- Статистические данные о различиях в интеллекте мужчин и женщин
- Средние показатели IQ: есть ли разница между полами?
- Разброс результатов: кто лидирует в разных типах тестов?
- График среднего IQ: визуализация данных по полу
- Какие исследования проводились на тему влияния пола на интеллект?
- Обзор крупнейших исследований за последние 20 лет
- Методологии: как тестировали IQ мужчин и женщин
- Таблица сравнения: IQ, вербальные навыки, пространственное мышление
- Примеры выдающихся личностей среди мужчин и женщин
- Женщины с высоким IQ
- Мужчины-гении
- Как половые гормоны, размер мозга и социальные факторы влияют на интеллект?
- Роль тестостерона и эстрогена в развитии когнитивных способностей
- Размер мозга: мифы и научные факты
- Социализация и воспитание: как среда влияет на ум?
- Почему стереотипы о «мужском» и «женском» уме не всегда верны?
- 5 мифов об интеллекте мужчин и женщин
- Как гендерные предрассудки влияют на восприятие способностей?
- Как знание о различиях в интеллекте может помочь в жизни?
- Практические выводы для учебы и работы
- Как использовать эти знания в общении и воспитании?
- Основные выводы
- Как применить эти знания в жизни?
- Вопросы и ответы
- Действительно ли мужчины умнее женщин, как говорят некоторые?
- Какие качества ума сильнее развиты у женщин, чем у мужчин?
- Есть ли основания считать, что мужчины умнее женщин в точных науках?
- Можно ли определить, кто умнее, основываясь на строении мозга мужчин и женщин?
- Влияет ли воспитание на то, кто умнее — мужчины или женщины?
- Что говорят современные исследования: кто все-таки умнее?
Спор о том, кто умнее — мужчины или женщины — годами порождает жаркие дискуссии, полные противоречивых мнений и устаревших стереотипов. Путаница в научных данных, предвзятость источников и социальные предрассудки создают барьер на пути к пониманию истины.
Давайте разберемся с научными фактами об интеллектуальных отличиях полов, развенчаем популярные мифы и поделимся практическими рекомендациями, которые помогут использовать эти знания в повседневной жизни — будь то учеба, карьера или воспитание детей.
Для кого этот материал? Этот материал будет полезен любознательным читателям, стремящимся получить объективную информацию о гендерных отличиях в интеллекте; студентам и молодым исследователям, изучающим психологию и нейробиологию, нуждающимся в научно обоснованных данных; а также социально активным людям, участвующим в дискуссиях о гендерном равенстве и борющимся со стереотипами в обществе.
Чем поможет? Информация в статье поможет вам сформировать обоснованное мнение о различиях между мужским и женским интеллектом, основанное на научных фактах, а не на предрассудках. Вы узнаете, как применить эти знания в образовании, профессиональной деятельности и межличностных отношениях. Для любознательных читателей материал удовлетворит естественное любопытство, студентам предоставит данные для учебы и исследований, а социально активным людям даст аргументы для конструктивных дискуссий о гендерном равенстве.
Статистические данные о различиях в интеллекте мужчин и женщин
Наука накопила внушительный объем данных по вопросу умственного развития мужчин и женщин.
Средние показатели IQ: есть ли разница между полами?
Исследования последних 30 лет демонстрируют удивительный факт: средние показатели IQ у представителей обоих полов практически идентичны. Метаанализы, охватывающие миллионы участников из разных стран мира, показывают разницу менее 1 балла, что статистически незначимо.

Ученые из ведущих университетов подтверждают: общий уровень умственного развития человека не зависит от пола. Это важное открытие опровергает многие устаревшие представления о превосходстве мужского ума над женским.
Разброс результатов: кто лидирует в разных типах тестов?
Интересно, что при равенстве общего IQ, мужчины и женщины часто имеют особенности в конкретных когнитивных функциях. Женский мозг в среднем лучше справляется с вербальными заданиями и многозадачностью. Женщины быстрее обрабатывают информацию и демонстрируют более высокие показатели в тестах на память и языковые навыки.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Мужской мозг, в свою очередь, часто показывает преимущество в пространственном мышлении. Например, мужчины лучше справляются с задачами на мысленное вращение трехмерных объектов и некоторыми видами математических задач.
График среднего IQ: визуализация данных по полу
Статистические данные по распределению IQ среди мужчин и женщин выявляют важную особенность: у мужчин наблюдается больше крайних значений. Это значит, что среди людей с очень высоким или очень низким IQ мужчин статистически больше, чем женщин.
Женщины чаще демонстрируют результаты ближе к среднему значению. Ученые связывают это с особенностями генетики и развития мозга у представителей разных полов. Важно понимать: эти групповые тенденции не позволяют судить об уровне умственного развития конкретного человека — индивидуальные качества всегда разнообразнее любых статистических данных.
Какие исследования проводились на тему влияния пола на интеллект?
За последние два десятилетия было проведено множество крупных исследований, которые анализировали гендерные вариации умственного развития, используя различные методологии. Их результаты публикуются в авторитетных научных журналах, таких как Nature, PLOS ONE и Intelligence.
Обзор крупнейших исследований за последние 20 лет
Giofré et al. (2022): Мета-анализ, опубликованный в Educational Psychology Review, охватил 79 исследований с общим числом участников 46,605. Исследование использовало Wechsler Intelligence Scales for Children (WISC) и показало отсутствие значимых отличий в общем интеллекте (Full-Scale IQ, FSIQ) и флюидном интеллекте (gF) между мужчинами и женщинами.

Однако были выявлены вариации в конкретных когнитивных областях:
- Мужчины демонстрировали небольшое преимущество в визуально-пространственных способностях (gV, d=0.21, эквивалентно ~3.09 баллам IQ) и вербальном понимании (gC, d=0.14, особенно в субтесте Information, d=0.26).
- Женщины превосходили в скорости обработки информации (gS, d=-0.37, эквивалентно ~-5.49 баллам IQ), особенно в субтесте Coding (d=-0.42).
- Различия уменьшались при использовании более новых версий WISC (WISC-III, IV, V).
Ниже представлена таблица, суммирующая ключевые результаты из мета-анализа Giofré et al. (2022) на основе WISC:
Фактор CHC | Преимущество | Эффект Коэна (d) | Пример субтеста |
Общий интеллект (FSIQ) | Нет значимых отличий | 0.09 (незначительно) | — |
Флюидный интеллект (gF) | Нет значимых отличий | 0.09 (незначительно) | — |
Визуально-пространственный (gV) | Мужчины | 0.21 | Block Design |
Вербальное понимание (gC) | Мужчины (незначительно) | 0.14 | Information (d=0.26) |
Рабочая память (gSM) | Женщины (тривиально) | -0.04 | Digit Span (d=-0.06) |
Скорость обработки (gS) | Женщины | -0.37 | Coding (d=-0.42) |
Таблица 1. Ключевые результаты по гендерным вариациям в интеллекте
Эта таблица иллюстрирует, что вариации в конкретных когнитивных поддоменах существуют, но общий интеллект остается равным.
Leiter-3 (2023): Исследование, опубликованное в Scientific Reports, использовало полностью невербальный когнитивный тест Leiter-3 на итальянской выборке.

"Делай как коуч"

Результаты подтвердили отсутствие различий в общем интеллекте (g-фактор), но выявили специфические отличия:
- Мужчины лучше справлялись с задачами, требующими пространственной манипуляции, такими как Figure Completion (d=0.17) и Classification/Analogies (d=0.20).
- Женщины превосходили в задачах, связанных с вниманием и контролем интерференции, таких как Nonverbal Stroop (d=-0.25) и Figure Ground (d=-0.19).
- Использовался многогрупповой подтверждающий факторный анализ (MGCFA) для обеспечения инвариантности измерений.
Stoet & Geary (2015): Исследование, опубликованное в Intelligence, проанализировало данные PISA (Programme for International Student Assessment) с участием 1.5 миллиона 15-летних подростков из 47–75 стран.
Девушки демонстрировали более высокие общие образовательные достижения в 70% стран, включая чтение, математику и научную грамотность, но это исследование больше касается академических результатов, чем IQ.
Половые различия в образовательных достижениях не были надежно связаны с гендерным равенством.
Nisbett et al. (2012): Обзор, опубликованный в American Psychologist, подтвердил отсутствие гендерных отличий в среднем уровне общего интеллекта (g) и его вариации. Анализ включал 42 теста на взрослых, что делает его одним из самых обширных обзоров.
Iliescu et al. (2016): Исследование, опубликованное в Intelligence, с участием более 15,000 детей и взрослых не выявило значительной разницы в IQ в зависимости от пола, что подтверждает тенденцию к равенству в общем интеллекте.
Эти исследования подчеркивают, что, хотя общий интеллект между полами не различается, существуют специфические когнитивные вариации, которые требуют дальнейшего изучения.
Методологии: как тестировали IQ мужчин и женщин
Для оценки IQ и когнитивных навыков использовались разнообразные методологии, обеспечивающие надежность и воспроизводимость результатов:
Стандартизированные тесты IQ:
- Wechsler Intelligence Scales for Children (WISC): Использовались для оценки общего интеллекта и его компонентов, таких как вербальное понимание, рабочая память, скорость обработки и визуально-пространственные способности.
- Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS): Применялась для взрослых, аналогично WISC, для оценки тех же когнитивных доменов.
- Leiter-3: Полностью невербальный тест, использованный в Scientific Reports (2023), для исключения влияния вербальных навыков. Тест измерял невербальный интеллект, внимание и пространственные способности.
- Raven’s Progressive Matrices: Использовались для оценки флюидного интеллекта, где также не было найдено значимых отличий по полу.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Когнитивные тесты для конкретных способностей:
- Вербальные: Задачи на словарный запас, вербальную текучесть и понимание текста, где женщины часто показывали небольшое преимущество.
- Визуально-пространственные: Задачи на пространственные повороты, сборку блоков и мысленное вращение, где мужчины демонстрировали преимущество.
- Скорость обработки: Задачи, такие как кодирование и символьные поиски, где женщины показывали лучшие результаты.
- Рабочая память: Задачи, такие как Digit Span, где вариации были минимальными.
Нейровизуализация:
- Использовалась для изучения когнитивных процессов, таких как рабочая память. Например, исследование Schmidt (2009) использовало нейровизуализацию (n-back задачу) для опровержения утверждений о преимуществе мужчин в рабочей памяти, показав отсутствие различий.

Мета-анализы:
- Мета-анализы использовали многоуровневые модели случайных эффектов и коэффициенты d Коэна для оценки эффектов. Это позволило агрегировать данные из множества источников и учесть гетерогенность.
Большие стандартизированные тесты:
- Международные исследования, такие как PISA, TIMSS и SAT, охватывали миллионы участников (например, 1.5 миллиона в PISA) и позволяли сравнивать результаты по полу, контролируя социально-экономические факторы.
Эти методологии обеспечили широкий охват и надежность данных, хотя некоторые ученые подчеркивают необходимость учета культурных и социальных факторов, которые могут влиять на результаты.
Таблица сравнения: IQ, вербальные навыки, пространственное мышление
Ниже приведен сравнительный анализ мужчин и женщин по IQ, вербальным навыкам и пространственному мышлению:
Мера | Эффект Коэна (d) | Интерпретация |
IQ (общий интеллект) | 0.09 | Незначительная разница, у мужчин слегка выше |
Вербальные навыки | -0.13 | Небольшое преимущество женщин (фонемная флуентность) |
Пространственное мышление | 0.57 | Среднее преимущество мужчин (ментальное вращение) |
В итоге выводы ученых подтверждают, что уровень умственного развития не зависит от пола. При этом женщины демонстрируют преимущество в скорости обработки информации и задачах, связанных с вниманием, тогда как мужчины чаще превосходят в визуально-пространственных задачах.
Примеры выдающихся личностей среди мужчин и женщин
Женщины с высоким IQ
Мэрилин вос Савант (род. 1946), чей IQ составляет 228 баллов, официально признана человеком с самым высоким показателем интеллекта. Ее истории успеха и работа в области образования вдохновляют многих.
Другие выдающиеся женщины — Теано Фотиу (род. 1959) с IQ 180, которая стала одним из лидеров в сфере квантовой физики, и Эдит Стерн (род. 1952), запатентовавшая более 100 изобретений в области технологий.
Ада Лавлейс (1815-1852), создавшая первый алгоритм для машинных вычислений, опередила свою эпоху и заложила основу современной компьютерной науки.
Мужчины-гении
Среди мужчин с исключительным умом наиболее известны Альберт Эйнштейн (1879-1955) (предположительный IQ 160-190) и Стивен Хокинг (1942-2018).
Джон фон Нейман (1903-1957) сумел связать математику с практическими технологиями, что позволило совершить прорыв в разных областях — от ядерной физики до экономики.
Интересно, что некоторые мужчины-гении, как Гарри Каспаров (род. 1963), реализовали свой потенциал в весьма узких областях. Например, шахматный гений Магнус Карлсен (род. 1990), чье стратегическое мышление восхищает экспертов, стал символом выдающегося аналитического ума.
Анализируя биографии гениев обоих полов, можно понять, что их достижения часто преодолевали стереотипы своего времени. Их истории доказывают: гениальность не зависит от пола, а развитие ума требует благоприятной среды и возможностей для самореализации.
Как половые гормоны, размер мозга и социальные факторы влияют на интеллект?
Роль тестостерона и эстрогена в развитии когнитивных способностей
Половые гормоны оказывают значительное влияние на формирование мозга человека еще до рождения. Тестостерон, преобладающий у мужчин, и эстроген, доминирующий у женщин, по-разному воздействуют на развитие мозга. Исследователи считают, что именно гормональный фон частично объясняет некоторую разницу в когнитивных способностях.
У мужчин больше тестостерона связано с лучшими пространственными навыками. У женщин эстроген способствует развитию вербальных способностей и эмоционального интеллекта. Однако уровень гормонов — лишь один из многих факторов, влияющих на умственные способности.
Размер мозга: мифы и научные факты
Долгое время бытовало мнение, что мужской мозг больше женского, а значит, мужчины умнее. Современная наука опровергает этот миф. Действительно, в среднем мужской мозг весит примерно на 10-15% больше женского. Однако размер мозга не определяет напрямую уровень умственного развития человека.
Интересно, что в мозге женщин обнаружено больше нейронных связей между полушариями, а у мужчин — внутри каждого полушария. Эти различия в строении позволяют обоим полам эффективно решать разные типы задач, но не делают один умнее другого.
Социализация и воспитание: как среда влияет на ум?
Общество и социальные стереотипы играют важную роль в умственном развитии. С раннего возраста девочек и мальчиков часто направляют в разные сферы деятельности и обучения. Девочкам чаще дарят куклы, а мальчикам — конструкторы, что влияет на развитие разных способностей.
Образование и воспитание — важнейшие факторы формирования интеллекта для обоих полов. Новые исследования показывают: когда детей поощряют развиваться всесторонне, без привязки к гендерным стереотипам, разница в когнитивных способностях становится еще меньше. Это доказывает, что социальные факторы могут оказывать более сильное влияние на когнитивные функции, чем биологические особенности.
Почему стереотипы о «мужском» и «женском» уме не всегда верны?
5 мифов об интеллекте мужчин и женщин
Миф 1: Женщины не способны мыслить логически.
Правда: Умственные способности к логике не имеют гендерной привязки, что подтверждают многочисленные проекты в сфере точных наук.
Миф 2: Мужчины хуже понимают эмоции других.
Правда: Эмпатия зависит от личности и обучения.
Миф 3: Математика — дело для мужчин.
Правда: Девушки могут достигать высоких результатов в математике при равных возможностях.
Миф 4: Женщинам не хватает способностей в сфере технологий.
Правда: Авторы передовых технологий — люди обоих полов.
Миф 5: Лидерские качества присущи только мужскому уму.
Правда: Эффективное лидерство зависит от навыков коммуникации и организации.
Как гендерные предрассудки влияют на восприятие способностей?
Гендерные стереотипы формируют ложные ожидания: от мужчин ждут аналитического мышления, от женщин — заботы. Когда человек действует не по правилам своего пола, его часто критикуют. Эти предрассудки влияют на карьерные выборы: женщины реже выбирают сферы STEM, опасаясь непонимания со стороны окружающих.
Важно понимать: когда девушка боится начать изучать физику, или юноша выбирает не писать стихи, а работу инженера из-за давления общества — теряют все. Многие темы в психологии связаны с тем, как гендерные ожидания ограничивают развитие потенциала личности, а значит, тормозят развитие человечества в целом.
Как знание о различиях в интеллекте может помочь в жизни?
Практические выводы для учебы и работы
Понимание особенностей мужского и женского мышления позволяет эффективнее организовать обучение и рабочий процесс. Информации о когнитивных различиях помогает студентам найти оптимальные стратегии обучения. Например, если вам сложно видеть пространственные связи, используйте больше визуальных материалов. Для руководителей важно создавать команды с учетом разнообразия мышления, что повышает эффективность при решении сложных проблем. Политика компании, учитывающая когнитивные различия, а не стереотипы, становится более успешной.
Как использовать эти знания в общении и воспитании?
В семье понимание особенностей мышления помогает строить здоровые отношения. Вместо фразы «он/она просто меня не понимает», стоит учитывать, что партнер может обрабатывать информацию иначе.
В воспитании детей важно не навязывать гендерные рамки: пусть мальчик проявляет эмоциональность, а девочка интерес к конструированию. Такой подход способствует гармоничному развитию личности и помогает ребенку реализовать свой потенциал.
Основные выводы
Наше путешествие по теме влияния гендера на умственное развитие привело нас к нескольким главным выводам.
Во-первых, наука не подтверждает превосходство одного пола над другим по уровню умственного развития.
Во-вторых, существуют некоторые различия в том, как мозг мужчин и женщин обрабатывает информацию, но это не делает один пол умнее другого.
В-третьих, социокультурные факторы оказывают влияние даже больше, чем биологические особенности. Конфиденциальность личности и ее индивидуальное развитие всегда важнее любых групповых обобщений.
Последние новости в научной области свидетельствуют о том, что изучение интеллекта становится все более комплексными. Психология развивается в направлении изучения не только различий, но и сходств между полами.

Интересно, что технологии нейровизуализации позволяют увидеть, как сознание меняется под влиянием опыта и обучения, стирая грани между традиционно «мужскими» и «женскими» когнитивными паттернами.
Будущее за созданием образовательных методик, учитывающих индивидуальные особенности, а не гендерные стереотипы.
Как применить эти знания в жизни?
Начать можно с малого: осознайте собственные предубеждения и откажитесь от оценки людей через призму пола.
В образовании и работе поддерживайте равные возможности, опираясь на реальные достижения, а не на стереотипы.
В семье воспитывайте детей так, чтобы они могли развивать свои таланты независимо от пола.
Помните, что в мире, где каждый может реализовать свой потенциал, выигрывают все. Давайте вместе создавать такой мир — уважая уникальность каждого человека и ценя разнообразие человеческого интеллекта.
Вопросы и ответы
Действительно ли мужчины умнее женщин, как говорят некоторые?
Нет, это миф. Ни мужчины, ни женщины не являются умнее друг друга в целом. Главный вывод современной науки: ум человека не определяется гендером. Возможно, вы знаете людей, которые пытались доказать обратное, но статистика показывает: средние показатели умственных способностей у мужчины и женщины практически одинаковы. Потому многие эксперты спокойно относятся к данному вопросу — настоящие специалисты никогда не делают таких обобщений. По сути, человека нельзя оценивать прямо по внешним признакам — это было бы слишком глупо. Женщины ничуть не хуже решают сложные задачи, а мужчины не уступают в восприятии информации. Раз мы живем в 21 веке, давайте оставим эти предрассудки в прошлом.
Какие качества ума сильнее развиты у женщин, чем у мужчин?
Женщины в среднем демонстрируют более высокие показатели в определенных когнитивных сферах. С помощью множества тестов было выявлено, что женщины лучше справляются с вербальными задачами, лучше запоминают детали и могут эффективнее выполнять несколько дел одновременно. Их разум работает иначе при обработке эмоциональной информации. Мужчины, конечно, имеют свои сильные стороны, но многие психологи отмечают, что женщины часто превосходят в интуиции и внимании к мелочам. Это не делает их умнее в целом, а лишь указывает на разные подходы к решению задач. Поэтому важно понимать: каждый человек уникален, и его способности зависят не столько от гендера, сколько от личного опыта, образования и условий развития.
Есть ли основания считать, что мужчины умнее женщин в точных науках?
Убеждение, что мужчины умнее женщин в точных науках, не имеет под собой твердых оснований. Скорее, это результат культурных стереотипов, а не биологических различий. Женщины могут показывать блестящие результаты в математике, физике и программировании, когда получают равные с мужчинами возможности для образования. Мало известно широкой публике, что среди нобелевских лауреатов в научных областях есть немало женщин, достигших выдающихся результатов. Количество женщин, которые успешно занимаются техническими профессиями, постоянно растет. Нужно также учитывать, что в ситуации равных возможностей человека оценивают по его реальным достижениям, а не по принадлежности к определенному полу. Здесь важно понимать: представления о том, что кто-то умнее только из-за гендера, давно опровергнуты серьезным научным сообществом.
Можно ли определить, кто умнее, основываясь на строении мозга мужчин и женщин?
Строение мозга у мужчин и женщин действительно имеет некоторые отличия, но это не означает, что кто-то из них умнее. Мужчины в среднем имеют больший объем, однако женщины обладают более плотными нейронными связями. Часть ученых полагают, что эти различия влияют на способы мышления, но не на общий уровень умственных способностей. Психолог Роберт Пломин, изучавший данный вопрос, сказал, что нельзя сделать вывод о том, кто умнее — мужчина или женщина — основываясь только на анатомии. Причина проста: когнитивный потенциал человека зависит от множества факторов, включая образование, опыт и среду. Его уровень меняется под воздействием обучения. После многих лет изучения данного вопроса выяснилось, что способности к мышлению одинаковы у обоих полов, хотя пути достижения результатов могут различаться.
Влияет ли воспитание на то, кто умнее — мужчины или женщины?
Воспитание играет решающую роль в развитии умственных способностей и человека в целом. Если дома мальчикам дарят конструкторы, а девочкам — куклы, это формирует разные навыки, но не означает, что кто-то умнее. Женщины и мужчины находятся под влиянием социальных ожиданий с самого детства. Ученые доказали, что при одинаковом подходе к обучению женщины не уступают мужчинам в умственном развитии. Группы людей, воспитанные без гендерных стереотипов, демонстрируют схожие результаты независимо от пола. Интернет сегодня полон примеров, когда женщины добиваются впечатляющих успехов в традиционно "мужских" областях. Имя в науке может создать себе любой талантливый человек, независимо от гендера. Должен сказать, что среда, где человека поощряют развивать все свои способности без ограничений, приводит к тому, что вопрос "кто умнее" теряет всякий смысл.
Что говорят современные исследования: кто все-таки умнее?
Современное научное сообщество пришло к консенсусу: невозможно утверждать, что мужчины или женщины в целом умнее. Многочисленные проверки по всему миру подтверждают — разница в средних показателях минимальна или отсутствует полностью. Здоровье мозга и его развитие зависят от множества факторов, и пол — лишь один из них. Возможно, самое важное открытие заключается в том, что индивидуальные различия внутри каждой гендерной группы намного больше, чем отличия между группами. Иными словами, мужчина может быть умнее другого мужчины в разы сильнее, чем среднестатистический мужчина отличается от среднестатистической женщины. Нужны более глубокие и комплексные исследования, чтобы лучше понять, как формируются когнитивные способности человека. Живет ли кто-то из нас в мире, где один пол превосходит другой по уму? Наука отвечает однозначно: нет. Поделитесь своими мыслями в комментарии ниже — нам интересно ваше мнение!