- Первые представления людей о душе и внутреннем мире
- Откуда начинается психология как наука
- История возникновения психологии: Древний Египет и Древняя Греция
- Древний Египет
- Древняя Греция
- Фалес и Анаксимен
- Гераклит
- Эмпедокл
- Анаксагор и Демокрит
- Сократ
- Платон
- Аристотель
- История развития психологии в Средние века
- Как эпоха Возрождения повлияла на историю психологии как науки
- Рене Декарт
- Томас Гоббс
- Джон Локк
- Джордж Беркли
- Дэвид Юм
- История становления психологии
- Сведения об истории отечественной психологии
- Часто задаваемые вопросы об истории психологии
- На какие этапы делят историю развития психологии?
- Какие направления, возникшие благодаря истории развития психологии, актуальны сегодня?
- Каковы причины внезапного прекращения развития советской психологии в середине 1930-х годов?
О чем речь? История психологии изучает эволюцию представлений о психике человека и его поведении. Она охватывает различные подходы и теории, начиная с древних времен и до современности. В античности философы Платон и Аристотель пытались объяснить природу души и ее функции. В дальнейшем психология развивалась в рамках медицины и естественных наук, что привело к формированию различных школ и направлений.
На что обратить внимание? В XIX веке психология стала самостоятельной наукой, появились первые экспериментальные методы исследования. Работы Вильгельма Вундта и других ученых заложили основы для развития экспериментальной психологии. С тех пор психология продолжает развиваться, интегрируя достижения из разных областей науки и практики.
Первые представления людей о душе и внутреннем мире
Стремление человека к самопознанию, к пониманию своей сущности уходит корнями в далекое прошлое. Наглядным подтверждением этому служит возникновение концепций высших сил, потусторонних миров, а также богов, воплощающих различные аспекты человеческой природы и природных явлений.

Непосредственной причиной возникновения идеи высших сил является развитие у человека такой важной способности, как абстрактное мышление.
В свою очередь, появление представлений о структуре окружающего мира само по себе указывает на существование духовного поиска или поисков смысла, которые, несомненно, берут начало в стремлении человека понять значение своего существования.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Происхождение представлений о существовании сущности, отличной от физического тела, но тесно с ним связанной остается неясным. Наиболее известным источником информации является древнегреческая мифология, которой мы, к слову, обязаны возникновением самого термина «психология». Это название берет свое начало в греческом мифе об Эроте и Психее.
Эрот, бессмертное божество, воплощающее эрос, был очарован смертной девушкой Психеей и, желая сохранить их любовь навечно, обратился к Зевсу с просьбой наделить ее бессмертием, превратив в божество, символизирующее человеческую душу.
Таким образом, влюбленные обрели вечное единство, а мы получили легенду, которая помимо мифологического контекста заключает в себе целую цепочку смыслов. От прямого указания на роль любви в даровании бессмертия человеческой душе до тантрической символики, где душа (личность), объединяясь с сексуальной энергией в гармонии любви, обретает невероятное могущество, претерпевая удивительную трансформацию и реализуя свою божественную природу.
Древние греки рассматривали человеческую душу как связь между сознанием (разумом) и физическим телом. Они наделяли ее значительной независимостью, позволяющей ей, например, перемещаться и продолжать существование во время сна, а после смерти навсегда покидать тело, сохраняя при этом свою сущность.
К подобным концепциям восходит и учение о реинкарнации — переселении души из одного тела в другое, которое, вопреки распространенному мнению, не только было характерно для индуизма и буддизма, но и находило отражение в греческой философии, например у Платона. Представления о посмертном существовании души и ее странствиях встречаются практически во всех известных древних верованиях.
Откуда начинается психология как наука
В современной науке наблюдается пересечение интересов психологии и философии в изучении ряда проблем. Их примерами являются: вопрос о смысле существования, этические ценности, побуждения личности, мораль и многие другие смежные вопросы.
Психология, будучи научной дисциплиной, требует применения экспериментальных подходов для подтверждения теоретических положений. Это было впервые осуществлено в 1879 году, когда Вундт, ученик и сподвижник Гельмгольца, основал первую в истории психологическую лабораторию, в которой проводились исследования процессов сознания человека посредством интроспекции (метода самоанализа). К этой теме мы еще вернемся в середине данной статьи.

"Делай как коуч"

В силу этого обстоятельства моментом оформления психологии в качестве научной дисциплины принято считать 1879 год. Однако существует обширный спектр проблем, которые не могут быть разрешены эмпирическим путем. В подобных случаях психологи используют философские подходы.
Следовательно, не существует ни строгой разделительной черты между психологией и философией, ни однозначно установленной даты формирования первой как самостоятельной области знания, поскольку обе они неразрывно связаны.

Относительно этого вопроса весьма показательно высказывание выдающегося отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, сделанное в 1940 году. Он отмечал: «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем.
«Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».
История возникновения психологии: Древний Египет и Древняя Греция
Древний Египет
История развития психологии уходит корнями в Древний Египет. Именно там приблизительно в 1550 году до нашей эры был создан папирус Эберса — собрание медицинских текстов, представляющее собой один из древнейших сохранившихся трудов, содержащих медицинские знания. В нем впервые встречаются упоминания о психических состояниях, таких как деменция и депрессия.
Самым первым известным психологическим опытом считается эксперимент фараона Псамметиха I, о котором рассказал древнегреческий историк Геродот в своей книге «История». Чтобы узнать, кто древнее — египтяне или фригийцы, фараон сделал вот что: он отдал пастуху двух только что родившихся детей и велел растить их вдали от всех, в хижине. Главное условие было — полная тишина, пастух не должен был разговаривать с детьми. Так Псамметих I хотел узнать, какое первое слово скажут дети, и по этому определить, какая раса древнее.
По прошествии двух лет из детских уст прозвучало долгожданное «bekos». Выяснилось, что это фригийское слово, обозначающее «хлеб». На основании этого египтяне заключили, что фригийцы являются более древней расой, чем они сами.
Древняя Греция
Принимая психологию за дисциплину, изучающую разум, следует признать, что философы Древней Греции сыграли ключевую роль в ее становлении. Постижение устройства души и разума являлось для них неотъемлемой частью интеллектуального поиска.
Теоретические разработки древних греков были неразрывно связаны с этическими, физическими и метафизическими представлениями того времени. Проследим историю развития психологии как науки.

Фалес и Анаксимен
Фалес и Анаксимен, древнегреческие философы, проявляли больший интерес к вопросам мироздания и космоса, нежели к изучению человеческой природы. Фалес Милетский придерживался мнения, что весь мир одушевлен. Он рассматривал душу как источник жизненной силы и движения.
Его соотечественник Анаксимен развил эту концепцию, проведя параллель между человеческой душой и субстанцией, которая, по его мнению, окружала космос. И то и другое он отождествлял с воздухом или дыханием. Подобное сравнение указывало на то, что душа человека выполняет жизненно важную функцию.
Представление об общей природе космического пространства и человеческой души относится к тому комплексу идей, которые породили веру в нее как элемент божественного начала в человеке.
Гераклит
Гераклит Эфесский продолжил развивать упомянутые ранее концепции. В отличие от Анаксимена он придерживался мнения, что огонь является основной субстанцией души. Под этим он, вероятно, подразумевал нечто, аналогичное энергии, а не огонь как физическую стихию.
Гераклит полагал, что чувственное восприятие служит первоначальным источником знаний о мире, однако оно может вводить в заблуждение при неправильной интерпретации. При корректной обработке чувственных данных душа способна постичь Логос — принцип организации мироздания или истину.
В данном контексте можно выделить ряд принципиально новых для того времени идей. Во-первых, психика (душа) стала рассматриваться как субъект, воспринимающий чувственные впечатления. Во-вторых, посредством интерпретации этих впечатлений человек мог постичь принцип устройства мира, который не поддается исключительно эмпирическому исследованию. В-третьих, психика и Логос стали синонимичными понятиями.
Таким образом, Гераклит стремился донести мысль о том, что душа (психика) обладает глубинами, которые невозможно полностью постичь.
Эмпедокл
Философ и врач Эмпедокл предложил несколько более детализированное описание процесса чувственного восприятия и мышления. Согласно его представлениям Вселенная состояла из комбинации четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха, а управление ею осуществлялось двумя противоположными силами: любовью и враждой.
В соответствии с его моделью восприятия каждый объект непрерывно излучал микроскопические частицы, которые человек абсорбировал через поры в органах чувств. Например, огненные и водные выделения от внешних объектов проникали в соответствующие поры глаз.
Рассматривая мышление, философ утверждал, что кровь вокруг сердца является центром человеческой мысли, а темперамент определяется балансом четырех основных элементов в ней. Хотя сегодня подобные представления могут показаться примитивными, концепции Эмпедокла и других античных мыслителей сыграли ключевую роль в становлении психологии как самостоятельной науки.
Анаксагор и Демокрит
В отличие от Эмпедокла Анаксагор объяснял восприятие взаимодействием противоположных свойств, полагая, что человек может ощущать внешнее тепло благодаря наличию внутреннего холода.
В философской системе Анаксагора ключевую роль играла идея Разума, который представлялся как управляющая сила, создавшая Вселенную из хаоса посредством вращения изначально неподвижных элементов. По его мнению, Разум уникален, первичен, бессмертен, независим, безграничен и самодостаточен, а также является компонентом человеческого существа и выступает как направляющая сила души, которая превосходит тело и полностью регулирует его деятельность.
В противоположность этому философ Демокрит рассматривал душу как совокупность сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела. Он также разделял ранее сформировавшееся представление о том, что ее субстанция аналогична субстанции космоса.

Сократ
Являясь одним из выдающихся мыслителей античности, Сократ придавал значение не астрономическим объектам, а безграничному миру человеческой души и первым ввел понятие «психика» для обозначения центра разума и характера. Он определял знание как убеждение, подкрепленное рациональным обоснованием, а также придерживался мнения, что истина присутствует в каждом человеке и не может быть навязана авторитетным мнением извне.
Применяя диалектику в качестве основного инструмента познания, Сократ утверждал, что эффективным способом исследования собственного внутреннего мира является постановка вопросов самому себе и осознанное обдумывание ответов. Нетрудно заметить, что подобный подход лежит в основе современного самоанализа и является неотъемлемым компонентом любой психотерапевтической практики.
Платон
Платон, будучи последователем Сократа, развивал философские идеи своего учителя, полагая, что все знания изначально присущи человеку и могут быть получены посредством интроспективного анализа собственного внутреннего мира.
Он считается основоположником дуализма в истории психологии личности. Платон рассматривал человека как состоящего из двух независимых и противоположных компонентов: материального, несовершенного тела и души, содержащей истинное знание.
Аристотель
Дуалистическая концепция Платона была частично пересмотрена его последователем Аристотелем, который отстаивал идею неразделимости души и тела.
Он полагал, что разум является продуктом психической деятельности, и придавал важность пониманию психических процессов, протекающих в личности, включая функционирование органов чувств, посредством которых человек познает окружающую среду.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Аристотель сделал значимое заключение о целевой направленности человеческих действий, тем самым предвосхитив идеи, разработанные в XX веке выдающимися психологами Альфредом Адлером и Эдвардом Толменом. Древнегреческий мыслитель утверждал, что человеческое поведение не является хаотичным, а всегда ориентировано на достижение определенной цели, что делает понимание поведения без учета этого намерения затруднительным.
Также Аристотель полагал, что каждый человек стремится к раскрытию своего потенциала. В этой идее просматриваются зачатки концепции самоактуализации, впоследствии исследуемой психиатром Куртом Гольдштейном и психологом Абрахамом Маслоу.
Как можно заметить, античные философы внесли значительный вклад в развитие психологии, понимание мироустройства и человеческой природы. Некоторые из их положений могут показаться современному человеку необычными, однако они послужили фундаментом для многих областей знания, включая психологию.
История развития психологии в Средние века
В период Средневековья ученые стремились установить взаимосвязь между человеком и божественным началом, вследствие чего теологические концепции оказали значительное влияние на историю развития психологии.
Западноевропейские теологи разделяли убеждение, что Бог является творцом, превосходящим все сущее, а люди, будучи кульминацией его творения, обладают душой, обеспечивающей их связь с божественным. В соответствии с христианскими догматами человек наделен внутренним духом, отличным от души и тела, что отражало веру в триединую природу Бога.
Наиболее значимой фигурой психологической мысли того периода являлся Аврелий Августин, который первым из философов выдвинул предположение о наличии у человека внутреннего «я»: гармония с ним обуславливает здоровье, внутренняя же дисгармония приводит к развитию заболеваний.
Августин сформулировал следующие выводы, основанные на различных областях психологии:
- Новорожденные сосредоточены на себе и не проявляют социальной осознанности. Опасение наказания тормозит обучение, подавляя естественное любопытство.
- Память представляет собой ключевой элемент разума и центральный пункт психической деятельности, от ее состояния зависят все умения и привычки.
- Подавленные в течение дня мысли и желания могут проявляться во сне. При этом верующий освобождается от чувства вины, так как сновидения не подпадают под категорию греха.
- Каждый человек переживает внутреннее столкновение между собственным «я» и божественным началом. Этот внутренний конфликт отражается хаосом во внешнем мире.
- Любовь является фундаментальным условием счастья, а стремление обладать недоступным порождает страдания. Необходимо развивать способность к безусловной любви, способствующей позитивным изменениям в мышлении.
Августин также ввел в употребление термин «первородный грех» и считал, что все люди появляются на свет уже с грехом. Эта точка зрения на протяжении нескольких веков определяла позицию церкви и существенно затрудняла изучение психики вплоть до начала эпохи Возрождения.

Как эпоха Возрождения повлияла на историю психологии как науки
Прогрессивные идеи гуманизма, зародившиеся в эпоху Возрождения, оказали огромное воздействие на развитие психологии как науки. Гуманисты отошли от религиозных представлений о божественном источнике человеческого сознания, утверждая, что люди обладают способностью к самопознанию и самостоятельному выбору.
Этот подход вызвал интерес ученых к исследованиям в области анатомии и психологии: такие деятели, как изобретатель Леонардо да Винчи, начали проводить эксперименты, чтобы разобраться в механизмах человеческого мышления.
Эпоха Возрождения породила множество мыслителей, которые внесли свой вклад в развитие современной психологической науки, однако наиболее значимыми среди них оказались следующие.
Рене Декарт
Французский математик и философ Рене Декарт выдвинул предположение о том, что тело и разум представляют собой две независимые субстанции, находящиеся в состоянии взаимного влияния. Данная концепция получила наименование «картезианский дуализм».
Декарт рассматривал тело как физическую структуру, аналогичную механизму, доступную для изучения и измерения, в то время как разум представлялся им как сущность, не принадлежащая материальному миру, но являющаяся генератором идей и мыслей.
Философ придерживался как нативистских, так и рационалистических взглядов: он полагал, что определенные знания являются врожденными, а постижение истины возможно посредством опыта и рациональной деятельности. Ему принадлежит афоризм: «Я мыслю, следовательно, существую».
Томас Гоббс
Томаса Гоббса можно считать одним из основоположников социальной психологии, так как он считал, что понимание психологических особенностей людей критически важно для успешного управления государством.
Гоббс пришел к выводу, что поведение человека определяется его личными интересами, например стремление к удовольствию побуждает его двигаться к желаемому, а страх боли или неприязнь заставляют избегать нежелательного. Сегодня его теория известна как психологический гедонизм.
Джон Локк
В отличие от Декарта философ Локк придерживался концепции, согласно которой разум изначально представляет собой пустой лист, не содержащий врожденных идей, а все знания являются результатом эмпирического познания. Он выделял два основных пути получения знаний: ощущение и рефлексию.
Через ощущение человек взаимодействует с внешним миром, пассивно воспринимая сенсорную информацию в виде зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных стимулов. Это приводит к формированию таких идей, как «желтый», «кислый» или «мягкий». Через рефлексию человек обращается к своему внутреннему миру, также пассивно получает такие идеи, как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».
Джордж Беркли
В некоторой степени воззрения британского философа Беркли перекликались с концепцией Локка о том, что знание формируется на основе чувственного опыта. Однако, развивая свою теорию, Беркли пришел к поразительному заключению: физический мир как таковой отсутствует, существует лишь мир идей.
Иными словами, представление о том, что материальные объекты обладают реальностью, а взаимодействие с ними вызывает у человека определенные ощущения, представляет собой исключительно акт убеждения, порождение разума.
Дэвид Юм
Шотландский философ Юм, будучи последовательным эмпириком, утверждал, что все знания формируются на основе чувственного опыта, поэтому концепция врожденного знания, как и метафизические построения, являются лишь логическими уловками. Он критически относился к научным, религиозным и моральным положениям, поскольку все они опирались на допущения, выходящие за рамки эмпирической проверки, и, следовательно, могли быть ошибочными.
Скептическое мировоззрение Юма привело его к выводу о том, что, поскольку «я» не может быть объективно наблюдаемо, оно представляет собой своего рода психологическую иллюзию.
Итак, выразим признательность эпохе Возрождения, ставшей значимым этапом в развитии психологии, и перейдем к следующей фазе.
История становления психологии
Основоположником психологии традиционно считается немецкий врач Вильгельм Вундт. Он создал первый учебник по этой науке под названием «Основы физиологической психологии», где в общих чертах представил основные связи между физиологией, мышлением и поведением. Как ранее отмечалось, в 1879 году он учредил первую в мире лабораторию, предназначенную для экспериментальных исследований в области психологии.
Основным исследовательским инструментом Вундта была интроспекция, или метод самонаблюдения, при котором испытуемые концентрировались на своих внутренних психических процессах и делились своими переживаниями с исследователями.
Этот подход до сих пор находит применение в нейробиологии, несмотря на критику со стороны многих специалистов, указывающих на его субъективность. Лекции Вундта привлекли тысячи студентов, сотни получили ученые степени по психологии, а его последователь Эдвард Титченер стал основателем структурализма.

- Появление психоанализа
Изначально психология была сосредоточена на исследовании сознательной сферы психики. Однако в конце XIX века австрийский врач Зигмунд Фрейд предложил теорию, подчеркивающую значимость бессознательного, что поколебало представление о рациональной природе разума.
По мнению Фрейда, поведение в значительной степени обусловлено предшествующим опытом (включая ранние детские воспоминания) и внутренними влечениями, которые не осознаются человеком.
Бессознательное формируется в результате вытеснения — психологического процесса, при котором травмирующие переживания и подавленные эмоции перемещаются из сознания в своеобразное хранилище, становясь частью бессознательного. Для анализа содержимого этой области основоположник психоанализа использовал гипноз и толкование сновидений, стремясь раскрыть их скрытый смысл.
Несмотря на то что теория Фрейда вызвала значительную полемику и до сих пор вызывает скептическое отношение, ее влияние на развитие психологической науки трудно переоценить. Независимо от того, насколько верными были его идеи, понимание базовых принципов психологии является крайне важным. Что управляет нашими действиями? Почему мы выбираем тот или иной способ поведения? Как понять мотивы, лежащие в основе поступков других людей?
- Гештальтпсихология
Гештальтпсихология представляет собой еще одно ключевое направление в психологии, которое внесло значительный вклад в ее развитие. Эта психологическая школа сформировалась в начале XX века в Германии в связи с исследованиями процессов человеческого восприятия. Ее основателями принято считать трех выдающихся психологов — Макса Вертгеймера, Курта Коффку и Вольфганга Келера.
Центральным положением гештальтпсихологии является присущая психике тенденция к организации воспринимаемого опыта в целостные структуры, обладающие смыслом. Например, при восприятии фигур с пропусками (недостающими фрагментами) сознание заполняет эти пробелы, позволяя нам идентифицировать целостный образ.
Представители гештальтпсихологии критиковали принципы, выдвигаемые другими психологическими направлениями, относительно фрагментации сознания на составляющие и конструирования из них сложных психических явлений, выдвинув концепцию целостности воспринимаемых образов.
Согласно их точке зрения объекты, формирующие наше окружение, воспринимаются сенсорными системами не как изолированные элементы, а как упорядоченные целостные структуры. В рамках данного психологического направления был выявлен значительный ряд феноменов восприятия и сознания.
К началу 20-х годов XX столетия гештальтпсихология достигла значительного влияния в Германии. Однако ее дальнейшее развитие было прервано политикой Адольфа Гитлера. Из-за еврейского происхождения Макс Вертгеймер и Курт Коффка, как и другие ведущие гештальтпсихологи, были вынуждены эмигрировать в США.
Однако в Америке в тот период доминировал бихевиоризм, придерживавшийся совершенно противоположных взглядов. Это обстоятельство помешало гештальтпсихологии занять в этой стране такое же значимое положение, какое она имела в Германии.
- Бихевиоризм
На рубеже XX века научный взгляд на психологию претерпел значительные изменения. Исследователи отошли от изучения сознания и бессознательного, сосредоточив внимание на анализе поведения. Так зародился бихевиоризм.
Его последователи стремились исследовать только те процессы, которые поддаются объективному наблюдению и измерению, исключая субъективные переживания и обсуждение ментальных концепций.
Одним из наиболее активных сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, следуя строго научному подходу, стремился изучать поведение, избегая любых предположений, выходящих за пределы чувственного опыта.
Уотсон был убежден, что контекст и среда, в которой существует человек, полностью обуславливают его поведение. Эта концепция получила дальнейшее развитие в трудах психолога Берреса Фредерика Скиннера. Он ввел понятие оперантного научения и экспериментально продемонстрировал на крысах, как наказание и поощрение модифицируют поведение.

- Гуманистическая психология
Бихевиоризм и психоанализ доминировали до второй половины XX века. После этого возникла новая школа мысли, известная как гуманистическая психология, которая стала альтернативой предыдущим подходам. Ее появление связано с американским психологом Карлом Роджерсом, который отстаивал важность свободы воли и самоопределения. Гуманисты под его руководством утверждали, что:
- поведение человека определяется прежде всего его личным восприятием окружающего мира;
- свобода воли и осознанный выбор в действительности существуют;
- потребность в реализации личностного потенциала (самоактуализация) является естественной для каждого человека;
- уникальность любого человека требует индивидуального подхода в психологической практике.
Американский психолог Абрахам Маслоу внес существенный вклад в развитие гуманистической психологии, предложив альтернативный взгляд на человеческую природу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористская теория Скиннера излишне концентрируются на болезненных аспектах поведения.
В связи с этим Маслоу направил свои исследования на изучение факторов, которые делают людей счастливыми: что их побуждает к действию, как они удовлетворяют свои нужды и достигают самореализации.
Результатом его работы стала теория, известная как «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью уровнями потребностей. Удовлетворение базовых открывает путь к мотивации для достижения более высоких уровней.
Доминирующее положение поведенческой психологии сохранялось до конца 1950-х годов, когда произошел когнитивный переворот.
- Когнитивная психология
Основная идея когнитивной революции заключалась в представлении о человеческом разуме как о компьютерной системе, подлежащей изучению как самостоятельная логическая структура, вне зависимости от социальных, культурных, ситуационных факторов и его физиологической природы.
Знаковым событием, положившим начало развитию когнитивной психологии, считается 11 сентября 1956 года. В этот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон представили свои исследования на симпозиуме по теории информации, состоявшемся в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).
Профессор лингвистики Ноам Хомский выдвинул аргумент о том, что ментальная структура языка основана на универсальных, врожденных принципах, передаваемых генетически, и что способность к его изучению не может быть объяснена исключительно подкреплением, тем самым подвергнув критике бихевиористскую теорию Скиннера.
Американский психолог Джордж Миллер также проводил исследования в области языка, и его работа «Язык и общение» послужила основой для возникновения психолингвистики. Кроме того, он изучал возможности человеческой памяти, предложив теорию, согласно которой большинство людей способны удерживать в кратковременной памяти не более 7±2 единиц информации. Миллер также установил, что она лучше усваивается при ее фрагментации.
В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с Гербертом Саймоном, специалистом в области политологии, экономики и социологии, разработали первую функциональную компьютерную программу, способную имитировать человеческое решение сложных проблем. Она демонстрировала способность к доказательству теорем, сравнимую с уровнем квалифицированного математика.
С этого времени когнитивная психология достигла значительных успехов. Использование методов визуализации мозга, таких как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, позволило исследователям проникнуть в механизмы его работы. Современные психологи, применяя генетические исследования, стремятся понять, как физиологические и наследственные факторы влияют на психологическое состояние человека.
Современная когнитивная психология фокусируется на изучении психических процессов, охватывающих память, интеллект, язык, внимание, восприятие, воображение, решение проблем и способность к обучению.

Сведения об истории отечественной психологии
В России психология как независимая научная область начала свое развитие в XIX веке. Среди большого числа выдающихся ученых следует выделить несколько ключевых фигур.
- Лев Семенович Выготский
Выготский полагал, что становление привычек и моделей поведения обусловлено социокультурным взаимодействием. Значимую роль в процессе обучения человека он приписывал игровой деятельности, рассматривая ее как средство усвоения культурных норм и социальных навыков, а также развития самоконтроля.
Наиболее известной концепцией Выготского в области психологии является зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети способны решать более сложные задачи при поддержке компетентных взрослых, осваивая новые знания и умения под их руководством.
- Александр Романович Лурия
Лурия утверждал, что психические функции и сознание человека реализуются благодаря взаимодействию трех функциональных блоков мозга:
- блока регулировки пробуждения;
- блока получения, анализа и хранения информации;
- блока программирования, регулирования и проверки активности.
Примечательный факт: анализ трудов советского ученого позволяет обнаружить параллели между его теорией и широко распространенной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.
- Иван Петрович Павлов
В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию за свои исследования в области физиологии и медицины. Его эксперименты на собаках привели к открытию классического обусловливания, имеющего фундаментальное значение. Ученый показал, что нейтральный стимул (звонок), регулярно предшествующий значимому стимулу (приему пищи), приобретает способность вызывать связанную с ним реакцию (слюноотделение).
Хотя Павлов не был психологом, он предположил, что принципы обусловливания могут распространяться и на поведение человека, и его предположение подтвердилось. Это открытие оказало значительное влияние на становление психологической школы бихевиоризма.

Часто задаваемые вопросы об истории психологии
На какие этапы делят историю развития психологии?
В истории развития психологии выделяют три главных этапа, которые складывались постепенно: наука о душе, наука о сознании и наука о поведении.
Какие направления, возникшие благодаря истории развития психологии, актуальны сегодня?
Современная психология представлена несколькими ключевыми течениями, сформировавшимися в процессе ее становления: глубинная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология, деятельностный подход, психоанализ, нейропсихология, системная терапия и трансперсональная психология.
Каковы причины внезапного прекращения развития советской психологии в середине 1930-х годов?
Правительство ввело запрет на психологию, что повлекло за собой прекращение научных исследований и приостановку выпуска психологических журналов. В таком положении данная область знания находилась приблизительно 30 лет. Таким образом, психология как независимая научная область сформировалась относительно недавно, приблизительно в конце XIX столетия. До этого периода вопросы, относящиеся к ней, рассматривались в контексте философии как специфической формы познания окружающей действительности, имеющей глубокие исторические корни. Тем не менее, выделившись в самостоятельную дисциплину, психология продолжает поддерживать тесные связи с философией.