Что такое SMART (СМАРТ)

Что такое SMART (СМАРТ)

Постановка правильных (и достижимых!) целей – одна из ключевых составляющих успеха. Если вы не самурай, которому важен только путь, стоит начать с определения: куда и зачем вы идете, сколько будет длиться поход, куда вы в конце концов должны прийти. Такая конкретика позволяет превратить казалось бы несбыточную мечту – например, начать собственный бизнес, накопить денег на покупку жилья или кругосветное путешествие – в четкий план действий и, как следствие, в результат. На помощь придет эффективный инструмент – SMART цели. В чем суть этой методики, как она помогает и как с ней работать? Давайте разбираться!

Теория целеполагания

В 1968 году психолог, исследователь человеческого поведения и пионер в изучении целеполагания Эдвин Локк разработал теорию постановки цели, расширив работу философа Сесила Алека Мейса. Он считал, что человек, опираясь на окружающую его действительность и собственные эмоции, понимает, чего ему не хватает и ставит перед собой цели, чтобы устранить нехватку.

Вроде бы все просто, но почему тогда многие люди не достигают своих целей, хотя всеми силами стремятся к ним? Почему одни цели достигаются, а другие нет?

В результате совместных исследований Э.Локк и Г.Лэтэм выявили, что вероятность достижения цели зависит от ее характеристик:

  • ясность: точно знать, чего вы пытаетесь достичь, измеримость достижения и ограничение по времени;
  • вызов: цели, которые являются как конкретными, так и трудными, приводят к самым высоким показателям;
  • вовлеченность: достигается, когда а) человек убежден в том, что цель важна; и б) человек убежден в том, что она достижима;
  • обратная связь: показывает прогресс по отношению к цели;
  • дробление на задачи: цель, содержащая «вызов», требует решения множества различных задач, из которых она складывается.

Методика SMART

Хотя модель постановки целей по SMART была сформулирована ранее, в 1954 году, Питером Друкером в книге «The Practice of Management», однако оно полностью соответствует теории целеполагания.

Название такой методики переводится с английского как «умный». Таким образом, ее можно назвать умным планированием или целеполаганием. При этом название выбрано не случайно: это аббревиатура, каждая буква которой обозначает конкретный термин, составляющую. Все они одинаково важны: достаточно «выбросить» хотя бы один элемент, чтобы вся стройная система перестала работать. Дело в то, что все составляющие важны для достижения цели, ее осознания и четкой формулировки. Что же обозначает SMART: давайте проведем расшифровку аббревиатуры по буквам.

Specific: конкретная цель

Цель должна быть конкретна и понятна, быть результатом, а не процессом. Сформулируйте ее максимально четко.

Measurable: измеримая цель

Без этого критерия невозможно отслеживать прогресс в достижении, разбивать процесс достижения на этапы, подцели, а, соответственно, поддерживать мотивацию. Отобразите цель в виде конкретного числового показателя, которого нужно достичь на финише.

Achievable or Attainable: достижимая цель

Легкие цели не мотивируют, слишком сложные обескураживают. Прежде чем поставить перед собой цель, будьте уверены, что у вас есть способ ее достичь, и достижение цели лежит в зоне вашей ответственности. Следите, чтобы цель была реалистичной.

Relevant: значимая цель

Этот пункт – про важность цели, ее связь с большими жизненными целями. Достижение цели соотносится с целями более высокого порядка. Продумайте, зачем вы хотите добиться того или иного результата.

Time bound: ограниченная во времени цель

Без срока достижения цели она может превратиться в процесс. Срок также усиливает мотивацию. Устанавливайте временные рамки, но при этом не забывайте: они должны быть реалистичными, а не утопичными.

На что обратить внимание при постановке целей по методу СМАРТ

Планирование по этому системе имеет несколько особенностей. Чтобы оно было успешным, учтите такие рекомендации.

  • Правильно расставляйте приоритеты. В первую очередь следует ориентироваться на важность цели, то есть на пункт R (напомним, именно он расшифровывается как важность). Осознайте, зачем вы хотите добиться того или иного результата.
  • Записывайте. Планирование «в голове» там же и останется. Вы не сможете конкретизировать цель, и уже тем более – разработать пошаговую стратегию ее достижения. Чтобы добиться результата, записывайте все формулировки. Делать это можно специальных приложениях, в блокнотах, планерах, или в текстовом редакторе, на листе бумаги – как вам удобнее. Опираясь на такие записи, вы сможете корректировать их, составляя план достижения цели, прорабатывая конкретные шаги или составляя инструкции для подчиненных.
  • Не упирайтесь в цель и составленный план, как в единственно возможный способ действия. Будьте готовы проявить гибкость, если обстоятельства изменились. Учтите: возможно, цель придется адаптировать под «новую реальность».
  • Формулируйте цель, исходя из собственных возможностей: количества времени, которым вы располагаете, профессионального или жизненного опыта, финансовой ситуации, навыков.
  • Помните о мотивации. Заведомо недостижимая цель (например, похудеть за две недели на 30 кг) – это скорее демотиватор, она только повышает риск полуночного объедания пирожными. Если вы работаете в команде, недостижимые цели отпугивают ее членов, снижая их вовлеченность в процесс. Кроме того, стоит продумать систему мотивации, поощрения за выполненные этапы. В бизнесе это может быть премия или прибавка к зарплате, какие-либо бонусы. Если вы используете методику для личных целей, не стоит забывать о мотивации: продумайте систему небольших поощрений. Это поможет «не сойти с дистанции».
  • Соотносите амбициозность цели и свои возможности. Она не должна быть слишком легко достижимой, заурядной, заниженной – так вы не почувствуете удовлетворения от получения нужного результата. Здесь важно соблюдать баланс между амбициями и возможностями.

Примеры постановки целей по СМАРТ

Модель SMART активно применяется в коучинге. Такой процесс, по определению Томаса Леонарда – четко структурированный, где точка «Старт» – цель клиента, а точка «Финиш» – получение оговоренного результата. И модель SMART применяется в коучинге с самого начала и до конца работы с клиентом.

SpesificMART

  • Хочу похудеть.
  • Хочу похудеть на 3 кг.
  • Хочу выглядеть привлекательно.
  • Хочу похудеть на 3 кг без диет.

Уже с первых слов клиента мы можем понять – мечтает он или ставит цель. Мечта всегда абстрактна и обобщена, цель же конкретна и направлена на результат. В приведенных примерах критериям SMART отвечают только четные формулировки.

SMeasurableART

  • Хотим увеличить прибыль.
  • Хотим увеличить средний чек магазина на 20%.
  • Хотим снизить издержки. 
  • Хотим увеличить прибыль 1 торговой точки на 20%.

Управлять можно только тем, что можно измерить, соответственно и понять, достигнут ли результат. Благодаря количественным показателям можно отслеживать прогресс, разбивать цель на задачи и привязывать к ним измеримые критерии выполнения. Шаг за шагом. Критериям SMART отвечают четные формулировки.

SMAchievableRT

  • Хочу, чтобы ребенок делал успехи в учебе.
  • Хочу освоить 3-5 техник повышения мотивации подростков.
  • Хочу, чтобы ребенок сдал ЕГЭ на 100 баллов.
  • Хочу понять, как могу помогать ребенку каждый день выполнять домашние задания без ошибок.

Нечетные цели связаны с другими людьми и не отвечают критериям SMART, так как лежат вне зоны нашей ответственности. Четные цели непростые, но достижимые.

SMARelevantT

  • Хочу написать книгу.
  • Хочу написать книгу о планировании времени, чтобы утвердиться в качестве эксперта и впоследствии вести вэбинары.
  • Хочу написать крутой бестселлер и стать знаменитым.
  • Хочу написать книгу вегетарианских рецептов, чтобы помочь людям перейти на ЗОЖ.

На этом этапе пригодится короткий проверочный вопрос к цели: чтобы что? Таким образом мы проследим связь между целями разных уровней и расширим контекст восприятия. Да, и в этой точке можем понять, принадлежит ли цель самому клиенту или является навязанной (семьей, модой или обстоятельствами). Тогда вопрос «что это даст тебе лично?» расставит все по местам. Четные формулировки соответствуют критериям нашей модели.

SMARTimed

  • Хочу больше времени уделять отдыху.
  • Хочу съездить в Италию в ближайшие полгода.
  • Хочу научиться планировать свой график, чтобы больше уделять времени себе.
  • Хочу освоить минимум 3 техники планирования времени в ближайший месяц.

Все формулировки про время, но только четные отвечают критериям SMART-метода. Если мы не ставим дедлайн для цели, то вероятность уйти в процесс без результата сильно возрастает. Привязав результат ко времени, мы можем разбить большой путь на небольшие этапы, измерять свой прогресс.

Кому подходит SMART-целеполагание

Такая методика – практически универсальная, поскольку ее можно применить в различных сферах жизни. SMART-анализ поможет расставить приоритеты и определить пути дальнейшего развития при личном планировании (кратко-, средне- или долгосрочном). Очень эффективна техника СМАРТ и в бизнесе. Ее активно применяют в управлении компаниями. Целесообразно использовать эту методику в случаях, когда результат можно спрогнозировать: например, увеличить объем продаж, ускорить выпуск партии товара, расширить клиентскую базу.

Многие считают, что эта методика не подходит для работы над творческими проектами, поскольку она якобы ограничивает свободу, слишком строго регламентирует креативных сотрудников. Однако это не совсем так, ведь техника СМАРТ позволяет конкретизировать цели, дает более ясное понимание ситуации, повышает мотивацию, и вполне подходит для планирования творческих проектов. Более того, целеполагание по этой методике исключает ситуации, когда заказчик «чего-то хочет, а чего – сам не знает». Заполняя бриф или описывая задание по схеме СМАРТ, он может конкретизировать задачу (в первую очередь, для себя, и только потом – для работников, которые будут ее выполнять).

Эффективна такая методика и для управления компаниями: ее часто используют руководители бизнеса. На основе SMART-модели разрабатывают должностные инструкции, ставят задачи перед подразделениями компании.

Недостатки принципа SMART

Эта система планирования не лишена недостатков.

  • Неопределенность. Такая схема может быть не слишком подходящей для стратегического планирования, когда поставить четкую измеримую цель невозможно. В то же время для планирования тактического она подходит очень хорошо.
  • Неготовность к рутине. Даже если вы четко сформулировали цель и расписали шаги к ее достижению, мелкие дела, рабочая или бытовая текучка могут стать серьезным препятствием на пути к выполнению запланированного.
  • Человеческий фактор. Принцип СМАРТ не учитывает этот момент. Чтобы выполнить план, заранее согласовывайте цели и критерии оценивания предпринятых шагов с сотрудниками.

Преимущества СМАРТ-задач

  • Они практичные. Даже на этапе постановки цели, анализируя ее по SMART-алгоритму, вы начинаете планировать действия, можете понять, какие шаги следует предпринять, с какими сложностями можно столкнуться.
  • Они определенные. СМАРТ-задачи четко описывают цели, поэтому помогают добиться нужного результата.
  • Они мотивируют. Понимая, что именно и зачем сейчас нужно делать, вы получаете дополнительную мотивацию.
  • Они экономят энергию и время. По этой методике можно выработать четкий алгоритм, разработать регламент.
  • Они универсальные. Принцип СМАРТ работает в различных сферах.

Чек-лист

Небольшая шпаргалка для новичков, которая поможет поставить цель, используя эту методику.

  • Что нужно изменить?
  • Зачем мне нужны изменения? Что меня стимулирует к ним?
  • Сколько? Выразите желаемый результат в цифрах.
  • Хватит ли мне ресурсов?
  • Когда мне нужны изменения? Отвечая на этот вопрос, вы сможете определить сроки.
Делай как коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ДЕЛАЙ КАК КОУЧ

Международная программа CCE ICF (25 часов)​.
Для тех, кто хочет изучить коучинг с нуля.
1-й модуль программы «Коучинг международного уровня» Level 1 (76 часов)

СТАРТ 16 НОЯБРЯ
Думай как коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ДУМАЙ КАК КОУЧ

Международная программа CCE ICF (51 час)​.

2-й модуль программы «Коучинг международного уровня» Level 1 (76 часов)

СТАРТ 25 ОКТЯБРЯ
Коучинг международного уровня

КУРС

КУРС

КУРС

КОУЧИНГ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

Международная программа обучения коучингу с нуля по стандартам ICF

СТАРТ 16 НОЯБРЯ
5 Prism в работе коуча

КУРС

КУРС

КУРС

5 PRISM В РАБОТЕ КОУЧА

Авторский онлайн-курс по эффективной работе с конфликтами, эмоциями, убеждениями и поведением клиента.

СТАРТ 24 ЯНВАРЯ
Сопровождение до ACC

КУРС

КУРС

КУРС

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДО ACC

Программа CCE ICF

СТАРТ 23 НОЯБРЯ
5 Prism Pro

КУРС

КУРС

КУРС

5 PRISM PRO

Второй модуль углубленного изучения метода 5 Prism в работе коуча

СТАРТ 13 АПРЕЛЯ 2023
Сопровождение до PCC

КУРС

КУРС

КУРС

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДО PCC

Программа «Профессиональный коуч»

Подготовка к сертификации PCC ICF

СТАРТ 26 СЕНТЯБРЯ
Профессиональный ментор-коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТОР-КОУЧ

Курс специализации для коучей (35 CCUs)

СТАРТ 10 ОКТЯБРЯ 2022
Практический курс бизнес-коучинг

КУРС

КУРС

КУРС

БИЗНЕС-КОУЧИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Получите практические инструменты для работы с бизнесом и предпринимателями

СТАРТ 4 ОКТЯБРЯ
PRO Деньги

КУРС

КУРС

КУРС

PRO ДЕНЬГИ

Всего за 2 месяца вы освоите инструменты увеличения дохода и начнете позволять себе больше без страха, что деньги закончатся

СТАРТ 24 НОЯБРЯ
previous arrow
next arrow