Получите бесплатный доступ к вебинару «Как стать коучем и выйти на новый уровень дохода»
calendar Дата: завтра в 19:00
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid: 2SDnjdx9YeM

Особенности формирования психики

06.08.2024
121
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 13.09.2024
Сохранить статью:
Особенности формирования психики

О чем речь? Формирование психики — непрерывный процесс созревания и поступательного развития определенных свойств личности. Он имеет свои стадии, механизмы и закономерности.

На что обратить внимание? Особенности становления психики зависят от возраста человека и окружающей его обстановки. А это значит, что на процесс можно оказать внешнее воздействие, желательно, разумеется, позитивное.

Различные подходы к пониманию психики

Ученые разных времен обсуждали вопрос о наличии или отсутствии психики у различных существ. Возможно ли, что ею обладают все живые существа? Ранее существовали разнообразные теории, которые пытались объяснить природу данного явления.

Различные подходы к пониманию психики

Биопсихизм утверждает, что психические свойства существуют только у живой материи, включая растения. Аристотель — один из представителей этой концепции.

Антропопсихизм утверждает, что только человек обладает психикой, так как лишь он способен осознавать и описывать свои внутренние состояния. Рене Декарт — один из представителей этой концепции.

Панпсихизм придерживается убеждения, что все объекты в природе, включая камни, обладают некоторой формой души или сознания. Эту концепцию разделяли научные мыслители, такие как Готфрид Вильгельм Лейбниц и Теодор Вильгельм Фехнер.

5 пошаговых алгоритмов с примерами: как найти своё дело и выйти на 150 000₽/мес

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 ловушек мышления
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Согласно нейропсихизму, только живые существа, обладающие нервной системой, способны проявлять психические процессы. Представитель этого направления — Чарльз Дарвин.

Мозгопсихизм основывается на идее, что только существа с высокоразвитым головным мозгом способны иметь психические процессы. Представителем этого взгляда был Константин Константинович Платонов.

В современном понимании формирование структуры психики связано с работой мозга и включает в себя процессы восприятия информации о внешнем мире, воспроизведение образа реальности и контроль над своим поведением и деятельностью. Психика проявляется через мысли, эмоции, впечатления, настроение, цели, мечты, предвкушения и убеждения.

Путь эволюции психики

Существует глубокая взаимосвязь между психикой и эволюцией, поскольку эволюционное развитие напрямую влияет на формирование психики и ее развитие. Давайте более детально рассмотрим этот процесс эволюционного развития и его влияние на психику человека.

Эволюционное формирование структуры психики представляет собой непрерывный, последовательный и длительный процесс, который обычно характеризуется тремя ключевыми уровнями:

  • Межвидовой уровень эволюции — на этом этапе наблюдается постепенное преобразование психических способностей от более примитивных форм к более развитым у различных видов животных, включая человека. Этот уровень эволюции отражает все изменения, происходящие в живых организмах на Земле.
  • Эволюция на внутривидовом уровне означает постепенное изменение психики в течение жизни конкретного вида, будь то животное или человек. Например, человеческий вид рассматривается как одна из ветвей млекопитающих, существующих уже примерно три миллиона лет. На этой стадии происходит постоянное преобразование психических функций.
  • Онтогенетический уровень эволюции — это процесс эволюции психики, который описывает изменения в ментальных процессах от момента рождения до смерти организма. Психика, как феномен, возникла на Земле более 500 миллионов лет назад, и за это время происходило постепенное усложнение и совершенствование анатомии центральной нервной системы и мозга.

Различные подходы к пониманию психики

Первоначальный бессознательный уровень, характерный для амфибий, рыб, птиц и рептилий, выражается главным образом через инстинкты, такие как самосохранение, размножение через агрессию, социальную иерархию, территориальность и поиск ресурсов. После примерно 50 миллионов лет эволюции возникает подсознание, проявляющееся через эмоции, что наблюдается, например, у крокодила. Более развитую психическую активность можно отметить у собаки.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 28.11
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Уникальное человеческое сознание начало свое развитие около 500 тысяч лет назад и является результатом эволюции психических процессов через естественный отбор. Внутри человеческого сознания возникают эмоции и ощущения: вдохновение, любовь и альтруизм — которые отличают нас от других живых существ. Самые высокие формы психической деятельности, принадлежащие к области надсознания, развиваются у человека благодаря усиленной и длительной практике и обучению, которые начались примерно 5 тысяч лет назад.

Некоторые люди способны ходить по горячим углям благодаря своим ментальным способностям, а не из-за особой структуры кожи на ступнях, как многие думают. Это пример воздействия надсознания. Это показывает, что подсознание и бессознательное играют более важную роль в нашей жизни, чем мы обычно предполагаем. В то же время сознание более уязвимо перед стрессовыми ситуациями.

Особенности формирования психики современного человека

Ученые в областях медицины и психологии согласны во мнении, что процесс формирования структуры психики представляет собой поэтапное увеличение сложности психических функций у человека, и изучение этой последовательности возможно с помощью двух основных концептуальных моделей.

Первый подход предполагает непрерывное и постепенное развитие психики без резких изменений, не зависящих от возраста. Однако вторая концепция, поддерживаемая большинством специалистов, утверждает, что процесс психического развития неоднороден и зависит от возрастных и социальных факторов, он начинается еще до рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Это приводит к выделению различных стадий психического развития, каждая из которых имеет особенности и продолжительность.

При обсуждении источников психического роста личности необходимо обратить внимание на три составляющие: основную сферу деятельности, ключевой тип взаимодействия и кризисные ситуации в процессе развития:

  • Основная сфера деятельности. Формирование психики в деятельности является первичным фактором, который способствует изменениям в психических процессах и личностных чертах человека на различных этапах его жизни. Вид деятельности играет ключевую роль в каждом возрастном периоде и эволюционирует с течением времени.

В период дошкольного возраста игра становится главным способом, с помощью которого ребенок знакомится с самим собой и окружающим миром.

Различные подходы к пониманию психики

В начальных классах школы основным занятием становится обучение, а в подростковом возрасте — общение с другими людьми. Естественно, иногда может происходить одновременное преобладание нескольких сфер активности (например, у подростков, когда молодежь уделяет одинаковое количество времени как общению, так и занятиям).

  • Ключевой тип взаимодействия. Общение оказывает значительное влияние на развитие основных положительных черт личности. Коммуникационные способы включают в себя межличностное, межгрупповое, личностно-групповое общение и другие формы.
  • Кризисные ситуации. В процессе психологического развития человека часто возникают кризисные ситуации, вызванные различными противоречиями. Эти периоды, хотя и временные, оказывают значительное влияние на психическое состояние человека и являются необходимым этапом здорового развития личности.

Кризисы различаются по форме и степени их проявления и зависят от различных факторов, таких как индивидуальные особенности личности, семейные обстоятельства, внешняя среда и другие. Известны три основных кризиса, связанных возрастом, при формировании психики: трехлетний возрастной кризис, обусловленный переходом к дошкольному возрасту; кризис подросткового возраста, обусловленный самоопределением и самоидентификацией; кризис среднего возраста, который в психологии известен благодаря Карлу Густаву Юнгу, «жизненный рубеж».

Механизмы формирования психики

Основные способы, которыми человек учится социальному опыту, включают в себя процесс интериоризации — усвоение информации, и экстериоризации — выражение усвоенного опыта во внешнем мире.

Интериоризация — это формирование внутренних структур человеческой психики, осмысление и усвоение социального опыта предшествующих поколений через наблюдение за инструментами труда и языком. В результате этого активного внутреннего процесса формируется сознание, основанное на опыте, полученном через наблюдение.

Различные подходы к пониманию психики

В процессе передачи опыта человек развивает способность управлять представлениями объектов, которые в данный момент не стимулируют его сенсорные системы.

Экстериоризация — это внешнее проявление внутреннего мира человека через его поведение, когда личные мотивы и цели превращаются из мыслей и желаний в конкретные действия.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Итак, можно сказать, что внутренняя психическая активность формируется благодаря внутренним процессам интериоризации внешней работы с предметами. С другой стороны, внешнюю деятельность, связанную с предметами, можно рассматривать как проявление экстериоризации внутреннего психического процесса.

Закономерности формирования психики

К характеристикам психического развития относятся факторы, такие, как неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность — конвергентность.

Неравномерность проявляется в разной скорости развития различных психических функций, качеств и формаций. Этот процесс характеризуется чередованием фаз активного роста, стабильности и снижения активности, следуя волновой динамике.

Гетерохронность — это различие в скорости созревания различных органов и функций организма в течение времени. Этот феномен вызван нелинейным характером процесса развития, но обусловлен структурными особенностями системы и разнообразием ее компонентов.

Неустойчивость развития. Изменчивость в ходе эволюции проявляется в различных периодах, особенно во время кризисов, и связана с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие часто проходит через нестабильные этапы, включая кризисные моменты. Для достижения устойчивого состояния необходимо сохранять небольшие колебания и разнообразие временных рамок развития психических процессов, функций и характеристик.

Периоды сензитивного развития — это временные промежутки, считающиеся наилучшими для обучения и воспитания детей. Пропуск этих стадий может затормозить развитие определенных способностей и затянуть стадию их формирования.

Кумулятивность в процессе развития означает, что достижения предыдущего этапа передаются на следующий этап с определенными изменениями. Например, сначала формируется наглядно-действенное мышление, затем наглядно-образное, и в конечном итоге — словесно-логическое мышление. Этот процесс является ключевым в психическом развитии, так как приводит к качественным изменениям.

Различные подходы к пониманию психики

Дивергентность и конвергентность — две противоположные, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность означает увеличение разнообразия в процессе психического развития, в то время как конвергентность отражает усиление отборочных процессов.

Факторы, влияющие на формирование психики

Для понимания психического развития человека необходимо изучать влияние биологических основ, например, инстинктов, которые присущи каждому человеку. Они являются основой для роста, проявления и формирования психических характеристик. Личностное развитие в основном определяется двумя факторами: биологическим (естественным) и социальным.

  • Биологический. Наследственность играет важную роль в формировании сознания и психики человека, связывая биологические факторы с передачей типичных признаков и уникальных особенностей развития следующим поколениям.

Генетический код человека определяет наследственность и предопределяет развитие организма через генотип. Совокупность генов влияет на структуру человеческого тела, включая морфологические и физиологические особенности, строение нервной системы, половую принадлежность, физическое созревание и другие аспекты. Однако итоговое развитие человека зависит от разнообразия психических процессов, включая когнитивные функции, коммуникацию, активность и так далее, и не является полностью предопределенным.

  • Социальный. Социальное формирование психики представляет собой комплекс условий окружающей среды, с которыми человек сталкивается. Это воздействие зависит от сферы непосредственного окружения, такого как семья и друзья (микросоциум), а также от разнообразных социальных взаимодействий, например, через СМИ или Интернет (макросоциум). Воздействие социального фактора осуществляется не прямым образом, а через внутренние процессы восприятия и приспособления.

Различные подходы к пониманию психики

Взаимодействие биологических и социальных факторов влияет на формирование уникальных психологических структур, называемых социальными ситуациями развития. Эти ситуации представляют собой особую сеть взаимоотношений между человеком и окружающим миром, которая меняется с переходом человека от одного возрастного периода к другому.

Для анализа социальной ситуации развития ключевыми моментами являются человеческие переживания, которые отражают влияние окружающей среды на индивида в конкретный момент времени. Отмечается, что разные возрастные группы могут по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию. Например, отношение учащихся к школьным оценкам может сильно отличаться от взглядов выпускников или пожилых людей.

Этапы формирования психики ребенка

Давайте более детально рассмотрим этапы развития психики у детей, выделяемые в медицине:

  • Моторный. Период развития двигательных навыков, который особенно важен для малышей в первый год жизни. На этом этапе дети формируют и улучшают моторику.
  • Значимость сенсорного этапа для детей до трех лет заключается в том, что он является логическим продолжением развития двигательных навыков и играет важную роль в их улучшении и контроле. В этот период малыш начинает более уверенно и целенаправленно выполнять движения, что способствует формированию сенсомоторных навыков, заложенных в основу более сложных ментальных процессов.
  • Этап аффективного развития продолжается до подросткового возраста, примерно до 12 лет. В этот период действия ребенка становятся более индивидуальными и направлены на укрепление его личности и самоопределение.
  • Этап идеаторного развития является особенно важным для детей в возрасте от 12 до 15 лет, так как в этот период начинает развиваться способность к абстрактному мышлению. Вместе с этим усложняются концепции и рассуждения, углубляются суждения. Дети начинают формировать в воображении планы своих действий.

В определенные периоды жизни детей возникают возможные психические расстройства, которые могут быть обусловлены быстрым развитием не только психологической, но и физиологической сферы, что иногда приводит к перегрузке других систем, необходимых для нормального функционирования организма. Изменение гормонального баланса также влияет на появление этих проблем. Кризисы часто возникают в возрасте 3 лет и в период 12–14 лет, но следует помнить, что границы этих периодов условны и могут иметь различные проявления. Важно, чтобы родители были информированы о возможных рисках и уделяли особое внимание детям в эти периоды.

Периоды психического развития ребенка

Этапы развития сознания подразделяются на различные временные интервалы, соответствующие возрастным особенностям ребенка. Понимание этих временных периодов имеет важное значение для родителей, так как это позволяет им строить методы воспитания и поддерживать дальнейшее развитие своих детей. Опека над психическим развитием ребенка, предотвращение негативного влияния на него, помогут вырастить уверенную и гармоничную личность. Ниже приведены основные возрасты формирования психики:

Младенчество

На начальных этапах жизни, в первые недели и месяцы, ребенок полностью зависит от взрослых в плане удовлетворения своих потребностей. Возможности младенца для взаимодействия с окружающим миром ограничены: он плохо различает объекты и звуки. Важной задачей родителей в этот период является помощь ребенку в адаптации к окружающему пространству и ускорение освоения первых навыков взаимодействия с ним.

В течение первого года жизни необходимо акцентировать внимание на развитии моторики, включая как мелкую, так и крупную, научить ребенка распознавать цвета, ощущать различные текстуры, формы и размеры предметов. Игрушки и занятия, способствующие развитию сенсомоторных навыков, помогут улучшить восприятие и дальнейшее развитие чувственных способностей младенца.

В это время жизни малыш еще не может отличить себя от окружающего мира и переживать сложные эмоции, за исключением основных потребностей, таких как голод или боль. Он не способен понять причины и последствия, не может постигать глубинный смысл эмоций и поведения. Поэтому родителям ребенка в первый год жизни не стоит ожидать от него соблюдения каких-либо определенных правил в играх. Было бы неэффективно объяснять младенцу, который только что научился ползать, почему нельзя трогать определенные предметы или выполнять определенные действия. Ребенок еще не способен понять смысл слов, он оперирует лишь базовыми понятиями и обозначениями.

Раннее детство

В возрасте от 1 до 3 лет начинают проявляться первые признаки самостоятельности у ребенка. Он становится более активным, учится ходить, бегать, прыгать, проявляет интерес к исследованию предметов и начинает развивать умение общаться осмысленно.

На данном этапе развития возможности ребенка ограничены, поэтому он стремится подражать действиям своих близких. Прежде чем попытаться что-то делать самостоятельно, ему необходимо наблюдать за взрослыми. Вместе с мамой и папой он с удовольствием изучает новые предметы и принимает участие в играх. Тем не менее без поддержки взрослых малышу будет сложно проявлять инициативу на самостоятельные игры.

В раннем детстве ребенок активно исследует мир вокруг себя и осваивает его. Он начинает понимать, что каждый предмет имеет свое назначение и значение, и чтобы это осознать, необходимо научиться правильно обращаться с ними.

Различные подходы к пониманию психики

Однако важнейшим моментом в формировании сознания и психики на данном этапе является принятие собственной индивидуальности ребенком. Со временем он начинает отличать свои действия от действий взрослых, видеть себя изнутри. Это способствует формированию самооценки и самосознания. В результате ребенок стремится к независимости и игнорированию указаний взрослых. По завершении этого периода может наступить так называемый кризис трех лет, о котором упоминалось ранее.

Начало дошкольного возраста

После завершения трехлетнего кризиса ребенок переходит на новый уровень развития, на котором он уже обладает способностью к самостоятельным и автономным действиям, формирует самооценку. В этот период дети активно двигаются и умеют использовать развитую речь, что иногда позволяет им почувствовать себя взрослыми.

Тем не менее ребенок интуитивно понимает, что действия взрослых имеют определенный смысл, а не просто происходят из умения. Взрослый не делает что-то только потому, что умеет, а поступает так или иначе из-за конкретных причин. Поэтому на данный момент основной целью становится развитие мотивации и потребностей у ребенка.

Как взрослые могут помочь? Проводите больше времени с малышом, играя в ролевые игры каждый день, когда есть возможность. Учитывайте, что в дошкольном возрасте игра является наиболее эффективным методом обучения для детей. Через игру можно познакомить их с миром взрослых, представить различные жизненные ситуации и затем перенести их в реальность.

Конец дошкольного возраста

Под влиянием школьного обучения ребенок развивает новые аспекты своей психики. Он становится более самостоятельным и независимым от взрослых, осознает важность принимаемых решений и ответственность за свои поступки. В этот период дети проявляют сильное желание общаться со сверстниками. Они изучают различные концепции и закономерности через научные эксперименты и способны делать логические выводы.

Для успешной подготовки ребенка к школе необходимо, чтобы родители помогли ему сформировать полезные привычки и развивать навык активного восприятия информации. Эти привычки включают соблюдение гигиены и проявление уважения к окружающим. Кроме того, важно не только научить ребенка добрым поступкам, но и объяснить, почему они важны. Умение воспринимать информацию на слух помогает улучшить память и развить абстрактное мышление, что необходимо для успешного обучения в школе.

Начало школьного возраста

Между 7 и 11 годами каждый ребенок переживает значительные изменения в своей жизни. Новые школьные обязанности, необходимость адаптации в непривычной среде, а также уменьшение внимания со стороны учителей могут повлиять на формирование детской психики.

В данном этапе жизни ключевым является то, что родители уделяют особое внимание эмоциональному состоянию и настроениям ребенка, обеспечивая ему постоянную эмоциональную поддержку. Ребенок начинает рассматривать свои действия с новой перспективы, появляется способность анализировать изменения, сравнивая прежнюю и нынешнюю личность. Этот период является временем формирования способности к планированию и осознанному поведению.

Подростковый возраст

В период с 11 до 14 лет, по мнению многих экспертов в области детской психологии, наступает время возрастных изменений. В этот период подросток чувствует потребность оторваться от детства, стремясь к более взрослому поведению, при этом не готов принять большую ответственность. Хотя готовность к взрослым поступкам присутствует, привлекательность беззаботного детства остается сильной.

Подростки могут совершать импульсивные действия, нарушая правила и ограничения, несмотря на волю родителей. В зависимости от того, каким образом родители будут реагировать, подросток либо начнет лучше понимать свое место в мире и развивать самосознание, либо будет постоянно бороться с ограничениями, защищая свою индивидуальность. Новые влиятельные личности из внешнего мира не должны вызывать беспокойство у родителей; именно в семье подростку могут помочь выработать систему ценностей и мотиваций, соответствующую его потребностям.

Не забывайте учитывать эмоциональное благополучие ваших детей и собственное состояние, независимо от их возраста. Взрослым стоит помнить, что они определяют эмоциональную атмосферу в семье, а дети лишь отражают чувства, которые им передаются.

Проявления нарушений психики у детей

Поведенческие отклонения, не характерные для определенного возраста, могут свидетельствовать о наличии психических нарушений у детей в возрасте от 3 до 4 лет и длиться до 12 лет. Родители иногда не обращают внимание на психическое состояние ребенка, считая, что проблемы лишь временные или вызваны непониманием окружающих. Однако без соответствующего лечения эти состояния могут негативно сказаться на будущей адаптации ребенка в обществе.

Существует несколько типов психических расстройств у детей:

  • проблемы в развитии могут затруднять усвоение основных навыков у детей и влиять на такие элементы, как концентрация, когнитивные способности и память; это приводит к тому, что дети учатся менее эффективно, чем их сверстники;
  • изменения в поведении, вызванные расстройствами, могут сказываться на способности ребенка общаться с окружающими;
  • эмоциональные расстройства могут быть вызваны определенными обстоятельствами, что способно привести к психологическим травмам; это может проявляться через агрессию и чрезмерную тревожность.

Детские страхи — это состояние тревоги, которое чаще всего проявляется в форме фобий, таких как страх одиночества, страх перелетов или боязнь быть в центре внимания окружающих.

Существует два основных вида расстройств настроения. Биполярное расстройство характеризуется резкими изменениями настроения у ребенка — от эйфории до угнетенного состояния. В свою очередь, депрессивные расстройства проявляются как стойкие периоды угнетенного состояния. Эти признаки могут быть видны уже в возрасте 5–6 лет, но чаще проявляются в подростковом периоде, когда дети сталкиваются с трудностями в социальной адаптации.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — одно из распространенных нарушений у детей, которое характеризуется вспыльчивостью и импульсивностью. У них возникают трудности с концентрацией, и они не могут длительное время заниматься одной задачей. Примечательно, что эти дети часто рассеяны и не способны сосредоточиться на чем-то определенном.

Аутизм характеризуется комплексом различных нарушений, включая ограниченность речевых навыков, отсутствие игры по сюжету, а также дефициты в эмоциональной и коммуникативной областях. Развитие личности ребенка отстает от его биологического возраста, остается незрелым и инфантильным. Психическое развитие происходит медленнее, чем у детей без нарушений.

Родителям необходимо быть осведомленными об особенностях формирования детской психики и в случае возникновения необычных симптомов обращаться за консультацией к специалистам.

Дети с нарушениями психического развития нуждаются в консультации и помощи специалистов, таких, как логопед, психиатр, невролог и нейропсихолог. В случае задержки в развитии необходимо пройти комплексное реабилитационное лечение, в котором должны участвовать несколько специалистов одновременно.

Часто задаваемые вопросы о формировании психики

Что означает понятие «нормальное психическое развитие»?

Нормальное психическое развитие подразумевает естественное изменение психических процессов со временем, которое проявляется в их количественных, качественных и структурных характеристиках. Термин «отклоняющееся развитие» используется в психологии для описания различных категорий проблемных детей.

Каковы характеристики нормального формирования психики?

Основными признаками нормального психического развития обычно являются: соответствие функционирования мозга возрасту; навыки общения с другими людьми и выявление их особенностей; активность; способность выражать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них; развитое логическое мышление, соответствующее возрасту.

Что представляет собой наивысшая степень развития психических способностей?

Сознание — это уровень развития психических способностей, который характерен только для человека. Человек отражает свою личность через абстрактное мышление и успешно управляет взаимодействием с природой и обществом.

Какие факторы способствуют нормальному развитию психики?

Нормальное функционирование мозга, взаимодействие ребенка со взрослыми для усвоения социального опыта и активная деятельность самого индивида оказывают благотворное влияние на психическое развитие. Психическое развитие играет значительную роль в жизни человека. В процессе взросления возможны сложности независимо от возраста, поэтому важно понимать особенности развития своего ребенка, чтобы помочь ему преодолеть кризисные моменты и способствовать формированию правильных черт характера и личности.

Вам также может понравиться
Как развить мозг: упражнения и полезные советы

Как развить мозг: упражнения и полезные советы

Как справиться с агрессией и взять себя в руки

Как справиться с агрессией и взять себя в руки

Как цвета влияют на человека и сферы его деятельности

Как цвета влияют на человека и сферы его деятельности

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

Изменение отношения к жизни: практические упражнения и рекомендации

Изменение отношения к жизни: практические упражнения и рекомендации

Как изменить свой жизненный сценарий в лучшую сторону
22.11.2024

Как изменить свой жизненный сценарий в лучшую сторону

Эмоциональный фон: влияние на жизнь и способы управления

Эмоциональный фон: влияние на жизнь и способы управления

Как прекратить общение и почему это нужно сделать

Как прекратить общение и почему это нужно сделать

Как перестать винить себя: избавляемся от чувства вины без повода

Как перестать винить себя: избавляемся от чувства вины без повода

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча