- Что такое невербальные средства коммуникации
- Основные невербальные средства коммуникации
- Функции невербальных средств коммуникации
- Классификация невербальных средств коммуникации
- Развитие невербальных средств коммуникации
- Учитесь избавляться от стресса
- Учитесь осознавать собственные эмоции
- Неправильное применение невербальных средств коммуникации
- Часто задаваемые вопросы о невербальных средствах коммуникации
- Можно ли невербальным поведением ввести в заблуждение?
- Что включают в себя понятия вербальных и невербальных средств коммуникации?
- В чем значимость невербальных сигналов?
О чем речь? Невербальные средства коммуникации играют важную роль в передаче информации и выражении эмоций. Они включают в себя язык тела, тон голоса, мимику, жесты, позу и положение в пространстве.
Зачем нужны? Невербальные сигналы составляют около 70-80 % всего общения между людьми и выполняют ряд важных функций: подкрепляют или меняют смысл сказанного, передают информацию об эмоциональном состоянии собеседника и в целом определяют отношения между людьми. Поэтому их нужно уметь распознавать.
Что такое невербальные средства коммуникации
Под невербальными средствами коммуникации понимают любую возможность передачи информации без слов, то есть жестами, мимикой, интонацией, позой, взглядом.
Первые сведения об особенностях невербального общения появились в книге Чарльза Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных», увидевшей свет в 1872 году. Автор обратил внимание, что млекопитающие задействуют язык тела в ходе взаимодействия друг с другом. Однако тогда Дарвин был убежден, что по значимости на первом месте все же вербальные средства коммуникации, а за ними уже следуют невербальные. Современные ученые придерживаются иной точки зрения. Некоторые из них утверждают, что всего 20-30 % информации передается посредством речи, и 70-80 % – невербальным путем.
Невербальные средства общения труднее поддаются осознанному контролю. То есть человек не всегда осознает, какими сигналами тела сопровождается его речь.
Основные невербальные средства коммуникации
- Лицевая мимика как средство невербальной коммуникации. Мимикой передаются самые разнообразные и притом универсальные во всех культурах эмоции. По выражению лица сразу видно, что испытывает человек: радость, грусть, злость, страх, неприязнь и т. д. и т. п.
- Походка, осанка, манера двигаться, держать голову, просто сидеть или стоять. Все эти невербальные средства коммуникации во время общения тоже очень о многом говорят собеседнику.
- Жестикуляция. Свою речь человек обычно сопровождает теми или иными движениями рук, и значения этих движений в разных культурах бывает неодинаково. К примеру, жест «о’кей» в англоязычных странах означает «все хорошо», а в Германии и Бразилии он неприличен. Так что будьте с этим осторожны.
- Взаимодействие посредством зрительного контакта. У большинства людей сильнее других развито именно зрительное восприятие. Взглядом вы можете выразить свое хорошее или плохое расположение к собеседнику, заинтересованность, враждебность и т. д. Для поддержания беседы тоже необходим зрительный контакт, чтобы видеть, как настроен собеседник, как он реагирует.
- Касание. Это тоже способ передачи информации. Ведь по объятиям, рукопожатию или резкому удержанию рук, например, сразу понятно, как к вам относятся.
- Положение в пространстве. Каждый человек ощущает потребность в некоем личном физическом пространстве. Эта потребность может отличаться с учетом разных культур, ситуаций, степени близости с собеседником. Бывает такое, что кто-то раздражает, потому что слишком приблизился, или, наоборот, вам это нравится. Реакция на такие вторжения – тоже невербальное средство коммуникации, ваше сообщение о том, насколько вы расположены к человеку.
- Речевая и голосовая невербальная коммуникация. На голос в ходе общения люди тоже обращают внимание. Тут имеют значение громкость, скорость речи, интонация. Тоном голоса можно выразить свою привязанность, злость, сарказм, уверенность в себе и т. п.
Функции невербальных средств коммуникации
Среди функций, которые выполняют невербальные средства коммуникации, можно выделить следующие:
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
- Дополнение, усиление того или иного текстового сообщения («Передайте соль, пожалуйста» и указать на солонку).
- Замена речевого ответа («Мы идем сегодня в кино, как договаривались?» — вместо «да» следует кивок головой).
- Дополнение информацией сказанных слов (интонацией или жестом можно придать фразе тот или иной усиливающий оттенок).
- Управление формированием речевого взаимодействия (к примеру, можно завершить фразу более тихим голосом, давая понять собеседнику, что настал его черед говорить, а вы будете слушать).
- Демонстрация эмоции (насупленные брови, распахнутые от удивления глаза, искривленные в недовольстве губы, радостная улыбка и т. п.).
- Передача отношения к собеседнику (если он вам приятен, вы улыбаетесь, говорите добродушно, а если нет – смотрите немного вбок, как бы мимо него, и тело тоже чуть отвернуто в сторону).
- Демонстрация личностных качеств (энергично и дружелюбно разговаривают люди, которым нравится много общаться, а те, кто предпочитают одиночество, – говорят тихо, довольно медленно).
Классификация невербальных средств коммуникации
Существуют очень разные виды невербальных средств коммуникации, подразумевающие использование всевозможных знаков для усиления смысла обычных сообщений (или даже применяемые вместо текстовых сообщений):
- Акулексика. Это использование взглядов. Тут имеет значение их продолжительность, частота, интенсивность. Разные варианты взглядов способны вызывать у собеседника, например, симпатию, радость, недоверие или даже чувство опасности.
- Кинесика как невербальное средство коммуникации. Это любые физиологические и социальные способы взаимодействия: взгляды, жесты, позы, мимика.
- Тактильность. Это прикосновения при общении, которые могут быть дружественными, профессиональными, более близкими (любовными) и т. д.
- Хронемика. Это когда в выстраивании коммуникаций имеет значение фактор времени. Например, в США не принято никогда и никуда опаздывать, а в Латинское Америке не прийти вовремя – в порядке вещей.
- Проксемика – дистанция, которую человек предпочитает держать между собой и другими людьми..
- Сенсорное восприятие, когда во взаимодействии участвуют органы чувств (запах оппонента, тепло его тела, подключается вкусовое восприятие).
- Паравербальное восприятие. Общение посредством голоса, то есть, по сути, это невербальное средство устной коммуникации (тут учитывается громкость, ритм речи, тон, тембр голоса).
"Делай как коуч"
В психологии все эти инструменты делят на знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (всего четыре разновидности).
Развитие невербальных средств коммуникации
При общении невербальное восприятие происходит очень быстро, и для понимания происходящего нужна большая концентрация. У вас не получится уловить все тонкости, если параллельно вы смотрите что-то в телефоне, задумались о другом и т. д. Вот несколько рекомендаций для освоения навыков невербального общения.
Учитесь избавляться от стресса
Стрессовое состояние не способствует лучшему пониманию людей. И ваши собственные вербальные сигналы будут неточными, неуместными, непонятными для других. Более того, из-за стресса возможны нездоровые рефлексивные реакции.
Поэтому постарайтесь эмоционально успокоиться, прежде чем вступать с кем-то в общение. Тогда взаимодействие получится более уравновешенным, позитивным и плодотворным.
Как быстро справиться с волнением в стрессовой ситуации? С помощью органов чувств. К примеру, взгляните на своего ребенка, домашнего питомца (или на их фото), вдохните какой-то любимый аромат, включите музыку. Подойдет и мячик-антистресс.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Учитесь осознавать собственные эмоции
Вы сможете лучше разбираться в средствах невербальной социальной коммуникации, если уделите внимание развитию собственной эмоциональной осознанности. Учитесь распознавать свои и чужие эмоции и то, что стоит за теми или иными невербальными сигналами. Это сложно, но полученные навыки в будущем вам очень пригодятся.
Вот что умеет человек, освоивший эмоциональную осознанность:
- Считывать других людей, понимать их эмоциональные посылы, что называется, «без лишних слов».
- Вызывать доверие собеседника, подкрепляя свои слова невербальными знаками.
- Давать ответы, подтверждающие вашу добрую расположенность к человеку и заботу о нем.
- Держать под контролем собственные эмоции, состояния, поступки.
Умение понимать собственные эмоции и справляться со стрессом поможет лучше распознавать других. И вот на что тут важно обращать внимание:
- Замечать несоответствия. То есть содержание сказанного человеком должно подтверждаться невербальными знаками.
- Замечать совокупность невербальных сигналов. Не зацикливайтесь лишь на каком-то одном жесте и взгляде.
- Охватывать вниманием буквально все: жесты, голос, зрительный контакт и т. д.
- Прислушиваться к интуиции. Интуитивные ощущения могут быть большим подспорьем в понимании невербальных проявлений других людей. Если как-то подсознательно чувствуете, будто «что-то не то», тогда, может быть, в ходе общения между вербальными и невербальными коммуникациями действительно имеется какое-то расхождение.
Вот что поможет вам лучше разобраться:
- Наличие зрительного контакта. Старается ли собеседник его наладить и насколько он настойчив.
- Особенности выражения лица. Выражает человек заинтересованность либо, наоборот, безразличие.
- Тон голоса при разговоре. Что чувствуется в голосе: теплота, уверенность, напряженность, отстраненность, участие и т. п.
- Жестикуляция, осанка. В позе заметна расслабленность, скованность. Плечи приподняты вверх либо, наоборот, опущены.
- Касания. Стремится ли человек к физическому контакту, уместно ли это в данном конкретном случае. Насколько комфортно вы себя при этом чувствуете.
- Место и время взаимодействия. Каковы условия для передачи информации. Не получается ли, что невербальные реакции оказываются замедленными либо, напротив, возникают слишком быстро.
- Издаваемые звуки. Они говорят о том, что собеседнику интересно, он удивлен, встревожен, проявляет заботу и т. д. и т. п.
Невербальная коммуникация – это наука, в сфере изучения которой – поведение людей в социуме, выстраивание межличностного взаимодействия. Выявление неречевых средств передачи информации – тоже одна из задач данной науки.
Неправильное применение невербальных средств коммуникации
Неосознанные поведенческие сигналы в поведении способен заметить не только специалист. Куда сложнее контролировать собственную жестикуляцию и мимику. Тут можно посоветовать запомнить разные свои ошибки и стараться их не совершать.
О каких конкретно невербальных характеристиках и средствах коммуникации идет речь:
- Плотно сведенные или сжатые в кулак пальцы рук. Жест указывает на вашу неискренность, пренебрежение или чувство страха. Чтобы показать собеседнику, что вы хорошо к нему настроены, не прячьте руки (например, в карманы), не сжимайте в кулаки.
- Отведенный в сторону взгляд. Это тоже признак неискренности. Если у вас действительно есть причины не доверять собеседнику, тогда отведение глаз еще объяснимо. Но таких проблем возникать не должно, если вы просто разговариваете «ни о чем» за обедом.
- Ссутулившаяся поза, приглушенный голос. Со стороны это смотрится очень непривлекательно, как будто человек сильно устал, совсем не уверен в себе. Всегда следите за осанкой и держите спину прямо.
- Нарушение личного пространства. Зона комфорта у людей может быть очень разной. Одно дело, например, сельские жители, привыкшие к широким просторам, и совсем другое – горожанин, выросший в небольшой квартире с кучей родни. Имейте это в виду, когда на свое усмотрение приближаетесь к человеку: то, что для вас норма, другим может доставлять дискомфорт.
- Любые прикосновения. Это верный признак скрытых переживаний. Суетливый человек, который постоянно трогает свои руки, уши, тело, демонстрирует неуверенность в себе. Приучите себя к спокойному поведению, сидите прямо, не дергайтесь. А если надо поправить волосы – просто подойдите к зеркалу и поправьте.
Психология и наука позволяют освоить возможности невербальных средств коммуникации и использовать их при выстраивании взаимодействия с другими людьми. Хотите извлечь из этого пользу — учитесь понимать, анализировать и применять язык мимики и жестов.
Часто задаваемые вопросы о невербальных средствах коммуникации
Можно ли невербальным поведением ввести в заблуждение?
Есть масса статей и книг, рассказывающих, как это можно сделать. К примеру, какие позы заявят о вашем превосходстве над собеседником, как держать руки, садиться, поворачивать голову, чтобы демонстрировать уверенность в себе и т. п. Все эти советы, может, и верные, но трудновыполнимые на деле, потому что полностью контролировать эмоции тела вам не удастся. Скорее сделают только хуже, потому что из-за чрезмерного напряжения и старания вы будете выглядеть откровенно неестественно.
Что включают в себя понятия вербальных и невербальных средств коммуникации?
Невербальные – это жесты, интонация, мимика. Самые активные вербальные инструменты взаимодействия – это эмотивная лексика и фразеологические обороты. Мотивируют процесс языковой коммуникации ваши эмоции.