- Определение личности и ее функциональная структура
- Признаки функциональной личности
- Структурно-функциональные компоненты личности
- Дисфункциональная личность
- Часто задаваемые вопросы о функциональной личности
- Какую личность можно назвать функционально грамотной?
- Каковы функции личности?
- Что представляет собой функциональная личность?
Функциональная личность — это человек нового времени, компетентный в использовании технологий и способный к непрерывному самообразованию. Это профессионалы, которые не только выполняют работу, но и постоянно развиваются вместе с изменяющимся миром.
Определение личности и ее функциональная структура
Личность человека неотделима от его психики, являющейся очень сложной открытой системой с иерархической структурой и обратной связью. В целом функция психики заключается в процессе познания объективной реальности посредством субъективного восприятия, чувств, ощущений, мышления, воли и других механизмов с целью ориентации и взаимодействия с окружающей средой, а также выживания и адаптации к условиям существования.
Она необходима человеку, чтобы точно отразить, понять, объединить полученную информацию о среде обитания, сопоставить ее с потребностями, а далее выработать нужный алгоритм поведения.
Основой психической деятельности является мозг, находящийся в неразрывной связи и единстве с организмом. Помимо функциональных блоков и подсистем (память, мышление, чувственное и абстрактное познание и др.) существует также подсистема субъективности, позволяющая человеку осознавать и чувствовать себя, относиться к себе и управлять собой, что представляет его самость, его «я».
Функция человеческой самости проявляется не сразу после рождения человека, а формируется по мере роста и взросления. Малыши говорят о себе в третьем лице, а его «я» появляется позже.
Зигмунд Фрейд назвал это аутоидентификацией, то есть определением или нахождением самого себя. Так и происходит в действительности, и ребенок находит себя. Это говорит о том, что у него созрела функция субъективности (от латинского subjectum): я существую как индивид, живое существо, носитель желаний, знаний и т. д. И в таком понимании самость на всю жизнь становится точкой отсчета для личности и остается ее центром.
Необходимо отметить, что личность становится определившейся самостью только после того, как она формируется посредством надлежащего развития, прохождения социализации и культурализации.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Определившаяся самость — это не только то, что делает человека непохожим на других с точки зрения его физических характеристик и отождествляющихся с ним черт, но также его умение чувствовать себя и осознавать, его убеждения, ценности, интересы и т. п. Это приходит к нему не сразу, а процессе многолетнего развития, который может длиться на протяжении всей его жизни.
Развитие самости представляет собой саморазвитие человека, позволяющее сформироваться и видоизменить ощущение собственной идентичности через самоосознавание и самовосприятие, самооценку и самовыражение, самосовершенствование и самоактуализацию и т. п. Процесс этот запускается с началом воспитания и продолжается через учебу и труд, содействуя формированию самостоятельности и способствуя жизненной зрелости.
Социализация самости состоит в том, что личность усваивает определенный персональный опыт, касающийся стиля и манер взаимодействия, внешнего рисунка поведения, и преобразовывает его на индивидуальные установки, позиции и способы реагирования при взаимоотношениях с другими. При этом на основе биологического своеобразия (то есть темперамента, интеллекта, интересов, потребностей и способностей) происходит формирование характера человека, тех его черт, которые прививаются воспитанием.
Не последнюю роль в социализации самости играет саморазвитие — через самовоспитание, шлифовку собственного характера и совершаемые в тех или иных ситуациях поступки.
Культурализация самости выступает в качестве внутреннего стержня самосознания. Она заключается в приобретении и развитии у человека нравственности как способности переживать угрызения совести, чувства стыда, вины и справедливости, проявлять милосердие и гуманность, а также понимания и принятия таких общечеловеческих категорий, как ценность жизни, здоровья и семьи, любовь к родине, защита свободы и справедливости и т. д.
Она включает и формирование убеждений и идеологии, и восприятие культуры и субкультур, а также законов и принятых в обществе норм и правил. Немаловажным является приобретение индивидом определенных жизненных установок и построение отношений.
На протяжении всей жизни индивида у него определенным образом видоизменяются ценности, взгляды и принципы, так же как и его ощущение собственной идентичности через самопонимание, самоактуализацию и пр. Но одновременно существует и определенный рубеж, с достижением которого формирование личности и ее зрелости большей частью заканчивается. Таким образом, развитие, социализация и культурализация происходят постоянно и, подойдя к данному периоду, достигают какого-либо показателя «жизненной достаточности».
Это обычно соответствует совершеннолетию. В психологии это возраст психосексуальной зрелости: 20–22 года для женщин, 23–25 лет для мужчин. Несомненно, главными признаками сформировавшейся личности являются ее самостоятельность и самодостаточность, желание и умение брать на себя ответственность в комбинации со способностью к адаптации, наличие достаточных ресурсов в плане знаний, умений, навыков и др.
Для оценки степени личностной зрелости принимаются во внимание взгляды и убеждения человека, его позиция и коммуникативные навыки, поступки и умение взаимодействовать, уровень развития интеллекта и образованность, условия и образ жизни, воспитание, способности и природные склонности, иерархия ценностных категорий и др.
Из-за того, что биологический возраст индивида может значительно отличаться от психологического, при необходимости (в некоторых юридических ситуациях) определяется психологический возраст субъекта. Это осуществляет специально назначенная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Она оценивает склад психики индивида, особенности его мышления, эмоциональный фон, а также и собственно личность.
Личность представляет собой сложный комплекс высших свойств психики, который зарождается и развивается исключительно в социуме. Из-за наличия всесторонних связей и с психическими, и с остальными системами организма, а также с процессами их жизнедеятельности она неотделима от них. В ее структуру входит как собственно личность, так и те качества и свойства, которые связаны с ее основами и ресурсами, характеризующими ее особенности. Поэтому любой человек считается био-психо-социальным существом.
Признаки функциональной личности
Функциональная личность — это состояние взрослого человека, который способен быстро и адекватно адаптироваться к требованиям и вызовам социальной среды.
Функциональность указывает на зрелость личности, то есть на то, что индивид способен правильно выявлять потребности, осуществлять намерения и желания, решать проблемы, устанавливать дружеские отношения с людьми, умеет контролировать эмоции и адекватно реагировать на стрессовые ситуации. И безусловно, понимает, что ему нужно делать, чтобы поставить себе определенные цели и наполнить смыслом жизнь.
"Делай как коуч"
Признаки функциональной личности:
- умение ясно и четко выражать мысли, желания и намерения;
- способность принимать чувства и мысли, прислушиваясь к вашему «я»;
- навык воспринимать и оценивать то, что происходит за пределами вашего «я», отделять это от личных проявлений и от того, что происходит в окружающем мире;
- умение вести себя по отношению к другим людям как к отдельным от личности и единственным существам (это применимо по отношению к родителям, детям и обществу);
- принимает наличие непохожести как шанс получения новой информации и возможности для исследований, а не воспринимает это как угрозу или причину непонимания и разногласий;
- объективно воспринимает других людей и ситуации, то есть принимает их такими, какими они являются, а не какими данная личность хотела (ожидала) бы их увидеть;
- принимает на себя ответственность за чувства, мысли, восприятие, при этом не отрицает собственных проявлений и не приписывает их другим людям;
- владеет навыками ведения открытого общения, передачи и восприятия информации, выявления несоответствия точек зрения самой личности и окружающих.
Таким образом, функциональная личность — это зрелый человек с позицией, направленной на адекватную и активную коммуникацию с миром, принимающий ответственность за поступки или их отсутствие, понимающий и контролирующий эмоции, чувства и мысли. Данный алгоритм взаимодействия с окружающей средой становится возможным только после того, как индивид сможет в первую очередь разрушить иллюзии относительно самого себя, во вторую — по поводу окружающей его действительности.
Структурно-функциональные компоненты личности
Как в норме, так и при изучении личностных патологий следует выделять определенные структурно-функциональные составляющие:
- Биологические основы личности определяются теми чертами и качествами, с которыми человек родился. Это совокупность механизмов и систем мозга, охватывающих внутреннее строение организма вместе с половыми и возрастными различиями, особенностями и определяющих присущие ей индивидуальные природные черты, такие как типы восприятия (связанное с отражением действительности на органы чувств) и темперамента (зависящие от строения нервной системы), а также виды мыслительной деятельности (обусловленной развитием межполушарных соотношений в головном мозге).
- Ресурсы личности, определяющие ее потенциал и силу, формирующиеся на основе врожденных задатков и склонностей, развитие которых зависит уже от особенностей воспитания человека и его работы над собой в процессе получения образования и знаний, умений и навыков, а также личностного роста: мышление и память, словарный запас и речь, интеллект и понятийный аппарат, способности и опыт и др.
- Характер личности определяется как совокупность различных ее качеств и свойств. Он отражается в стиле поведения, деятельности, направленной на достижение конкретных целей и задач, а также в индивидуальных проявлениях во взаимодействии с окружением через манеру реагирования, самоутверждения и выбор приемов адаптации. Он формируется в результате воспитания, в процессе учебы и труда человека, посредством приобретения умения ставить цели и добиваться результата.
Такая черта характера человека, как воля, является очень важным ресурсом личности и проявлением ее самости, что указывает на условность любого разделения единого целого на составляющие.
- Собственно личность определяется как индивид, ставший персоной, то есть имеющий уже развившуюся, социализированную и культурализованную самость.
С человеком отождествляются как отдельные особенности его темперамента («огонь», «лед»), интеллекта («умник»), воли («кремень»), так и его характеристики в целом, когда о нем говорят как о личности, персоне, идентифицируя как носителя определенного сочетания высших человеческих ценностей и значимых свойств.
Дисфункциональная личность
У такой личности не сформированы навыки адекватного общения, она не имеет средств для точного самовосприятия и самовыражения, а также не умеет верно трактовать поступающую извне информацию.
Такая личность характеризуется трудностями в межличностных отношениях и нарушением адаптации к социальной среде и функционированию в ней. Предпринимаемые ею действия основаны на ложных предположениях, а попытки приспособления к окружающей среде беспорядочны и неадекватны.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
У дисфункциональной личности интерпретация происходящего несопоставима с реальной сложившейся ситуацией. Любое сиюминутное положение дел рассматривается ею лишь через призму прошлого опыта, а сопоставление собственного восприятия того или иного явления с точкой зрения партнера по общению довольно затруднено.
Самыми распространенными признаками дисфункциональной личности являются:
- сложности в отношениях, в частности возникновение проблем в установлении дружеских связей, присутствие насилия или агрессии и, как следствие, подверженность социальной изоляции;
- возникновение чувства неполноценности из-за низкой самооценки и боязнь критики;
- отсутствие желания или способности принимать ответственность за поступки;
- наличие импульсивности в принятии решений и необдуманности в поступках;
- нарушение эмоционального баланса, присутствие сильных перепадов настроения;
- неразвитость навыков обучения и адаптации в социуме;
- несоответствие морально-этическим нормам и в результате искаженное поведение, приводящее к частым конфликтам с окружающими.
Дисфункциональная личность на самом деле является состоянием незрелого человека-ребенка. Проявляется она как эгоцентризм («правда одна — моя»), неумение принимать реальность такой, какая она в действительности, и осознать, что не является центром вселенной. А коммуникация и интерпретация сигналов как извне, так и изнутри нарушена.
Часто задаваемые вопросы о функциональной личности
Какую личность можно назвать функционально грамотной?
Функционально грамотной личностью считается та, что использует приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки для решения задач, с которыми приходится сталкиваться в различных сферах деятельности, а также в межличностном общении и отношениях в социальной среде.
Каковы функции личности?
Личность выполняет три функции: когнитивную (сознательную), аффективную (эмоциональную) и моторную (двигательную).
Что представляет собой функциональная личность?
Это взрослый человек, который способен быстро и адекватно коммуницировать с окружающим миром, брать на себя ответственность за действия или их отсутствие, осознает и контролирует чувства, эмоции и мысли.