Менторинг – это самая эффективная форма поддержки, один из методов обучения коучингу, при котором более опытный коуч (ментор) делится имеющимися знаниями со своими подопечными на протяжении определенного времени с целью помочь им более эффективно выполнять работу и строить карьеру.
Сайт ICF Russia
Менторинг наряду с консультированием, коучингом, психотерапией относится к помогающим методикам работы. Каждая из них хороша для решения определённого круга задач. Какие задачи решает менторинг в коучинге?
Менторинг в коучинге:
- Поддержка начинающего коуча в начале карьеры;
- Профессиональный рост через анализ 8 компетенций;
- Овладение глубинной структурой процесса работы с клиентами;
- Расширение поведенческого репертуара;
- Выработка собственного стиля.
В корпоративной среде:
- Адаптация сотрудников при найме;
- Развитие новых привычек у сотрудников при проведении модернизации в компании;
- Оздоровление или создание позитивной атмосферы;
- Развитие новых навыков, талантов и способностей сотрудника;
- Адаптация к новой должности;
- Повышение мотивации и производительности;
- Снижение текучести кадров.
Зоны ответственности
Ментор ответственен за создание и поддержание границ взаимоотношений с менти. Он создает безопасное и доверительное пространство, основываясь на уважении и безоценочности. В процессе работы ментор фокусируется на развитии профессиональных компетенции. Отмечает их проявление в сессиях, отмечает зоны роста, вместе с коучем создают план конкретных действий по совершенствованию мастерства.
Коуч (менти) при этом полностью ответственен за результат работы. Он формулирует цели, запрашивает обратную связь и готов по-новому взглянуть на свои компетенции, сформировать новые привычки.
Менторинг и наставничество: различия
Учительство, наставничество, менторинг – это все формы обучения, и отличия между ними лежат именно в вопросе взаимоотношений. Кто я и кто мой подопечный? Какие у нас отношения? Чего я жду от подопечного и что он ждет от меня? Какова моя конечная цель?
Учитель передает знания и оценивает. Наставник передает знания и ждет исполнения указаний. Ментор не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти. Он создает условия, в которых подопечный развивается и находит решение самостоятельно. Важно сохранять и поддерживать эти границы на протяжении всего взаимодействия.
Менторинг
- Цель: Оказать поддержку начинающему специалисту через развитие самостоятельности, креативности, критичности мышления.
- Ролевое взаимодействие: Горизонтальное: партнер-партнер. Учатся оба участника.
- Стиль взаимодействия: Равноправный. Ментор показывает возможности и побуждает подопечного к нахождению собственного варианта. «Давай посмотрим вместе, как лучше».
Наставничество
- Цель: Оказать поддержку через передачу собственных знаний и навыков, снабдить новичка хорошим багажом на старте.
- Формат отношений: Вертикальное: наставник-подопечный. Один учит, другой учится.
- Стиль взаимодействия: Директивный. Наставник говорит что и как, ожидая от подопечного выполнения всех указаний. «Смотри, как надо».