- Ступени лестницы развития
- Неосознанная некомпетентность
- Осознанная некомпетентность
- Осознанная компетентность
- Неосознанная компетентность
- Примеры лестницы развития
- С какими моделями компетентности пересекается лестница развития
- Специфика этапов лестницы развития
- Роль специалиста в лестнице развития
- Часто задаваемые вопросы о лестнице развития
- Что представляет собой лестница развития компетенций?
- В чем разница между стадиями развития и лестницей развития?
- Каковы проявления лестницы развития в профессиональной деятельности?
О чем речь? Лестница развития — инструмент для повышения компетентностей личности и специалиста. Перемещаясь со ступени на ступень, человек вырастает из дилетанта в профессионала.
Как работает? На каждой ступени самостоятельно или с чьей-то помощью расширяются знания, навыки, увеличивается опыт. Для этого необходимы осознанность и понимание, что и для чего все делается.
Ступени лестницы развития
Чтобы добиться успеха, к нему нужно заранее готовиться и планировать. Если вы хотите стать профи, начните с разработки стратегии. Одним из эффективных инструментов в этом может стать так называемая лестница развития.
Лестница развития представляет собой методику пошагового планирования достижений, которая структурирована следующим образом:
Неосознанная некомпетентность
В этом состоянии человек не осознает пробелов в знаниях и навыках. Например, он может не знать, как управлять проектом, поскольку ранее участвовал в проектах лишь в качестве исполнителя, не занимаясь руководством. Он не знает, что должен делать управленец проекта и какие умения ему нужны. К тому же не видит смысла учиться этому. На таком этапе компетентность и желание учиться обычно невелики. Именно тогда многие новички случайно сталкиваются с коучингом.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Осознанная некомпетентность
На этом этапе человек осознает свои слабые стороны и стоит перед выбором: остаться в зоне комфорта или начать активно расти. Решив, что для карьеры критично научиться управлять проектами, он сосредотачивается на этом. Его мотивация увеличивается, хотя умения еще далеки от идеала.
На этой ступени человек активно учится управлять проектами и сталкивается с вызовами, которые могут подорвать его мотивацию. Но благодаря наставникам и самообразованию, включая чтение книг и посещение курсов, эти трудности преодолеваются. Получив необходимые сертификаты, человек начинает практику и двигается вперед.
Осознанная компетентность
На этой ступени человек уже способен самостоятельно управлять небольшими и относительно простыми проектами. Он использует чек-листы для контроля качества и последовательности выполнения задач, что подтверждает наличие у него необходимых умений. Однако нестандартные ситуации могут ставить его в тупик, требуя времени и консультаций с руководителем или более опытными коллегами для поиска решений.
На этом этапе желание развиваться остается на высоком уровне, а компетентность варьируется от средней до высокой. Теперь человек действительно может называться квалифицированным коучем, умеющим проводить сессии и работать с клиентами.
Этот период критичен: он включает поиск клиентов, первые независимые шаги, ошибки и разработку программ. Важно уметь преодолевать неудачи и уверенно двигаться вперед.
Неосознанная компетентность
На этом этапе благодаря многолетнему опыту человек становится экспертом и успешно управляет сложными проектами. Это отмечает достижение четвертой ступени — неосознанной компетентности. Теперь, находясь на вершине своих возможностей, человек не только решает сложные задачи, но и передает знания коллегам.
"Делай как коуч"
Тем не менее по закону цикличности модели лестницы развития каждое новое повышение уровня задач вновь возвращает человека к началу цикла — к неосознанной некомпетентности. Это происходит, потому что новые, более сложные задачи требуют новых знаний и навыков.
На ступени неосознанной компетентности коуч работает как виртуозный пианист: его действия столь же легки и инстинктивны. Он мгновенно улавливает потребности учеников, а его имя само привлекает клиентов. Но даже на вершине мастерства развитие не останавливается.
Примеры лестницы развития
Давайте рассмотрим, как работает лестница развития, на примере столь знакомого многим навыка, как управление автомобилем.
- Неосознанная некомпетентность
Маленький ребенок в возрасте трех — пяти лет уже видел автомобили, но не понимает, что ими можно управлять. Ему кажется, что автомобиль движется сам по себе, а взрослый за рулем лишь выполняет непонятные действия. В этом возрасте ребенок абсолютно не компетентен в вопросах управления автомобилем и даже не осознает этого.
- Осознанная некомпетентность
По мере взросления дети осознают, что управлять автомобилем — это не просто игра с игрушкой, а серьезное и сложное дело. Они начинают понимать свои ограничения в вождении и признают, что пока не умеют водить машину.
- Осознанная компетентность
По мере взросления ребенок превращается в молодого человека, который решает научиться водить машину и поступает в автошколу. На этом этапе он детально изучает все аспекты управления автомобилем: осваивает устройство управляющих органов, учится переключать передачи, пользоваться педалями, поворотниками, следить за оборотами двигателя и расходом топлива. В этот период человек становится уверенным водителем, осознанно контролируя каждое действие за рулем.
- Неосознанная компетентность
С течением времени и приобретением опыта водители становятся настоящими мастерами за рулем. Вождение для них превращается в инстинкт: они с легкостью маневрируют в трудных условиях, уверенно вписываются в узкие парковочные места, умело выбираются из заносов и могут много часов вести машину, почти не уставая. В этот момент управление автомобилем для них становится почти автоматическим, естественным как дыхание.
С какими моделями компетентности пересекается лестница развития
Лестница развития тесно переплетается с такими понятиями, как матрица осознанности или квадрант компетентности. Этот квадрант — ключ к пониманию любого процесса учебы и роста. Он строится на четырех основных этапах.
- Ограниченные знания и недостаточный опыт.
- Ограниченные знания, но большой опыт.
- Обширные знания, но недостаточный опыт.
- Обширные знания и большой опыт.
Эта элементарная модель показывает естественный маршрут развития, начиная с роли молодого специалиста с поверхностными знаниями и небольшим опытом (первые шаги по карьерной лестнице) и заканчивая положением истинного профессионала, который не только освоил теорию, но и научился применять знания в разнообразных и сложных профессиональных ситуациях.
Чтобы лучше понять, как специалисты растут в профессии, была разработана более детальная матрица, которая описывает разные уровни мастерства:
- Низкие знания и малый опыт.
- Невысокие знания, но средний опыт.
- Невысокие знания, но значительный опыт.
- Средний уровень знаний, но малый опыт.
- Средние знания и средний опыт.
- Средние знания, но обширный опыт.
- Высокие знания, но малый опыт.
- Высокие знания и средний опыт.
- Высокие знания и обширный опыт.
В этой модели компетенций выделяются три основных уровня знаний:
- Нижний, или ремесленный, уровень.
- Средний уровень, или уровень специалистов (ординарный).
- Высший, профессиональный, уровень.
Для категоризации опыта в этой модели приняты следующие термины:
- Начальный (ознакомительный) уровень.
- Базовый (ординарный) уровень.
- Мастерский (профессиональный) уровень.
В модели оценки компетентности специалистов применяются следующие названия для разных уровней мастерства:
- Дилетант.
- Ремесленник.
- Практик.
- Бакалавр.
- Ординарный специалист.
- Магистр.
- Теоретик.
- Теоретик с практическими навыками.
- Профессионал.
В этой расширенной версии лестницы развития человека путь профессионального роста специалиста традиционно пролегает от стадии дилетанта к статусу профессионала, как это принято в классическом подходе. Особенностью является акцент на ординарном уровне специалистов, который находится на перекрестке между глубиной знаний и промежуточным опытом.
Ординарный уровень — лишь одна из ступенек на пути к профессионализму, а этот путь далеко не всегда прямой. В реальной жизни карьерный рост часто идет по извилистой дорожке, с периодами взлетов и падений. Иногда может преобладать теоретическое обучение, пока практический опыт отстает, или же, наоборот, опыт растет быстро, в то время как теория остается в тени.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Кроме того, путь от дилетанта к профессионалу дано пройти не каждому: множество специалистов завершают карьеру, оставаясь на среднем уровне компетенций. Только немногие достигают высшего уровня профессионализма и становятся истинными экспертами. Точно так же, как и лишь небольшое число остается на начальных стадиях, в частности на дилетантском уровне.
Специфика этапов лестницы развития
- Неосознанная некомпетентность: на этой стадии люди часто даже не осознают, что они не знают или не умеют что-то делать. Это чаще всего встречается у детей, которые только начинают изучать мир вокруг, или у взрослых, когда они сталкиваются с очень специфическими и новыми для себя областями. Например, редактор кода может не знать, что существуют инструменты для автоматического закрытия скобок в коде.
- Осознанная некомпетентность: по мере занятий определенной деятельностью человек начинает осознавать свои пробелы в знаниях или умениях. Если человек перестает чем-то активно заниматься, он может потерять навык и снова стать в этом неопытным. Но есть навыки, например, катание на велосипеде или использование вилки и ножа, которые, как только мы их освоим, остаются с нами на всю жизнь.
- Осознанная компетентность: на этом этапе люди не только осознают свои навыки, но и активно работают над их улучшением, стремясь к максимальной точности и совершенству. Примером могут служить летчики, которые, следуя строгим инструкциям и работая в команде, постоянно контролируют свои действия, чтобы минимизировать риски и ошибки.
- Неосознанная компетентность: на этой стадии люди так хорошо освоили навыки, что выполняют даже сложнейшие задачи на автопилоте. Такое мастерство приходит после многих лет практики и полного понимания процесса. Восточная философия утверждает, что ученики, точно повторяя действия мастеров, могут прыгнуть через этапы начального обучения прямо к высшему уровню искусства, напоминая о поиске просветления через подражание.
Роль специалиста в лестнице развития
В контексте лестницы развития роль специалиста крайне важна, особенно когда речь идет о помощи клиентам в их индивидуальном пути к успеху. Специалист, понимая уникальность каждого клиента, задает тщательно подобранные вопросы, которые помогают клиентам разобраться в желаниях, уточнить цели и составить конкретный план действий.
Многие взрослые рано или поздно задумываются о смене профессии, что не обходится без усилий и поддержки наставников. В эти моменты профессионалы становятся нашими незаменимыми помощниками. Жизненные перемены и стремление к самореализации — это нормальная часть нашего развития. Специалисты играют ключевую роль, помогая нам адаптироваться и идти вперед.
Представьте: после праздничных застолий человек замечает, что набрал 5 лишних килограммов. Решив избавиться от них, он записывается в фитнес-клуб и начинает тренироваться самостоятельно, полный решимости и знаний о том, как правильно это делать. Его цель — быть в отличной форме к лету и похвастаться идеальной фигурой.
Изначально все идет хорошо: вес уходит, мышцы становятся рельефнее. Но через несколько месяцев человек ходит в зал все реже, вес возвращается, а общение с друзьями в баре оказывается приятнее, чем тренировки.
Рассмотрим альтернативный путь: тот же человек по совету менеджера фитнес-клуба нанимает личного тренера. Определяются цели, составляется индивидуальный план тренировок. Теперь, каждый раз возникнувшее желание пропустить занятие требует обсуждения с тренером, который не допускает самообмана и лени. Это заставляет человека продолжать заниматься по намеченному плану.
Очевидно, что и в первом, и во втором случае возможны разные исходы: человек может достичь желаемых результатов самостоятельно или же потерять мотивацию даже при наличии тренера. Однако поддержка квалифицированного специалиста значительно увеличивает шансы на успех, делая путь к совершенству более эффективным и вероятным.
Такая поддержка особенно важна и в процессе самоопределения и профессионального развития. Мы можем идти этим путем самостоятельно, но грамотный наставник делает маршрут более прямым, легким и способствует достижению профессиональных целей.
Выбор карьеры, поиск своего дела и желание найти место в мире — это то, что волнует многих из нас. Однако не все обращаются за помощью к карьерным консультантам или коучам. Без профессиональной поддержки путь к мечте может стать настоящим лабиринтом. К счастью, есть профессионалы, которые могут предложить готовые решения и облегчить ваш маршрут.
Помните, что стремление к самоопределению и развитию остается ценной компетенцией во время вашего развития по карьерной лестнице и продолжает играть ключевую роль даже после выхода на пенсию, когда человек ищет новые сферы применения умений, создавая новые традиции и привычки.
Часто задаваемые вопросы о лестнице развития
Что представляет собой лестница развития компетенций?
Лестница развития компетенций — это фундаментальная модель, которая поэтапно показывает, как человек учится новому навыку и доходит до того, что начинает выполнять его автоматически.
В чем разница между стадиями развития и лестницей развития?
В психологической практике используется концепция восьми стадий развития личности, созданная Эриком Эриксоном. Каждая стадия связана с преодолением определенного кризиса или препятствий, причем успешное их решение позволяет переходить на следующий уровень развития.
Каковы проявления лестницы развития в профессиональной деятельности?
В профессиональной сфере лестница развития показывает, как шаг за шагом человек достигает полной компетентности. Этап неосознанной некомпетентности обычно занимает от одного до двух дней. Далее следует период осознанной некомпетентности, который продолжается с первой недели работы до окончания второго месяца. Этап осознанной компетентности наступает примерно со второй недели и продолжается до окончания испытательного срока. Финальный этап неосознанной компетентности наступает через три месяца работы и может продолжаться до шести месяцев или дольше, в зависимости от того, как быстро развивается специалист. Лестница развития представляет собой концепцию, согласно которой человек систематически переходит от начального состояния неосознанной некомпетентности к уровню неосознанной компетентности по отношению ко всем навыкам и знаниям, которые изначально отсутствовали, но были усвоены в процессе обучения. Это значит, что в любом деле, начиная с нуля, человек способен дойти до такого уровня мастерства, что все его действия становятся интуитивными и автоматическими.