Получите доступ к курсу «Быстрый вход в профессию коуч» с сертификатом после прохождения
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid: 2SDnjdBgykp

Виды памяти в психологии: подробная классификация + список книг для прочтения

22.05.2025
527
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 22.05.2025
Сохранить статью:
виды памяти в психологии

О чем речь? Виды памяти в психологии классифицируются по различным критериям. К основным относятся: сенсорная, кратковременная, долговременная, оперативная, эпизодическая, семантическая и процедурная.

На что обратить внимание? Каждый вид памяти играет свою роль в жизни человека и имеет свои особенности функционирования. Понимание разницы между ними помогает лучше разобраться в механизмах запоминания и воспроизведения информации.

Кратко о памяти

Это фундаментальный психический процесс, позволяющий нам усваивать, удерживать в сознании и в дальнейшем использовать информацию и жизненный опыт.

Память человека тесно связана с работой организма, его физиологией и различными формами деятельности. Любое действие – будь то письмо, подъем по лестнице или заучивание стиха – задействует определенные зоны мозга. Метафорически память можно представить как фабрику, где слаженная работа всех элементов создает четкий алгоритм.

Кратко о памяти
Фото: Freepik

Для эффективного обучения и продуктивной работы важно учитывать индивидуальные особенности своей системы хранения информации. Выявление сильных сторон в различных видах запоминания помогает достигать лучших результатов.

Существует несколько видов памяти в психологии, если объяснить кратко, они классифицируются в зависимости от назначения, продолжительности сохранения информации и методов запоминания. Разберем это подробнее.

Виды памяти в психологии и их характеристика

По продолжительности сохранения информации:

  1. Мгновенная. Данные удерживаются доли секунды. Этот вид также именуют сенсорной памятью, поскольку она напрямую связана с восприятием (зрительным, слуховым, тактильным и другими).
  2. Оперативная. Используется для временного хранения сведений, необходимых для выполнения текущих задач. После использования информация обычно стирается.
  3. Кратковременная. Позволяет удерживать данные ограниченное время. Пример – запоминание номера телефона перед звонком, после которого эти цифры быстро забываются.
  4. Долговременная. Формирует устойчивые воспоминания, которые могут сохраняться годами. К этой категории относятся значимые жизненные события – важные встречи, яркие эмоции, ключевые переживания.
5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс «Профессия коуч»
Как зарабатывать на коучинге от 150 000 руб.
pdf
Мышление денежного человека
7 шагов, которые помогут преодолеть денежный потолок
word
Как реализовать свою мечту за 30 дней
8 действий, которые приблизят реализацию мечты
pdf
Трекер состояния для избавления от стресса
Практика для трекинга эмоций и сбалансированный жизни
word
69 каналов для продажи своих услуг
Проверенные источники для заработка на своем призвании
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Виды памяти и их характеристика в психологии в зависимости от типа активности мозга и содержания информации (с учетом каналов восприятия):

  1. Образная. Классифицируется по сенсорным каналам:
    • зрительная (до 80 % поступающей информации);
    • слуховая;
    • вкусовая;
    • тактильная (осязание);
    • обонятельная.
  2. Двигательная. Отвечает за запоминание и воспроизведение физических действий, что необходимо для выполнения даже простейших бытовых операций.
  3. Эмоциональная. Запоминает пережитые состояния и чувства, причем наиболее устойчивыми оказываются воспоминания, связанные с сильными аффективными реакциями – как приятными, так и травмирующими.
  4. Логическая. Формируется через взаимодействие речевых и мыслительных процессов. Существует два основных метода запоминания: осмысленный (разбор причинно-следственных связей между явлениями) и механический (многократное воспроизведение информации без глубокого анализа).
  5. Эйдетическая (фотографическая). Обладатели такой памяти могут сохранять, а затем воспроизводить в сознании целые картины окружающего мира со всеми нюансами и мелкими деталями.
  6. Социальная (коллективная). Формируется под влиянием общества, включает общие знания и традиции, объединяющие группу людей. Хранит важные исторические события и культурные ценности сообщества.
  7. Пространственная. Фиксирует расположение объектов и ориентацию человека в окружающей среде. Благодаря этому типу памяти мы можем свободно перемещаться по знакомой местности, не теряя ориентации в пространстве.

Виды и свойства памяти в психологии по цели фиксации информации:

  1. Непроизвольная. Запоминание происходит без сознательных усилий, автоматически в процессе восприятия информации.
  2. Произвольная. Требует целенаправленных усилий, концентрации внимания и применения специальных техник запоминания.

По организации процесса выделяют:

  1. Эпизодическая. Фиксирует значимые жизненные события и эмоционально окрашенные переживания, часто с субъективными искажениями.
  2. Семантическая. Отвечает за хранение вербальной информации: терминов, понятий, фактов и других знаковых систем.
  3. Процедурная. Формирует и сохраняет двигательные навыки и алгоритмы действий, необходимые для освоения новых видов деятельности.

Виды нарушения памяти в психологии

Это один из наиболее уязвимых когнитивных процессов, подверженный влиянию многочисленных факторов.

Расстройства мнемической функции крайне разнообразны и широко распространены. Недаром Ларошфуко писал, что мы часто сетуем на несовершенство памяти, но никогда – на недостатки своего разума.

Виды нарушения памяти в психологии
Фото: Freepik

Развитие этой функции охватывает широкий спектр критериев, что обусловлено индивидуальными особенностями личности. В связи с этим понятие «нормальной» памяти достаточно условно и не имеет четких границ.

Ее гиперфункция – редкое явление, при котором воспоминания приобретают чрезмерную яркость и детализацию, становясь сверхреалистичными. Такое состояние часто связано с повышенным нервным возбуждением и может проявляться в виде навязчивых, интенсивных образов прошлого.

Наиболее часто встречаются нарушения памяти, характеризующиеся ослаблением ее основных функций: ухудшением запоминания текущих событий, трудностями при воспроизведении недавней информации, а также специфическими проблемами с забывчивостью имен, дат и специальных терминов, что составляет наиболее распространенный спектр мнемических расстройств.

Амнезия – серьезное нарушение памяти, развивающееся постепенно под влиянием различных факторов: алкогольной зависимости, черепно-мозговых травм, склеротических изменений, возрастной дегенерации или личностных расстройств.

Заболевание прогрессирует поэтапно: сначала нарушается сохранение новой информации, затем постепенно стираются существующие воспоминания – от недавних событий к более ранним. Наиболее устойчивыми оказываются самые давние воспоминания детства и юности, которые остаются живыми даже на поздних стадиях заболевания.

Человек гораздо быстрее утрачивает воспоминания, требующие сложных умственных усилий для их восстановления. Это приводит к неспособности усваивать новый опыт и запоминать текущую информацию. В психологии данное состояние называют «корсаковским синдромом». В памяти сохраняются лишь ранее заученные и закрепленные сведения.

У эмоционально неустойчивых людей развивается рассеянность, а воспринимаемая информация фиксируется неточно. При нарушениях памяти страдают ее мотивационные компоненты – незавершенные действия не откладываются в воспоминаниях.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 25.05
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Известна ее крайняя подверженность влиянию эмоций, убеждений и личных предпочтений. Трудно сказать, что хоть какие-то воспоминания могут быть полностью объективными и беспристрастными.

Распространенное искажение памяти возникает из-за неспособности четко отделить личный опыт от внешней информации – человек путает реально пережитые события с услышанным или увиденным со стороны.

Повторяющиеся воспоминания «оживляются», заставляя искренне воспринимать чужие идеи как свои. Этот феномен подтверждает неразрывную связь механизма сохранения информации с воображением и фантазией.

Любопытно, что тяжелые повреждения мозга далеко не всегда вызывают пропорциональные нарушения памяти. Однако очевидно: чем масштабнее и серьезнее травма, тем более выраженными становятся сбои в работе мнемических процессов.

Ряд исследователей считали, что работа памяти обеспечивается деятельностью мозга, который преимущественно и отвечает за процессы запоминания. Однако научный прогресс позволил идентифицировать специфический его отдел, регулирующий трансформацию кратковременных воспоминаний в долговременные.

Без данной функции процессы сохранения и последующего воспроизведения данных оказались бы невозможны.

Гиппокамп – так был назван этот важный участок мозга. Он находится в височной области. Интересно, что при его удалении пациенты сохраняли старые воспоминания, но полностью теряли способность формировать новые.

Связь эмоций и основных видов памяти в психологии

Существует глубокая корреляция между эмоциональными переживаниями и процессами запоминания. Чувства оказывают определяющее влияние как на закрепление информации в памяти, так и на ее последующее восприятие.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Основные механизмы взаимодействия эмоций и памяти:

  • Связь настроения и воспоминаний. Люди лучше запоминают информацию, которая соответствует их эмоциональному состоянию. Например, в депрессии проще вспомнить неудачи, чем радостные события.
  • Эффект улучшения памяти. События, вызывающие эмоции, запоминаются гораздо лучше, чем обычные. Это происходит из-за активности миндалевидного тела – области мозга, отвечающей за обработку таких переживаний.
  • Эффект эмоционального соответствия. Информация запоминается эффективнее, когда она гармонирует с текущим настроением человека.
  • Влияние на восприятие. Позитивный настрой расширяет границы рецепции, стимулируя креативное мышление и внимание к деталям. В то время как негативные эмоции (особенно страх и тревога) сужают когнитивный фокус, зацикливая сознание на потенциальной опасности.
  • Барьер для запоминания. Сильные переживания вызывают выброс кортизола, который в высоких дозах блокирует работу гиппокампа, мешая нормальному сохранению информации.

Чувства позволяют улучшать запоминания, но они могут искажать как воспоминания, так и реальность.

Книги о видах памяти человека в психологии

  • «Память», авторы Бэддели А., Айзенк М. В данной работе представлен комплексный анализ этой удивительной способности: от особенностей ее формирования в детском возрасте до патологических нарушений при деменции, от техник эффективного запоминания до механизмов психогенной амнезии. Исследователи демонстрируют взаимное влияние различных систем этого механизма на другие когнитивные процессы и рассматривают многофакторную природу его функционирования.
  • «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)», автор Лурия А. В этом произведении показана жизнь советского мнемониста Соломона Шерешевского, чья феноменальная память позволяла ему запоминать и воспроизводить через годы бессмысленные слова, цифровые комбинации, математические выражения и иностранные тексты.
  • «В поисках памяти», автор Кандель Э. В книге исследуются нейробиологические механизмы этой функции. Автор подробно анализирует историю изучения синаптической передачи и современные представления о нейронных основах запоминания.
  • «Память и уход за ней», автор Уильям Аткинсон. В книге раскрываются принципы ее работы: от восприятия информации до ее сохранения и воспроизведения.

Часто задаваемые вопросы о видах памяти в психологии

Почему в детстве больше запоминаются образы?

В эту пору лучше развит такой вид памяти. Психология объясняет это особенностями работы правого полушария мозга, которое доминирует в детском возрасте и отвечает за целостное, наглядно-образное восприятие мира. С возрастом ведущую роль берет логическое левое полушарие.

В чем разница между оперативной памятью и кратковременной?

Оперативная играет роль «процессора» для мгновенных вычислений, а кратковременная — это «кэш» для данных.

Реально ли развить свою память?

Эффективное запоминание достигается через три ключевых механизма: систематическое повторение, создание смысловых связей с имеющимися знаниями и практическое применение информации в деятельности.

Почему мы не всегда помним сны?

В фазе REM-сна мозг проводит «зачистку» кратковременной памяти, освобождая место для новой информации. Память — фундаментальный психический процесс, существующий в различных формах. Разные виды запоминания развиты у людей неравномерно, но систематические тренировки позволяют значительно улучшить этот навык, облегчая решение жизненных задач.

Вам также может понравиться
Понятие рефлексии в психологии и ее использование

Понятие рефлексии в психологии и ее использование

Триггеры в психологии: понимание механизма эмоциональных реакций

Триггеры в психологии: понимание механизма эмоциональных реакций

Как перестать сравнивать себя с другими и начать ценить себя

Как перестать сравнивать себя с другими и начать ценить себя

Перезагрузка жизни: 5 шагов чтобы начать все заново с чистого листа

Перезагрузка жизни: 5 шагов чтобы начать все заново с чистого листа

Окно Овертона: что это такое простыми словами и примеры из жизни

Окно Овертона: что это такое простыми словами и примеры из жизни

7 шагов к прорыву в жизни: простой план для достижения успеха

7 шагов к прорыву в жизни: простой план для достижения успеха

Методы индукции и дедукции: подробное руководство с примерами и сравнением

Методы индукции и дедукции: подробное руководство с примерами и сравнением

Бихевиоризм в психологии: что это, основные принципы, методы и применение

Бихевиоризм в психологии: что это, основные принципы, методы и применение

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать подарок