Функциональная личность: кто это, какие признаки

23.05.2024
459
Время чтения: 7 минут
Обновлено: 23.05.2024
Сохранить статью:
Функциональная личность: кто это, какие признаки

Функциональная личность — это человек нового времени, компетентный в использовании технологий и способный к непрерывному самообразованию. Это профессионалы, которые не только выполняют работу, но и постоянно развиваются вместе с изменяющимся миром.

Определение личности и ее функциональная структура

Личность человека неотделима от его психики, являющейся очень сложной открытой системой с иерархической структурой и обратной связью. В целом функция психики заключается в процессе познания объективной реальности посредством субъективного восприятия, чувств, ощущений, мышления, воли и других механизмов с целью ориентации и взаимодействия с окружающей средой, а также выживания и адаптации к условиям существования.

Она необходима человеку, чтобы точно отразить, понять, объединить полученную информацию о среде обитания, сопоставить ее с потребностями, а далее выработать нужный алгоритм поведения.

Основой психической деятельности является мозг, находящийся в неразрывной связи и единстве с организмом. Помимо функциональных блоков и подсистем (память, мышление, чувственное и абстрактное познание и др.) существует также подсистема субъективности, позволяющая человеку осознавать и чувствовать себя, относиться к себе и управлять собой, что представляет его самость, его «я».

Функция человеческой самости проявляется не сразу после рождения человека, а формируется по мере роста и взросления. Малыши говорят о себе в третьем лице, а его «я» появляется позже.

Определение личности и ее функциональная структура

Зигмунд Фрейд назвал это аутоидентификацией, то есть определением или нахождением самого себя. Так и происходит в действительности, и ребенок находит себя. Это говорит о том, что у него созрела функция субъективности (от латинского subjectum): я существую как индивид, живое существо, носитель желаний, знаний и т. д. И в таком понимании самость на всю жизнь становится точкой отсчета для личности и остается ее центром.

Необходимо отметить, что личность становится определившейся самостью только после того, как она формируется посредством надлежащего развития, прохождения социализации и культурализации.

5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
Медитация "Мечта" от Юрия Мурадяна
За 9 минут поймете, какая у вас мечта и как её достичь
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Определившаяся самость — это не только то, что делает человека непохожим на других с точки зрения его физических характеристик и отождествляющихся с ним черт, но также его умение чувствовать себя и осознавать, его убеждения, ценности, интересы и т. п. Это приходит к нему не сразу, а процессе многолетнего развития, который может длиться на протяжении всей его жизни.

Развитие самости представляет собой саморазвитие человека, позволяющее сформироваться и видоизменить ощущение собственной идентичности через самоосознавание и самовосприятие, самооценку и самовыражение, самосовершенствование и самоактуализацию и т. п. Процесс этот запускается с началом воспитания и продолжается через учебу и труд, содействуя формированию самостоятельности и способствуя жизненной зрелости.

Социализация самости состоит в том, что личность усваивает определенный персональный опыт, касающийся стиля и манер взаимодействия, внешнего рисунка поведения, и преобразовывает его на индивидуальные установки, позиции и способы реагирования при взаимоотношениях с другими. При этом на основе биологического своеобразия (то есть темперамента, интеллекта, интересов, потребностей и способностей) происходит формирование характера человека, тех его черт, которые прививаются воспитанием.

Не последнюю роль в социализации самости играет саморазвитие — через самовоспитание, шлифовку собственного характера и совершаемые в тех или иных ситуациях поступки.

Культурализация самости выступает в качестве внутреннего стержня самосознания. Она заключается в приобретении и развитии у человека нравственности как способности переживать угрызения совести, чувства стыда, вины и справедливости, проявлять милосердие и гуманность, а также понимания и принятия таких общечеловеческих категорий, как ценность жизни, здоровья и семьи, любовь к родине, защита свободы и справедливости и т. д.

Она включает и формирование убеждений и идеологии, и восприятие культуры и субкультур, а также законов и принятых в обществе норм и правил. Немаловажным является приобретение индивидом определенных жизненных установок и построение отношений.

На протяжении всей жизни индивида у него определенным образом видоизменяются ценности, взгляды и принципы, так же как и его ощущение собственной идентичности через самопонимание, самоактуализацию и пр. Но одновременно существует и определенный рубеж, с достижением которого формирование личности и ее зрелости большей частью заканчивается. Таким образом, развитие, социализация и культурализация происходят постоянно и, подойдя к данному периоду, достигают какого-либо показателя «жизненной достаточности».

Это обычно соответствует совершеннолетию. В психологии это возраст психосексуальной зрелости: 20–22 года для женщин, 23–25 лет для мужчин. Несомненно, главными признаками сформировавшейся личности являются ее самостоятельность и самодостаточность, желание и умение брать на себя ответственность в комбинации со способностью к адаптации, наличие достаточных ресурсов в плане знаний, умений, навыков и др.

Определение личности и ее функциональная структура

Для оценки степени личностной зрелости принимаются во внимание взгляды и убеждения человека, его позиция и коммуникативные навыки, поступки и умение взаимодействовать, уровень развития интеллекта и образованность, условия и образ жизни, воспитание, способности и природные склонности, иерархия ценностных категорий и др.

Из-за того, что биологический возраст индивида может значительно отличаться от психологического, при необходимости (в некоторых юридических ситуациях) определяется психологический возраст субъекта. Это осуществляет специально назначенная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Она оценивает склад психики индивида, особенности его мышления, эмоциональный фон, а также и собственно личность.

Личность представляет собой сложный комплекс высших свойств психики, который зарождается и развивается исключительно в социуме. Из-за наличия всесторонних связей и с психическими, и с остальными системами организма, а также с процессами их жизнедеятельности она неотделима от них. В ее структуру входит как собственно личность, так и те качества и свойства, которые связаны с ее основами и ресурсами, характеризующими ее особенности. Поэтому любой человек считается био-психо-социальным существом.

Признаки функциональной личности

Функциональная личность — это состояние взрослого человека, который способен быстро и адекватно адаптироваться к требованиям и вызовам социальной среды.

Функциональность указывает на зрелость личности, то есть на то, что индивид способен правильно выявлять потребности, осуществлять намерения и желания, решать проблемы, устанавливать дружеские отношения с людьми, умеет контролировать эмоции и адекватно реагировать на стрессовые ситуации. И безусловно, понимает, что ему нужно делать, чтобы поставить себе определенные цели и наполнить смыслом жизнь.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 21.09
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Признаки функциональной личности:

  • умение ясно и четко выражать мысли, желания и намерения;
  • способность принимать чувства и мысли, прислушиваясь к вашему «я»;
  • навык воспринимать и оценивать то, что происходит за пределами вашего «я», отделять это от личных проявлений и от того, что происходит в окружающем мире;
  • умение вести себя по отношению к другим людям как к отдельным от личности и единственным существам (это применимо по отношению к родителям, детям и обществу);
  • принимает наличие непохожести как шанс получения новой информации и возможности для исследований, а не воспринимает это как угрозу или причину непонимания и разногласий;
  • объективно воспринимает других людей и ситуации, то есть принимает их такими, какими они являются, а не какими данная личность хотела (ожидала) бы их увидеть;
  • принимает на себя ответственность за чувства, мысли, восприятие, при этом не отрицает собственных проявлений и не приписывает их другим людям;
  • владеет навыками ведения открытого общения, передачи и восприятия информации, выявления несоответствия точек зрения самой личности и окружающих.

Таким образом, функциональная личность — это зрелый человек с позицией, направленной на адекватную и активную коммуникацию с миром, принимающий ответственность за поступки или их отсутствие, понимающий и контролирующий эмоции, чувства и мысли. Данный алгоритм взаимодействия с окружающей средой становится возможным только после того, как индивид сможет в первую очередь разрушить иллюзии относительно самого себя, во вторую — по поводу окружающей его действительности.

Структурно-функциональные компоненты личности

Как в норме, так и при изучении личностных патологий следует выделять определенные структурно-функциональные составляющие:

  • Биологические основы личности определяются теми чертами и качествами, с которыми человек родился. Это совокупность механизмов и систем мозга, охватывающих внутреннее строение организма вместе с половыми и возрастными различиями, особенностями и определяющих присущие ей индивидуальные природные черты, такие как типы восприятия (связанное с отражением действительности на органы чувств) и темперамента (зависящие от строения нервной системы), а также виды мыслительной деятельности (обусловленной развитием межполушарных соотношений в головном мозге).
  • Ресурсы личности, определяющие ее потенциал и силу, формирующиеся на основе врожденных задатков и склонностей, развитие которых зависит уже от особенностей воспитания человека и его работы над собой в процессе получения образования и знаний, умений и навыков, а также личностного роста: мышление и память, словарный запас и речь, интеллект и понятийный аппарат, способности и опыт и др.
  • Характер личности определяется как совокупность различных ее качеств и свойств. Он отражается в стиле поведения, деятельности, направленной на достижение конкретных целей и задач, а также в индивидуальных проявлениях во взаимодействии с окружением через манеру реагирования, самоутверждения и выбор приемов адаптации. Он формируется в результате воспитания, в процессе учебы и труда человека, посредством приобретения умения ставить цели и добиваться результата.

Такая черта характера человека, как воля, является очень важным ресурсом личности и проявлением ее самости, что указывает на условность любого разделения единого целого на составляющие.

Структурно-функциональные компоненты личности

  • Собственно личность определяется как индивид, ставший персоной, то есть имеющий уже развившуюся, социализированную и культурализованную самость.

С человеком отождествляются как отдельные особенности его темперамента («огонь», «лед»), интеллекта («умник»), воли («кремень»), так и его характеристики в целом, когда о нем говорят как о личности, персоне, идентифицируя как носителя определенного сочетания высших человеческих ценностей и значимых свойств.

Дисфункциональная личность

У такой личности не сформированы навыки адекватного общения, она не имеет средств для точного самовосприятия и самовыражения, а также не умеет верно трактовать поступающую извне информацию.

Такая личность характеризуется трудностями в межличностных отношениях и нарушением адаптации к социальной среде и функционированию в ней. Предпринимаемые ею действия основаны на ложных предположениях, а попытки приспособления к окружающей среде беспорядочны и неадекватны.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

У дисфункциональной личности интерпретация происходящего несопоставима с реальной сложившейся ситуацией. Любое сиюминутное положение дел рассматривается ею лишь через призму прошлого опыта, а сопоставление собственного восприятия того или иного явления с точкой зрения партнера по общению довольно затруднено.

Самыми распространенными признаками дисфункциональной личности являются:

  • сложности в отношениях, в частности возникновение проблем в установлении дружеских связей, присутствие насилия или агрессии и, как следствие, подверженность социальной изоляции;
  • возникновение чувства неполноценности из-за низкой самооценки и боязнь критики;
  • отсутствие желания или способности принимать ответственность за поступки;
  • наличие импульсивности в принятии решений и необдуманности в поступках;
  • нарушение эмоционального баланса, присутствие сильных перепадов настроения;
  • неразвитость навыков обучения и адаптации в социуме;
  • несоответствие морально-этическим нормам и в результате искаженное поведение, приводящее к частым конфликтам с окружающими.

Дисфункциональная личность на самом деле является состоянием незрелого человека-ребенка. Проявляется она как эгоцентризм («правда одна — моя»), неумение принимать реальность такой, какая она в действительности, и осознать, что не является центром вселенной. А коммуникация и интерпретация сигналов как извне, так и изнутри нарушена.

Часто задаваемые вопросы о функциональной личности

Какую личность можно назвать функционально грамотной?

Функционально грамотной личностью считается та, что использует приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки для решения задач, с которыми приходится сталкиваться в различных сферах деятельности, а также в межличностном общении и отношениях в социальной среде.

Каковы функции личности?

Личность выполняет три функции: когнитивную (сознательную), аффективную (эмоциональную) и моторную (двигательную).

Что представляет собой функциональная личность?

Это взрослый человек, который способен быстро и адекватно коммуницировать с окружающим миром, брать на себя ответственность за действия или их отсутствие, осознает и контролирует чувства, эмоции и мысли.

Вам также может понравиться
Рабочий день коуча и мамы из Ростова-на-Дону

Рабочий день коуча и мамы из Ростова-на-Дону

Денежное мышление: как изменить и прокачать
17.09.2024

Денежное мышление: как изменить и прокачать

Восприятие в психологии: свойства, виды, нарушения

Восприятие в психологии: свойства, виды, нарушения

Понятие валидации в психологии

Понятие валидации в психологии

Аффект в психологии: определение, виды, фазы, исследования

Аффект в психологии: определение, виды, фазы, исследования

Эффективное чтение: как достичь должного уровня восприятия информации
16.09.2024

Эффективное чтение: как достичь должного уровня восприятия информации

Культура общения и ее уровни

Культура общения и ее уровни

Способы развития навыков мышления
14.09.2024

Способы развития навыков мышления

Как активировать пассивный словарный запас

Как активировать пассивный словарный запас

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча