- Суть фасилитации
- Функции фасилитатора
- Он не должен
- Он должен
- Этапы фасилитации
- Методы фасилитации
- Техники фасилитации
- Часто задаваемые вопросы о фасилитации
- Где применяют фасилитацию?
- Что такое эффект фасилитации?
- Подходит ли фасилитация для решения проблем в личной жизни?
- В чем разница между фасилитацией и коучингом?
- Есть ли недостатки у фасилитации?
Для чего? Фасилитация направлена на облегчение взаимодействия между людьми, улучшение их взаимопонимания и достижение общих целей. С ее помощью создается благоприятная атмосфера при обсуждении сложных тем или разрешении конфликтов, повышается эффективность общения.
Что используется? Фасилитатор применяет методы и техники, способствующие развитию доверия и взаимоуважения в группе, опираясь на установленные правила. В большинстве случаев ее можно использовать в профессиональной деятельности и личных отношениях.
Суть фасилитации
Слово «фасилитация» происходит от английского глагола facilitate, что означает «облегчать». То есть фасилитация — это набор практик и методов для организации работы группы людей, применяемый с целью повышения эффективности каждого участника встречи.

Термин пришел из социальной психологии, в широком смысле он обозначает изменение поведения человека в присутствии других.
Фасилитация — отнюдь не стихийный процесс. Он профессионально организован, управляем, направлен на удержание групповых целей, на формирование взаимопонимания между участниками группы, что облегчает достижение поставленных целей. Директивный подход здесь исключен.
Важный момент процесса сопровождения группы: фасилитатор занимает нейтральную позицию, никогда не вмешиваясь в обсуждения и дискуссии. Он скорее генерирует сбор информации, ее консолидацию и обмен данными в группе. Также он удерживает на виду ключевые задачи.
Фасилитатор — организатор пространства для плодотворного сотрудничества. Учитывая ресурсы и возможности участников процесса, он помогает сформулировать цели, поставить задачи и выработать оптимальные решения. Он организует процесс таким образом, чтобы у членов группы появилась возможность высказать креативные идеи, и каждый был услышан остальными.
Если окажется, что участники процесса уходят от заданной цели или вдруг нарушают этические границы, нормы поведения, специалист возвращает группу в нужное рабочее русло. Его цель — поддерживать конструктивную активность, поощрять креативность.
Методы фасилитации можно применять не только для бизнес-задач. Они прекрасно работают, например, в ходе обучения в образовательных учреждениях. В этом случае цель специалиста — стимулировать умственную деятельность учеников, организовывать их активность и конструктивную коммуникацию для поиска совместных решений. При грамотном подходе учащиеся чувствуют высокую мотивацию, растет уровень эффективности в их работе, они лучше сосредотачиваются на целях, чем если бы действовали сами по себе.
У такой работы в группе обозначены следующие правила:
- все участники равны;
- любой процесс исследуем постепенно, потому что никто не знает, как правильно;
- в группе царят открытость и искренность;
- каждое мнение — важно и будет рассмотрено;
- все люди умны и способны решать задачи эффективно.
Функции фасилитатора
Разберемся, чем занят фасилитатор во время дискуссии. Для него сформулированы обязанности и запреты.
Он не должен
- Преподносить себя как эксперт. Если какое-то из решений ему нравится, нельзя к этому выбору подталкивать.
- Демотивировать.
- Упускать эмоции из вида. Чувственная составляющая важна для достижения группой успеха.
- Допускать хаос в беседе. Фасилитатор несет ответственность за регламент и структуру обсуждения.
- Игнорировать идеи. Все предложения и идеи обязательно фиксируются.
- Самостоятельно интерпретировать слова участников беседы. Кто что имел в виду — лучше спросить у самих членов группы.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Он должен
- Управлять обсуждением при помощи известных ему инструментов и методов.
- Беречь в нужной точке фокус внимания группы. Заставлять членов беседы отвечать на вопросы, концентрироваться на задачах, не отвлекаясь.
- Задавать вопросы, слушать и слышать.
- Вовлекать в работу каждого участника. Никто не может сказать просто «я согласен с уже сказанным», озвучить свое мнение обязаны все.
- Следить за процессом принятия решения с учетом голоса каждого.
Этапы фасилитации
Любая стратегическая сессия происходит в несколько этапов. Обозначим здесь самую распространенную последовательность действий:
- Открытие сессии. Фасилитатор знакомит группу с целями фасилитации и правилами беседы, следит, чтобы все поняли, зачем проводится беседа, как принятые сегодня решения повлияют на развитие бизнеса или организации. Озвучиваются подтемы и вопросы к ним. В целом — создается комфортная среда для честного общения.
- Этап генерации идей. Совместное обсуждение вариантов решения проблем, создание и развитие идей по тактике их решения. Все методы и техники, названные ранее, можно использовать.
- Выбор пула решений. Фасилитатор предлагает каждому участнику высказаться по решениям, разработанным на предыдущем этапе. Сейчас совместно выбираются наиболее подходящие. Следует фиксировать все мнения.
- Создание плана внедрения решений. После систематизации информации участники группы разрабатывают план реализации решений, определяя, что и в какие сроки будет предприниматься. На этом этапе обсуждаются ресурсы, которые для этого понадобятся, а также ожидаемые результаты. Важно также обозначить, как будут оцениваться полученные по итогам всех действий показатели.
- Завершение сессии. Фасилитатор благодарит всех участвовавших в сессии за общую работу и предлагает поделиться мнением о проведенной беседе и/или возникшими в итоге мыслями.
Методы фасилитации
В ходе сессии специалист обычно использует несколько приемов:
- Фокусировка участников
В зоне ответственности специалиста — задать единый курс по созданному изначально маршруту. Групповая фасилитация проходит в обозначенном кругом задач русле обсуждения. Фокусировка — это постоянное напоминание о цели обсуждения и о всех способах ее достижения. По ходу беседы подводятся промежуточные итоги, выдаются необходимые инструкции. Внимание всей группы должно сохраняться на главной теме.

- Фиксация результатов работы
Работа группы делится на заранее обозначенные отрезки времени. Тут все зависит от скорости конкретного коллектива участников. В конце каждого периода нужно зафиксировать промежуточный результат обсуждения. Это можно делать не только письменно, но и устно, однако первый вариант лучше: когда все представлено визуально, то и эффект от работы выше. Записывать результат может именно тот человек, который смог его сформулировать. Это делается на карточках или флипчарте, в специальном блокноте или на доске.
- Сбор мнений
Фасилитация групповой работы подразумевает, что есть как минимум два мнения. Их нужно выявить. При сборе точек зрения выделяются важные фрагменты информации. Специалист обязан вовлекать участников в обсуждение, причем делать это бережно, с пониманием глубинных мотивов и запросов, используя свой эмоциональный интеллект. Производительность группы и качество мнений ее участников напрямую зависят от качества работы фасилитатора.
Существуют единые правила для сбора информации: использовать вопросы разного типа, устраивать мозговой штурм, собирать и ранжировать индивидуальные модерационные карты. Для всего этого и нужны навыки фасилитатора.

"Делай как коуч"

- Достижение общего мнения
Эффект фасилитации в том, что она завершается достижением консенсуса. У индивидов, включенных в рабочую группу, всегда есть собственная мотивация, поэтому очень важно направить ее для достижения наилучшего результата. Фасилитатор управляет внутригрупповыми процессами: вовлекает участников в работу, поддерживая в них высокую энергию. Существуют способы это сделать: изменять иногда темп дискуссии, по необходимости назначать перерывы, учитывая естественные скачки работоспособности. Ведь кто-то из нас в ресурсе по утрам, а кто-то — днем или к вечеру.
Специалист должен создать процесс, концентрирующийся на достижении единого мнения. Следует, учитывая каждую высказанную позицию, прийти к решению, которое всех удовлетворит. Это даже звучит сложно. Поначалу участники группы могут иметь противоположные мнения, и тогда возникают противоречия.
В какой-то момент разговор может приобрести весьма эмоциональный тон. Лучше подготовиться заранее к тому, что поведение участников станет неконструктивным, и через проявления этого поведения предстоит пробираться. В такие моменты роль фасилитатора в команде невероятно важна. Он напоминает о правилах обсуждения, возвращает беседу в рабочий режим всеми известными ему методами.
Техники фасилитации
Фасилитация — это, говоря простыми словами, использование набора техник обсуждения вопросов, применяемых в разных индустриях.

Назовем способы для эффективной работы, популярные сегодня:
- Модерационные карты
С помощью этого метода собирают мнения. Модерационные карты по форме похожи на обычные. Но на них указывают ответы на вопросы и/или варианты решения проблемы. После того как участники заполнили и сдали карточки, фасилитатор их изучает, группирует идеи, затем озвучивает. Допустимо просить пояснений у автора карточки. Метод также удобен тем, что визуализируются все конфликты, над которыми придется поработать.
- Ментальные карты
Это метод генерации идей. Не путайте его с одноименным инструментом. Ментальные карты позволяют глубоко изучить решаемый вопрос. Понадобится доска с нарисованным кругом. В него вписывается ключевая тема. От фигуры отходят стрелки к другим кругам, в которых фиксируются идеи, подтемы, дополнительные моменты. Таким образом, карта развивается от глобального к частному. Каждую подтему еще раскрываем, задавая участникам вопросы.
- Голосование с целью ранжирования информации
За поступившие в процессе обсуждения предложения проводят голосование. По итогам понятно, что особенно интересно группе, а к чему отнеслись более равнодушно. Голосуя, участники группы должны отметить, согласны с предложенным вариантом или нет, если «за», то насколько (можно это выразить в процентах).
Можно собирать голоса как офлайн на листочках, так и онлайн при помощи любого подходящего сервиса. Важный момент: если фасилитатору какой-то вариант решения проблемы кажется самым верным, он не может это дать понять группе. Его позиция — сугубо нейтральная.
- Прогнозирование
Это техника позволяет создать несколько вариантов решения проблемы. Ее используют в случае, когда барьеры на пути решения проблемы кажутся непреодолимыми, и участники беседы вроде бы и определились с выбором, но не совсем в нем уверены.
Во время процесса фасилитации группы всем приглашенным нужно представить, что сейчас, в эту секунду они находятся в будущем, прошел ровно год с момента реализации всех планов и решений. Проблема уже не на первом плане. Теперь задание: оглянуться в этот год и рассказать, что именно позволило всем планам воплотиться, как именно была решена поставленная задача. Данная практика выполняется и в группе, и по отдельности.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
- Силовое поле
Метод способен выявить, что мешает и что помогает решению проблемы. Стоит отметить, что немало стратегических сессий в крупных компаниях было построено на этом способе! Его часто используют, когда настало время планировать реализацию принятых решений после оценки их сложности. Здесь в полном объеме проявляется феномен фасилитации, заключающийся в ее эффективности.
Обозначив вопрос для общего анализа, фасилитатор предлагает высказаться вот по каким поводам: что мешает качественным изменениям, а что им содействует, как увеличить содействие изменениям и уменьшить сопротивление извне? По итогам обсуждения создается уточненный план действий.
- Матричная диаграмма
Так называется метод оценки вариантов решений. Здесь сравниваются друг с другом два фактора: реализуемость и эффективность или цена и качество, или, если говорить о последнем: сиюминутное качество и рассчитанные надолго эффекты. Еще варианты: уровень риска и уровень возможных эффектов, возможность реального применения и важность предложения для организации.
Для применения метода создают диаграмму с осями (одна линия — два сравниваемых фактора). Оценив эти показатели, участники группы размещают свои прогнозы по каждому из них на оси. Параметры, нужные для дальнейшей работы, отбирает фасилитатор.
- Мировое кафе
Интересный метод для большого количества участников. Идет обмен мнениями и поиск новых инсайтов. Для всех организуется живая дискуссия. Основная тема разбивается на подтемы (но не более пяти), в их рамках заранее согласовываются вопросы. На самом обсуждении участники начинают работу в группах. У каждой — своя подтема. Выносятся решения, даются ответы на вопросы, определяются важные точки дискуссии.
После этого этапа за каждым столом остается «хозяин круглого стола», принимающий у себя «гостей», остальные пересаживаются в другие группы. Участники дискуссии оказываются на новых местах «гостями» и принимают участие в обсуждении тех вопросов, которые «хозяин» уже обсуждал изначально.
Они делятся своими мнениями, так собирается максимальное число высказываний по вопросам подтем. Спустя 3-5 раундов обсуждений хозяева «столов» делятся инсайтами, которые им удалось сформировать в ходе работы мирового кафе.
Итак, фасилитация — это в психологии важный инструмент, повышающий продуктивность группы как в бизнесе, так и в любой другой сфере. Она делает взаимодействие плодотворным, помогая достигать консенсуса и создавать комфортные условия для креативности, обмена идеями и мнениями. Это способствует росту эффективности решения задач.
Применение фасилитации широко: изначально используясь в корпоративной среде, она отлично показала себя и в обсуждении общественных инициатив, в образовании, даже бывает полезна в жизни семьи. Плюсов очень много, однако стоит учитывать и минусы применения: зависимость от фасилитатора, риски манипуляций, некоторое ограничение свободы выражения. Несмотря на эти аспекты, фасилитация — ценнейший метод достижения общих целей путем конструктивного диалога.
Часто задаваемые вопросы о фасилитации
Где применяют фасилитацию?
Область применения довольно широка: это и корпоративная среда с совещаниями и стратегическими сессиями, и образование с его уроками и проектной деятельностью школьников и студентов, и некоммерческие организации (здесь фасилитация применяется для планирования мероприятий и разработки программ). Конечно, в психотерапии во время консультаций групп, в коучинге. Эффект фасилитации позволяет достигать результатов и в общественных слушаниях, проводимых государственными учреждениями, а также в творческой деятельности для повышения креативности и практики мозгового штурма.
Что такое эффект фасилитации?
Так называют итог работы в группе, когда достигнуты лучшие результаты, более высокий уровень производительности, когда выполнение задач в присутствии других людей получается лучше, чем если бы это делалось в одиночку.
Подходит ли фасилитация для решения проблем в личной жизни?
Да, для улучшения общения и решения конфликтов техника применима. Она помогает организовать конструктивные семейные обсуждения, где в открытом разговоре будут учтены интересы всех участников. Таким образом хорошо удается спланировать совместные мероприятия, финансовые вопросы и воспитание детей. Можно использовать для личностного роста или помощи близким в сложных ситуациях.
В чем разница между фасилитацией и коучингом?
Основное отличие: коучинг работает с личными запросами клиента в индивидуальных встречах, а фасилитация — работа с групповыми интересами и задачами. Для бизнеса особенно важно групповое взаимодействие.
Есть ли недостатки у фасилитации?
Да, имеется ряд недостатков. Главное — опыт и квалификация фасилитатора решают многое. При низкой его компетентности результат сложно предсказать. К тому же всегда сохраняется риск того, что специалист не сможет сохранить нейтральную позицию и будет нечаянно влиять на исход обсуждения. Кроме того, строгие рамки и структуры могут ограничить свободу выражения участников, им будет непросто проявлять необходимую креативность. И последнее: фасилитация требует времени и ресурсов, которых может не быть, если задача слишком простая. В этом случае применение метода неоправданно.