Бессознательное поведение и его влияние на реальную жизнь человека

19.04.2024
154
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 19.04.2024
Сохранить статью:
Бессознательное поведение и его влияние на реальную жизнь человека

Что включает? Бессознательное поведение оказывает глубокое влияние на жизнь. Оно включает в себя привычки, интуицию, рефлексы и мгновенные реакции. Наше бессознательное управляет большей частью ежедневных действий и может играть ключевую роль в принятии решений.

Зачем изучать? Понимание бессознательных процессов поможет лучше разбираться в себе и других. Различные психологические техники, такие как психоанализ или когнитивно-поведенческая терапия, направлены на изучение скрытых возможностей психики и корректировку бессознательного поведения.

Понятие бессознательного

У каждого человека имеется независимая психика, которая носит название «бессознательная». Те процессы, которые в ней происходят, не осознаются человеком. Все, что случилось в жизни человека, хранится здесь.

В бессознательном поведении людей нет никакой магии и эзотерики, это официальное научное определение.

Понятие бессознательного

Бессознательная психика – подобна жесткому диску. Там хранится вся информация, все воспоминания, ощущения, которые, когда-либо переживал человек. Хранение осуществляется в символах, которые представлены картинками, звуками, тактильными ощущениями. К примеру, пятнадцать лет назад вы слушали популярную песню, звуки и текст будет зарегистрированы в вашей бессознательной психике.

5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Как найти своё призвание и начать зарабатывать на нём
5 шагов для поиска своего дела с заработком от 150 000 руб.
pdf
Мышление денежного человека
7 шагов, которые помогут преодолеть денежный потолок
word
Как найти своё дело в жизни
8 действий, которые помогут найти себя
pdf
Трекер состояния для избавления от стресса
Практика для трекинга эмоций и сбалансированный жизни
word
69 каналов для продажи своих услуг
Проверенные источники для заработка на своем призвании
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Данная часть психики обрабатывает информацию в символах. И если у человека нет какого-то опыта, значит, нет о нем записи (картинки, образа). Воспроизвести такое будет невозможно.

Как работает человеческое бессознательное

Пример того, как происходит работа бессознательной части психики. Увидев надпись Βαθέων, большинство людей, живущих в России, ни с чем его не свяжут, а значит, перед мысленным взором не появится никакого образа. Но как только человек узнает, что эти непонятные буквы обозначают на греческом языке «глубокое море», в его голове моментально всплывает подходящая картинка. Так связываются символы с образами.

Бессознательное работает по следующим принципам:

  • Использование только символов.
  • Игнорирование отрицательных формулировок.
  • Выполнение запросов по коротким сценариям.

Через аудиальную, визуальную и кинестетическую системы восприятия бессознательное принимает информацию извне. Таким образом, человек, используя звуки, ощущения, образы и картинки, сознательно воздействует на бессознательное.

Как работает человеческое бессознательное

Каждый опыт переживается человеком с положительными или отрицательными эмоциями. Так формируются образы мышления и поведенческие реакции. Используя различные методики, меняя чувства, можно воздействовать на восприятие полученного опыта, что в итоге ведет к изменению отношения человека к событию. В результате изменяется поведение в целом.

Человек может сознательно воздействовать на бессознательное поведение. Но реализация таких процессов должна происходить экологично и безопасно. К быстрым и качественным изменениям жизни человека приводит прямое воздействие на его неосознаваемую часть психики.

Виды бессознательного

Рассмотрим существующие виды бессознательного.

Естественный вид

Здесь хранятся ассоциации и реакции, полученные в младенческом возрасте или врожденные. Такие процессы осуществляются неосознанно, не контролируются. Они имеют способность оказывать влияние на поведение индивидуума.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 5.05
Дарим бесплатный доступ
к фрагменту книги
«Делай как коуч»
Узнаете, как улучшить жизнь, отношения и найти призвание с помощью коучинговых практик
книга

Естественное бессознательное участвует в распознавании лиц окружающих людей. Похожих на себя человек воспринимает более благоприятно, так же как и похвалу в свой адрес. Реакция на критику имеет негативный оттенок, этой частью психики не принимаются процессы, связанные с запретами и отрицанием. Такие установки формируются в мозге благодаря естественным неосознаваемым процессам.

Этот вид основной, базовый.

Такая часть психики хранит основную часть ощущений и восприятий человека. Невольно одергивается рука от горячей кастрюли, так как рецепторы не поддаются контролю. Лежа на кровати, человек не осознает этот процесс, так как он бессознательный, но при этом ощущает мягкость или твердость матраса.

Неосознаваемое включает в себя подсознательное. На деятельность человека оказывают значительное влияние объекты внешнего мира, хотя воспринимаются не конкретно на данном уровне.

Бессознательное поведение человека неконтролируемо в том случае, когда сознательное прекращает держать его в рамках. Подобного эффекта достигают, применяя методы гипноза или транса или входя в состояние алкогольного или наркотического опьянения.

Естественный вид

Вид приобретенный

Различают бессознательное, которое основано на приобретенном опыте. Сюда относят результаты деятельности человека в жизни, все его успехи, ошибки, переживания, осознанный и неосознанный жизненный выбор.

В работах психолога Милтона Хайленда Эриксона представлены материалы, обращенные на этот вид бессознательного. Специалист придает ему главное значение.

У этого вида имеются разновидности:

  • автоматическое действие;
  • зафиксированная установка;
  • привычка.

Любое действие, которое становится привычкой, из сознательного переходит в подсознательное поведение человека.

К бессознательному относят так называемые эмоциональные якоря. Наш мозг, испытав сильные положительные или отрицательные эмоции, ставит якорь на пережитое событие. Это проявляется потом неосознанной автоматической реакцией в виде страха или радости при малейшем упоминании такого события.

К бессознательному относят механизмы, отвечающие за творческие процессы. Результат такого процесса представлен:

  • вдохновением;
  • научными открытиями;
  • проявлениями интуиции;
  • созданием художественных образов.

Вид на основе вытеснения

Здесь имеется в виду, что сознание вытеснило некоторую информацию по какой-либо причине, и отправилась эта информация в бессознательную зону. Научное сообщество не имеет единой точки зрения по поводу данного вида и того, к чему оно приводит.

По мнению Зигмунда Фрейда, в Сверх-Я отправляется вытесненное: более сильная инстанция вытесняет детское первоначальное влечение слабого содержания.

Результатом является содержание первых детских воспоминаний в бессознательном, которые не поддаются осознанию, так как не согласованы с другими потребностями.

Теория Фрейда исключала возможность, используя обычные методы, перемещать вытесненное в сознательную часть. Для этого часто применяется гипноз или метод ассоциаций.

Фрейд утверждал, что причиной неврозов и проблем во взрослой жизни является вытесненное в подсознательное.

Вытесняются не только детские установки, но и взрослые, которые были созданы социумом. Это происходит, когда сталкиваются содержание и направление вытесняемого. Сверх-Я отправляет из сознания все нежелательные для него детские влечения. Человек не может их осознать, потому что они являются социально неприемлемыми и противоречат разным установкам и желаниям.

По мнению некоторых психологов, у детей отсутствует данный вид неосознанной психики. Также они считают, что нет его и у взрослых, чья психика положительная и принимающая.

Описание бессознательного не всегда соответствует его природе, так утверждал Фрейд.

Также по его данным, Сверх-Я посредством социума может вытеснять асоциальное влечение. В итоге нежелательное проявляется бессознательным поведением или просто удаляется из сознания.

Вид на основе вытеснения

Общественный вид

В каждой культуре проявлено свое Общественное Бессознательное. Каждый человек, рождаясь, попадает в такую культуру. При помощи подсознания детьми начинает перениматься язык от родителей, также перенимаются ценности культуры, в которой живет индивидуум.

В итоге все повзрослевшие люди обладают принятыми в их обществе нормами и менталитетом, которые навсегда будут храниться в бессознательной части мозга. В результате это определяет, как человек будет воспринимать окружающий мир и какое у него будет мировоззрение.

Концепция «коллективного бессознательного» К. Юнга

Ученик Фрейда Карл Юнг громче всех раскритиковал концепцию своего учителя. Основой для разногласий послужило различное понимание природы бессознательного поведения. Фрейд делал большой акцент на общественном неосознанном, тогда как швейцарский психиатр Юнг смог провести четкую границу между коллективным бессознательным и индивидуальным. Молодой ученый дал каждому виду определенную характеристику:

  • К индивидуальному относятся способы, с помощью которых любой человек отражает личностный опыт. Этот вид базируется на переживаниях, вытесненных сознанием.
  • К коллективному относится расовая и национальная история, а именно историческое прошлое всего человечества.

Концепция «коллективного бессознательного» К. Юнга

В настоящий момент модель данной части психики, созданная Карлом Юнгом, имеет большую популярность, многие психологи до сих пытаются в ней разобраться. Предложенная модель получилась крайне подробной. По мнению автора модели, в бессознательном находятся все присущие человеку качества, и оно не способно подавлять негативное поведение и накапливать плохие эмоции.

Юнг доказал, что так называемое человеческое Я – это неделимое целое, которое включает в себя разум, сознание и подсознание. При нарушении целостности люди начинают испытывать неврозы.

По итогу многолетней работы психиатр пришел к выводу о том, что человеческое сознание имеет истинный источник, проявленный в изучаемой части психики. Любая способность человека когда-то представляла собой часть бессознательного и только потом была реализована в сознательном поведении.

Роль бессознательного в жизни человека

Бессознательное находится под руководством принципов, основанных на получении удовольствия. Эти принципы не имеют отношения к реальности.

Бессознательное проявляется в повседневном поведении человека, к примеру, в оговорках при общении с окружающими. Часто оговорки заключают в себе настоящие мысли и мотивы, которые старательно скрываются. Так происходит в момент столкновения неосознаваемых стремлений с сознательными целями. В результате создается противоречие, в котором замаскированы истинные помыслы.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Примером бессознательного поведения являются случаи, когда в повседневной жизни человек забывает имена других людей. Забываются имена, когда индивидуум не считает важным такие данные. Чтобы извлечь из памяти эту информацию, мозгу потребуется большое количество времени. Осуществляется такой процесс против воли хозяина.

У любого человека имеются доведенные до автоматизма движения, которые не запланированы. Сначала такие действия осознанны, но после того как закрепятся в подсознательной части, представляют собой бессознательное поведение. Сюда относят следующие действия:

  • умение читать;
  • навык письма;
  • умение говорить;
  • навык хождения.

Роль бессознательного в жизни человека

После автоматизации вышеупомянутых действий мозгу не требуется работа сознания, чтобы их выполнять.

Бессознательное представлено еще одной формой – снами. Там отражаются истинные желания, страхи, чувства и мысли. Понять их возможно не всегда, так как иногда они маскируются какими-то символами или образами.

У любого человека имеются границы моральных установок, через которые он не переступает практически никогда. Если истинная цель неприемлема для поведения, она заблокируется сознательной частью. Условный «фильтр» пропускает через себя мысли и мотивы, меняя их содержание. Поэтому не осознаваемые желания не могут проявиться в настоящем облике. Для разгадки сновидений сопоставляют эмоции, испытанные во сне, и реальность, в которой находится человек.

Сознательное и бессознательное

Под сознанием понимают субъективный слой переживаний. В нем, помимо объектов внешнего мира, проявляется личная деятельность психики.

Это своего рода «экран», на котором выводится то, что содержится в психике. Сознание отражает и направляет, концентрируясь на разных объектах. Оно всегда в настоящем моменте, своевременно, актуально происходящему. И соотносится с теми переживаниями, которые происходят в жизни человека.

Образ Я строится на феномене самосознания и является стабильным довольно продолжительное количество времени. Основан процесс на том, что каждый человек способен осознавать себя самого, соотносить текущее состояние сознания с прошлым и создавать проекцию в будущем.

Сознательное и бессознательное

У каждого субъекта Я подкреплено самосознанием. Эта часть проявляется через управляемый волевой акт, который был спланирован в процессе деятельности мышления. Полученные результаты проходят через критический анализ.

В то же время к деятельности, производимой автоматически, то есть бессознательно, относится большая часть проявлений Я и реального личностного поведения. Любое содержание, не отображающееся в сознании в момент совершения действий, относится к бессознательной части психики. В связи с этим содержание этой части очень разнообразно и характеризуется большой разнородностью.

Низшие и автоматизированные процессы психики объединяются бессознательным. К низшим относятся эволюционно протекающие процессы, в формировании которых сознание не принимало участия, например, инстинкты и рефлексы. Автоматизированные процессы когда-то совершались сознательно, но со временем перешли в бессознательную часть психики и проявляются в неосознанном поведении. Такие процессы задают критерии оценивания явлений из внешнего и внутреннего мира человека.

Выделяется три класса процессов бессознательного, которые оказывают влияние на поведение людей:

  • процессы над сознанием;
  • сознательные действия с бессознательными механизмами;
  • сознательные действия с бессознательными побудителями.

Бессознательные механизмы сознательных действий

Бессознательные механизмы — совокупность неосознанной активности, которая выражается в сознательном поведении человека.

Рассматриваемая группа включает в себя следующие классы:

  • бессознательный автоматизм;
  • бессознательная установка;
  • неосознанное сопутствие сознательных действий.

К бессознательным автоматизмам относятся такие действия, в процессе которых не участвует контроль сознания над поведением. Этот класс включает первичные автоматизмы и приобретенные.

Первичные представлены в первую очередь рефлексами, которые приобретаются в первые месяцы жизни. Сюда относятся процессы сосания, хождения. Они сохраняются на протяжении всей жизни.

К приобретенным автоматизмам, соответственно, относятся навыки, которые были получены в течение жизни в результате обучения и повторения каких-либо действий. В этот класс относят

  • ручные навыки, такие как писание, умение резать продукты;
  • интеллектуальные – чтение, счет;
  • сложные – управление транспортом.

Навыки имеют отличительную черту – они легко развертываются или извлекаются, то есть легко переходят под контроль сознания и включаются в осуществление действий.

Бессознательные механизмы сознательных действий

Организм реагирует на внешние раздражители, предопределенные бессознательными установками. На готовность и предрасположенность человека воспринимать поступающую информацию в определенном контексте, исходя из ожиданий, влияют установки. Психологи в этот же класс относят когниции, которые усваиваются организмом без критического анализа. Благодаря им может искажаться то, что будет восприниматься как действительность, и они заставляют субъекта настоящему поведению окружающих приписывать какие-то мотивы. На сеансах психотерапии довольно часто работают с бессознательными установками.

Сознательные действия нередко сопровождаются бессознательным поведением, тому яркий пример – невербальные сигналы при общении. Крупные элементы невербалики, такие как мимика и жестикуляция, достаточно часто поддаются сознательному контролю. А тоническое напряжение мышц, покраснение кожных покровов, ритмические характеристики голоса практически полностью лежат в области бессознательного.

При этом, несмотря на возможности по установлению сознательного контроля за невербальными проявлениями, полное осознание его невозможно. Вследствие чего невербальная сторона общения всегда сообщает реципиенту об истинных переживаниях и отношении коммуникатора.

Бессознательные побудители и надсознательные процессы

Бессознательные побудители занимаются активацией сознательной деятельности человека, в то время как механизмы такую деятельность обеспечивают. Инстинкт, потребности, психическое расстройство относятся к побудителям.

В момент появления потребности нарушается равновесие между организмом и окружающей средой. Потребности могут быть биологическими, продиктованными нуждами организма, и социальными, зависящими от условий среды, в которой находится человек. Они используют ориентировочный рефлекс, при этом личности приходится прикладывать сознательные усилия, чтобы удовлетворить потребность. Когда находится объект потребности, она становится мотивом, который имеет цель и путь для удовлетворения.

Человек не обладает инстинктами с точки зрения жестких генетических программ. Это свойственно животным. Человеческий инстинкт представлен генерализованными социальными стереотипами, которые проявляются в поведении личности имеющимися глобальными установками. Поведение, через которое личность побуждается к асоциальной форме проявления, является психическим расстройством.

К феноменам, которые выходят за рамки сознания личности, причисляют надсознательные процессы. В качестве примера можно предложить такое явление, как сознание толпы. Человек, оказавшийся в толпе, теряет большую часть контроля над своим сознательным поведением, и он подчиняется эмоционально заряженным процессам.

Использование возможностей бессознательного разума

Зная о том, какую роль бессознательное поведение играет в жизни каждого человека, психология предлагает научиться способам улучшения благополучия и личностного роста.

  • Практики самоанализа. Сюда относят медитацию, дневниковые записи. Благодаря таким методам неосознанные мысли и эмоции выводятся на сознательный уровень. Человек начинает лучше разбираться в себе, что обеспечивает личностный рост.
  • Психотерапия. Помогают человеку в исследовании своего бессознательного поведения такие способы в психологии, как использование психоанализа и когнитивно-поведенческой терапии. Раскрывают воспоминания, которые были подавлены, и решают старые эмоциональные проблемы.
  • Практики осознанности. Используя данные практики, можно достигнуть повышения уровня осознанности обусловленных бессознательным мыслей и поведения. В таком случае человек находится в настоящем моменте, производя осознанный выбор, а не выдавая неосознанные реакции.
  • Творчество. Помочь раскрыть творческую бессознательную силу позволяют занятия рисованием, музыкой, театральным искусством. Благодаря этому у человечества возникают новые идеи и решения.

Часто задаваемые вопросы о бессознательном поведении

Бессознательное может проявляться в ритуальных действиях?

Привычки, как пример бессознательного поведения, могут различаться. Один человек всегда во время разговора по телефону рисует один и тот же узор на полях блокнота, другой выполняет одни и те же действия, приходя на рабочее место, например ставит определенным образом статуэтку на столе. Этих людей объединяет то, что никто из них не может объяснить логики таких поступков, которые называются «ритуальными» или «смещенным поведением» и возникают в момент столкновения мотиваций. Нужно что-то делать, но не хочется. Сознание не позволяет откладывать на потом какую-то работу. Ярким примером служит поведение студентов во время подготовки к экзаменам. У них появляется дикое желание делать что-то другое: постоянно ходить на кухню за чаем, прибираться и так далее. Данное поведение является реакцией психики, когда нет готовой программы действия или требуется мобилизация мозга.

Как проявлено влияние бессознательной части психики?

Было установлено, что такая часть психики выполняет некоторые функции мозга, например обрабатывает эмоции и чувства. Бессознательная сила проявляется в скорости принятия решений и эффективности действий, а не в подавлении негативных ощущений и поведения. Это относится к эволюционному механизму, быстро адаптирующемуся к ситуации, благодаря которому мозг в состоянии при незначительной трате времени обрабатывать большие объемы информации.

Может ли бессознательное благоприятно влиять на жизнь человека?

Адаптация к взрослому миру у детей и подростков происходит при помощи бессознательного. Оно активно участвует в процессе социализации. Не осознаваемая часть психики задействована в формировании интуиции, влечения, мотивации. Ее можно назвать хранилищем, в котором располагаются автоматические навыки, воспоминания и фантазии. Бессознательная часть психики сильно влияет на поведение человека в повседневной жизни как положительно, так и негативно. Люди имеют возможность упрощать жизнь, быстро преодолевая проблемы при помощи принятия собственного неосознанного. Нужно только принять существование этой сферы психики и погрузиться в собственное я.

Вам также может понравиться
Директивность vs коучинговый подход в управлении командой: один кейс, который наглядно показывает разницу

Директивность vs коучинговый подход в управлении командой: один кейс, который наглядно показывает разницу

Индивидуализация личности: определение, этапы, необходимость

Индивидуализация личности: определение, этапы, необходимость

Доверительные отношения: на чем строятся и как установить

Доверительные отношения: на чем строятся и как установить

Ближнее окружение человека, его формы и виды

Ближнее окружение человека, его формы и виды

Роли в коллективе взрослых, детей и подростков

Роли в коллективе взрослых, детей и подростков

Что такое психологическое давление и как защититься от него

Что такое психологическое давление и как защититься от него

Потребность в самореализации: типы, условия и инструменты для удовлетворения

Потребность в самореализации: типы, условия и инструменты для удовлетворения

Паттерн в психологии: формирование шаблона и его изменение

Паттерн в психологии: формирование шаблона и его изменение

«Падающая стрела»: суть и принцип использования техники

«Падающая стрела»: суть и принцип использования техники

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать подарок