Дарим персональный промокод на бесплатное прохождение курса
«5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
Получить свой промокод
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».
erid: 2SDnjf26uEo
Главная / Блог / Психология / Экспрессивная речь у детей: развитие, нормы, коррекция

Экспрессивная речь у детей: развитие, нормы, коррекция

экспрессивная речь
24.10.2025
429
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 24.10.2025
Поделиться:
Содержание:
Автор статьи
Зайцева Александра
Коучинг предпринимателей и партнеров по бизнесу

Что это такое? Экспрессивная речь – это способность ребенка активно выражать свои мысли с помощью слов и предложений. В отличие от импрессивной (понимания других), экспрессивная функция отвечает за произношение и формирование высказываний.

Для кого эта статья и что важно знать? Материал поможет родителям понять нормы речевого развития детей от рождения до школьного возраста. Главная цель – дать четкие ориентиры для оценки навыков и практические советы по стимуляции развития речи в домашних условиях.

Что такое экспрессивная речь

Экспрессивная речь – это способность ребенка выражать свои мысли и потребности с помощью слов, фраз и предложений. Простыми словами, это то, как малыш говорит, а не то, как он понимает взрослых. Данный процесс начинается с первого крика новорожденного и проходит несколько этапов развития.

Определение экспрессивной речи в логопедии

Экспрессивная речь является активной формой речевой деятельности. Она включает произношение звуков, формирование слов и построение высказываний. Основные функции экспрессивной речи – передача информации и выражение эмоций.

Что такое экспрессивная речь
Фото: Freepik

Развитие этой способности напрямую влияет на социальную адаптацию ребенка и его успешное взаимодействие с окружающими людьми.

Разница между экспрессивной и импрессивной речью

Импрессивная речь – это понимание обращенной к ребенку речи. Экспрессивная – активное говорение. Импрессивная функция развивается раньше: малыш сначала понимает простые слова, а затем учится их произносить. Нарушения этих двух видов речевой функции могут проявляться независимо друг от друга.

Как развивается экспрессивная речь у детей по возрастам

Развитие происходит поэтапно. Каждый возрастной период имеет свои особенности и нормы. Понимание этих этапов помогает родителям объективно оценить речевое развитие ребенка и вовремя заметить возможные отклонения.

Дети от рождения до 1 года

Первые проявления экспрессивной речи – крик и гуление. К 2-3 месяцам появляются певучие звуки. В 4-6 месяцах начинается лепет – повторение слогов «ба-ба», «да-да».

Гайды 5 Prism, которых нет
в открытом доступе
5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Как найти своё призвание и зарабатывать на нём от 150 000₽
На бесплатном курсе «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
pdf
20 коучинговых вопросов, помогающих определить сильные стороны личности
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
9 главных ошибок, почему ваши цели не работают
Пошаговый алгоритм, как сделать так, чтобы цели достигались
pdf
Карта трансформации личности: как за 30 дней выйти на новую версию себя
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
5 книг для развития эмоционального интеллекта и сильной коммуникации
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

К 8-10 месяцам лепет становится разнообразным. Первые осмысленные слова появляются к 10-12 месяцам. Словарный запас к году составляет 3-10 слов.

Формирование активной речи у детей в 1-3 года

Период активного накопления словарного запаса. К 1,5 годам ребенок знает 20-50 слов. Появляются первые фразы из двух слов. К 2 годам словарь расширяется до 200-300 слов. Малыш строит простые предложения из 2-3 слов. К 3 годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Ребенок использует сложные предложения, задает вопросы «что», «где», «куда».

Совершенствование речевых навыков у детей в 3-6 лет

Формируется связная речь. Ребенок может рассказать простую историю, описать картинку. Улучшается грамматический строй. Появляются сложные предложения с союзами.

К 4-5 годам исчезают основные нарушения звукопроизношения. К 6 годам предложения становятся развернутыми, грамматически правильными.

Нормы словарного запаса у детей по возрастам

Словарный запас – важный показатель развития. Активный словарь включает слова, которые ребенок произносит самостоятельно. Пассивный состоит из слов, которые малыш понимает, но не говорит. Нормальное развитие предполагает постоянное увеличение обоих видов словаря.

Возраст ребенка Активный словарь (количество слов) Типичные слова
1 год 3-10 мама, папа, дай, на
1,5 года 20-50 баба, деда, киса, ам-ам
2 года 200-300 простые существительные, глаголы
2,5 года 400-600 прилагательные, местоимения
3 года 1000-1500 предлоги, союзы, числительные
4 года 1800-2000 абстрактные понятия
5 лет 2500-3000 сложные грамматические формы
6 лет 3500-4000 развернутые высказывания

Важно помнить, что данные цифры являются ориентировочными. Темпы развития индивидуальны для каждого ребенка. Небольшие отклонения от норм не всегда указывают на нарушения. Однако значительная задержка в формировании словарного запаса может сигнализировать о необходимости консультации специалистов.

Признаки нарушений экспрессивной речи у детей

Понимание признаков нарушений помогает родителям вовремя заметить проблемы и обратиться за помощью. Раннее выявление отклонений в развитии экспрессивной речи значительно повышает эффективность коррекционной работы и улучшает прогноз для ребенка.

Когда стоит беспокоиться родителям

Обратиться к логопеду следует, если к 1,5 годам ребенок не произносит ни одного слова. К 2 годам малыш должен знать минимум 50 слов и строить фразы из двух слов. К 3 годам словарный запас должен превышать 200-300 слов.

Когда стоит беспокоиться родителям
Фото: Freepik

Тревожные сигналы включают:

  • Отсутствие лепета к 8-10 месяцам.
  • Молчание к 1,5-2 годам при нормальном слухе.
  • Использование только жестов после 2 лет.
  • Непонятная речь после 3 лет.
  • Отсутствие фраз к 3 годам.
  • Регресс навыков в любом возрасте.

Важно учитывать индивидуальные особенности развития. Некоторые дети начинают говорить позже, но быстро наверстывают упущенное.

Основные виды расстройств экспрессивной речи у детей

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и интеллекте. Дизартрия – нарушение произношения из-за поражения речевых мышц. Дислалия – неправильное произношение отдельных звуков при нормальном слухе.

Задержка речевого развития характеризуется более медленным темпом формирования навыков речи. Общее недоразвитие включает нарушения всех компонентов речевой системы. Заикание проявляется в виде судорожных повторений звуков, слогов или слов.

Причины задержки развития

Биологические факторы включают поражения головного мозга, нарушения слуха, генетические особенности. Социальные причины связаны с недостатком устного общения, педагогической запущенностью.

Не думайте долго — доверьтесь интуиции
Выберите одну карточку — узнайте свои скрытые сильные стороны
Кликните на первую понравившуюся. Мы покажем сильные стороны и подскажем, как их развить на бесплатном модуле.

Частые причины нарушений:

  • Осложнения во время беременности и родов.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Инфекционные заболевания, поражающие нервную систему.
  • Снижение слуха различной степени.
  • Недостаток стимуляции развития дома.

Своевременное устранение причин и комплексная коррекционная работа помогают преодолеть большинство речевых нарушений у детей.

Методы развития экспрессивной речи в домашних условиях

Домашняя работа играет ключевую роль в формировании речевых навыков ребенка. Родители могут значительно ускорить процесс развития, используя простые и эффективные методы в повседневной жизни.

Создание речевой среды дома

Постоянное общение с ребенком – основа развития. Комментируйте все действия, описывайте происходящее вокруг. Читайте вслух, пойте песни, рассказывайте стихи. Задавайте вопросы и терпеливо ждите ответа. Исключите фоновый шум от телевизора и радио во время занятий. Говорите четко, медленно, используя простые слова и короткие предложения.

Игры и упражнения для развития речи у ребенка

Игровая форма занятий наиболее эффективна для детей дошкольного возраста. Игры должны быть интересными и соответствовать возрасту ребенка.

Эффективные игры:

  • «Что это?» – показывайте предметы и называйте их.
  • «Повтори за мной» – произносите слоги и простые слова.
  • «Кто как говорит?» – звукоподражание животным.
  • «Назови картинку» – рассматривание и обсуждение иллюстраций.
  • «Доскажи словечко» – договаривание знакомых стихов.
  • «Телефон» – разговоры по игрушечному телефону.

Ежедневные занятия по 10-15 минут дают лучший результат, чем редкие длительные уроки.

Чтение и работа с книгами

Регулярное чтение развивает пассивный и активный словарь ребенка. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и простым текстом. Задавайте вопросы по содержанию, просите пересказать историю.

Читайте одни и те же книги несколько раз – повторение помогает запоминать новые слова. Поощряйте ребенка «читать» самостоятельно, рассказывая по картинкам.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речевых центров головного мозга. Центры, отвечающие за движения пальцев и речь, расположены рядом в коре мозга.

Развитие мелкой моторики
Фото: Freepik

Полезные упражнения:

  • Пальчиковые игры с потешками.
  • Лепка из пластилина и теста.
  • Рисование пальчиками и кисточкой.
  • Игры с мелкими предметами под присмотром взрослых.
  • Шнуровка и застегивание пуговиц.
  • Массаж ладошек и пальчиков.

Занятия мелкой моторикой с ребенком стимулируют речевое развитие и готовят руку к письму.

Когда обращаться к логопеду

Консультация специалиста необходима при значительных отклонениях от возрастных норм развития речи. Логопед проведет диагностику и составит индивидуальную программу коррекции.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Показания для обращения к логопеду:

  • Отсутствие слов к 2 годам.
  • Отсутствие понимания смысла обращенной речи, просьб.
  • Словарь менее 50 слов к 2,5 годам.
  • Непонятная речь к 3-4 годам.
  • Отсутствие фраз к 3 годам.
  • Нарушения звукопроизношения после 5 лет.

Ранняя помощь специалиста повышает эффективность коррекционной работы и улучшает прогноз развития ребенка.

Коррекция нарушений экспрессивной речи у детей

Профессиональная коррекция требует комплексного подхода и участия квалифицированных специалистов. Современные методы логопедической работы позволяют успешно преодолевать различные расстройства экспрессивной речи у детей разного возраста.

Роль логопеда в коррекционной работе

Логопед проводит комплексную диагностику. Специалист выявляет причины нарушений и составляет индивидуальную программу коррекции. Занятия включают артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса.

Работа логопеда направлена на формирование правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи. Специалист обучает ребенка связному высказыванию, работает над интонацией и выразительностью. Регулярные занятия помогают преодолеть трудности и сформировать полноценные коммуникативные навыки.

Современные методы логопедической коррекции

Игровая терапия – основной метод работы с дошкольниками. Специалисты используют дидактические игры, логоритмику, театрализованную деятельность. Артикуляционный массаж помогает улучшить работу речевых мышц.

Компьютерные программы и современные технологии делают занятия интересными и эффективными. Песочная терапия, музыкотерапия дополняют традиционные логопедические методы. Важен индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом особенностей его развития и характера нарушений.

Комплексный подход

Успешная коррекция требует участия команды специалистов. Невролог исключает органические поражения головного мозга и при необходимости назначает лечение. Психолог работает с эмоциональными и поведенческими особенностями ребенка.

Семья играет ключевую роль в коррекционном процессе. Родители выполняют домашние задания логопеда, создают речевую среду дома. Воспитатели детского сада закрепляют полученные навыки в повседневной деятельности.

Только совместная работа всех участников процесса обеспечивает стойкие положительные результаты в преодолении нарушений экспрессивной речи.

Часто задаваемые вопросы об экспрессивной речи

В чем разница между импрессивной и экспрессивной речью?

Импрессивная речь — это восприятие и понимание обращенной к ребенку речи. Экспрессивная — активное использование слов для выражения мыслей и потребностей. Импрессивная функция развивается раньше, например, ребенок понимает слово «мама» в 6-8 месяцев, а произносит его к 10-12 месяцам.

Когда родителям стоит волноваться о развитии ребенка?

Тревожные сигналы: отсутствие лепета к 10 месяцам, первых слов к 1,5 годам, фраз к 3 годам. Если словарный запас к 2,5 годам меньше 50 слов или речь остается неразборчивой после 3 лет — это повод для консультации с логопедом.

Можно ли развивать экспрессивную речь дома?

Домашние занятия очень эффективны. Создавайте среду: постоянно общайтесь с ребенком, читайте книги, играйте в игры. Развивайте мелкую моторику через лепку, рисование, пальчиковые игры. Главное — регулярность занятий по 10-15 минут ежедневно.

Что делает логопед на занятиях с ребенком?

Логопед проводит диагностику, составляет индивидуальную программу коррекции. Занятия включают артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса. Используются современные методы: игровая терапия, компьютерные программы, логоритмика.

Влияет ли развитие мелкой моторики?

Да, существует прямая связь между развитием мелкой моторики и речью. В коре головного мозга центры, отвечающие за движения пальцев и речевые функции, расположены рядом. Упражнения для пальцев стимулируют речевые зоны мозга и ускоряют развитие экспрессивной речи у детей.

C чего начать свой путь в коучинг?
Оставьте свои контактные данные и получите бесплатную консультацию специалиста Академии
Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать подарок