О чем речь? Методы фасилитации содействуют эффективной работе отдельного человека и всего коллектива. Это инструмент группового обсуждения, который помогает развивать у сотрудников новые компетенции, улучшать их взаимодействие, а также совместно создавать нестандартные решения на благо компании.
На что обратить внимание? Фасилитация наиболее эффективна при обсуждении сложных задач, поиске выходов из конфликта, разработке новый идей в условиях мозгового штурма. Ее не рекомендуется применять, если нужно быстро найти решение проблемы, обсуждение касается конфиденциальной информации или отсутствуют доверительные отношения между сотрудниками.
Что такое фасилитация
Это комплекс инструментов и практик, которые помогают эффективно организовать обсуждение в группах. Термин переводится как «облегчение процесса». Методы фасилитации помогают выстраивать беседу так, чтобы все были услышанными.
Данная методика берет начало из социальной теории фасилитации, основная идея которой состоит в том, что в присутствии посторонних людей конкретный человек начинает действовать более продуктивно.

На практике это означает обязательное участие независимой личности в работе группы. Его называют фасилитатор. Это так называемый гуру, который следит за процессом обсуждения и предлагает участникам различные задания.
Цель фасилитации – определить релевантный метод, который поможет группе работать эффективно. Участники в процессе дискуссии должны прийти к определенным выводам и сами найти решение поставленной задачи. Только в этом случае метод принесет результат.
Из всего вышеописанного следует, что фасилитация – интересный и увлекательный процесс, в котором каждый участник имеет право высказать мнение и дать совет оппоненту. Это, в итоге, приводит к ожидаемому результату.
Отличия фасилитации от модерации
Методы фасилитации и модерации предназначены для управления групповой дискуссией. Они убирают ограничения и позволяют решить проблемы или получить ответы в сложных ситуациях.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





По словам Наталии Боровиковой, коуча и автора книги «Ведущий к цели. Практический курс для модераторов и фасилитаторов», специалисты разделяют эти понятия, опираясь на разницу в значениях слов:
- to facilitate (от лат. facilis – «легкий, простой») – помогать, способствовать, делать легче;
- to moderate (от лат. moderari – «председательствовать в споре, дебатах») – усмирять, обуздывать, сдерживать.
В свою очередь, автор издания подчеркивает, что оба инструмента используются для эффективной организации работы в группах для достижения определенных целей и результатов. В англо-американской школе прижился термин «фасилитация», в немецких странах – «модерация». Специалистов в этой области принято называть фасилитаторами и модераторами.
Зарождение теории фасилитации
Американский психолог Роберт Зайонц – родоначальник термина «фасилитация». Он ввел его в оборот в 1965 году. Специалист провел эксперимент с тараканами, в ходе которого выяснил, что насекомые проходят простой лабиринт быстрее, работая в паре и под пристальным вниманием других насекомых.
Но сложные препятствия они преодолевали быстрее в одиночестве. Психолог провел подобные исследования и на людях и пришел к выводу, что обстоятельства влияют на качество работы. После этого Роберт Зайонц создал теорию социальной фасилитации.
Эту идею развил американский психолог Карл Роджерс. В 1980-х годах он использовал методы фасилитации в образовании. Специалист представил роль учителя и как обладателя знаний, и как друга. Он вступает с детьми в деловые отношения, проявляя эмпатию, сопереживания и понимание.
Психолог выражал мнение: атмосфера в классе должна быть самой благоприятной и располагающей к обсуждениям. Здесь запрет на критику, властность и оценивание.
Цели фасилитации
Конечно, применять ее можно далеко не всегда. Традиционные классические методы иногда подходят гораздо лучше. Применение фасилитационной сессии будет уместно на встречах следующей направленности:
- Стратегическое планирование. В процессе обсуждения оценивается атмосфера в коллективе в целом и разрабатывается план действий на несколько лет вперед.
- Проведение трансформационных процессов. Изменение рабочей модели на предприятии, ребрендинг, занятия с кадрами требуют основательного подхода.
- Ликвидация кризиса. Мнение каждого участника коллектива в этом обсуждении очень важно. Прорабатываются идеи возможного выхода из кризиса, вопросы поддержания работоспособности компании и так далее.
- Ретроспективы. На подобных встречах обычно подводят итоги за длительный период (год, квартал). Выделяют те методы, которые помогли в процессе работы, и неэффективные.
- Ежедневные задачи. Участники обсуждают конкретные вопросы, стоящие на повестке дня.

Таким образом, специалистов-фасилитаторов приглашают в коллектив, чтобы избавиться от кризиса, разработать эффективную стратегию, придумать новую идею. Также метод эффективен в таких случаях, как:
- обсуждение развития компании и создание новых проектов;
- совещания по стратегическому планированию;
- годовое подведение итогов;
- борьба с кризисом в организации;
- поиск новых продуктов и услуг;
- обсуждение определенного товара;
- поиск корпоративных ценностей, миссии компании;
- изменение названия организации;
- разрешение конфликтов и повышение эффективности взаимодействия в коллективе.
Задачи фасилитатора
Он координирует и направляет в нужное русло процесс обучения, обсуждения, модернизации. В психологии методы фасилитации применяют сами психологи. В образовании – это учитель.
В деловой среде помогает прийти к правильному решению, дает необходимые советы по организации всех процессов коуч и бизнес-тренер. Фасилитатора можно сравнить с судьей, который следит, чтобы все выступающие стороны были услышаны.

Знакомо? Работаешь, вроде всё стабильно, а зарплата как застряла в прошлом году — так и стоит.
Мыслишь: «Может, пора что-то менять? Но куда податься — в блогеры?
В курьеры? В инфоцыгане?»
Потом смотришь на детей, ипотеку и кота, который ест, как будто ему
за это платят…
и думаешь: «Ладно, потом разберусь».
А ведь есть способ зарабатывать больше, даже если вы в найме.
Без увольнений, без стартапов, без вложений.
Можно начать помогать другим людям достигать их целей и получать
за это достойный доход.
Это и есть коучинг. Его может освоить даже новичок — и начать зарабатывать +110 000₽ в месяц, уделяя 3–4 часа в день. Уже более 27 000 человек пошли этим путём и смогли выйти на стабильный доход, даже если раньше ничего не слышали о коучинге.
👉 Курс сейчас бесплатный — успейте записаться, пока есть места.
Узнать больше →
Выбор за вами. Но помните: пока вы думаете — другие уже действуют.
Также специалист помогает определить основные правила беседы. Сюда можно включить время выступления каждого, способ подачи информации, принципы принятия окончательного решения.
Фасилитатор строго координирует межличностные отношения участников беседы: помогает исключить оскорбления и обвинения, предотвращает конфликты, контролирует, чтобы все смогли высказать свою точку зрения.
Специалист помогает прийти к компромиссу и удовлетворяющему всех итогу. Но сам фасилитатор не должен быть заинтересован в результате (давить авторитетом на участников, принуждать их к принятию решения, навязывать свое мнение).
Навыки, необходимые успешному фасилитатору
С помощью методов групповой фасилитации можно прийти к компромиссу в коллективе. Но важную роль при этом играет ведущий мероприятия. Он должен:
- Быть незаинтересованным. Специалист не должен давать советы, навязывать свои мысли или подсказывать решения.
- Внимательно слушать. Фасилитатор должен понимать мнение и позицию каждого участника, поэтому ему важно все точно воспринимать.
- Выстраивать коммуникацию. Здесь пригодятся организаторские способности.
- Задавать уточняющие вопросы. Это поможет выстроить четко структурированный, понятный всем диалог.
- Контролировать дискуссию. В процессе беседы могут происходить отклонения от темы, зарождаться конфликтные ситуации, появляться оскорбления. Специалист должен координировать весь процесс и поправлять собеседников.
- Следить за временем. Обсуждение не может длиться слишком долго, поэтому каждому участнику отведено для высказывания определенное количество минут.
- Оживить дискуссию. Фасилитатор должен направить и помочь собраться участнику, который растерялся, потерял ход мысли или забыл подготовленный текст выступления.
Грамотный и знающий дело специалист поможет участникам сконцентрироваться на самом важном и не терять времени на организационные моменты.
5 методов фасилитации
Специалисты предлагают применять традиционные технологии из других областей и адаптировать их к групповой работе. Примеры таких методов фасилитации:
Визуализация
Все высказанные идеи, концепции, проекты фиксируются в материальной форме. Существует несколько возможностей визуализировать задуманное:
- Ментальная карта. В центре бумаги следует записать тему или вопрос и обвести текст в круг. После беседы с коллективом вокруг главной темы образуются кольца со свежими идеями. Этот метод помогает представить решение в комплексном виде и выбрать одно или несколько наиболее удачных.
- Карты мнений. Техника предполагает нахождение общего решения одной и той же проблем. Каждый участник на бумаге записывает свое мнение и варианты выхода из сложившейся ситуации. Фасилитатор собирает все листы и зачитывает написанное на них. Затем общими усилиями находятся точки соприкосновения в мнениях всех участников и выносится вердикт.
- Эмоциональные карты. Все участники обсуждения получают карточки разного цвета. На каждой карточке человек пишет, какие ситуации на работе связаны с какими эмоциями. Например, на зеленой бумаге будут описаны позитивные случаи, на желтых – неприятные. Ведущий изучает написанное и выносит на общее обсуждение неприятные моменты, которые случаются в коллективе.
Мировое кафе
Люди рассаживаются группами за разные столики. У каждой компании будет своя тема для обсуждения и конкретный список вопросов.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Через определенное время отдельные участники беседы переходят за другой столик и дискутируют там. Этот процесс длится до тех пор, пока каждый человек не побывает во всех группах.
Открытое пространство
Каждый участник записывает на доске интересующий его вопрос по общей теме. У любого вопроса будут сторонники, которые запишут возле него свои имена. Так коллектив и поделится на группы. В процессе обсуждения люди должны найти варианты решения данной проблемы и огласить их всему коллективу.
Поляризация мнений
Сотрудники должны сами предугадать наиболее пессимистичные и позитивные прогнозы по конкретному вопросу. Данный инструмент позволяет освободиться от негативных эмоций и найти наиболее оптимальные решения проблемы.
Мозговой штурм
Фасилитатор имеет в этой игре главную роль. Он должен записывать все идеи, мнения, варианты решения задачи, которые участники высказывают в процессе хаотичного брейн-ринга.
Польза фасилитации
Методы фасилитации ̶ это комплекс техник и инструментов, которые способствуют:
- Укреплению командного духа. Общие обсуждения, споры, участие в совместной работе способствуют сплочению коллектива.
- Сохранению времени. Все организационные моменты решает фасилитатор. Поэтому организация экономит драгоценное время.
- Формированию творческого подхода. Тренинг выстроен в виде игры. Так сотрудники коллектива не будут скучать и примут активное участие в решении общего вопроса.
- Сохранению душевного равновесия. Специалист будет предотвращать любые конфликты, оскорбления и обвинения в адрес каждого участника.
- Получению нового опыта. Сотрудники не только учатся и делают открытия для себя, но и обмениваются информацией с коллегами.
- Решению непростых задач. Фасилитатор помогает сотрудникам в устранении сложных и объемных вопросов путем «дробления» их на более мелкие и простые. Он советует «есть слона по кусочкам».
- Мотивации всех участников. В процессе беседы специалист помогает каждому сотруднику высказаться, выразить свое мнение и видение, что способствует повышению его самооценки.
Недостатки фасилитации
Многих интересует вопрос, имеют ли методы фасилитации групповой работы минусы. На практике данные техники проявили себя с благоприятной стороны. Однако всегда следует учитывать один важный нюанс – эффект социальной лени.

Большинство сотрудников проявляет себя в коллективной работе менее эффективно, чем в одиночной. В методах фасилитации вклад каждого участника влияет на общий результат и может нивелировать эффект групповой работы.
Также следует помнить, что этот метод годится не для всех случаев. Фасилитация не подходит в таких ситуациях:
- принять решение необходимо срочно;
- члены команды не умеют или не желают коммуницировать;
- участники не заинтересованы в принятии коллегиального решения;
- сотрудники не доверяют фасилитатору и не уверены в его компетентности;
- после проведения обсуждения начальник коллектива и специалисты не будут использовать выводы, которые получили на данной практике.
Часто задаваемые вопросы о методах фасилитации
Какие бывают виды фасилитации?
В зависимости от целей, специалист выбирает для работы определенный вид фасилитации: стратегический — подходит для составления долгосрочных планов; инновационный — применяется в случаях, когда необходимо проявление творческого подхода и изобретательности; конфликтологический — используется для разрешения спорных ситуаций в группе; обучающий — помогает участникам легко усвоить новую информацию; оценочный — позволяет коллективу оценить эффективность определенного проекта и сделать выводы.
Что представляет собой эффект фасилитации?
Это получение ожидаемого результата от работы в группах. Такого эффекта невозможно добиться, работая в одиночку.
Есть ли правила фасилитации?
Да, это такие принципы: единственно верного решения не существует — важен сам процесс взаимодействия коллектива; желание идти на контакт и быть открытым; равное положение всех участников; мнение каждого имеет значение; все члены группы компетентны и осознаны. Фасилитация — это комплекс методов и техник, который необходим при решении важных задач и вопросов. Грамотные специалисты нужны и в частных крупных компаниях, и на государственных предприятиях. Фасилитатором может стать каждый активный и харизматичный человек.