- Что такое мозговой штурм
- 10 правил проведения мозгового штурма
- Методы проведения мозгового штурма
- Обратный мозговой штурм
- Метод «6–3–5»
- Метод лестницы
- Метод «6 шляп»
- Частые ошибки при проведении мозгового штурма
- Часто задаваемые вопросы о проведении мозгового штурма
- В чем польза от проведения мозгового штурма? Кому подходит?
- Каковы особенности проведения мозгового штурма на примере метода Делфи?
- Возможно ли организовать мозговой штурм в условиях удаленки?
Какие правила? Проведение мозгового штурма начинается с создания благоприятной атмосферы. Участникам важно ощущать свободу и быть открытыми для выражения любых, даже нестандартных мыслей. Также используют разнообразные техники. После сбора идей важно провести их оценку и отбор наиболее перспективных.
Что учесть? Поощряйте креативность и смелость, именно они приводят к прорывным решениям. Для организации мозгового штурма нужна подготовка и определенные навыки, но результаты могут превзойти все ожидания!
Что такое мозговой штурм
Метод мозгового штурма, или брейнсторминг (брейншторм) (от англ. brainstorm), представляет собой коллективную технику, нацеленную на генерирование большого числа идей для наиболее оптимального выбора варианта решения какой-либо проблемы. Основная задача данной методики — быстро получить как можно больше оригинальных идей.
После детального знакомства с проектами всех участников из них выбирают наиболее практичные и поэтому легко реализуемые решения. Лучшее из предложений для конкретной проблемы найти проще, если их много, то есть участники мероприятия ведут себя активно. Такой способ эффективен для творческих задач и в случаях, где требуется немедленное реагирование и нет желаемого результата от традиционных подходов.
10 правил проведения мозгового штурма
- Подготовка заранее. Участникам мероприятия необходимо приготовиться к нему, а не действовать спонтанно. Задачу надо сформулировать не позже чем за 2-3 дня до начала, чтобы участники успели обдумать проблему и представить оригинальные идеи сразу в начале работы.
- Широкий круг участников. Для максимальной эффективности штурма надо заинтересовать участием в нем множество людей, что увеличит число решений и даже может принести неожиданный эффект.
- Четкое представление поставленной цели. До начала мероприятия стоит уделить время повторному разъяснению проблемы — это позволит убедиться, что участники понимают друг друга отлично, а их общая задача сформулирована корректно.
- Ведение записей. В ходе всего штурма, от начала до конца, надо записывать услышанную информацию, отмечая или выделяя главное в ее содержании. Такие действия совершает каждый участник, так как ведущему в одиночку сложно: он может упустить или не заметить какие-то подробности. Это поможет создать полное и точное резюме идей.
- Запрет на критику. Не следует категорически отвергать предлагаемые идеи, даже если они и кажутся странными. Иногда как раз такие решения, обдуманные до мелочей и лишенные фантастических элементов, становятся основой для генерации плодотворных проектов. Кроме того, критика вредна для людей тем, что подавляет их инициативу и приводит к потере интереса к «игре».
- Активная генерация идей. Участники должны стремиться к выдвижению как можно большего количества решений. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Новички от стеснения и неуверенности могут держать мысли при себе, что делает общение неэффективным и неинтересным на любом этапе мозгового штурма.
- Привлечение новых участников. К примеру, нужно создать обширный список свежих идей, не меньше 100, однако покорение данной вершины пока не представляется возможным. Для реализации такого плана можно попробовать пригласить людей, не участвующих в текущем обсуждении.
- Слияние идей. Чтобы получить лучший результат, надо скомпоновать две идеи (и более) в одну. Наиболее эффективен данный способ при наличии вариантов решения задачи, которые представлены людьми разного опыта, должности, ранга.
- Визуализация. Чтобы повысить эффективность от методики, подойдут наглядные средства: маркерные доски, флеш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т. п.
- Негативный результат. Попробуйте представить: ситуация сложилась неудачно, а это может стать основой для новых идей и подготовкой различных сценариев, чтобы не растеряться в будущем в различных обстоятельствах.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Метод полезен в любых сложных ситуациях: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Основное правило проведения мозгового штурма: поэтапная организация процесса с учетом всех его особенностей. Таким образом вы найдете идеальное решение именно для вас.
Методы проведения мозгового штурма
А теперь рассмотрим различные виды мозгового штурма, кроме классической техники. Их успешно применяют в различных компаниях.
Обратный мозговой штурм
Данный способ эффективен, если классический метод не позволяет достичь нужного эффекта. Для того чтобы найти актуальную идею, необходимо сфокусироваться на слабых сторонах товара или услуги, преградах, с которыми сталкивается клиент, а также на возможных негативных последствиях использования продукта.
Вопросы в этом случае тоже формулируются с противоположной точки зрения, допустим: «Какие недостатки возможны в нашем обслуживании клиентов, чтобы они отказывались от работы с нами?» или «Насколько плохим может быть интерфейс, чтобы посетители совсем не заинтересовались им?»
Метод «6–3–5»
Данная техника предусматривает шесть участников, каждый из них в течение пяти минут записывает три идеи, возникающие у него в мыслях. Потом люди обмениваются карточками друг с другом, таким образом дополняя мысли партнеров. В заключение все члены команды обсуждают и выбирают наиболее подходящую идею.
Метод лестницы
Применяется в коллективах с явным лидером, имеющим мощный авторитет среди сотрудников. Это может быть не только глава фирмы, а просто грамотный специалист с большим стажем работы. Сначала ведущий подробно рассказывает о сути проблемы всей группе. После в помещении остаются два человека и несколько минут продумывают решения. Затем к ним присоединяется третий член команды, который озвучивает свое мнение, слушая также идеи первых двух коллег. Таким же образом присоединяется четвертый.
Метод также годится для команд со множеством опытных участников.
"Делай как коуч"
Метод «6 шляп»
Автор этого способа проведения мозгового штурма английский психолог Эдвард де Боно считает, что люди живут в одинаковой для всех реальности, то есть «ходят в одной и той же шляпе». Поэтому в мышлении преобладают стереотипы, а креативности очень мало. Каждый участник должен «выбрать новую шляпу».
Здесь применимо несколько сценариев. К примеру, определенный цвет шляпы должен быть у каждого участника, или все члены команды «примеряют» одинаковые шляпы и затем меняют их. Это может происходить в вариантах, изложенных ниже.
- Белая шляпа: факты, точность сведений. Допустим, группа разработчиков рассказывает о процессе создания кода: «В течение трех дней мы смогли сделать 25 % работы, а в наших планах было сделать задачу на треть».
- Красная шляпа: чувства и эмоции. Человек в таком головном уборе делится чувствами, которые возникли у него под влиянием каких-либо фактов. Пример: «Сначала мы очень сомневались, так как не верили в свои силы», «Какие мы молодцы, у нас получилось найти верное решение, чтобы получить максимальный результат в сложившейся обстановке».
- Черная шляпа: критика. Оценка случившегося и объективная критика: «У членов команды нет единства во мнениях, поэтому мы не сделали то, что было в наших планах. Получается, мы только потратили время на анализ проблемы».
- Желтая шляпа: достоинства и позитив. Здесь необходимо рассказать о положительных моментах, хотя их может быть и мало: «Анна ранее трудилась в другой сфере, но смогла быстро адаптироваться к нашим проектам».
- Зеленая шляпа: творчество и креатив. Сначала участники выразили вслух свое мнение о плюсах и минусах ситуации и поделились эмоциями, а затем они решают, каким образом сделать работу в команде на следующем шаге продуктивнее. Пример: «Сразу определим полезные навыки новичков группы», «Распределим дела, учитывая опыт специалистов».
- Синяя шляпа: подведение итогов. Финальная стадия обсуждения. Здесь участники должны систематизировать идеи и определить результат встречи: «У нас не получилось сделать запланированное до конца, так как не у всех наших специалистов хватило практического опыта. Во избежание таких моментов в будущем мы решили распределять задачи, ориентируясь на квалификацию сотрудников».
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Частые ошибки при проведении мозгового штурма
Для успешного проведения мозгового штурма в организации стоит придерживаться определенных правил и избегать распространенных ошибок:
- Размытость темы. Члены группы должны ясно осознавать цель встречи и работать только по ней, без отклонения в посторонние вопросы.
- Слишком большое или малое число участников. Участие 3-4 человек предполагает быстрое исчерпание «банка идей», поэтому цель собрания не будет решена. Большая группа — тоже плохо. Выступать будут наиболее активные члены команды, а другие промолчат.
- Очередность высказываний. При наличии в составе команды специалистов с разным опытом сначала свои идеи раскрывают самые младшие, потом слово предоставляется более опытным, и лишь в итоге высказывается начальник. Таким образом подчиненные, могут свободно выражать идеи, не оставаясь «в тени».
- Однородность участников. Чтобы получить больший спектр точек зрения, на собрание нужно приглашать людей разных профессий, квалификации, жизненных убеждений. Поэтому сотрудники смогут дополнить идеи друг друга, а возможность прийти к совместному правильному решению увеличится.
- Не все идеи зафиксированы. При избытке предложений и несоблюдении правил и принципов мозгового штурма есть опасность упустить реально важные и оригинальные решения.
Брейнсторминг — эффективный метод, который позволяет создавать новые идеи и справляться с трудными задачами. Он способствует сплочению команды и позволяет решать проблемы нестандартными способами. Для продуктивного мозгового штурма нужна своевременная подготовка, четкое соблюдение правил и гибкость процесса.
Опираясь на данные принципы, можно достичь замечательных результатов и внедрить новшества в любую сферу деятельности. Не стоит бояться пробовать работать с использованием разных методов и подходов, что позволит получить высокие результаты при работе с такой технологией.
Часто задаваемые вопросы о проведении мозгового штурма
В чем польза от проведения мозгового штурма? Кому подходит?
Данная методика позволяет находить необычные идеи для дизайнеров, копирайтеров и сценаристов, однако такая техника пригодится во всех случаях, где необходим неординарный подход. Положительные стороны мозгового штурма: быстрота действий; групповое мышление; разное понимание проблемы; возможность нестандартного мышления; простота методики в применении.
Каковы особенности проведения мозгового штурма на примере метода Делфи?
Метод Дельфи — это действенный и эффективный вариант мозгового штурма. В его процессе объединяются мнения всех членов группы. Основное правило: анонимное участие большой группы людей. Их делят на две подгруппы: экспертов, выражающих свой взгляд на проблему; аналитиков, делающих выводы на основе полученной информации.
Возможно ли организовать мозговой штурм в условиях удаленки?
Проведение мозгового штурма в режиме онлайн требует особого внимания. Сложнее контролировать обсуждения, не все сотрудники успевают следить за ходом беседы, легко отвлекаются на посторонние предметы, например на шум в эфире. Существует два способа сделать такой брейнсторминг эффективнее: Применение интерактивных инструментов: сервисы майндмэппинга, чаты, заметки. Так можно избежать помех в виде шума, все участники увидят идеи полностью, смогут продумать и выразить собственную точку зрения. Работа небольшими группами. Участники почувствуют себя уютнее, это также не создаст отвлекающих факторов (шум). Сначала тема разбирается в подгруппах, а потом предложения от всех членов маленьких команд обсуждаются уже совместно.