Получите бесплатный доступ к вебинару «Как стать коучем и выйти на новый уровень дохода»
calendar Дата: завтра в 19:00
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid: 2SDnjdx9YeM

Зона ближайшего развития по Выготскому: мост между знаниями и обучением

06.11.2024
511
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 06.11.2024
Сохранить статью:
Зона ближайшего развития по Выготскому: мост между знаниями и обучением

О чем? Зона ближайшего развития по Выготскому — концепция, которая описывает разницу между тем, что ребенок может сделать самостоятельно и с поддержкой взрослого. Это пространство между текущими и потенциальными возможностями.

На что обратить внимание? Зона ближайшего развития по Выготскому описывает разрыв между текущим уровнем интеллекта ребенка и потенциалом, который может быть достигнут при помощи соответствующей поддержки со стороны более опытного человека, такого как учитель или родитель.

Ключевые моменты концепции зоны ближайшего развития по Выготскому

Концепция зоны ближайшего развития (ЗБР), которая была впервые разработана Львом Выготским, акцентирует внимание на различиях между актуальной продуктивностью ребенка (его способностью решать задачи самостоятельно) и уровнем потенциального совершенствования (цели, которые он может научиться достигать с помощью взрослых или более осведомленных сверстников).

Зона ближайшего развития по Л. С. Выготскому определяет функции, еще не созревшие, но находящиеся в процессе становления, окончательное их формирование завершится в недалеком будущем. Для того чтобы ученик смог успешно выполнить поставленную задачу, ему необходимо предоставить поддержку, соответствующую его ЗБР.

5 пошаговых алгоритмов с примерами: как найти своё дело и выйти на 150 000₽/мес

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 ловушек мышления
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Есть три ключевых компонента, которые повышают эффективность процесса обучения и помогают ребенку освоить определенную область задач:

  • Человек, обладающий знаниями и навыками, превосходящими уровень ученика.
  • Социальное взаимодействие с опытным наставником, позволяющее учащемуся наблюдать, перенимать опыт и отрабатывать на практике полученные навыки.
  • Вспомогательные мероприятия, которые компетентный обучающий организует для поддержки подопечного.

Как правило, такой поддержкой для ребенка являются родители, педагоги, другие компетентные взрослые, а также сверстники, обладающие более глубокими знаниями и способные оказать необходимое содействие. Такое взаимодействие особенно важно, поскольку дети в большинстве случаев предпочитают контактировать с ровесниками.

Ключевые моменты концепции зоны ближайшего развития по Выготскому

В подростковом возрасте происходит адаптация к окружающему миру и формирование личной идентичности. Для этого периода характерно активное взаимодействие школьников друг с другом, к примеру, в вопросах поведения и стиля одежды им более важны советы и мнения сверстников, чем взрослых. Объединение более знающих обучающихся с теми, кто менее подготовлен, для обмена учебной информацией и поддержки в освоении новых навыков способствует созданию ЗБР по Выготскому.

Ключевые позиции теории когнитивного развития:

  • В образовательном процессе очень важно наладить продуктивное взаимодействие между педагогом и обучающимся.
  • Общественные и культурные факторы оказывают большое влияние на отношение ученика к обучению и формирование знаний.
  • Язык служит основным инструментом в развитии и обучении ребенка, включая передачу социокультурных аспектов.
  • Благодаря широким возможностям для реализации собственного потенциала и социального взаимодействия обучающимся полезны учебные занятия и программы, подготовленные более опытными сверстниками.

Роль взаимодействия в формировании зоны ближайшего развития

По ряду значимых причин взаимодействию отведена центральная роль в формировании зоны ближайшего развития по Выготскому:

Социальное обучение

Общение с другими людьми позволяет учиться на примерах, перенимать опыт окружающих. При этом сотрудничество может быть как формальным (обучение по определенной программе в школе, колледже и т. д.), так и неформальным (получение знаний в кружках, объединениях, группах по интересам).

Наставничество

Более компетентные наставники могут поддерживать, направлять, корректировать действия менее опытных подопечных, предоставляя им необходимые знания и ресурсы для достижения новых уровней развития и формирования ЗБР по Выготскому.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 24.11
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Обратная связь

Коммуникация позволяет получать обратную связь о собственных действиях и успехах, которая необходима для коррекции направления обучения и служит стимулом для дальнейшего самосовершенствования.

Социальные навыки

Человек развивает личные социальные и коммуникационные навыки через общение и сотрудничество с окружающими, это обеспечивает успешность обучения и всестороннего прогресса.

Когнитивное развитие

Обсуждение и совместное решение задач с другим человеком помогает лучше понять и усвоить материал, способствует формированию критического мышления.

Создание поддержки

Группа, в которой происходит интересное общение и эффективное взаимодействие, является источником воодушевления, положительных эмоций и моральной поддержки, что является важным условием успешного усвоения знаний и развития.

Взаимодействие — важная составляющая в процессе формирования ЗБР по Л. С. Выготскому, поскольку без него невозможны полноценный обмен знаниями, получение поддержки, создание благоприятных условий для достижения новых уровней прогресса.

Роль взаимодействия в формировании зоны ближайшего развития

Применение концепции зоны ближайшего развития в образовании

Концепция зоны ближайшего развития по Выготскому широко используется в образовании. Она заключается в том, что ребенок развивается в области, в которой способен сам справляться со сложными задачами под руководством взрослого или более опытного сверстника. В процессе обучения эта концепция помогает эффективнее стимулировать учеников и помогать им в преодолении возникающих в учебе сложностей, создавая из них возможности для самосовершенствования.

Работа в ЗБР формирует критическое мышление, самостоятельность и активность учащихся, без которых сложно представить современную образовательную практику.

Все этапы обучения с применением концепции зоны ближайшего развития по Выготскому подробно расписываются преподавателями курсов экспериментальной психологии. Приступая к обучению, ученик при выполнении заданий пользуется краткими описаниями и инструкциями к ним, а к концу курса на месте руководящих указаний остаются только общие направления для выполнения задач.

Влияние социокультурного контекста на зону ближайшего развития

Формирование зоны ближайшего развития происходит под влиянием социокультурной среды, в которой живет и формируется человек. От окружения зависит доступность разнообразных опытов, уровень образования, способы общения и восприятие мира.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Широта и качество формирования зоны ближайшего развития по Выготскому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия социокультурной среды. Учет этого аспекта при разработке образовательных программ и методик поможет максимально раскрыть потенциал каждого учащегося.

  • Культурные нормы и ценности.

Передача и усвоение знаний зависят от образовательных подходов, по-разному применяемых в различных культурах. Где-то первостепенное значение имеют индивидуализм и самостоятельность или, напротив, коллективизм и сотрудничество. От этих различий в том числе зависит формирование зоны ближайшего развития по Выготскому и выбор наиболее эффективных методов и способов поддержки.

Роль взаимодействия в формировании зоны ближайшего развития

  • Язык и коммуникация.

Одним из наиболее важных инструментов обучения и взаимодействия является язык. Его выбор в образовательном процессе зависит от социокультурного контекста (это может быть как родной язык, так и официальный или даже определенный диалект). То, насколько обучающийся понимает и усваивает материал, взаимодействует с педагогом, зависит от степени владения речью.

  • Социальные отношения.

Также важным аспектом формирования зоны ближайшего развития по Выготскому можно назвать взаимодействие с более опытными людьми. Кто выступает в роли наставника, какой характер носят отношения с ним — зависит от социокультурной среды. Например, в ряде культур обучающим может быть не только педагог, но и старшие члены семьи и даже ровесники.

  • Доступ к ресурсам и технологиям.

Доступ к учебным материалам, дополнительным ресурсам, используемые технологии во многом определяются социокультурной средой. ЗБР по Выготскому будет тем шире и разнообразнее, чем более высокоразвитые и современные методы используются в обществе в целом и в образовательном процессе в частности.

  • Мотивация и установки.

Также от социокультурного контекста зависит отношение учащегося к обучению. Если ценность образования в обществе высока, то и мотивация к приобретению нового опыта будет значительной.

  • Исторический контекст.

Образовательные практики и формирование зоны ближайшего развития по Выготскому также зависят от исторического контекста. К примеру, в процессе социальных изменений могут появиться новые подходы к обучению, изменится роль педагога в образовательном процессе.

Формирование зоны ближайшего развития по Выготскому во многом определяется социокультурной средой, поскольку от нее зависят доступные образовательные ресурсы, способы взаимодействия ученика и наставника, мотивация и восприятие материалов. Зная об этом, педагоги могут подобрать наиболее эффективные методы поддержки обучающихся в процессе их формирования.

Роль взаимодействия в формировании зоны ближайшего развития

Практические рекомендации по работе с зоной ближайшего развития

Эффективнее выстроить работу с ЗБР можно, следуя некоторым рекомендациям:

  • Определить уровень развития.

В первую очередь следует установить текущий уровень навыков и знаний ученика, чтобы разработать соответствующие задания для расширения его ЗБР.

  • Использовать индивидуальный подход.

У каждого ученика индивидуальные особенности, интересы, уровень подготовки и т. п., которые следует учитывать при подготовке заданий.

  • Применять пошаговое руководство.

Процесс обучения должен быть разделен на шаги с постепенным усложнением задач. Такой подход поможет ученикам почувствовать успех на каждом этапе.

  • Использовать групповую работу.

Действуя в группе, помогая друг другу, делясь опытом и т. п., учащиеся могут эффективнее расширить личную зону ближайшего развития по Выготскому.

  • Регулярно давать обратную связь.

Обратная связь должна быть быстрой и конструктивной, чтобы учащиеся понимали, какие ошибки были ими допущены и как их исправить.

  • Создать поддерживающую среду.

Атмосфера, в которой отсутствует страх ошибки, поддержка и положительное подкрепление придадут обучающимся уверенность в собственных силах.

  • Использовать различные методы обучения.

Для максимальной эффективности и увлекательности процесса обучения следует использовать различные образовательные методики (игры, проекты, обсуждения и пр.).

  • Поощрять самостоятельность.

Постепенно давать обучающемуся больше свободы в выборе задач, позволять самому определять, что для него вызов.

  • Поощрять рефлексию.

Обсуждать с учениками успешный опыт, неудачные моменты, подталкивать их к размышлениям о собственном обучении.

  • Непрерывно развиваться.

Обучение и развитие должны быть постоянными, ЗБР по Выготскому может меняться, поэтому всегда есть к чему стремиться.

Перечисленные рекомендации способствуют повышению эффективности работы с этой методикой, а также улучшению обучения и развития учеников.

Концепцию зоны ближайшего развития предложил российский психолог Лев Выготский. Он говорил о разнице между текущим уровнем формирования ребенка и степенью его потенциального прогресса, достижению которого будет способствовать помощь и поддержка более опытных людей (учителей, родителей, ровесников).

Часто задаваемые вопросы о зоне ближайшего развития по Выготскому

Как определить зону ближайшего развития?

Для определения ЗБР с помощью наблюдения, тестов, бесед и т. п. оценивается текущий уровень знаний и умений ребенка, после чего выясняется, с какими задачами он может справиться при поддержке наставника.

Как ЗБР связана с понятием «научения»?

Выготский подчеркивал, что обучение и развитие неразрывны. При помощи ЗБР можно определить знания и навыки, необходимые для продвижения в учебе.

Может ли зона ближайшего развития изменяться?

ЗБР динамична, она меняется по мере освоения ребенком новых навыков и знаний.

Каковы практические примеры применения ЗБР?

Ее можно использовать при разработке дифференцированных подходов к обучению, создании среды, в которой дети смогут делиться друг с другом опытом, знаниями, умениями и т. п. Зона ближайшего развития, предложенная Львом Выготским — важное понятие, используемое педагогами и психологами. Концепция говорит о том, что успешное освоение новых знаний во многом зависит от социального взаимодействия и поддержки со стороны более опытных членов общества. Зная об этом, преподаватели и родители смогут эффективнее организовать образовательный процесс, создать условия, в которых дети будут активно вовлекаться в учебный процесс, максимально расширяя индивидуальные потенциальные возможности.

Вам также может понравиться
Как прекратить общение и почему это нужно сделать

Как прекратить общение и почему это нужно сделать

Как перестать винить себя: избавляемся от чувства вины без повода

Как перестать винить себя: избавляемся от чувства вины без повода

Как отпустить прошлое и жить настоящим

Как отпустить прошлое и жить настоящим

Как бороться с прокрастинацией, чтобы работать эффективнее

Как бороться с прокрастинацией, чтобы работать эффективнее

Как научиться доверять людям

Как научиться доверять людям

Как научиться общаться с людьми и найти друзей

Как научиться общаться с людьми и найти друзей

Дефицит внимания у взрослых: причины и последствия

Дефицит внимания у взрослых: причины и последствия

Как быть осознанным: рекомендации психологов

Как быть осознанным: рекомендации психологов

Как избавиться от плохих мыслей быстро и надолго

Как избавиться от плохих мыслей быстро и надолго

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча