Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Альфред Адлер. Тот, кто своими идеями расколол Венское психоаналитическое общество. Этот австрийский ученый разработал новое направление психоанализа, названное индивидуальной психологией Адлера. Оно основано на социальных факторах, влияющих на психику и поведение. Как и в случае Фрейда, краеугольным камнем исследований Адлера стала личность человека и те механизмы, которые заставляют ее развиваться. Его взгляды начали настолько противоречить принципам психоанализа, что закончилось это громким скандалом с учителем (Фрейдом).

В чем же заключалось столь принципиальное различие? Фрейд считал, что основа личности – бессознательное и сексуальность, и это очень роднит человека со всеми прочими животными. Опускаться до животного уровня мешает только давящее сверх-эго.

Адлер же рассмотрел вопрос человечнее и стал основоположником индивидуальной психологии личности. Считается, что такие идеи ученый вынес из собственного детства: он родился в многодетной семье, в младшем возрасте часто болел, был физически слабым. Участвуя в уличных драках, маленький Альфред едва не расстался с жизнью, а школьная наука поначалу давалась ему очень тяжело. Со временем мальчик смог добиться признания сверстников, наверстал учебу и даже стал одним из лучших студентов медицинского университета.

Суть теории личности

В основе нового направления – четыре принципа:

  • человек – целостная личность, а не мечущийся сборник из противоречивых образований, как вытекало из теории психоанализа;
  • главная движущая сила человека – стремление к превосходству.
  • в основе каждой личности лежит творческое начало;
  • одну из решающих ролей в становлении личности играет ее социальная принадлежность.

Альфред Адлер считал, что каждый ребенок рядом со всемогущими взрослыми, всецело владеющими его жизнью, испытывает острое чувство собственной неполноценности. Все дальнейшее его существование становится попыткой преодолеть это чувство, а пути преодоления могут быть самыми разными, кому на что фантазии хватит. Кто-то станет блестящим инженером, прекрасным врачом или талантливым политиком, а кто-то пойдет грабить в подворотни. Вот этот момент, по мнению ученого, во многом определяет социальная принадлежность.

Согласно теории личности Адлера, под влиянием социума у человека формируются три основные жизненные задачи:

  • дружба;
  • любовь;
  • работа.

Список небольшой, но также предполагает массу вариантов реализации. В теории личности Адлера выделяют семь основных элементов:

  • чувство неполноценности (хотя более корректный перевод – неполноты) и компенсация – такое ощущение зарождается у ребенка в детстве, становясь причиной внутреннего конфликта и давая толчок к развитию;
  • стремление к превосходству – концепция Адлера называет его одним из основных стремлений в жизни человека;
  • стиль жизни – это привычки и черты характера, формирующие личность; они закладываются в детстве и во взрослом возрасте остаются практически неизменными;
  • социальный интерес – может быть положительным или отрицательным; проявляется как интерес к окружающим, стремление брать ответственность за других;
  • творческое Я – психоаналитическая концепция Адлера утверждает, что развитие личности зависит от творческих способностей человека, умения проявлять их при решении различных вопросов;
  • порядок рождения – ученый был уверен, что на характер влияет то, каким по порядку родился ребенок;
  • фикционный финализм: жизненные цели являются фикцией, самая большая из них – это стремление к превосходству.

Типы личности

Ученый назвал основные типы поведения человека, классифицировав личности по этому показателю:

  • управляющий: в основе – превосходство над другими, у таких людей низкий социальный интерес, они могут быть антисоциальными, враждебно настроенными по отношению к окружающим;
  • берущий – для таких людей характерно полное или почти полное отсутствие социальной активности и интересов, склонность к паразитированию; они склонны к удовлетворению своих потребностей за счет других, но редко причиняют страдания;
  • избегающий – таким людям присуще неумение решать проблемы, низкий или вовсе отсутствующий социальный интерес; они боятся неудач, избегают решения жизненных задач;
  • Социально-полезный – это тип личности, с высоким уровнем социального интереса, способностью сотрудничать и желанием помогать окружающим; такие люди заинтересованы в общении, искренне заботятся о других; это наиболее развитая личность по классификации ученого.

Структура личности по Адлеру

Формирование характера, мировоззрения, поведения обусловлено чувством неполноценности и, как результат, стремлением превосходства. Таким образом, основа личности, согласно теории Адлера, носит двойной характер. На нее влияют стиль жизни и фиктивный финализм.

Индивидуальная психология Адлера утверждает, что стиль жизни формируется на основе отношений между ребенком и его родителями. Он зависит от страданий, с которыми сталкивается маленький человек. Ученый разделил их на три основные категории: гиперопека, отсутствие внимания к ребенку, физические дефекты.

Страдания зарождают в человеке комплекс неполноценности, и всю дальнейшую жизнь личность стремится его преодолеть. По мере взросления человек сталкивается с основными жизненными задачи: работой и карьерой, построением личных (любовных, романтических) отношений, формированию дружбы с окружающими.

Кроме того, на стиль жизни влияет творческий центр личности, творческое Я. По Адлеру, это важная составляющая, которая становится дополнительной мотивацией для человека. От нее зависит многое: развитие памяти и образного мышления, восприятие окружающего мира.

Наконец, в развитии личности играет роль порядок рождения ребенка. По мнению Адлера, это важный момент, который во многом формирует стиль жизни.

  • Старшие дети, первенцы могут быть эгоцентричными, они получают достаточное количество внимания от родителей, поэтому появление следующего ребенка может стать для первенца драмой. Он вынужден приспосабливаться к новым обстоятельствам, поэтому может стать лидером, одиночкой. Нередко именно первенцы становятся ревнителями традиций, семейных ценностей, консерваторами.
  • Средние дети вынуждены постоянно соперничать со старшими братьями или сестрами, поэтому в них ярко проявляется стремление к установлению собственных рекордов. По мнению ученого, именно средние дети больше других предрасположены к достижению заметных результатов, у них хорошие лидерские задатки.
  • Если ребенок единственный, он может быть склонен к эгоцентризму, зависимости от мнения других. Привыкнув с младенчества к максимальному вниманию родителей, он требует такого же отношения и от окружающих.

Теория компенсации Адлера

Эту концепцию ученый разработал, наблюдая за людьми с физическими дефектами, слабым здоровьем. Он пришел к выводу: люди, страдающие комплексом неполноценности, имеющие увечья или недостатки, стремятся компенсировать свои психологические проблемы за счет выдающихся достижений в различных сферах жизни. Это может быть карьера или занятия спортом, творчеством. Такие личности подсознательно выбирают путь борьбы, они не готовы сдаваться перед внешними обстоятельствами.

Такая постоянная стимуляция своих способностей может проявляться в одной из трех форм:

  • адекватная компенсация – происходит, если превосходство и социальные интересы личности совпадают (например, человек занимается творчеством или спортом, пишет книги);
  • сверхкомпенсация – человек уделяет максимум внимания развитию одной из способностей, при этом сверхразвитие направлено на самого человека (например, постоянное накопительство материальных благ);
  • мнимая компенсация – в этом случае личность не занимается развитием, поскольку комплекс неполноценности компенсируется объективными факторами (например, болезнью).

Стремление к превосходству

Потребность стать лучше окружающих – врожденная, она является фундаментом личности и придает человеческой жизни смысл. По мнению Адлера, стремление к превосходству – это основа саморазвития. Именно такая потребность помогает преодолевать трудности, она заставляет человека ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. Это основа мотивации личности, главный «двигатель». Даже если человек находится в гармонии с собой и окружающим миром, стремление к превосходству заставляет его двигаться вперед.

Развитие личности по Адлеру

По мере взросления личность сталкивается с различными задачами, которые необходимо решить комплексно. Человек понимает это на подсознательном уровне, поэтому неосознанно стремиться проявить себя, занять значимое место в обществе. Для этого он проявляет социальный интерес. По мнению Адлера, психологически зрелая, развитая личность положительно относится к окружающим, к людям в целом, интересуется ими.

Кроме того, ученый ввел понятие степени активности – это способ решения жизненных проблем. Он зависит от типа личности. По мнению Адлера, самая высокая степень развития личности – это социально-полезный тип характера.

Теория личностного конфликта

По Адлеру, межличностный конфликт обусловлен комплексом неполноценности, который развивается в первые пять лет жизни человека. За счет стремления к превосходству личность пытается компенсировать чувство неполноты. Ученый раскрыл два способа такой компенсации:

  • развитие социального интереса, социального чувства (если оно неразвито, возможны негативные проявления – формирование зависимостей, склонность к преступности);
  • стимуляция способностей, развитие творческих склонностей.

Теория Адлера, как и другие, имеет слабые места. Возможно, они связаны с тем, что при создании индивидуальной психологии личности ученый во многих моментах опирался на субъективный опыт собственного трудного и не слишком счастливого детства. Например, огромное значение он придавал тому, каким по счету в семье родился человек.

Несмотря на спорные моменты, заслуги Адлера огромны. Например, именно благодаря ему, несколько зацикленная на сексуальности и бессознательности психология смогла повернуться к человеку лицом и увидеть в нем не только передравшиеся инстинкты, но и живую, творческую личность.

Делай как коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ДЕЛАЙ КАК КОУЧ

Международная программа CCE ICF (25 часов)​.
Для тех, кто хочет изучить коучинг с нуля.
1-й модуль программы «Коучинг международного уровня» Level 1 (76 часов)

СТАРТ 16 НОЯБРЯ
Думай как коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ДУМАЙ КАК КОУЧ

Международная программа CCE ICF (51 час)​.

2-й модуль программы «Коучинг международного уровня» Level 1 (76 часов)

СТАРТ 25 ОКТЯБРЯ
Коучинг международного уровня

КУРС

КУРС

КУРС

КОУЧИНГ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

Международная программа обучения коучингу с нуля по стандартам ICF

СТАРТ 16 НОЯБРЯ
5 Prism в работе коуча

КУРС

КУРС

КУРС

5 PRISM В РАБОТЕ КОУЧА

Авторский онлайн-курс по эффективной работе с конфликтами, эмоциями, убеждениями и поведением клиента.

СТАРТ 24 ЯНВАРЯ
Сопровождение до ACC

КУРС

КУРС

КУРС

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДО ACC

Программа CCE ICF

СТАРТ 23 НОЯБРЯ
5 Prism Pro

КУРС

КУРС

КУРС

5 PRISM PRO

Второй модуль углубленного изучения метода 5 Prism в работе коуча

СТАРТ 13 АПРЕЛЯ 2023
Сопровождение до PCC

КУРС

КУРС

КУРС

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДО PCC

Программа «Профессиональный коуч»

Подготовка к сертификации PCC ICF

СТАРТ 26 СЕНТЯБРЯ
Профессиональный ментор-коуч

КУРС

КУРС

КУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТОР-КОУЧ

Курс специализации для коучей (35 CCUs)

СТАРТ 10 ОКТЯБРЯ 2022
Практический курс бизнес-коучинг

КУРС

КУРС

КУРС

БИЗНЕС-КОУЧИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Получите практические инструменты для работы с бизнесом и предпринимателями

СТАРТ 4 ОКТЯБРЯ
PRO Деньги

КУРС

КУРС

КУРС

PRO ДЕНЬГИ

Всего за 2 месяца вы освоите инструменты увеличения дохода и начнете позволять себе больше без страха, что деньги закончатся

СТАРТ 24 НОЯБРЯ
previous arrow
next arrow