Получите бесплатный доступ к вебинару «Как стать коучем и выйти на новый уровень дохода»
calendar Дата: завтра в 19:00
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid: 2SDnjdx9YeM

Эго-состояния и их проявления в жизни

27.05.2024
394
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 25.11.2024
Сохранить статью:
Эго-состояния и их проявления в жизни

Что такое? Эго-состояния — роли, которые человек подсознательно, а иногда и специально играет в жизни, общаясь с другими. В зависимости от ситуации он выбирает наиболее выгодную позицию, что позволяет фактически манипулировать собеседником, причем неважно, в какой сфере: бытовой или профессиональной.

Как использовать? Эго-состояния влияют и на внутренний мир, из-за чего могут возникать трудности не только во взаимодействии с окружающими, но и проблемы с самим собой. Полезно осознать, в какой роли вы находитесь чаще всего и чем это вредит. А затем нужно отрегулировать состояния так, чтобы они находились в разумном балансе.

Основные эго-состояния

Знаменитый психолог Эрик Берн выдвинул предположение о том, что, если это необходимо, человек может задумываться о поведении и менять его. Именно так возник трансактный (транзактный) анализ эго-состояний, говорящий о том, что даже те люди, которые психически больны, могут быть адекватными.

Это довольно смелый для тех лет вывод. В основу анализа эго-состояния заложено предположение Эрика Берна о том, что в каждом уживаются три эго-состояния: ребенка, родителя и взрослого. Обсуждаются они в основном в контексте рабочих и межличностных взаимоотношений. Тем не менее большое влияние они оказывают и на внутренний мир человека. Рассмотрим подробнее, что же такое теория эго-состояний по Берну.

Основные эго-состояния

Ученый ими называл то, как человек реагирует на конкретные жизненные обстоятельства. Основными, по мнению Берна, считаются три эго-состояния: ребенок, взрослый и родитель. Они есть у каждого из нас. Но постепенно человек приобретает новые статусы: становится супругом, коллегой, профессионалом, дисфункциональным персонажем и так далее. Эти состояния относятся к дополнительным, их может насчитываться до 100.

5 пошаговых алгоритмов с примерами: как найти своё дело и выйти на 150 000₽/мес

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 ловушек мышления
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Чаще всего внутренний ребенок, взрослый и родитель выглядят как сам человек, а другие состояния могут иметь другой пол, возраст и даже вид. Отличие данных эго-состояний человека от фактического пола, возраста и вида никак не связано с наличием психических расстройств и ориентацией. Это зависит, скорее, от воображения и восприятия себя. Далее рассмотрим существующие виды эго-состояний.

Эго-состояние «ребенок»

Эго-состояние «Ребенок» знакомо каждому с детства. Когда человек находится в нем, он реагирует на все и ведет себя по-детски. Внутренний ребенок отвечает за то, как мы выражаем эмоции и желания. Если вы часто говорите себе: «Я хочу», то, скорее всего, находитесь именно в этом эго-состоянии.

Эго-состояние «ребенок»

Существует несколько подтипов эго-состояния внутреннего малыша:

  • Спонтанный ребенок ответственен за тягу к творчеству, любознательность, восприятие жизни как игры и вспыльчивость. Он часто радуется, любопытствует, пребывает в азарте, очень храбр и оптимистичен. Он уверен в себе, наполнен эмоциями, с удовольствием познает себя и мир вокруг.
  • Сердитый ребенок агрессивен, часто манипулирует людьми вокруг, истеричен, упрям. Он регулярно испытывает гнев, ярость, проявляет нелюбовь и даже ненависть, обижается и капризничает. Часто он чувствует превосходство над людьми, могущество, вседозволенность. У такого ребенка отсутствует самоконтроль.
  • Послушный малыш отличается примерным поведением. Он отвечает за зависимость от других, послушание и покорность. Такая поведенческая модель направлена на окружающих. Люди, имеющие такой тип внутреннего ребенка, постоянно жаждут одобрения со стороны. Они чувствуют себя беспомощными, неуверенными в себе, уязвимыми неудачниками.
  • Тревожный внутренний ребенок олицетворяет излишне тревожное, бдительное или осторожное поведение. Он привык делать все идеально, имеет жесткие требования и стандарты. Довольно придирчив к людям вокруг. Тревожен, боязлив, часто прячет нутро и старается подавить эмоции.
  • Одинокий ребенок чувствует себя покинутым окружающими. Он думает, что другие люди будут к нему относиться жестоко, потому практически никому не доверяет. Он подсознательно чувствует потребность в заботе, тепле и защите. Он ощущает грусть, стыд, вину, неполноценность, думает, что он неправильный, в плохом смысле не такой, как все.

Эго-состояние «родитель»

Эго-состояние «взрослый родитель» постигается нами, когда мы смотрим на авторитетных в наших глазах старших: бабушек, дедушек, знакомых, учителей. Его от ребенка отличает меньшая эмоциональность. Внутренний взрослый отвечает за инстинкт самосохранения, принципы и правила.

Существует две разновидности этого эго-состояния:

  • «Заботливый родитель» — не что иное, как наша здоровая самооценка и любовь к себе. Он делает все возможное, чтобы нам было удобно, комфортно и безопасно. Он ответственен за то, чтобы мы вовремя ложились спать, правильно питались. Он постоянно пытается угодить внутреннему ребенку, помогает ему учиться и творить, поощряет и утешает. Этот родитель наблюдает за тем, чтобы мы берегли безопасность, но делает это тактично и часто идет на уступки.
  • «Контролирующий родитель» — эго-состояние отвечает за здоровую критику. Он строг, категоричен, олицетворяет самоконтроль, наказание себя за что-либо. Если в человеке доминирует это состояние, то скрытый в глубине ребенок становится одиноким и тревожным, рассерженным, зависимым и скованным.
книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 11.12
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Эго-состояние «взрослый»

Эрик Берн назвал эго-состояние «взрослый» самой важной частью личности! Без этой роли внутренний ребенок, родитель и другие персонажи могут серьезно навредить. Роль внутреннего взрослого человек познает с нуля сам, но она не появляется внезапно. Ее создание начинается с 10–12 лет и продолжается до 18–20. Многие люди старше 20 лет не имеют этой роли или она формируется у них частично. Но это не критично, так как ее можно освоить в любом возрасте.

Эго-состояние «взрослый»

Данное эго-состояние не имеет подтипов. Если вы думаете, что у вас более двух внутренних взрослых, вероятно, это дети, родители или интроекты.

Внутренний взрослый — по-настоящему зрелый, совершеннолетний человек. Он мало эмоционален, справедлив и не имеет любимчиков. У взрослого человека в поведении доминирует логика. Его главная задача — контролировать все эго-состояния и гармонизировать их.

В каком эго-состоянии лучше находиться

Как вы уже, вероятнее всего, поняли, этот вопрос не имеет правильного ответа. Каждая из описанных позиций очень важна и имеет функцию:

  • Ребенок позволяет нам быть жизнерадостными и эмоциональными, креативными.
  • Родитель делает участливыми и сострадательными к себе и другим.
  • Взрослый учит без проблем маневрировать в сложном мире, активно действовать и отвечать за поступки.

Идеально, когда эго-состояния человека находятся в гармонии друг с другом и их можно проявлять в зависимости от обстоятельств.

К примеру, роли могут комбинироваться следующим образом: Внутренний ребенок увлекается какой-либо идеей, представляет, мечтает. Взрослый оценивает перспективы, планирует действия и думает, как реализовать задуманное. Родитель следит за процессом и его итогом, напоминает о необходимости действий. Он может высказывать критику и похвалу, если того требует ситуация.

Нередко у человека оказывается главенствующим одно из этих эго-состояний. В основном самым важным оказывается «ребенок» или «родитель». Человек может стать инфантильным, принять позицию жертвы, хотеть внимания и опеки. Противоположная ситуация — доминанта родительского поведения: контролирующего, излишне требовательного и придирчивого.

Внешние особенности эго-состояний

Весьма полезным будет уметь различать эго-состояния и при конфликтах переключаться с одной модели поведения на другую.

Внешние особенности эго-состояний

В таблице, составленной на основании исследований Эрика Берна, описаны основные примеры поведения в каждом эго-состоянии и физические проявления. Эта таблица поможет вам легко провести анализ и понять, в каком находитесь вы, а также как нужно действовать.

Позиция Язык тела Речь Типичные выражения Поведение
Руководитель-критик Руки обычно скрещены, ноги расставлены максимально широко. Другой вариант — корпус слегка откинут назад, рот сжат, лоб напряжен, руки движутся указующе, выражение лица отстраненное Резкая, тихая или громкая, твердая, с приказным тоном, сарказмом, надменностью «Это нужно сделать срочно!», «Так нельзя делать», «Я знаю лучше!», «Это ни на что не годится!» Оценивает, указывает, ищет виновных, обвиняет, наказывает
Руководитель-опекун Руки открыты, корпус обращен к партнеру, движения: поглаживание или хлопок по плечу. Выражение лица заботливое Позитивная, теплая и сочувствующая, утешающая «Без ошибок не бывает побед», «Это совсем не сложно!», «Вы — умница!», «Я вам помогу!» Успокаивает, помогает советом, сочувствует, проявляет заботу, защищает
Взрослый Корпус прямой, корпус немного наклонен к партнеру, жесты соответствуют мыслям, лицо меняется, но все так же заинтересовано, взгляд открыт Спокойная, уверенная Высказывания предполагают возможную дискуссию: «Вероятно…», «По сравнению с…», «Я считаю…». Вопросы, к примеру, «Как?», «Почему?» и «Когда?» Заинтересованное, с вниманием и желанием найти ответ
Ребенок-бунтарь Поза напряженная, пугающая, голова наклонена вниз, лицо равнодушное или угрюмое Раздраженная, высокий тон, упрямая «Я не хочу!», «Не буду!», «Почему именно я?», «А почему вы этого еще не сделали?!» Агрессия и протест
Ребенок забитый Положение слуги, опущенные плечи, голова. Может кусать губы. Лицо растерянное, тактичное, оглядывающееся Скромная, нудная, покорная «Мне бы хотелось…», «Я попытаюсь…», «Что мне делать?», «Я, скорее всего, не смогу…» Раболепное, обиженное, подавленное, жаждущее поддержки
Ребенок свободный Свободные позы, активная жестикуляция, радостное выражение лица, глаза блестят. Возможны слезы и любопытство Яркая, громкая, эмоциональная «Я попробую!», «Круто!», «Ужасно!» Непринужденное, игривое, раскрепощенное, эгоистичное, естественное

Каждый человек начинает общение с другими, находясь в эго-состоянии. Происходящее при этом названо Э. Берном трансакциями. Каждая из них состоит из стимула и реакции между двумя эго-состояниями. Как правило, реакция равноценна стимулу. Проще говоря, как аукнется, так и откликнется.

Проявление эго-состояний в общении

Эрик Берн назвал транзакцией эго-состояний непродолжительную беседу из нескольких фраз (стимула и реакции).

Проявление эго-состояний в общении

Примеры:

— Как ты? (стимул).

— Я в порядке, а как ты сегодня? (реакция).

В процессе транзакции наше эго-состояние контактирует с эго-состоянием другого. Контакт может быть гармоничным и лишенным гармонии. По мнению Берна, существует 3 типа транзакций:

Дополняющие (параллельные)

Это диалоги людей, находящихся в дополняющих друг друга эго-состояниях. В основном это пара взрослых, родителей, тандем родителей/детей. Взаимодействие чаще стабильно бесконфликтно.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Для примера:

— Не подскажете, который сейчас час?

— Без пяти три.

(Взрослый — Взрослый).

— Мне очень плохо, учителя и одноклассники меня не принимают, хотя я стараюсь идти им навстречу. Это несправедливо и печально…

— Я все знаю и думаю, что все будет хорошо. Давай я обниму тебя!

(Родитель — Ребенок).

— Я думаю, дети не должны хамить учителям, в наше время такого не было.

— Полностью с тобой согласен! В СССР все друг друга уважали…

— Классный фильм, мне очень понравился! А тебе?

— Мне тоже, обалденное кино!

(Ребенок — Ребенок)

Пересекающиеся

Это диалог, в ходе которого человек реагирует на вопрос не из того эго-состояния, на которое направлен стимул. Такой разговор в буквальном смысле рушится от диссонанса стимула и реакции. Как считает Берн, именно из-за этого зачастую происходят конфликты между людьми.

Пересекающиеся

Примеры:

— Можешь подать мне хлеб?

— А ты не можешь не донимать меня просьбами и хоть что-то сделать сам?

(Вопрос задан взрослому от взрослого, но при ответе доминирующую позицию занял внутренний родитель).

— Отчет уже готов?

— Еще нет… Почему вы все постоянно меня задеваете? Чем я хуже других?

(Вопрос взрослый задал взрослому, но внезапно «включился» ребенок).

Скрытые

Этот тип транзакций считается наиболее сложным, так как представляет из себя психологические игры. Человек может говорить одно, но слова обретают множество скрытых значений. Бывает, что он обращается к одному эго-состоянию собеседника, но ждет ответа от другого. Часто во время такого диалога используют слова, мимику, жесты и позы, абсолютно не связанные друг с другом.

Для примера подойдет флирт мужчины и женщины:

— Между прочим, сегодня в театре ставят прекрасный спектакль. Такое хорошее настроение, а сходить не с кем, — лукавит девушка.

— Какое приятное совпадение, я как раз достал на него билеты, но друг отказался идти, — говорит молодой человек. — Почему бы нам не сходить на эту постановку вместе?

(На первый взгляд во флирте реакция адресована взрослым к взрослому, но на деле игру начали два ребенка, желающие взаимных заигрываний).

— Эти туфли — лучшие из нашего ассортимента, но, боюсь, они слишком дорогие и не впишутся в ваш бюджет, — говорит продавец-консультант.

—Почему же, я достаточно зарабатываю, чтобы позволить себе эту пару туфель.

(Вроде бы, продавец обратился к покупателю как взрослый к взрослому, но на деле фраза адресовалась ребенку-клиенту, который поверит в это и купит пару обуви из принципа).

Установки эго-состояний в деловой сфере

Психологическому взрослению помогает правильная установка. Программы могут быть следующими:

  • У меня все плохо — у тебя все хорошо (Роль просителя, позиция — ребенок.)
  • У меня все замечательно — у тебя большие проблемы. (Роль — начальник, позиция — родитель.)
  • Мои дела идут плохо — у тебя тоже есть проблемы. (Роль — неудачник, позиция — ребенок.)
  • У меня все хорошо — у тебя все отлично. Проблемы можно решить. (Роль — деловой человек, позиция — взрослый.)

Если бы работники всегда принимали позицию взрослого, внутри коллектива не возникало бы конфликтных ситуаций. Часто ссоры коллег возникают из-за того, что кто-то играет в психологическую игру, состоящую из нескольких скрытых транзакций. Пример такой игры «А что я сейчас сказал?»:

Директор фирмы обсуждает с подчиненным какую-то идею. Сотрудник его не одобряет. Начальник отстаивает правоту. Специалист заявляет: «Хорошо, мы поступим так, как хотите вы». Подчиненный действует согласно воле директора. Далее становится ясно, что предложение начальника ошибочно. Итог — зря потрачены деньги и время. Начальник вызывает профессионала, который говорит следующее: «Я сделал так, как вы велели, но инициатива провалилась. Я вас предупреждал…» (позиция — ребенок).

Чтобы такого финала не случилось, руководителям нужно избавиться от позиции безгрешного родителя, слушать и слышать сотрудников, а те должны перестать находиться в роли ребенка, письменно высказать мнение, показав работодателю все плюсы и минусы его задумки. Это стимулирует его позицию взрослого, провоцируя полемику, а не навязывание точки зрения.

Помимо этой, в психологии есть еще очень много игр, направленных на навязывание собеседнику позиции родителя или же ребенка. Суть каждой из них — извлечение любой выгоды из взаимодействия с другими. Игры называются «Ребенок на работе», «Меня делят на части», «Казанская сирота», «Обезьяна на шее» и так далее. Чтобы не втянули в такую, вовремя поймите, какую модель поведения навязывают и, если она вам не по душе, заставить партнера принять роль взрослого, что реально только при прекращении опеки, командования или подчинения.

Установки эго-состояний в деловой сфере

Выводы из описанного следующие:

  • Деловые контакты лучше всего строить с позиции взрослого. Имея ее, можно легко строить диалог в бизнес-формате.
  • Прекращение транзакции и даже конфликт бывают тогда, когда от партнера нет реакции на стимул, исходящий из позиции взрослого, но есть отклик на общение в другой роли.
  • Конструктивный диалог возможен, когда стимул, направленный в позицию родителя и ребенка, будет оставлен без отклика. Надо учиться отвечать с позиции взрослого, приглашая к этому же и партнера.

Часто задаваемые вопросы об эго-состояниях

Эта модель поведения заключается в построении партнерских отношений, умении брать на себя ответственность и руководить происходящим. Позиция не имеет оценок, вы просто высказываете точку зрения, уважая мнение других, вашего собеседника, партнера и родственника.

Часто его позицию путают с ролью взрослого, зрелого человека. При этом родитель — зеркальное отражение поведения старших родных и окружающих, их манера поведения, которую человек копирует интуитивно. Он является эталоном ответственности и бережного отношения к детям.

Чем интроекты отличаются от эго-состояний?

Интроекцией называется вид психологической защиты. Этот термин популярен в психотерапии, а именно гештальттерапии и психоанализе. Интроекция происходит тогда, когда человек включает в картину мира чужие принципы и фантазирует сознательно. Подобные включения называются интроектами. Они бывают как злыми, так и добрыми.

Чем эго-состояния отличаются от дисфункциональных?

Дисфункции — вариант внутренних психологических позиций. К примеру, этими ролями могут быть «алкоголик Валера», «наркоман Гена», «тот, кто привык наносить себе увечья», «ведьма переедания», «Халк» и прочие вредные состояния личности. Если в вас найдена такая, взрослый, находящийся в вашем внутреннем мире, должен обратить на нее внимание. Сначала эти персонажи маскируют внутренних детей с их подавленными желаниями. Однако если дисфункция затянулась надолго, то они могут стать независимыми.

Чем эго-состояния отличаются от профессионалов?

Настоящими профессионалами мы становимся, когда долго работаем по какой-то специальности. Они смотрят на мир через призму работы и имеют ряд специфических умений. К примеру, программист будет во всем видеть техническую составляющую, другие для него — пользователи. Доктор видит людей вокруг с точки зрения их болезней и возможности лечения. Домохозяйка где угодно узнает пыль и беспорядок, а на людей смотрит как на тех, кому нужны помощь и забота. Важно, чтобы внутренний взрослый всегда брал верх над профессионалами. Зрелым является тот, кто считает главной позицию «Я — взрослый». Если, став старше, человек использует в общении эго-состояния «ребенок» и «родитель», и они доминируют, восприятие мира и поведение его становятся неадекватными. Тому, кто хочет быть взрослым, следует найти баланс прочих состояний и осознанно сфокусировать внимание на этой цели. Если человеку не удастся достичь желаемого состояния, это может быть чревато появлением проблем в семье из-за инфантильности. Будьте счастливыми, гармоничными, полноценными людьми и при любых отклонениях обращайтесь к психологу.

Вам также может понравиться
Личность коуча в сессии: как проявляться, чтобы поддержать клиента

Личность коуча в сессии: как проявляться, чтобы поддержать клиента

Командные роли по Белбину: описание и формирование рабочей команды
06.12.2024

Командные роли по Белбину: описание и формирование рабочей команды

Закон Паркинсона: понимание и применение в повседневной жизни
06.12.2024

Закон Паркинсона: понимание и применение в повседневной жизни

Виды буллинга: от физического до эмоционального

Виды буллинга: от физического до эмоционального

Эффект Розенталя: как ожидания влияют на наше поведение
06.12.2024

Эффект Розенталя: как ожидания влияют на наше поведение

Что такое эйджизм: дискриминация по возрасту и ее особенности
06.12.2024

Что такое эйджизм: дискриминация по возрасту и ее особенности

Как сохранять спокойствие в любой ситуации

Как сохранять спокойствие в любой ситуации

Развитие эмоциональной памяти и ее влияние на нашу жизнь

Развитие эмоциональной памяти и ее влияние на нашу жизнь

Теория мотивации Герцберга: факторы и советы по применению

Теория мотивации Герцберга: факторы и советы по применению

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Подходит ли
вам профессия
коуча