пространственной переработки, скажем работа с контурной картой.
- Оценка способности выстраивать ассоциативные цепочки, к примеру с использованием пиктограмм.
- Определение навыка классификации предметов.
- Счет по Крепелину, предназначенный для проверки работоспособности, внимания и утомляемости. При этом испытуемый должен складывать в уме однозначные числа.
Часто задаваемые вопросы о психических процессах
Какие из психических процессов относятся к высшим?
Такими являются восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и речь. Их объединяет то, что толчком к запуску психического процесса является один предмет, а его результатом – другой. Например, восприятие фиксирует отдельные свойства объекта, а какие именно и каков получится образ, зависит от индивидуума.
Как происходит развитие психических процессов у людей?
Способности к подобным процессам имеются у каждого человека с рождения, однако изначально они находятся в зачаточном состоянии, и их освоение происходит в ходе обучения и накопления личного опыта. Сначала маленький ребенок владеет лишь основными психическими процессами, к примеру чувствами, но потом, взрослея, он доходит до более сложных типа принятия решения и постановки цели. Развитие этих навыков идет на протяжении всего детства, в основном они формируются в дошкольном возрасте, но заканчивается этот процесс примерно к 16 годам. Тем самым человек приобретает способность перенимать общественно-исторический опыт.
Что в психологии называется свертыванием?
Это понятие имеет два значения. Во-первых, оно используется как синоним инволюции – увядания. К сожалению, качественное изменение психических функций не всегда идет по нарастающей, и порой наблюдается регресс. В силу различных заболеваний или преклонного возраста некоторые люди начинают хуже запоминать информацию, теряется острота восприятия, эмоциональная насыщенность и т. д. Также свертыванием называется специальная мнемоническая техника, помогающая лучше запоминать. Когда мы сталкиваемся с большим массивом информации, то лучше она усваивается, когда разбивается на отдельные элементы. К примеру, сложный мыслительный процесс делится на действия, между которыми устанавливается взаимосвязь. Тем самым в сознании мы можем разбить информацию на части и при этом осознавать, что она представляет собой единое целое, то есть можно как свернуть, так и развернуть ее.
Что такое погружение с точки зрения психических функций?
При погружении происходит переход от внешних действий к мыслительным. Например, когда ребенок учится считать, то поначалу он обязательно использует какие-то вспомогательные предметы – чаще всего пальцы рук. Затем он считает параллельно – на пальцах и в уме, а в дальнейшем необходимость во внешних действиях отпадает полностью. Подобным образом идет и обучение чтению – сначала вслух, потом с внутренним проговариванием, а затем остается лишь работа мысли. Принцип погружения полезен тем, что позволяет уйти в воображение. Так, можно взять на вооружение методику «виртуальных тренировок», широко используемую спортсменами. В этом случае человек мысленно прокручивает все действия, которые ему предстоит выполнить, и обычно результаты после этого становятся лучше.
Насколько психические процессы произвольны?
В действительности именно произвольность, то есть способность управлять психическими процессами сделала возможной человеческую эволюцию. При этом разрывается простейшая связка «стимул – реакция», и внутри появляется еще одно звено в виде психологического инструмента. Таковыми могут быть язык, счет, сила воли и т. п. Характерно, что с возрастом, по мере становления личности, способность к саморегуляции растет, хотя определенная зависимость от внешнего воздействия все же остается. В целом психические процессы сложны, и именно благодаря им человек способен взаимодействовать с окружающим миром и развиваться как личность. Они формируются в детском возрасте, причем есть техники, позволяющие усовершенствовать подобные навыки. Психические процессы выполняют разные функции, и они различаются по механизмам, однако между ними есть взаимосвязь, и только комплексное развитие психических процессов позволяет полноценно реализовывать потенциал.