- Понятие синдрома выученной беспомощности в психологии
- 5 признаков синдрома выученной беспомощности
- 7 причин появления синдрома выученной беспомощности
- Чем опасен синдром выученной беспомощности
- 3 совета по преодолению синдрома выученной беспомощности
- Занимайтесь любыми делами, которые возможны
- Маленькие шаги
- Новая перспектива
- Как предотвратить появление синдрома выученной беспомощности у детей
- Часто задаваемые вопросы о синдроме выученной беспомощности
- Какие группы людей более склонны к развитию синдрома выученной беспомощности?
- Какие виды помощи можно предложить человеку, испытывающему синдром выученной беспомощности?
- Какие причины могут вызывать у детей синдром выученной беспомощности?
О чем речь? Синдром выученной беспомощности -– психологическое состояние, при котором человек чувствует, что его усилия бесполезны и не могут привести к желаемым результатам. Обычно оно вызвано постоянными неудачами, отсутствием поддержки и стрессовыми ситуациями.
Как преодолеть? Нужно начать с малого – поставить перед собой небольшие цели и стараться их достичь. После каждой галочки в чек-листе нужно хвалить себя и отмечать успех.
Понятие синдрома выученной беспомощности в психологии
Термин «выученная беспомощность» описывает состояние, когда человек демонстрирует пассивность и не стремится улучшить свои жизненные обстоятельства, несмотря на то, что есть такая возможность. Это проявляется в мышлении и поведении, когда личность ведет себя так, как будто нет возможности изменить отрицательные аспекты жизни.
Выученная беспомощность обусловлена предшествующим опытом индивида, когда он не мог влиять на неприятные обстоятельства. Этот психологический феномен был впервые описан американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году. Врач начал с экспериментов на собаках, а затем его выводы подтвердились и в исследованиях с людьми.
Синдром выученной беспомощности наблюдается не только среди взрослых, но и у детей. Он часто возникает из-за неверного воспитания или определенных жизненных обстоятельств, когда человек регулярно попадает в ситуации, в которых его усилия напрасны. Это может привести к закреплению в сознании убеждения о тщетности любых действий, что порождает ощущение бесконтрольности и безнадежности.
Синдром выученной беспомощности активно изучается в психологии, поскольку ученые стремятся понять, как люди осознают свою способность воздействовать на жизненные события и как такое восприятие влияет на поведение.
5 признаков синдрома выученной беспомощности
Синдром выученной беспомощности в психологии – это не заболевание, а определенное состояние, поэтому отсутствуют строгие диагностические критерии, характерные для болезней. Однако мы можем выделить основные характеристики этого феномена.
Рассмотрим несколько примеров. Представим женщину, которая не в состоянии разорвать отношения с партнером-абьюзером. Ей кажется, что это нереально. Вспоминая детство, она помнит, как ее родители поддерживали аналогичный тип связи, при этом мать никогда не пыталась уйти.
Ученик, который заканчивает школу, не планирует поступать в вуз, несмотря на желание продолжить образование. Он сомневается в своих успехах, ведь учился он неважно, хотя попытки получать хорошие отметки были только в первом классе.
Студент игнорирует подготовку к экзаменам, уверенный, что это не повлияет на результат. Он вспоминает предыдущие ситуации, когда, несмотря на подготовку, ему не везло: то билет выпадал такой, на вопрос которого он не знал ответа, то преподаватель строго оценивал всех, из-за чего он получил низкие оценки.
Сотрудник избегает повышения по службе и даже может от него отказаться, опасаясь, что не сможет соответствовать уровню новых задач. Он и с имеющимися-то обязанностями справляется не лучшим образом, поэтому не видит особых причин прилагать усилия для продвижения по карьерной лестнице.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
В этих ситуациях ясно прослеживаются общие черты:
- Отрицательный опыт, который человек может получить в детстве либо в старшем возрасте.
- Обстановка, в которой личность чувствует себя неудовлетворенной.
- Отсутствие эффективных действий для изменения обстановки. Результативными являются попытки, которые ведут к положительным изменениям, в отличие от поверхностных усилий, подтверждающих стереотипы (например, когда студент начинает готовиться к экзамену за ночь, не сдает его и делает вывод, что учеба бесполезна).
- Наличие реальных возможностей для изменения жизни, хотя в состоянии выученной беспомощности они могут быть не видны из-за трудностей.
- Отрицательные мысли, которые ведут к поведению, подтверждающему правоту индивидов.
Часто концепция выученной беспомощности пересекается с наличием таких шаблонов, как «беспомощность» и «неуспех» в схема-терапии. Это понятия, описывающие установки и модели поведения, усвоенные человеком в детстве и формирующие его восприятие мира.
7 причин появления синдрома выученной беспомощности
К восьми годам у детей может развиться синдром выученной беспомощности, который говорит либо о безрезультатности действий, либо о неуверенности ребенка в результативности. На его формирование значительное влияние оказывает метод воспитания.
Часто у человека развивается чувство выученной беспомощности из-за сочетания разнообразных факторов, которые оказывают влияние на его психологическое состояние и восприятие мира. Причины данного явления разнообразны и уникальны для каждого индивида.
Ключевые факторы, которые могут способствовать этому, включают:
- Постоянное невезение: ситуации, когда любые попытки внести изменения в обстоятельства не приносят успеха, затрагивают как личные, так и профессиональные сферы жизни.
- Ощущение отсутствия контроля: когда кажется, что жизненные события разворачиваются вне зависимости от личных стараний и поступков, это может вызывать чувство бессилия.
- Воспитание и обучение: методы в образовании и воспитании, делающие акцент на зависимости и подчинении вместо того, чтобы стимулировать независимость и инициативу.
- Стрессовые моменты или травмы, особенно в раннем возрасте, могут укрепить убеждение в том, что улучшение недостижимо.
- Социальное и культурное окружение: давление, исходящее от общественных и культурных норм, которые навязывают определенные модели поведения и ограничивают свободу выбора.
- Негативные убеждения и самовосприятие: присутствие у человека внутренних убеждений о своей неспособности влиять на происходящее, о недостаточной компетентности и низкой самооценке.
- Некоторые психические нарушения, включая депрессию, могут способствовать появлению или усилению симптомов синдрома.
"Делай как коуч"
Осознание основных причин способствует созданию эффективных стратегий для их преодоления, а также помогает выработать более здоровые модели поведения. Важно помнить, что каждая ситуация уникальна и требует особого внимания.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Чем опасен синдром выученной беспомощности
Синдром выученной беспомощности проявляется в специфическом поведении, которое сказывается на социальных взаимоотношениях и общении с другими людьми. Индивид сталкивается с серьезными проблемами в мотивации и преодолении жизненных препятствий. Это мешает карьерному росту, формированию крепких семейных уз и самореализации.
У страдающих этим синдромом появляется устойчивый недостаток мотивации к изменениям. Их самооценка падает, а интерес к жизни снижается из-за угнетающего депрессивного состояния.
У таких людей чаще диагностируют депрессивные расстройства и даже онкологические заболевания.
3 совета по преодолению синдрома выученной беспомощности
Выученная беспомощность не связана с отсутствием желания действовать. Основная трудность заключается в утрате уверенности в успешности своих поступков.
Когда человек чувствует, что способен управлять ситуацией, у него появляется шанс найти решение.
Как избавиться от синдрома выученной беспомощности:
Занимайтесь любыми делами, которые возможны
Известный психолог, оказавшийся в концлагере, сохранял свою психологическую устойчивость, прибегая к простым действиям: чистка зубов, когда этого не требовалось, или отдых на кровати вместо обсуждения новостей. Даже незначительные на первый взгляд решения, принятые самостоятельно, помогают упрочить чувство контроля и выбора. Такие мелочи имеют важное значение для психики и позволяют индивиду чувствовать себя полноценным.
Это правило работает и в мирной жизни.
Возьмите на себя инициативу в простых вещах: определите, чем займетесь в свободное время, что будете готовить на ужин или какую программу смотреть. Чем больше возможностей вы находите для принятия решений и их реализации, тем меньше ощущаете беспомощность.
Маленькие шаги
Часто наше мнение о себе формируется из множества незначительных моментов. Например, мы можем думать:
- «У меня ничего не выходит»;
- «Я бесполезен»;
- «Мои усилия бессмысленны».
Со временем начинаем обращать больше внимания на события, которые подтверждают эти пессимистичные убеждения, игнорируя противоположные случаи. Важно учиться замечать и другие факты, которые могут помочь сформировать позитивное видение себя.
Сосредоточьтесь на историях, которые подчеркивают личную ценность и значимость. Помните, что ваше влияние на окружающую действительность велико, и вы постоянно это демонстрируете. Обращайте внимание на это и фиксируйте каждый такой момент.
Используйте опыт, который у вас уже есть:
- моменты, когда вам что-то удавалось;
- ситуации, когда вы справлялись;
- случаи, когда вы влияли на ситуацию и меняли что-то к лучшему.
Таких примеров множество. Не игнорируйте текущие обстоятельства. Выбирайте простые задания и выполняйте их немедленно. Важность каждой задачи несомненна.
Успели справиться? Замечательно. Не забывайте поощрять себя! Создайте список ваших успехов и регулярно обновляйте его, пересматривая достигнутое.
Занимаясь небольшими задачами, вы готовитесь к реализации более значительных проектов. Ваша уверенность будет увеличиваться, а вместе с ней появятся новые убеждения и истории:
- «Я играю важную роль»;
- «У меня все получится»;
- «Мои действия важны»;
- «Я способен оказать влияние».
Новая перспектива
Мартин Селигман в ходе своего исследования сделал еще один важный вывод.
Он обнаружил, что успешный опыт помогает животному сопротивляться состоянию беспомощности. Например, собаки, которым ранее удавалось выключать электрический ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали пытаться найти выход из сложной ситуации, даже когда их ограничивали в движениях.
Затем Селигман сделал вывод, имеющий прямое отношение к поведению человека: индивид интерпретирует происходящее вокруг, определяет, будет ли он пытаться что-то делать или же сдастся.
Уверенность человека в том, что негативные события происходят из-за его собственных ошибок, может привести к депрессии и чувству беспомощности. В то время как мысль: «Неприятности случаются, но не всегда по моей вине. Я способен влиять на ситуацию и изменить ее. Все обязательно наладится», – помогает быстрее восстановиться после стресса и адаптироваться к сложным условиям.
С течением времени и накоплением опыта каждый может научиться эффективно бороться с тревогой, преодолевать чувство беспомощности и разрабатывать стратегии успешного поведения.
Энергия, которая ранее тратилась на страхи и неуверенность, освободится, дав возможность направить ее на другие значимые аспекты жизни.
Как предотвратить появление синдрома выученной беспомощности у детей
Профилактика синдрома выученной беспомощности у детей:
- Родителям важно создавать в семье гармоничную и благоприятную среду. Необходимо уважать особенности и темперамент ребенка, например, не стоит торопить флегматика. Крайне важно, чтобы мама и папа поддерживали веру малыша в свои способности и открыто выражали эту поддержку, уверяя в том, что он способен преодолеть любые препятствия.
- Родители должны создавать условия для проявления ребенком самостоятельности и поощрять его желание делать что-либо самостоятельно без постоянной критики. Важно хвалить малыша, даже если в его действиях присутствуют ошибки, и предлагать помощь, не навязывая ее. Когда вашему чаду что-то не удается, не следует доделывать это за него, лучше сделать вместе и показать правильный способ выполнения задачи.
- Важно, чтобы семья способствовала развитию независимости ребенка, позволяя ему самостоятельно выполнять действия, которые он уже освоил, если только малыш сам не попросит о помощи. К примеру, дите должно научиться пить из кружки, кушать из своей тарелки, использовать горшок или ходить в туалет, самостоятельно одеваться и прибрать игрушки. Когда взрослые берут на себя выполнение этих основных задач, это может отрицательно сказаться на стремлении чада к самостоятельности, его желании что-то делать самому и на готовности принимать ответственность за свои поступки и решения.
- Родителям не стоит посвящать всю свою энергию, время и внимание только воспитанию ребенка, поставив его на первое место в жизни и жертвуя личным здоровьем, потребностями и интересами.
- Воспитание детей должно осуществляться без излишней строгости и чрезмерного контроля. Вместо этого родители обязаны устанавливать четкие, но справедливые правила и границы поведения, соответствующие возрасту ребенка. Важно не перегружать малышей множеством обязательных дел – меньше требований к младшим, больше к старшим. Также крайне необходимо привлекать детей к участию в домашних делах и контролировать их выполнение.
- Родителям не следует приписывать детям негативные черты или бороться с их реальными или воображаемыми особенностями, которые они сами не желают принимать. Таким образом, мама и папа могут невольно донести до ребенка мысль, что он не способен измениться.
- Важно, чтобы родители активно участвовали в жизни своих детей и налаживали с ними общение.
Важность своевременного обращения за поддержкой при появлении синдрома выученной беспомощности несомненна, так как это состояние серьезно влияет на качество жизни человека. Работа над преодолением недуга помогает не только избавиться от чувства беспомощности, но и способствует развитию новых адаптивных стратегий и укреплению позитивного мышления.
Часто задаваемые вопросы о синдроме выученной беспомощности
Какие группы людей более склонны к развитию синдрома выученной беспомощности?
Люди старше 40 лет чаще сталкиваются с синдромом выученной беспомощности, особенно это касается мужчин. Проявляется данное состояние не только посредством апатии и депрессии, но и склонностью к алкоголизму, наркомании и даже суицидальным мыслям, зачастую без очевидных на то причин.
Какие виды помощи можно предложить человеку, испытывающему синдром выученной беспомощности?
Общая поддержка, взаимопонимание, а также направление на профессиональную консультацию или терапию могут стать ключом к преодолению человеком этого состояния.
Какие причины могут вызывать у детей синдром выученной беспомощности?
Иногда дети неосознанно наследуют модели поведения и убеждения родителей, связанные с выученной беспомощностью, и начинают пользоваться ими уже во взрослой жизни.