О чем речь? Предмет психологии — целостное изучение внутреннего мира человека: сложного переплетения сознательных и бессознательных процессов, эмоций и интеллекта. Эта наука ищет общие закономерности в субъективном опыте, чтобы понять, почему люди чувствуют, думают и поступают именно так.
На что обратить внимание? Интересен главный парадокс психологии: она балансирует между объективными, измеримыми законами психики и уникальной субъективностью каждой личности. Именно в этом напряжении рождается наиболее полное понимание человеческой природы.
Определение психологии
Что такое психология? С древнегреческого языка термин переводится как ψυχή — «душа», λόγος — «учение». То есть это наука, изучающая человеческую психику, закономерности ее возникновения, развития и функционирования, а также психическую деятельность индивида или группы людей. Психология сочетает естественнонаучный и гуманитарный подходы.

Эта наука включает в себя следующие направления:
- Фундаментальная психология. Выявляет механизмы, факты и законы психической деятельности.
- Прикладная психология. Рассматривает психические явления в естественных условиях (опираясь на фундаментальное направление).
- Практическая психология. Применение психологических знаний в реальной деятельности.
Фундаментальная психология — это наука, направленная на исследование сущности различных психических явлений. Она ориентирована на выявление базовых законов функционирования человеческой психики. А именно: общих принципов, механизмов развития, отклонений психики и так далее. Основа психологического познания — это теоретический и практический методы, которые включают в себя наблюдение, экспериментальные исследования и сбор информации.
Прикладная психология неразрывно связана с такими направлениями в медицине, как психиатрия и психотерапия. Главная задача первой — выявление и лечение психических расстройств. Миссия второй — терапевтическое воздействие на психику человека с целью стабилизации его психоэмоционального состояния, решения внутренних и внешних конфликтов и проблем.
Практическая психология — это использование различных практик для достижения результата:
- психодиагностика — создание методов для нахождения уникальных психологических особенностей каждого человека;
- психокоррекция — изменение психологических особенностей с целью приближения их к норме;
- психологическое консультирование — выявление скрытых психологических факторов, лежащих в основе реальных жизненных трудностей индивида;
- психотерапия — воздействие на психику пациента с целью устранения проблем психологического характера (эмоциональных, личностных, межсубъектных), а также формирование у него способности самостоятельно справляться с возникающими невзгодами.
Предмет, объект и задачи психологии
Что является предметом психологии личности? Это человеческая психика (ее принципы работы, особенности и закономерности) как особая форма отражения действительности, формирование индивидуальных особенностей личности и взаимодействия индивида как сознательного субъекта с окружающим миром.
В данной статье мы рассмотрим не только предмет психологии, но также ее объект. Также исследуем ее задачи и методы.

Основными объектами психологии являются социальные субъекты, их отношения и связи, различные объективные и персональные факторы, влияющие на достижение ими успеха в той или иной сфере.
Основными задачами данной науки являются:
- изучение психических явлений, их механизмов, особенностей и закономерностей;
- исследование природы психических особенностей личности, а также условий их формирования на различных этапах и уровнях ее развития;
- работа с собранными данными в практической деятельности.
Методы исследования предмета психологии
Разобравшись с предметом психологии, приступим к методам исследования. Количественные поиски в психологии поддаются проверке выдвинутых гипотез при помощи статистических методов. Несмотря на то, что в данной области широко применяются случайные рандомизированные и контролируемые эксперименты в условиях лабораторий, такие исследования способны оценить лишь некоторый ограниченный диапазон кратковременных явлений.

Поэтому специалисты-психологи прибегают к творческим статистическим методам и инструментам для извлечения знаний из клинических испытаний и информации о населении. Это:
- технологии сбора данных — наблюдение, в том числе самонаблюдение, анализ документов и результатов какой-либо деятельности, тестов и опросов, эксперименты, а также биографический метод;
- способы обработки информации — различные виды анализа данных: статистический, корреляционный, регрессионный и прочие;
- использование цифровых технологий — специализированные технические и программные инструменты для сбора, ввода и обработки информации, полученных данных, в том числе статистических и больших объемов материалов;
- анализ творческой деятельности — самого процесса и его результатов;
- приемы психологического воздействия — тренинги, дискуссии, различные методы и эксперименты по внушению, убеждению, техники релаксации и так далее;
- электрофизиологические технологии исследования мозга и нейронных структур, действующие на основе электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), томографии (МРТ) и инфракрасной спектроскопии с использованием световых волн длиной от 700 до 900 нанометров, способных проникать в тело человека.
Предмет социальной психологии
Предмет социальной психологии — это механизмы поведения и действия людей, определяемые их принадлежностью к разным социальным группам, психологические особенности этих страт. Особое внимание уделяется влиянию общества на личность, изменениям в процессе их взаимодействия. В основе изучения социальной психологии лежат не только психические процессы индивида, но и специфика, связанная с системой социальных связей и отношений.
Таким образом, определение предмета социальной психологии формулируется следующим образом: «социальная психология занимается изучением закономерностей и паттернов поведения людей, их коммуникации и совместной деятельности, обусловленных принадлежностью к определенным социальным группам, а также характеристиками этих групп».
Существуют разные взгляды на предмет социальной психологии:
- Фокус на личности внутри группы. Изучение индивидуальных особенностей, проявляемых в результате воспитания и с учетом среды, в которой человек обитает.
- Фокус на социальных группах. Изучаются психологические характеристики страт, внутренние проблемы, взаимоотношения в них и извне.
- Изучение массовой психики (массовидные явления психики). Объектом изучения становится не индивид или группа, а целые классы и слои в обществе. Среди них — массовые настроения, установки и стереотипы.
Основные явления, рассматриваемые в социальной психологии:
- Групповое поведение. Основные вопросы: почему люди объединяются в социальные страты, как личность трансформируется из-за их воздействия, какие факторы и механизмы давления используются.
- Влияние социума. Механизмы воздействия окружающей среды: конформизм (склонность к изменению поведения под давлением группы), принятие норм и правил, регулирующих деятельность.
- Межличностные отношения. Предмет исследования — возникновение и развитие связей между людьми, таких как симпатия, дружба, привязанность, конфликты и их разрешение.
Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?
Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.
Что вы получите:
- 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
- практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
- подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
- понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.
Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.
Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.
В социальной психологии применяются следующие исследовательские технологии:
- Метод наблюдения. Заключается в сборе, упорядочивании и систематизации информации о деятельности и особенностях в поведении человека.
- Метод опроса. Заключается в получении информации путем ответа человека на заданные ему вопросы.
- Метод эксперимента. Предполагает создание таких условий, в которых появляется возможность изучить интересующие социально-психологические явления.
- Метод моделирования. Заключается в создании искусственных или естественных вариантов ситуаций для детального исследования интересующих явлений.
Предмет психологии развития
Предметом исследования психологии развития является изучение закономерностей становления психики человека на разных стадиях жизненного цикла, начиная с детства и заканчивая зрелостью и старостью. Она охватывает широкий спектр вопросов, среди которых:
- условия, движущие причины и факторы развития психики человека;
- формирование эмоциональных, познавательных и волевых психических процессов;
- развитие различных форм активности;
- формирование индивидуально-личностных качеств;
- возрастные и индивидуальные особенности в психологическом становлении.

Психологию развития иногда называют возрастной, однако ее предмет изучения гораздо шире и охватывает множество направлений. Основными ее задачами являются:
- Научно-исследовательская: изучение общих факторов и тенденций развития психики в течение всего периода жизни (онтогенез).
- Диагностическая: разработка инструментов для оценки степени зрелости индивидуальных, личностных и социальных характеристик человека на каждой стадии взросления.
- Коррекционно-развивающая: устранение отклонений и задержек в психическом развитии субъекта, оптимизация условий для раскрытия его потенциалов и способностей.
В психологии развития используют ряд специально адаптированных общенаучных и общепсихологических методов. Вот некоторые из них:
- Метод наблюдения. Постоянное специально организованное изучение индивида и его поведенческих реакций, на основании которого осуществляется анализ и дается оценка.
- Метод эксперимента. Создание особых условий/ситуаций для проверки предположений исследователя, исключающих фактор неожиданности, присутствующий при простом наблюдении. Включает лабораторные и естественные эксперименты.
- Метод сравнения (поперечных срезов). Подбор однородных групп испытуемых, различных каким-либо ключевым признаком (пол, возраст и т. п.) и сравнение их определенных показателей для выявления значимой специфики.
Существуют различные теории, которые объясняют механизмы психического формирования человека. Примеры некоторых из них:
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Описывает четыре последовательные стадии умственного формирования ребенка: сенсомоторная, дооперационная, период освоения конкретных операций и, наконец, этап формальных операций.
- Культурно-историческая теория Л. С. Выготского — подчеркивает решающую роль социальной среды как главного источника психологического развития личности.
Предмет возрастной психологии
Что является предметом возрастной психологии? Она изучает закономерности и устойчивые тенденции психического развития человека на протяжении всей его жизни — от младенчества до пожилого возраста. Ученые отслеживают все изменения, сосредотачиваясь не только на поверхностных аспектах поведения, но и на внутренних процессах, таких как мыслительная деятельность, восприятие, эмоции, а также осознание субъектом себя как личности.

Основные темы возрастной психологии охватывают:
- развитие когнитивных способностей, таких как внимание, память, логика, творческое мышление;
- формирование личностных качеств и самооценки;
- эволюция потребностей и уровня мотивации;
- особенности поведения в разном возрасте.
Предмет современной возрастной психологии — это не только дети. Исследователи изучают поведенческие особенности человека абсолютно на всех этапах жизни.
Рассмотрим основные задачи возрастной психологии:
- Описание. Отслеживание и фиксация изменений психики человека на каждом этапе жизни.
- Объяснение. Выяснение причин и механизмов, лежащих в основе возрастных преобразований психики.
- Прогнозирование. Построение сценариев относительно возможных будущих изменений и траекторий развития.
- Применение на практике. Разработка эффективных подходов и программ, способствующих наилучшему формированию психики человека.
Исследование психического развития в возрастной психологии осуществляется различными способами:
- Метод наблюдения. Изучение поведения и реакций человека или группы лиц.
- Метод эксперимента. Поиск причинно-следственных связей, проводимый как в лаборатории, так и в реальной жизненной среде.
- Анкетирование и опросы. Сбор информации касательно внутреннего состояния, взглядов и представлений людей различного возраста.
- Лонгитюдное исследование. Долгосрочный мониторинг, осуществляемый на протяжении нескольких лет и даже десятилетий над одними и теми же участниками, позволяющий проследить изменения и уникальные пути развития каждого человека.
В возрастной психологии существуют следующие теории:
- Теория Жана Пиаже – доктрина поэтапного развития. В ней подчеркивается важность прохождения ребенком через ряд последовательных стадий когнитивного созревания.
- Теория Эрика Эриксона – разработка концепции 8 стадий психосоциального развития. На каждой человек переживает кризис, связанный с задачами воспитания личности.
- Теория Льва Выготского – определение роли социального взаимодействия и культуры в формировании детского сознания и развитии психики.
Предмет психологии — это психика человека или его психическая жизнь, а также условия, механизмы, закономерности и особенности ее развития. Не существует единого определения предмета психологии как науки.
Дискуссии о данном понятии продолжались на всем протяжении развития психологии. В VI–XVII вв. психика понималась как «душа», в XVII–XIX вв. как «сознание», а в XIX в. — н. XX в. как «поведение». Современное определение расширило рамки понимания предмета психологии, подчеркнув необходимость изучения психики в различных ее формах, включая высшую форму — сознание, присущую исключительно человеку.
Часто задаваемые вопросы о предмете психологии
Предмет педагогической психологии — что это?
Это закономерности и механизмы освоения человеком социального и культурного опыта либо интеллектуального и личностного развития учащегося в условиях образовательного процесса, организованного учителем.
В чем заключается суть предмета педагогической психологии, чем она занимается?
Педагогическая психология — это изучение закономерностей овладения знаниями, навыками и умениями; анализ формирования критического, самостоятельного и творческого мышления обучающихся. Также: оценка влияния учебного процесса на психическое развитие; определение условий возникновения новых психических образований в ходе занятий; исследование особенностей личности и профессиональной деятельности наставника.
Предмет клинической психологии — что это?
Особенность предмета клинической психологии заключается во взаимосвязи психических явлений с болезнями. В предмет дисциплины входят такие явления, как: расстройства психики и аномалии в поведении; личностные особенности и поведенческие проявления пациентов; роль психологических факторов в возникновении, течении недугов и эффективности лечения, а также особенности взаимодействия больного с окружающим обществом.
Предмет истории психологии — что это?
Это фактический путь научных знаний о психике, психологических феноменах. История психологии отличается от общей психологии тем, что ее основным предметом является не просто психическая реальность, а эволюция представлений о природе психики на разных этапах ее развития.


