Модель SMART в коучинге

Модель SMART в коучинге

Теория целеполагания

В 1968 году психолог, исследователь человеческого поведения и пионер в изучении целеполагания Эдвин Локк разработал теорию постановки цели, расширив работу философа Сесила Алека Мейса. Он считал, что человек, опираясь на окружающую его действительность и собственные эмоции, понимает, чего ему не хватает и ставит перед собой цели, чтобы устранить нехватку.

Вроде бы все просто, но почему тогда многие люди не достигают своих целей, хотя всеми силами стремятся к ним? Почему одни цели достигаются, а другие нет?

В результате совместных исследований Э.Локк и Г.Лэтэм выявили, что вероятность достижения цели зависит от ее характеристик:

  1. Ясность: Точно знать, чего вы пытаетесь достичь, измеримость достижения и ограничение по времени.
  2. Вызов: Цели, которые являются как конкретными, так и трудными, приводят к самым высоким показателям.
  3. Вовлеченность: Достигается, когда а) человек убежден в том, что цель важна; и b) человек убежден в том, что она достижима.
  4. Обратная связь: Показывает прогресс по отношению к цели.
  5. Дробление на задачи: Цель, содержащая «вызов», требует решения множества различных задач, из которых она складывается.

Модель SMART

Хотя модель постановки целей SMART была сформулирована ранее в 1954 году Питером Друкером в книге «The Practice of Management», однако оно полностью соответствует теории целеполагания.

  • Specific: Цель должна быть конкретна и понятна, быть результатом, а не процессом.
  • Measurable: Измеримость цели. Без этого критерия невозможно отслеживать прогресс в достижении, разбивать процесс достижения на этапы, подцели, а, соответственно, поддерживать мотивацию.
  • Achivable: Легкие цели не мотивируют, слишком сложные обескураживают. Прежде чем поставить перед собой цель, будьте уверены, что у вас есть способ ее достичь, и достижение цели лежит в зоне вашей ответственности.
  • Relevant: Важность цели, ее связь с большими жизненными целями. Достижение цели соотносится с целями более высокого порядка.
  • Timed: Без срока достижения цели она может превратиться в процесс. Срок также усиливает мотивацию.

Модель SMART в коучинге

Коучинг по определению Томаса Леонарда – четко структурированный процесс с точкой «Старт» – цель клиента и точкой «Финиш» – получение оговоренного результата. И модель SMART применяется в коучинге с самого начала и до конца работы с клиентом.

SpesificMART

  1. Хочу похудеть.
  2. Хочу похудеть на 3 кг.
  3. Хочу выглядеть привлекательно.
  4. Хочу похудеть на 3 кг без диет.

Уже с первых слов клиента мы можем понять – мечтает он или ставит цель. Мечта всегда абстрактна и обобщена, цель же конкретна и направлена на результат. В приведенных примерах критериям SMART отвечают только четные формулировки.

SMeasurableART

  1. Хотим увеличить прибыль.
  2. Хотим увеличить средний чек магазина на 20%.
  3. Хотим снизить издержки. 
  4. Хотим увеличить прибыль 1 торговой точки на 20%.

Управлять можно только тем, что можно измерить, соответственно и понять, достигнут ли результат. Благодаря количественным показателям можно отслеживать прогресс, разбивать цель на задачи и привязывать к ним измеримые критерии выполнения. Шаг за шагом. Критериям SMART отвечают четные формулировки.

SMAchievableRT

  1. Хочу, чтобы ребенок делал успехи в учебе. 
  2. Хочу освоить 3-5 техник повышения мотивации подростков. 
  3. Хочу, чтобы ребенок сдал ЕГЭ на 100 баллов.
  4. Хочу понять, как могу помогать ребенку каждый день выполнять домашние задания без ошибок.

Нечетные цели связаны с другими людьми и не отвечают критериям SMART, так как лежат вне зоны нашей ответственности. Четные цели непростые, но достижимые.

SMARelevantT

  1. Хочу написать книгу. 
  2. Хочу написать книгу о планировании времени, чтобы утвердиться в качестве эксперта и впоследствии вести вэбинары. 
  3. Хочу написать крутой бестселлер и стать знаменитым. 
  4. Хочу написать книгу вегетарианских рецептов, чтобы помочь людям перейти на ЗОЖ.

На этом этапе пригодится короткий проверочный вопрос к цели: чтобы что? Таким образом мы проследим связь между целями разных уровней и расширим контекст восприятия. Да, и в этой точке можем понять, принадлежит ли цель самому клиенту или является навязанной (семьей, модой или обстоятельствами). И тогда вопрос «что это даст тебе лично?» расставит все по местам. Четные формулировки соответствуют критериям нашей модели.

SMARTimed

  1. Хочу больше времени уделять отдыху.
  2. Хочу съездить в Италию в ближайшие полгода.
  3. Хочу научиться планировать свой график, чтобы больше уделять времени себе.
  4. Хочу освоить минимум 3 техники планирования времени в ближайший месяц.

Все формулировки про время, но только четные отвечают критериям SMART-метода. Если мы не ставим дедлайн для цели, то вероятность уйти в процесс без результата сильно возрастает. Привязав результат ко времени, мы можем разбить большой путь на небольшие этапы, измерять свой прогресс.

Делай как коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ДЕЛАЙ КАК КОУЧ

Международная программа CCE ICF (25 часов)​.
Для тех, кто хочет изучить коучинг с нуля.
1-й модуль программы «Коучинг международного уровня» ACSTH (76 часов)

СТАРТ 23 НОЯБРЯ 2021
Думай как коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ДУМАЙ КАК КОУЧ

Международная программа CCE ICF (51 час)​.

2-й модуль программы «Коучинг международного уровня» ACSTH (76 часов)

СТАРТ 10 НОЯБРЯ 2021
Коучинг международного уровня

КУРС

КУРС

КУРС

КОУЧИНГ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

Международная программа обучения коучингу с нуля по стандартам ICF

СТАРТ 23 НОЯБРЯ 2021
5 Prism в работе коуча

КУРС

КУРС

КУРС

5 PRISM В РАБОТЕ КОУЧА

Авторский онлайн-курс по эффективной работе с конфликтами, эмоциями, убеждениями и поведением клиента.

СТАРТ 25 ЯНВАРЯ 2022
Сопровождение до ACC

КУРС

КУРС

КУРС

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДО ACC

Программа CCE ICF

СТАРТ 1 ДЕКАБРЯ 2021
5 Prism Pro

КУРС

КУРС

КУРС

5 PRISM PRO

Второй модуль углубленного изучения метода 5 Prism в работе коуча

СТАРТ 20 АПРЕЛЯ 2022
Сопровождение до PCC

КУРС

КУРС

КУРС

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДО PCC

Программа «Профессиональный коуч»

Подготовка к сертификации PCC ICF

СТАРТ 21 МАРТА 2022
Профессиональный ментор-коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТОР-КОУЧ

Курс специализации для коучей (35 CCUs)

СТАРТ 10 ОКТЯБРЯ 2022
Профессиональный супервизор

КУРС

КУРС

КУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СУПЕРВИЗОР
CCEU ICF

Ваша новая профессия – супервизор для коучей

СТАРТ 10 ФЕВРАЛЯ 2022
Практический курс бизнес-коучинг

КУРС

КУРС

КУРС

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС БИЗНЕС-КОУЧИНГ

Открыта запись в предварительный список участников

СТАРТ 30 НОЯБРЯ 2021
previous arrow
next arrow