- Речь как высшая психическая функция
- Функции речи
- Природа возникновения речи
- Теория научения
- Теория специфических задатков Хомского
- Когнитивная теория Пиаже
- Психолингвистическая теория развития речи А. А. Леонтьева
- Взаимосвязь мышления и речи в трудах Л. С. Выготского
- Часто задаваемые вопросы о речи в психологии
- Что изучает психолингвистика?
- Как проявляется регуляторная функция речи?
- Какова взаимосвязь речи и познавательных процессов?
Что означает? Речь в психологии играет ключевую роль, так как является одним из основных средств коммуникации и самовыражения человека. Она отражает мысли и эмоции, помогая нам не только общаться с другими, но и строить внутренний диалог.
Зачем изучать? Психологи изучают речь для понимания устройства психики, а также для диагностики различных нарушений. Через анализ речевых паттернов выявляют тревожные состояния или депрессивные расстройства.
Речь как высшая психическая функция
Речью называется уникальный способ общения, присущий только человеку. С ее помощью люди могут передать друг другу свои мысли и воздействовать на поведение. На такой функции, как речь, основано сознание. Все, что люди воспринимают, они могут определить и передать с ее помощью. Речь в психологии – функция, которая управляет всеми процессами психики.
Для общения с помощью речи нужен язык. С помощью него люди вербально взаимодействуют. Язык и речь тесно связаны. Разница: речь имеет отношение к психике, ее изучает психология, а язык имеет отношение к народу или обществу. В язык входят слова (несущие определенное значение) и синтаксис (способ построения предложений). Значение слова – его конкретное содержание. Существуют приемы, создающие высказывание. Если это устная речь – средство ее построения – морфема, если письменная – графема. Из звуков или букв составляют слова. Язык имеет устную и письменную форму. Языки, которые исчезли как средство общения, но сохранились в письменном виде, называются мертвыми.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Каждый человек использует индивидуальную речь, в которой отражены его психологические особенности. Можно выделить: произношение, построение предложений, отклонения от стандартов речи и т. д. Каждый человек пользуется обычно только небольшой частью языкового богатства. Если проследить за лексикой великих писателей, то можно насчитать 10–20 тысяч слов из нескольких сотен тысяч, имеющихся в языке.
Выделяют следующие виды: речь в психологии подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Последняя – это та, что может быть услышана/прочитана другими, то есть направленная на окружающих. Выделяется три ее вида: устная моно- и диалогическая, письменная. Внутренняя речь – это процесс без звукового/буквенного выражения. Это происходит во время мышления. Но нельзя ставить знак равенства между понятиями мышление и речь. Взаимосвязь их в психологии существует, но мышление не означает, что человек говорит, даже про себя. Каждая мысль может быть выражена на разных языках, причем можно с трудом выразить мысль словами. Также важно осознавать: когда человек понял суть, он может выразить ее словами.
Мы постарались дать понятие, что такое речь. Свойства в психологии ей присваиваются такие: содержательность, понятность, выразительность, действенность:
- Содержательность. Отражает количество мыслей, которые выражены в речи, чувства и стремления, важность этих характеристик, их связь с реальностью.
- Понятность. Соответствие строения фраз правилам языка, расстановка пауз, использование логических ударений для выделения важных слов.
- Выразительность. Это наполненность речи эмоциями, разнообразие и богатство изобразительных средств языка. По выразительности различают яркую, энергичную речь, и, как противоположность, вялую и бедную.
- Действенность. Это свойство отражает, насколько речь влияет на чувства, мысли, поступки окружающих, эффект, оказываемый на их поведение и внутренние убеждения.
И с точки зрения лингвистики, и с позиции понятийного аппарата, речь можно разделить на сокращенную и развернутую.
Обобщая вышесказанное, понятие «речь в психологии» – способ присутствия, передачи, присвоения опыта, орудие и средство мышления. С ее помощью люди фиксируют и отражают образ внешнего мира, обозначают и делают его достоянием своего жизненного опыта, интеллектуального запаса. Таким образом, речь – форма знания.
Функции речи
Рассмотрим речь и ее функции. В психологии выделяют коммуникативную, сигнификативную, выражения и побуждения. Именно эти функции позволяют речи кроме того, что она используется для общения, стать и формой сознания. Основа слов – их семантика. Человек обычно обращает внимание в первую очередь на смысловое содержание речи. Подробнее о функциях речи:
- Коммуникативная. Здесь рассматривается речь как средство общения. В психологии это означает, что человек может сообщить другим о себе в окружающих его обстоятельствах. Также он воспринимает сообщения других людей. Смысл речи теряется, если человек не понимает речь, которая ему адресована. В этом случае она не будет являться сообщением.
- Сигнификативная. Смысл функции в том, что с помощью речи обозначаются конкретные предметы, существующие в реальности и обладающие четкими признаками, связями. Называя любой, мы обозначаем и весь класс, к которому он относится. Например, говоря «стул», называем определенный стул, стоящий перед нами, и при этом все их в целом.
- Функция выражения. С помощью речи люди не только передают сообщения, но и выражают свое отношение к ним. Это делается путем интонирования: ускоряя и замедляя речь, делая паузы, мы передаем эмоции. Так, с помощью медленного темпа, понижения голоса и долгих пауз можно выразить грусть. А радость, восторг, негодование ускоряют темп. Обычно эта функция проявляется непроизвольно, но человек может и специально использовать средства выразительности.
- Функция побуждения. Человек может воздействовать на окружающих и побуждать их к определенным действиям, используя интонацию, специальные слова, словосочетания. Для этого применяют такие способы влияния, как просьба, убеждение, доказательство, приказ, внушение и т. п. Речь влияет и на процессы, происходящие в организме человека. Определенные слова могут усилить сердцебиение, бледность/покраснение кожи. Можно причинить высказыванием травму нервной системе слушателя. Слово способно как вдохновить человека, так и опустить на землю.
Считается, что речь возникла с развитием труда. У людей появилась необходимость договариваться о совместной деятельности. Позже они стали передавать друг другу мысли и сохранять опыт, который можно передать потомкам.
Природа возникновения речи
Речь и язык в психологии возникли в древние времена. Поэтому трудно понять, можно ли считать способность человека к речи врожденной особенностью, или же это следует признать приобретенным навыком для каждого индивидуума. Различные подходы склоняются в ту или иную сторону, и у каждого — свои аргументы.
"Делай как коуч"
Одним из доказательств того, что речь приобретается в процессе развития, является тот факт, что индивидуум, выросший вне общества, не может научиться разговаривать на любом языке. Но есть аргументы в пользу того, что она является врожденной способностью. Грудной ребенок различает звуки речи и выделяет их среди разнообразия других. К тому же, наблюдения за развитием речевых навыков у разных детей подтверждают: во всех случаях речь развивается по одному алгоритму. Это тоже подтверждает теорию врожденной способности.
Гипотезы о происхождении речи имеются разные. Вот наиболее распространенные:
Теория научения
Основана на врожденной склонности младенца к подражанию. Сначала он пытается повторять за взрослыми звуки, потом слова, а после – пытается строить предложения. Как правило, первые слова выполняют функцию предложений, с помощью которых ребенок пытается выразить свои желания и потребности. Например, произнося слово «ам», малыш может объяснять, что он голоден, а может рассказывать, что он сейчас ест.
Когда ребенок произносит первые звуки и слова, родители обычно поощряют его, и это отчасти способствует дальнейшему научению, попыткам произносить и запоминать речевые конструкции. Противоречием является то, что во время построения предложений родители часто подкрепляют не правильные грамматические построения, а грамотность логических выводов ребенка. Тем не менее, дети усваивают грамматику родного языка. Кроме того, теория научения не принимает во внимание «изобретение» малышами новых слов, и быстрое усвоение речи идет именно на определенном этапе жизни. И надо учитывать, чтобы навык развивался, нужны задатки.
Теория специфических задатков Хомского
Основана на предположении, что у младенца имеются способности к развитию речи, которые полностью формируются к концу первого года жизни. С этого возраста ребенок приобретает особую чувствительность к восприятию речи окружающих. Период этот длится приблизительно до трех лет, и поэтому дети, лишенные общества и попавшие в социум позже, уже не могут научиться изъясняться на каком-либо языке. При этом мышление и речь в психологии разделяются: период от года до трех относится именно к становлению речи, а мышление развивается гораздо дольше, до момента созревания.
Хомским написана книга «Синтаксические структуры», которая вышла в 1957 году. В ней он постарался выявить принципы языка, которые находятся в основе речевой деятельности человека. Публикация этой книги считается начальным моментом развития генеративной лингвистики. Хомский говорит о языке как о механизме, с помощью которого можно, обладая ограниченным количеством грамматических средств, составить множество различных предложений. Также он считает, что каждый человек имеет врожденные способности к речевой деятельности.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Идеи этого ученого спровоцировали так называемую «хомскианскую революцию» – новое направление языкознания, которое встало в ряд с предыдущими теориями: структурализмом и бихевиоризмом (который считал, что обладание языком – результат научения). Следующие работы Хомского («Аспекты теории синтаксиса», 1966; «Язык и мышление», 1968) развивают его систему, которая стала довольно известной в США и других странах. Теория специфических задатков сильно повлияла на развитие языкознания и психологию, философию и информатику.
Когнитивная теория Пиаже
Согласно ей, каждый ребенок обладает врожденной функцией восприятия и определенной способностью обрабатывать информацию. Иными словами, с рождения у него есть мышление, которое развивается, пока он растет. С помощью этой теории можно объяснить придумывание детьми новых слов. Косвенно подтверждает верность учения и то, что когда ребенок учится говорить, в его речи имеется только то, что он способен понимать.
Психолингвистическая теория развития речи А. А. Леонтьева
Данное учение предполагает, что возникновение речи тесно связано с развитием мышления. Во время постоянной взаимосвязи постепенно совершенствуются и то, и другое. Речь и речевая деятельность в психологии являются в данном случае символами для формирования мысли. При этом совершенствование мышления влечет рост словарного запаса для выражения мыслей, в итоге речь тоже развивается.
Взаимосвязь мышления и речи в трудах Л. С. Выготского
Знаменитый советский психолог Лев Семенович Выготский – автор работ по разным направлениям: высшая нервная деятельность, педагогическая психология, психология развития личности, культурно-историческая психология. Его труды востребованы и по сей день. В плане развития речи интересна одна из концепций: рассматривается развитие личности, линии речи и мышления. Нас интересует характеристика речи в психологии в рамках его теории.
Теория Выготского была разработана в рамках естественно-научного направления, основанного И. П. Павловым. Ученый считал, что речь не может быть просто отражением мысли. Как он образно выразился, нельзя просто надеть речь на мысль, как одежду на тело. При выражении образов в словах идет процесс видоизменения, и при этом речь становится более совершенной. Данный процесс происходит непрерывно и является очень важным для становления личности.
Мысль в процессе превращения в речь претерпевает существенные изменения. Данные преобразования обычно происходят без осознания говорящим. Человек, являющийся носителем мысли и слова, не осмысливает взаимодействие между этими высшими психическими процессами. Выготский считает речь выражением сознания. Можно сказать, что речь является материальным выражением мышления. Иначе: слово – отражение мысли.
Можно сделать вывод: слово является одновременно и актом мышления, и действием. Выготский обоснованно считает, что оно средство коммуникации ребенка с его окружением. Таким образом, частью высшей нервной деятельности является речь. В психологии особенности речевого поведения считают средством, которое помогает наладить связь с окружающим миром.
Часто задаваемые вопросы о речи в психологии
Что изучает психолингвистика?
Это направление науки, изучающее речевую деятельность человека, особенности коммуникации. Специалисты являются одновременно психологами и лингвистами, исследуют такие аспекты, как речь, мысль и язык. Такое научное направление, как психолингвистика, имеет достаточно широкую область. Возникло оно по той причине, что люди хотят понять, каким образом возникает и развивается речь, как формируется процесс общения с ее использованием. При этом у нее есть взаимосвязь с внутренним развитием интеллекта и мыслительными процессами.
Как проявляется регуляторная функция речи?
С ее помощью человек регулирует свое поведение и влияет на окружающих. Используя язык, мы управляем своими поступками и побуждаем окружающих к нужным нам действиям. Чтобы сотрудничать с другими, применяются такие конструкции, как просьба, команда, инструкция и др.
Какова взаимосвязь речи и познавательных процессов?
Роль речи в познавательных процессах нельзя переоценить. С ее помощью человек упорядочивает информацию и развивает абстрактное мышление. Внешняя и внутренняя формы речи в психологии связаны с памятью, анализом, синтезом, и поэтому она влияет на качество понимания окружающей действительности. Разговаривая, люди не только общаются друг с другом, но и упорядочивают внутренние мыслительные процессы. Поэтому речь в психологии – это важнейшее свойство человека. Важно понимать, как люди выражают чувства и мысли с помощью слов, так как это позволяет точнее проводить диагностику психических расстройств и лечить их. Изучая речь, можно понять, как выстраиваются связи в социуме, как происходит становление личности. Языковые процессы и речь очень важны, чтобы между людьми возникала сильная взаимосвязь и эмпатия, что увеличит психологический комфорт.