- Кратко о памяти
- Виды памяти в психологии и их характеристика
- Виды нарушения памяти в психологии
- Связь эмоций и основных видов памяти в психологии
- Книги о видах памяти человека в психологии
- Часто задаваемые вопросы о видах памяти в психологии
- Почему в детстве больше запоминаются образы?
- В чем разница между оперативной памятью и кратковременной?
- Реально ли развить свою память?
- Почему мы не всегда помним сны?
О чем речь? Виды памяти в психологии классифицируются по различным критериям. К основным относятся: сенсорная, кратковременная, долговременная, оперативная, эпизодическая, семантическая и процедурная.
На что обратить внимание? Каждый вид памяти играет свою роль в жизни человека и имеет свои особенности функционирования. Понимание разницы между ними помогает лучше разобраться в механизмах запоминания и воспроизведения информации.
Кратко о памяти
Это фундаментальный психический процесс, позволяющий нам усваивать, удерживать в сознании и в дальнейшем использовать информацию и жизненный опыт.
Память человека тесно связана с работой организма, его физиологией и различными формами деятельности. Любое действие – будь то письмо, подъем по лестнице или заучивание стиха – задействует определенные зоны мозга. Метафорически память можно представить как фабрику, где слаженная работа всех элементов создает четкий алгоритм.

Для эффективного обучения и продуктивной работы важно учитывать индивидуальные особенности своей системы хранения информации. Выявление сильных сторон в различных видах запоминания помогает достигать лучших результатов.
Существует несколько видов памяти в психологии, если объяснить кратко, они классифицируются в зависимости от назначения, продолжительности сохранения информации и методов запоминания. Разберем это подробнее.
Виды памяти в психологии и их характеристика
По продолжительности сохранения информации:
- Мгновенная. Данные удерживаются доли секунды. Этот вид также именуют сенсорной памятью, поскольку она напрямую связана с восприятием (зрительным, слуховым, тактильным и другими).
- Оперативная. Используется для временного хранения сведений, необходимых для выполнения текущих задач. После использования информация обычно стирается.
- Кратковременная. Позволяет удерживать данные ограниченное время. Пример – запоминание номера телефона перед звонком, после которого эти цифры быстро забываются.
- Долговременная. Формирует устойчивые воспоминания, которые могут сохраняться годами. К этой категории относятся значимые жизненные события – важные встречи, яркие эмоции, ключевые переживания.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





Виды памяти и их характеристика в психологии в зависимости от типа активности мозга и содержания информации (с учетом каналов восприятия):
- Образная. Классифицируется по сенсорным каналам:
- зрительная (до 80 % поступающей информации);
- слуховая;
- вкусовая;
- тактильная (осязание);
- обонятельная.
- Двигательная. Отвечает за запоминание и воспроизведение физических действий, что необходимо для выполнения даже простейших бытовых операций.
- Эмоциональная. Запоминает пережитые состояния и чувства, причем наиболее устойчивыми оказываются воспоминания, связанные с сильными аффективными реакциями – как приятными, так и травмирующими.
- Логическая. Формируется через взаимодействие речевых и мыслительных процессов. Существует два основных метода запоминания: осмысленный (разбор причинно-следственных связей между явлениями) и механический (многократное воспроизведение информации без глубокого анализа).
- Эйдетическая (фотографическая). Обладатели такой памяти могут сохранять, а затем воспроизводить в сознании целые картины окружающего мира со всеми нюансами и мелкими деталями.
- Социальная (коллективная). Формируется под влиянием общества, включает общие знания и традиции, объединяющие группу людей. Хранит важные исторические события и культурные ценности сообщества.
- Пространственная. Фиксирует расположение объектов и ориентацию человека в окружающей среде. Благодаря этому типу памяти мы можем свободно перемещаться по знакомой местности, не теряя ориентации в пространстве.
Виды и свойства памяти в психологии по цели фиксации информации:
- Непроизвольная. Запоминание происходит без сознательных усилий, автоматически в процессе восприятия информации.
- Произвольная. Требует целенаправленных усилий, концентрации внимания и применения специальных техник запоминания.
По организации процесса выделяют:
- Эпизодическая. Фиксирует значимые жизненные события и эмоционально окрашенные переживания, часто с субъективными искажениями.
- Семантическая. Отвечает за хранение вербальной информации: терминов, понятий, фактов и других знаковых систем.
- Процедурная. Формирует и сохраняет двигательные навыки и алгоритмы действий, необходимые для освоения новых видов деятельности.
Виды нарушения памяти в психологии
Это один из наиболее уязвимых когнитивных процессов, подверженный влиянию многочисленных факторов.
Расстройства мнемической функции крайне разнообразны и широко распространены. Недаром Ларошфуко писал, что мы часто сетуем на несовершенство памяти, но никогда – на недостатки своего разума.

Развитие этой функции охватывает широкий спектр критериев, что обусловлено индивидуальными особенностями личности. В связи с этим понятие «нормальной» памяти достаточно условно и не имеет четких границ.
Ее гиперфункция – редкое явление, при котором воспоминания приобретают чрезмерную яркость и детализацию, становясь сверхреалистичными. Такое состояние часто связано с повышенным нервным возбуждением и может проявляться в виде навязчивых, интенсивных образов прошлого.
Наиболее часто встречаются нарушения памяти, характеризующиеся ослаблением ее основных функций: ухудшением запоминания текущих событий, трудностями при воспроизведении недавней информации, а также специфическими проблемами с забывчивостью имен, дат и специальных терминов, что составляет наиболее распространенный спектр мнемических расстройств.
Амнезия – серьезное нарушение памяти, развивающееся постепенно под влиянием различных факторов: алкогольной зависимости, черепно-мозговых травм, склеротических изменений, возрастной дегенерации или личностных расстройств.
Заболевание прогрессирует поэтапно: сначала нарушается сохранение новой информации, затем постепенно стираются существующие воспоминания – от недавних событий к более ранним. Наиболее устойчивыми оказываются самые давние воспоминания детства и юности, которые остаются живыми даже на поздних стадиях заболевания.
Человек гораздо быстрее утрачивает воспоминания, требующие сложных умственных усилий для их восстановления. Это приводит к неспособности усваивать новый опыт и запоминать текущую информацию. В психологии данное состояние называют «корсаковским синдромом». В памяти сохраняются лишь ранее заученные и закрепленные сведения.
У эмоционально неустойчивых людей развивается рассеянность, а воспринимаемая информация фиксируется неточно. При нарушениях памяти страдают ее мотивационные компоненты – незавершенные действия не откладываются в воспоминаниях.

"Делай как коуч"

Известна ее крайняя подверженность влиянию эмоций, убеждений и личных предпочтений. Трудно сказать, что хоть какие-то воспоминания могут быть полностью объективными и беспристрастными.
Распространенное искажение памяти возникает из-за неспособности четко отделить личный опыт от внешней информации – человек путает реально пережитые события с услышанным или увиденным со стороны.
Повторяющиеся воспоминания «оживляются», заставляя искренне воспринимать чужие идеи как свои. Этот феномен подтверждает неразрывную связь механизма сохранения информации с воображением и фантазией.
Любопытно, что тяжелые повреждения мозга далеко не всегда вызывают пропорциональные нарушения памяти. Однако очевидно: чем масштабнее и серьезнее травма, тем более выраженными становятся сбои в работе мнемических процессов.
Ряд исследователей считали, что работа памяти обеспечивается деятельностью мозга, который преимущественно и отвечает за процессы запоминания. Однако научный прогресс позволил идентифицировать специфический его отдел, регулирующий трансформацию кратковременных воспоминаний в долговременные.
Без данной функции процессы сохранения и последующего воспроизведения данных оказались бы невозможны.
Гиппокамп – так был назван этот важный участок мозга. Он находится в височной области. Интересно, что при его удалении пациенты сохраняли старые воспоминания, но полностью теряли способность формировать новые.
Связь эмоций и основных видов памяти в психологии
Существует глубокая корреляция между эмоциональными переживаниями и процессами запоминания. Чувства оказывают определяющее влияние как на закрепление информации в памяти, так и на ее последующее восприятие.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Основные механизмы взаимодействия эмоций и памяти:
- Связь настроения и воспоминаний. Люди лучше запоминают информацию, которая соответствует их эмоциональному состоянию. Например, в депрессии проще вспомнить неудачи, чем радостные события.
- Эффект улучшения памяти. События, вызывающие эмоции, запоминаются гораздо лучше, чем обычные. Это происходит из-за активности миндалевидного тела – области мозга, отвечающей за обработку таких переживаний.
- Эффект эмоционального соответствия. Информация запоминается эффективнее, когда она гармонирует с текущим настроением человека.
- Влияние на восприятие. Позитивный настрой расширяет границы рецепции, стимулируя креативное мышление и внимание к деталям. В то время как негативные эмоции (особенно страх и тревога) сужают когнитивный фокус, зацикливая сознание на потенциальной опасности.
- Барьер для запоминания. Сильные переживания вызывают выброс кортизола, который в высоких дозах блокирует работу гиппокампа, мешая нормальному сохранению информации.
Чувства позволяют улучшать запоминания, но они могут искажать как воспоминания, так и реальность.
Книги о видах памяти человека в психологии
- «Память», авторы Бэддели А., Айзенк М. В данной работе представлен комплексный анализ этой удивительной способности: от особенностей ее формирования в детском возрасте до патологических нарушений при деменции, от техник эффективного запоминания до механизмов психогенной амнезии. Исследователи демонстрируют взаимное влияние различных систем этого механизма на другие когнитивные процессы и рассматривают многофакторную природу его функционирования.
- «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)», автор Лурия А. В этом произведении показана жизнь советского мнемониста Соломона Шерешевского, чья феноменальная память позволяла ему запоминать и воспроизводить через годы бессмысленные слова, цифровые комбинации, математические выражения и иностранные тексты.
- «В поисках памяти», автор Кандель Э. В книге исследуются нейробиологические механизмы этой функции. Автор подробно анализирует историю изучения синаптической передачи и современные представления о нейронных основах запоминания.
- «Память и уход за ней», автор Уильям Аткинсон. В книге раскрываются принципы ее работы: от восприятия информации до ее сохранения и воспроизведения.
Часто задаваемые вопросы о видах памяти в психологии
Почему в детстве больше запоминаются образы?
В эту пору лучше развит такой вид памяти. Психология объясняет это особенностями работы правого полушария мозга, которое доминирует в детском возрасте и отвечает за целостное, наглядно-образное восприятие мира. С возрастом ведущую роль берет логическое левое полушарие.
В чем разница между оперативной памятью и кратковременной?
Оперативная играет роль «процессора» для мгновенных вычислений, а кратковременная — это «кэш» для данных.
Реально ли развить свою память?
Эффективное запоминание достигается через три ключевых механизма: систематическое повторение, создание смысловых связей с имеющимися знаниями и практическое применение информации в деятельности.
Почему мы не всегда помним сны?
В фазе REM-сна мозг проводит «зачистку» кратковременной памяти, освобождая место для новой информации. Память — фундаментальный психический процесс, существующий в различных формах. Разные виды запоминания развиты у людей неравномерно, но систематические тренировки позволяют значительно улучшить этот навык, облегчая решение жизненных задач.