- Что такое самоорганизация
- Этапы самоорганизации
- Необходимые способности для самоорганизации
- Зачем нужна самоорганизация
- Часто задаваемые вопросы о самоорганизации
- Действительно ли для достижения организованности требуется длительное и упорное усилие?
- Какие виды самоорганизации существуют?
- Как в короткие сроки повысить ее уровень?
О чем речь? Самоорганизация — собранность в учебе, работе, личной жизни. Обладающий этим умением человек все успевает, пунктуален, ответственен, с волевым характером, решительный. Самоорганизацию легко развить, если задаться целью.
Что делать? Умение состоит из нескольких навыков — самодисциплины, планирования, самоконтроля, соблюдения режима дня — над которыми и предстоит работать, чтобы научиться организовывать имеющиеся ресурсы.
Что такое самоорганизация
Понятие «самоорганизация» имеет большое количество интерпретаций. Наиболее распространенная из них подразумевает способность человека к планированию и упорядочению своей деятельности, а также рациональному использованию доступных ему ресурсов. Далее будет описана самоорганизация как навык. Однако данное определение хоть и упрощает понимание, но не совсем корректно отражает суть вопроса. Самоорганизация, скорее, представляет собой синтез нескольких умений.
В различных интерпретациях понятие «самоорганизация» нередко тесно связано с такими качествами, как управление временем, организационные способности и самодисциплина. При этом речь идет о развитии личностных качеств, таких как пунктуальность, аккуратность, умение планировать, расставлять приоритеты и организовывать пространство.
Важно отметить, что описанные характеристики применимы к процессу самообразования, но тем не менее не стоит забывать, что самоорганизацию важно рассматривать не как отдельный элемент образа жизни, а как его фундаментальный стиль.
Таким образом, развитие навыка самоорганизации должно быть всесторонним и непрерывным процессом, включающим постоянный мониторинг и адаптацию к изменяющимся условиям как внутренней, так и внешней среды. Специалисты в области педагогики и психологии выделяют следующие функциональные ее компоненты: определение целей, анализ ситуации, самоконтроль, построение плана, волевая регуляция и коррекция, избавление от трудностей.
Данные составляющие можно рассматривать как этапы формирования навыка, который в дальнейшем может быть адаптирован для решения различных задач на протяжении всей жизни.
Этапы самоорганизации
Создание любой системы самоорганизации предполагает обязательное прохождение следующих этапов:
- Определение задач.
Для достижения этого качества необходимо ставить перед собой и реализовывать последовательно небольшие цели. То же самое касается и самоорганизации: именно с этого следует начинать работу в данном направлении. В первую очередь, нужно ответить на два фундаментальных вопроса. Во-первых, над чем следует сосредоточиться в первую очередь? Учитывая, что у каждого человека свой опыт, навыки и личные качества, начальный этап и задачи будут различными. Во-вторых, каким должен быть конечный результат?
- Анализ ситуации.
На данном этапе проводится экзамен, направленный на выявление исходных условий и поставленных перед вами задач. Тщательный анализ необходим для формирования ясного представления об условиях, в которых будут развиваться навыки, о наиболее сложных аспектах, наличии уже сформировавшихся привычек и личных качеств, требующих дальнейшей работы.
- Построение плана.
Следующий этап — разработка детального проекта действий, включающего поэтапное руководство. Для этого необходимо ясное понимание начальных условий, в которых предстоит работать, а также четко определенных целей, к которым необходимо стремиться.
Хотя на теоретическом уровне этот процесс может показаться сложным, на практике большинство людей способны с легкостью определить необходимые действия для получения изменений и выхода из сложившейся ситуации. Важно лишь систематизировать их и преобразовать в план.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
- Волевая регуляция и коррекция.
Непосредственно действия. Реализация намеченных целей напрямую зависит от решительности и силы воли человека. Способность действовать, преодолевая внутренние сопротивления, такие как лень, сомнения или нежелание, является ключевым фактором в развитии самоорганизации.
Часто для решения поставленных задач необходимо выходить за рамки привычного, корректировать образ жизни и устоявшиеся модели поведения. Важно уметь анализировать эффективность своих действий и вносить необходимые изменения, если они не соответствуют намеченным целям или не приносят желаемого результата.
- Самоконтроль.
В поведении — это осознанное управление собственными действиями и последующими результатами. В отличие от ситуативного самоконтроля, зависящего от контекста, самоконтроль поведения является глобальной способностью к долгосрочному изменению поведения в целом. С позиции самоорганизации он проявляется в способности целенаправленно выполнять конкретные действия, регулируя временные рамки, эмоциональное состояние, убеждения, привычки и желания.
- Избавление от трудностей.
В заключение данного раздела предлагается краткий теоретический обзор методов преодоления возникающих препятствий при развитии самоорганизации деятельности. Наставники, специализирующиеся на этой проблеме, выделили этапы работы с учащимися, испытывающими трудности в формировании данного навыка. Эти шаги подразумевают взаимодействие с педагогом, но могут быть полезны лицам, самостоятельно изучающим данную тематику. Поэтому кратко рассмотрим данные этапы:
- Диагностический — выявление и точное описание проблемы, установление ее причин. К ним могут относиться недостаток личных знаний и опыта, влияние внешних факторов или неблагоприятных условий. На этом этапе необходимо сформулировать наиболее острые трудности и определить факторы, которые их порождают.
- Поисковый — изучение возможных решений проблемы. Включает в себя разработку плана по устранению выявленных причин.
- Активный этап — фаза практических действий, реализации плана, составленного на предыдущем шаге.
- Рефлексивный — анализ проведенной работы, выявление сильных и слабых сторон предпринятых действий с последующей их корректировкой для оптимизации достигнутых результатов.
Необходимые способности для самоорганизации
Организованность — воспитание в себе определенного набора качеств и привычек, которые требуют постоянного внимания и совершенствования:
- Самодисциплина.
Она представляет собой способность к целенаправленному действию независимо от эмоционального фона. Иными словами, это — совокупность конкретных шагов, предпринимаемых для достижения поставленной цели, невзирая на личные желания, психоэмоциональное состояние и внешние факторы.
- Решительность.
Рассмотрим отдельно это качество, которое может быть как элементом самодисциплины, так и самостоятельной чертой характера. В контексте самообразования решительность представляет собой способность к немедленному действию без предварительных колебаний и сомнений. По сравнению с самодисциплиной, это более конкретный навык, который подразумевает не сам процесс выполнения задачи, а быстроту его начала, отсутствие неуверенности, длительного раздумья и прочих препятствий.
В коллективной работе можно заметить, что сотрудники по своим утренним действиям условно делятся на две категории: тех, кто сразу приступает к выполнению задач, и тех, кому требуется время на адаптацию (кофе-брейк, обсуждение новостей, просмотр социальных сетей).
Опыт показывает, что представители первой группы, как правило, более организованны. Развитие такой дисциплины в себе является ценным навыком: вставать с первым звонком будильника, приступать к работе без промедления и поиска оправданий, неукоснительно следовать намеченному плану. Хотя на начальном этапе это может показаться сложным, со временем привычка войдет в русло ежедневной практики и станет автоматической.
- Планирование.
Организация и проектирование часто взаимосвязаны и играют ключевую роль в достижении успеха во всех сферах жизни, включая профессиональную деятельность и самообразование. Эффективное планирование предполагает не просто составление схемы и программы обучения, но и глубокую проработку целей, оценку ресурсов и принятие соответствующих решений. В контексте самостоятельных действий это означает интеграцию процесса самообразования в повседневную жизнь, выделение достаточного времени для занятий и согласование их с другими обязательствами.
"Делай как коуч"
- Соблюдение режима дня.
Он играет ключевую роль как в планировании, так и в организации жизни, что само собой разумеется. Отсутствие четкого распорядка дня не позволяет говорить о какой-либо специализированной структуре. Внедрение организованности в повседневную деятельность представляет собой сложную задачу. Однако наличие глобального плана в виде режима дня значительно упрощает соблюдение расписания занятий.
- Обустроенное рабочее место и пространство в целом.
Организация эргономичной площади имеет решающее значение для повышения производительности труда. Аналогично, создание специально оборудованной зоны обучения в домашней обстановке благоприятно сказывается на процессе. Основным принципом обустройства такого уголка должно быть обеспечение максимального комфорта и концентрации внимания, исключая всевозможные отвлекающие факторы.
Даже простой письменный стол с ноутбуком может стать эффективным рабочим местом при условии его грамотной организации. Необходимо удалить все предметы, способные отвлечь от учебной деятельности. Под рукой должны быть все необходимые канцелярские принадлежности: карандаши, ручки, тетради, стикеры.
Кроме того, важно избегать использования такого места для не связанных с обучением целей. Хотя это может показаться несущественным, но разделение пространств для занятий и отдыха способствует более эффективной работе.
В контексте организации пространства для эффективного обучения можно воспользоваться рядом приемов. Так, при изучении иностранного языка, в том числе новых слов, рекомендуется использовать карточки с ними и разместить их по дому таким образом, чтобы постоянно на них наталкиваться и повторять. Кроме того, важно использовать триггеры — определенные объекты или события, которые стимулируют мотивацию к занятиям, поддерживают в тонусе, напоминают о поставленных целях и желаемых результатах.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Зачем нужна самоорганизация
Она неразрывно связана с саморегуляцией, которая представляет собой способность к контролю и управлению собственными мыслями, эмоциями и, как следствие, поведением. Данный процесс играет существенную роль в преодолении стрессовых ситуаций и повышении эффективности деятельности.
- Управление эмоциями — важнейший навык, заключающийся в осознании и эффективном контроле собственных чувств. Целью его является предотвращение негативной реакции на ситуацию, содействие выверенным и адекватным действиям. Данный навык позволяет смягчить чрезмерную эмоциональную реакцию на стрессовые факторы и способствует поддержанию эмоциональной стабильности. С помощью саморегуляции мы способны успешно справляться с негативными чувствами, такими как гнев, страх, тревога.
- Принятие адекватных решений. Саморегуляция способствует этому. Она позволяет воздержаться от порывов, требующих немедленного удовлетворения, в пользу решений, направленных на достижение долгосрочных целей. Таким образом, саморегуляция минимизирует риск импульсивных действий, чреватых негативными последствиями.
- Влияние саморегуляции на здоровье. Она оказывает благотворное влияние на физическое и психическое состояние человека. Она способствует более эффективному преодолению стрессовых ситуаций, повышению концентрации внимания и улучшению памяти, а также снижению уровня тревожности и депрессивных расстройств. Благодаря практике саморегуляции любой человек, в особенности руководитель, может рассчитывать на повышение качества жизни, достижение большей удовлетворенности и ощущения благополучия.
Существует широкий спектр методик, направленных на контроль эмоциональной сферы, управление стрессовыми состояниями и повышение уровня благополучия:
- Дыхательные практики. Способствуют релаксации и стабилизации эмоционального состояния. Одним из доступных методов является глубокое дыхание.
- Медитативные практики. Направлены на «успокоение ума», концентрацию внимания и пребывание в настоящем моменте. Существует множество техник медитации, одной из наиболее простых является сосредоточение на процессе дыхания.
- Визуализация. Представляет собой создание ментальных образов или сценариев. Ее можно применять для достижения поставленных целей, повышения уровня общего самочувствия и преодоления стресса.
- Регулярная физическая активность. Способствуют эффективному предотвращению стресса и улучшению самочувствия. В ходе занятий выделяется эндорфин — гормон, повышающий настроение и уменьшающий негативное влияние переутомления.
Развитие навыков самоорганизации требует времени, усилий и настойчивости. Однако результаты этого процесса оправдывают вложенные усилия. Самоорганизация способствует достижению поставленных целей, повышению производительности, снижению уровня стресса и укреплению веры в себя.
Часто задаваемые вопросы о самоорганизации
Действительно ли для достижения организованности требуется длительное и упорное усилие?
Это не совсем точное утверждение. После прохождения начального этапа и выработки необходимых навыков, поддержание порядка становится значительно проще. Аналогично с уборкой дома: где она давно не проводилась, первоначально процесс потребует значительных затрат энергии, но регулярное поддержание чистоты в дальнейшем существенно облегчит задачу.
Какие виды самоорганизации существуют?
Можно выделить три основных: самообучение, самоменеджмент, самовоспитание. Как в формальных, так и в неформальных организациях социальная самоорганизация является неизбежным, но при грамотном подходе, эффективным процессом.
Как в короткие сроки повысить ее уровень?
Когда человек берет на себя ответственность за что-либо помимо собственных потребностей, его самоорганизация, как правило, растет. Он начинает более эффективно распоряжаться временем, планировать задачи и реалистично оценивать свои возможности. Однако не все стремятся к высоким достижениям. Для тех, кто предпочитает «комфортный минимум», первым шагом к самоорганизации может стать развитие дисциплины. Отсутствие ее часто проявляется в прокрастинации, что приводит к спешке и, как следствие, к снижению качества работы.