На тематических интернет-ресурсах, в социальных сетях многочисленные коучи предлагают свои услуги всем желающим развить собственную креативность, найти ответы на волнующие вопросы или просто получить волшебную карту, следуя которой, можно достичь успеха. Однако если спросить у таких «наставников», что такое коуч-сессия простыми словами, ответа они не дадут.
Между тем, коучинг – это не шарлатанство и не обман доверчивых клиентов, а действительно эффективная помощь (при условии, что ее оказывает специалист). Более того, существует даже серьезная международная организация – федерация коучинга (ICF). По ее определению, работа с коучем – это партнерство, направленное на раскрытие потенциала клиента. Давайте разберемся с вопросом, что же такое коучинговая сессия, как она проходит. Начнем же с базовых терминов.
Основные понятия
Коуч-сессия – это совместная работа коуча и клиента по исследованию сформулированного клиентом запроса в течение определенного отрезка времени в соответствии с профессиональным этическим кодексом коуча.
- Совместная работа – предполагает распределение обязанностей и ответственности. Коуч обязан проявлять профессиональные компетенции в соответствии с уровнем квалификации (модель 8 компетенций коуча), исходить из доверия, безоценочности и недирективности. Коуч берет на себя ответственность за организацию и ведение процесса исследования. Клиент, в свою очередь, обязуется проявлять активность и заинтересованность в процессе исследования, и берет на себя ответственность за достижение результата.
- Исследование сформулированного клиентом запроса – это профессиональная ответственность коуча и суть его работы. Через разрешение и предложение клиенту вариантов развития исследования находить наиболее актуальные для него и его состояния инструменты и подходы. Коуч всегда находится в позиции исследователя относительно подходящей для клиента схемы исследования. Поэтому в процессе коуч-сессии всегда создается уникальный маршрут.
- Сформулированный клиентом запрос – это тема контракта на коуч-сессию (о ней ниже, в блоке «Структура коуч-сессии»). Отметим, что чаще всего клиент не знает, что именно хочет, и в процессе уточнения коуч выводит клиента к совершенно другим формулировкам. Это обусловлено тем, что наши запросы связаны с какими-то неудовлетворенными потребностями. И клиенты часто их не осознают. Здесь обязанность коуча подвергать сомнению любые высказывания клиента, чтобы углубиться в запрос и найти его причину.
- В течение определенного отрезка времени. Любая цель без привязки к конкретному времени превращается либо в процесс ради процесса, либо в мечту. Сессия имеет четкий временной отрезок. Это, во-первых, позволяет обоим участникам фокусироваться на конечной цели и не уходить в сторону. Во-вторых, придерживаться структуры коуч-сессии. Клиент может находиться и на долгосрочном контракте, но в любом случае на каждую сессию ставится своя отдельная цель-шаг, приближающая его к большой цели.
- В соответствии с профессиональным этическим кодексом коуча. В Кодексе собраны ключевые ценности, этические принципы и стандарты работы ICF-коучей, ответственность перед обществом и профессиональным сообществом, а также клятва. Новая редакция Кодекса вступила в силу 01.01.2020 года.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Это термины дают общее понимание процесса. Теперь посмотрим, как он выглядит изнутри: как строится коуч-сессия и какие основные части в ней выделяют.
Структура коуч-сессии
Она не зависит от запроса клиента. Главные элементы коуч сессии – это 3 последовательных блока:
- контракт на коуч-сессию;
- исследование запроса;
- заземление результата.
Контракт на коуч-сессию
Это не документ, но устное соглашение коуча и клиента относительно цели и желаемого результата сессии. Важные моменты: исследовать глубинную причину запроса и мотивы, определить истинная цель или ложная, прийти к итоговой формулировке цели по технике SMART, и выделить результат на текущую сессию.
Например, клиент декларирует первичную цель – повышение уровня дохода. В процессе исследования выясняется, что деньги являются атрибутом свободы, а конкретнее свободы передвижения, и еще конкретнее – клиент хочет путешествовать. Мы видим, что «хочу повысить уровень дохода» поменялось на «хочу путешествовать», и деньги стали лишь одним из способов реализации, а не самой целью. Цель важно проработать по технологии SMART, чтобы углубить понимание и расширить контекст ее восприятия. В итоге мы можем получить формулировку: «Хочу путешествовать по Мексике и Перу не менее 4-х недель в течении этого года». Большая цель поставлена, что дальше? Теперь коучу важно заключить контракт на текущую сессию, ведь любое путешествие начинается с первого шага. С чем именно мы будем работать сегодня, чтобы приблизиться к достижению большой цели?
"Делай как коуч"
Это пример краткосрочного контракта на сессию, когда клиенту нужна помощь в осознании цели и совершении первого шага к ней. Гораздо эффективнее с коучем работают в долгосрочном контракте, когда клиент не только делает конкретные шаги, но также обучается мыслить не так, как он привык, видеть свои слепые зоны, искать нестандартные решения. В таком формате работы у клиента формируются новые привычки мышления, которые помогают ему в дальнейшем становиться самостоятельным и независимым, в первую очередь, от коуча.
Исследование запроса
Это второй этап коуч сессии, который подразумевает исследование восприятия и отношения клиента к теме запроса, его мыслей и убеждений, эмоциональных состояний, ресурсов и препятствий на пути к цели. Коучинг – партнерство с клиентом, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиента на максимальное раскрытие личностного и профессионального потенциала. Это серьезная работа, требующая от коуча и знаний в области психологии, нейрофизиологии и когнитивных наук, и навыков работы с неосознаваемыми процессами.
Заземление результатов
Это самый важный блок, подводящий итоги сессии и позволяющий перевести найденные решения, мысли, инсайты из области абстрактного в область конкретного. Коуч фокусирует внимание клиента на применении найденных решений в жизни, на переходе от размышлений к действиям. Здесь и вопросы о самом клиенте (что нового он о себе узнал, что будет делать с этим знанием, как будет им пользоваться), и вопросы о достижении цели сессии (какой произошел прогресс, какой теперь план действий, что можно сделать после сессии), и корректное завершение в партнерской позиции.
Как проходит коуч-сессия
Сценарий и формат такого общения может различаться. Коучи проводят групповые, индивидуальные встречи, консультируют онлайн или по телефону. При этом коуч выбирает такой формат, чтобы человек мог раскрыться во время разговора.
Обычно сценарий коуч-сессии состоит из шести этапов.
- Подстройка-атмосфера-регламент. На этом этапе коуч обсуждает с клиентом все организационные вопросы, рассказывает о своем опыте и достижениях, уточняет продолжительность общения.
- Результат. Это один из важнейших этапов, во время которого коуч при помощи специальных инструментов: открытых и сдвигающих вопросов, вопросов «А что еще?», шкалы выясняет, какого результата хочет достичь человек. Важный момент: клиент сам должен быть экспертом в области запроса: например, обсуждая карьеру, он должен понимать ситуацию на рынке, владеть объективной информацией. Также на этом этапе коуч должен переключить способ мышления собеседника – с вопроса «что я хочу» на вопрос «как это сделать».
- Понимание ситуации – на этом этапе человек рассказывает о текущей ситуации, водя коуча в курс дела, уточняя запрос. Важно: не всегда сами люди понимают, какого результата они хотят достичь, и здесь необходимо правильно выбрать инструменты, которые помогут прийти к пониманию.
- План действий. В ходе общения заказчик делает определенные выводы, резюмирует собственные размышления. Коучу стоит их записать, чтобы составить итоговое резюме, на основе которого человек сможет подобрать варианты действий и составить подробный дальнейший план. Важно: коуч не предлагает определенного готового шаблона, его собеседник сам (!) составляет план и приступает к его реализации.
- Полный контроль – на этом этапе коуч задает вопросы, усиливающие мотивацию.
- Оценка – в конце сессии клиент должен оценить ее результативность, зафиксировать результат. Без этого план работы между сессиями может так и остаться на бумаге.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Коучинговая сессия по модели GROW
GROW – это структура беседы, которую можно применять как для отдельной встречи, так и для курса коучинга. Название переводится с английского как «расти», и показывает желаемый результат. Кроме того, GROW – это аббревиатура. Как она расшифровывается?
- G – Goals – цели: чего хочет достичь клиент, как эта цель повлияет на его жизнь. Важно, чтобы цель была экологичной (не оказывала негативного влияния на клиента и других людей), позитивной (вдохновлять на положительные изменения), находиться в зоне клиентского контроля, соответствовать критериям SMART.
- R – Reality – текущая ситуация. На этом этапе клиент должен оценить, насколько далеко он от цели, какие ресурсы у него есть для ее достижения.
- O – Opportunity/Options – возможности и пути достижения. Клиент определяет основной способ приближения к цели. Он также анализирует, какие существуют альтернативные пути, какие сложности могут возникнуть.
- W – Will/Way – намерения. Клиент детально планирует выполнение различных действий, уточняет их сроки и критерии оценки. Это своеобразная дорожная карта.
Cколько длится сессия
Продолжительность мотивирующей беседы может различаться, однако в среднем она занимает от получаса до часа.