- Почему пропадает интерес к учебе
- Что такое учебная мотивация
- Составляющие учебной мотивации
- Потребность
- Цель
- Мотив
- Интерес
- Виды учебной мотивации детей
- 6 советов, как помочь школьнику поддержать интерес к учебе
- Часто задаваемые вопросы о поддержании интереса к учебе
- В чем разница между положительной и отрицательной мотивацией к учебе?
- Зависит ли степень интереса к обучению от успехов ребенка?
- Как поддерживать интерес к учебе, используя интересы и увлечения ребенка?
Как поддерживать интерес к учебе? Важно регулярно хвалить своего ребенка, не связывая свою оценку и школьные оценки, не сравнивая его успехи с достижениями одноклассников. Помочь с поиском мотивации к обучению можно разнообразием материалов, поставленных целей и новых подходов к изучаемой теме.
Почему важно? Поддержка интереса к учебе способствует более эффективному усвоению материала, повышает мотивацию и улучшает результаты обучения. Кстати, методы, рассчитанные на детей, никто не запрещает применить по отношению к себе – взрослому человеку.
Почему пропадает интерес к учебе
При потерянном у ребенка стремлении к учебе, прежде всего, нужно разобраться, что произошло в его жизни. Возможно, какие-то изменения послужили причиной сложившейся ситуации.
- Ребенок перестал понимать предмет
Непонимание резко снижает мотивацию к учебе. Может быть, ребенку непонятна манера изложения конкретного учителя или в учебнике тема написана слишком сложным языком. А возможно, ученик болел во время объяснения важного материала. Единственный выход здесь – помощь в том, чтобы догнать программу.
- Ученик вышел на «плато»
Когда обучаемый впервые сталкивается с новым материалом, он быстро его осваивает. Мотивация при этом высокая. Постепенно усвоение материала становится медленнее, и человек достигает так называемого плато. На этом этапе заметный прогресс или результаты обучения не наблюдаются.
Может показаться, что усилия не приносят никакого эффекта. Это очень снижает мотивацию. Но если найти способ, как поддерживать интерес к учебе и продолжить занятия, то вскоре произойдет резкое повышение качества усвоения. Конечно, мотивация при этом вернется на прежний уровень.
- Поменялся круг интересов
Зачастую подростки усиленно изучают тот предмет, который считают нужным. Но их стремления могут поменяться. Например, желание стать врачом исчезло, и ребенок перестал учить химию, которая была нужна для поступления в медицинский вуз. Или любовь к искусству превысила решение быть экономистом, а значит, профильная математика больше не нужна.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
- Ребенок разочаровался в своей цели
Иногда человек с раннего детства мечтает работать в определенной области. Но со временем он узнает подробности о выбранной профессии, и они могут ему не понравиться. Например, ребенок мечтал помогать людям избавляться от болезней и стать врачом. Став старше, он узнал, что эта работа связана с кровью, контактировать с которой ему не нравится.
Часто в такой ситуации родители предлагают пойти в смежную профессию. Например, заниматься научными исследованиями, в которых не нужно иметь дело с различными физиологическими жидкостями. Если мечта ребенка была связана именно с помощью людям, научная деятельность не сможет закрыть эту потребность.
Не стоит бояться такой смены желаний. Напротив, чем раньше ребенок поймет свою ошибку, тем больше у него будет времени для смены направления и подготовки к новой профессии.
- Ученик сомневается в себе
В определенный период можно потерять уверенность в своих силах. Ребенку кажется, что он плохо сдаст ЕГЭ, не сможет сдать дополнительные вступительные испытания в выбранный вуз, не поступит и вообще у него нет будущего.
- Возрастные особенности
В начальной школе и начале среднего звена (примерно до 7-8 класса) у детей часто работает внешняя мотивация. Они в большей степени учатся для родителей, хотят выглядеть хорошими в их глазах. В этом возрасте важно, чтобы взрослые хвалили за успехи, и это действенный способ, как поддерживать интерес к учебе у младших школьников, так как они стремятся оправдать ожидания. Внутренней мотивации обычно нет, так как дети еще не могут поставить себе долгосрочную цель.
Все изменится, когда ребенок достигнет подросткового возраста. В это время интерес к учебе может как угаснуть, так и получить качественное развитие. Старая мотивация «учиться для одобрения родителей» и «получать хорошие отметки» теряет актуальность.
В этом возрасте может снизиться успеваемость в целом, или дети перестают прилагать усилия к тем занятиям, которые навязали родители. Лучший вариант предполагает понимание важности изучения определенных предметов для поступления на выбранную специальность.
"Делай как коуч"
- Ситуация стресса
Зачастую повышенные нагрузки, олимпиады, занятия с репетиторами, дополнительное образование отнимают у ребенка последние силы и вызывают стресс. Конечно, интерес к учебе пропадает – на нее просто нет ресурса.
Что такое учебная мотивация
Мотивация – важнейшая составляющая успеха в учебной деятельности ребенка. Чаще всего взрослые стараются заинтересовать детей какой-то «наградой», видя в этом основной стимул. Но такой подход работает не всегда. Для успешного обучения нужна внутренняя мотивация. В основном она заключается в природной потребности детей узнавать новое.
Как правило, перспектива поступления в вуз совершенно не интересует ребенка. Он может бояться не поступить из-за того, что родители будут расстроены или рассержены, но этот страх не связан с его собственным будущим. Хотя часто взрослые не находят способа поддерживать интерес к учебе лучше, чем предсказать отпрыску будущее дворника, это не слишком его расстраивает.
Даже в возрасте 15-16 лет мозг человека недостаточно зрел для того, чтобы рационально планировать будущее. Это обусловлено законами развития, и воспитание мало что может скорректировать. А уж в младшей и средней школе угроза «пойдешь в дворники» и вовсе не воспринимается.
Такие перспективы родители рисуют, думая, что лучше понимают, как надо действовать в интересах ребенка.
Что же необходимо ребенку на самом деле? Взрослые должны:
- уважать ребенка и принимать его;
- поддерживать и мягко направлять;
- любить ребенка и отвечать на его привязанность;
- верить в способности и силы ребенка;
- создавать условия для обучения.
Соблюдения этих условий достаточно для раскрытия природных способностей. Понадобятся и денежные вложения: покупка учебных пособий, оплата услуг репетитора или обучения на курсах. Обратимся к определению мотивации.
Мотивация – психофизиологический процесс, побуждающий выполнять действия для достижения цели. От нее зависит активность, степень организованности, внешний вид человека и успеваемость в том числе.
Вопрос, как поддерживать интерес к учебе, важен именно потому, что, если ребенок не хочет учиться, ничего не выйдет. Внутренняя мотивация, как уже говорилось, основана на природной потребности получать новую информацию.
Составляющие учебной мотивации
Компоненты учебной мотивации следующие.
Потребность
Нормальный активный ребенок всегда старается получить информацию, которая способствует его развитию.
Именно на потребности основана жизненная активность человека в любом возрасте. Если понаблюдать за малышом первого года жизни, можно увидеть, что ему интересно все: земля, песок, валяющиеся носки, растения, домашние животные. Но чем дальше, тем больше природная потребность в познании ограничивается запретами и социальными нормами. Ребенок все чаще слышит слово «нельзя». А в итоге приходится выискивать в глубине сознания эту природную мотивацию, чтобы ребенок мог усвоить школьные знания.
Цель
Цель – то, к какому результату в идеале вы хотите прийти. При этом цель ребенка не будет совпадать с целями родителей и преподавателей. Чтобы добиться успеха, цель должна подходить ребенку с точки зрения его интересов и возрастных особенностей.
Мотив
Это то, что заставляет проявлять активность:
- учиться;
- общаться;
- заниматься спортом, уделять время увлечениям и т.д.
Интерес
Без интереса, то есть внутренней познавательной потребности, у ребенка не будет и мотивации к учебе.
Как поддерживать интерес к учебе? Существует несколько условий для его возникновения:
- возможность для самостоятельной умственной работы;
- наличие заданий на поисковую деятельность;
- проблемные ситуации, требующие поиска выхода;
- подбор разнообразного учебного материала;
- учет возраста при выборе заданий;
- связь новых знаний с обычной жизнью;
- доброжелательное отношение педагога, его способность увлечь.
Чтобы сформировалась мотивация к обучению, важны также желание ребенка, его намерения и умение ставить себе задачи и решать их.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Виды учебной мотивации детей
Формирование осознанной мотивации начинается приблизительно после кризиса трех лет. Ребенок способен понять свои желания и их причины. В раннем возрасте дети не способны на ожидание и хотят немедленного удовлетворения своих потребностей.
Ближе к младшему школьному возрасту они уже могут определить, какие мотивы для них важнее, а что можно отложить. Это развитие иерархии мотивов, благодаря которой ребенок учится ограничивать себя в выполнении незначительных желаний ради важной цели.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию.
- Внутренняя мотивация основана на искреннем интересе к предмету занятий, она поддерживается самим процессом обучения.
- Внешняя мотивация направлена на результат действий. Это может быть социальное одобрение (получать хорошие отметки для того, чтобы быть лучше одноклассников или ради похвалы взрослых). Также в качестве внешней мотивации могут выступать награда (подарки за успехи в учебе) и страх наказания.
Плюс внешней мотивации в том, что ее нетрудно создать. Но она не становится постоянной и легко разрушается.
Исследования подтвердили, что создание мотивации путем системы поощрений и наказаний повышает уровень тревожности. Это тормозит развитие ребенка и снижает качество жизни.
Хотя становление внутренней мотивации – небыстрый процесс, она бывает устойчивой и дает лучшие результаты. Можно использовать внешнюю мотивацию в качестве способа поддержания интереса к учебе в самом начале. Но если не появится внутренний стимул, ребенок быстро остынет.
Процесс перехода к внутренней мотивации зачастую основан на чувстве удовлетворения от успехов. И в этом может помочь внешний стимул, постепенно уходящий на второй план.
Устойчивая учебная мотивация, как правило, опирается на внутренние процессы и означает, что учеба вызывает интерес у ребенка. Неустойчивая мотивация зависит от обстоятельств, так как обычно основана на внешних стимулах.
Вывод такой: чтобы ученики были глубоко погружены в процесс обучения, и их интерес стал устойчивым, необходимо развивать их внутреннюю мотивацию. При этом на первых этапах можно использовать внешние мотивы, чтобы начался процесс перехода к внутренним.
6 советов, как помочь школьнику поддержать интерес к учебе
Часто родители в поисках способа поддержать интерес к учебе используют не лучшие методы:
- запугивание плохими перспективами в жизни;
- сравнение с другими детьми;
- ограничение ответственности, когда взрослые делают выбор за ребенка.
Нередко у детей отбирают возможность распоряжаться своим временем, записывая его в те секции или кружки, которые считают нужным родители, выбирая за него направление в учебе и решая за него, как и где проводить каникулы.
Но только свободный выбор может пробудить внутренний интерес, а значит, и мотивацию ребенка. Родители не должны желать вместо него, даже из лучших побуждений. Их задача – создание условий, в которых дети могут заинтересоваться чем-то и сделать на этом основании собственный выбор.
Следующие советы помогут вернуть интерес к учебной деятельности.
- Не сравнивайте успехи ребенка с другими на основании оценок и баллов
От этого нелегко отказаться, учитывая, что система образования основана на оценках. Но мотивация на получение хороших отметок и высоких баллов разрушает смысл образования. Гораздо важнее направить силы на изучение тех предметов, которые интересны и важны для будущей профессии, чем на получение высших оценок. Можно вспомнить финскую систему школьного образования, которая сохраняет высокую эффективность без привычных нам оценок и экзаменов.
- Не используйте манипуляции и угрозы
Запугивая детей будущим дворника или уборщицы, невозможно поднять их мотивацию к учебе. Наоборот, такие прогнозы (основанные всего лишь на полученных тройках по какому-то предмету) вызывают неуверенность в себе.
- Не нужно настойчиво расспрашивать
Часто подростки стараются не посвящать родителей в большинство своих проблем и неохотно отвечают на вопросы. Это их способ оградить свое личное пространство. Лучше дать ребенку право на самостоятельность.
- Не скупитесь на похвалу
Прекрасный способ поддержать интерес к учебе – замечать его успехи и искренне хвалить за них. При этом важно замечать прогресс и не ставить сразу же более высокую цель. Порадуйтесь вместе с ребенком пятерке по математике, но не говорите ему, что теперь надо выйти на победу в олимпиаде.
Лучше всего поощрять ребенка не за оценки, а за личные успехи. Намного важнее похвалить ребенка за то, что он стал делать не больше двух ошибок в диктанте, чем за хороший средний балл по русскому языку.
- Поддерживайте мечты и потребности ребенка
Важно, чтобы подросток понимал, что его слышат и воспринимают всерьез. Если вы заметили интерес к какой-то деятельности, заострите на этом внимание и помогите сориентироваться в том, что главное для данной профессии.
- Не ждите взрослых решений
Настаивать на выборе жизненного пути уже в старших классах школы – не всегда правильно. Хотя система образования и заставляет принять решение, на самом деле выбор можно изменить и позже. Примите, что человек имеет право на ошибку, и дайте понять ребенку, что поддержите его. Если не бояться, легче найти то, что действительно подходит.
Для того чтобы процесс обучения был успешным, очень важно найти мотивацию. Это справедливо для любой формы обучения: школьной, домашней или занятий с репетитором. Если у ребенка не будет потребности в получении знаний, желания учиться и интереса к учебному материалу, достичь положительного результата невозможно. Вместо того чтобы заставлять детей учиться, лучше потратить усилия на поддержание их интереса к учебе.
Часто задаваемые вопросы о поддержании интереса к учебе
В чем разница между положительной и отрицательной мотивацией к учебе?
Интерес к учебе может быть основан как на положительной, так и отрицательной мотивации. К положительной относится стремление получить похвалу или награду. Отрицательная мотивация – желание избежать порицания или наказания.
Зависит ли степень интереса к обучению от успехов ребенка?
Успехи сами по себе являются положительным подкреплением и могут служить основой внутренней мотивации. Поэтому достижение успехов укрепляет интерес к учебе.
Как поддерживать интерес к учебе, используя интересы и увлечения ребенка?
Повысить интерес к изучаемому материалу можно, если показать ребенку точки соприкосновения учебного предмета и его личного увлечения. Это сделает учебу увлекательнее и повысит ее значимость для ребенка.