- Виды мышления
- Логическое мышление
- Абстрактное мышление
- Творческое мышление
- Наглядно-действенное мышление
- Наглядно-образное мышление
- Способы развития разных видов мышления
- Наглядно-образного
- Эффективные способы развития абстрактного мышления
- Способы развития наглядно-действенного мышления
- Способы развития логического мышления
- Способы развития творческого мышления
- Развитие мышления у детей
- Часто задаваемые вопросы о способах развития мышления
- Для чего его улучшать?
- Как объяснить то, что изучение иностранного языка является одним из основных способов развития говорения и менталитета детей?
- Возможно ли расширить способность к мышлению?
- Какие способы развития критического мышления существуют?
Какие есть способы развития мышления? Начнем с того, что этот процесс бывает разных видов. Для развития творческого мышления можно использовать методы мозгового штурма, придумывать истории и сказки, а также заниматься искусством. Чтобы усилить абстрактное мышление, рекомендуется заниматься решением логических задач, анализом текстов и изучением научных теорий.
Почему это важно? Развивать мышление можно на протяжении всей жизни. Применяя специально разработанные способы, вы сможете улучшить мыслительные способности, погрузившись в увлекательный процесс.
Виды мышления
Мышление — одно из важнейших проявлений человеческой высшей нервной деятельности. Оно определяется совокупностью мотивов, оперативных функций и результатов познания. Если описывать мышление подробнее, то можно характеризовать его как систему принятия, обработки информации и установки причинно-следственных связей между событиями и фактами.
Оно помогает отобразить свойства объектов и явлений, что формирует представление об окружающем мире, способствует его познанию и постоянно увеличивает объем понятий, которыми оперирует личность.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
При большом количестве определений и трактовок суть мышления заключается в одном: чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он может вести познавательную деятельность, изучать новое, понимать факты и истины, тем самым взаимодействовать с внешним миром. Формирование его происходит вместе с развитием коры головного мозга по мере ее созревания. Это начинается с рождения, однако развитие мышления может остановиться на каком-либо этапе жизни. Но человек может повлиять на то, чтобы продолжить путь к улучшению данной деятельности, если он того захочет.
Давайте разберемся, какие типы мышления существуют, и поймем, из чего они состоят.
Логическое мышление
Оно у всех на слуху. Это, наверное, самое популярное из видов мышления, особенно, если судить по количеству упражнений и тренажеров для его развития. Оно является комплексным и состоит из многих процессов, элементов. Наиболее важными, что хорошо поддаются развитию, являются:
- Анализ — это понятие сути вещей, способность умственно разделить одно событие, объект или явление на части, чтобы найти связь между ними, полученный опыт экстраполировать на аналогичные эпизоды, реалии или явления. Чтобы понять, как устроено большое, нужно узнать, из чего оно состоит, будь это строение человека, химического вещества или последовательность событий, приведшая к определенному итогу.
- Сравнение — способность отделять и рассматривать одинаковые и разные части вещей, явлений, эпизодов. Даже разные, на первый взгляд, реалии могут иметь общие элементы, если применить к ним определенную классификацию.
- Синтез — объединение, слияние отдельных частей в нечто общее, причем эти элементы могут быть собраны в другом, произвольном порядке. Этому могут быть подвержены как физические объекты, так и нематериальные, абстрактные суждения или понятия. Тренировать навык синтеза очень полезно для того, чтобы уметь найти различные виды взаимосвязи между одними и теми же вещами или явлениями.
- Абстрагирование — замена конкретных образов и понятий на теоретические, общие. Действия человека направлены на то, чтобы специально отвлечься от чего-то неважного в пользу полноты видения явления или предмета.
Абстрактное мышление
По-другому называется вербальным, словесно-логическим. Этот тип мышления оперирует словами и терминами, но из всего большого языкового запаса человек может выбрать самые подходящие для сложившейся ситуации. Из этих слов он составляет пояснение в голове. В абстрактные понятия не входят те лексемы, которые означают факты или конкретные объекты. Используется язык слов и понятий, не несущих ключевого значения, а только передающих некий окрас или эмоциональную составляющую события, факта.
"Делай как коуч"
Тренировка вербального мышления очень важна. Для детей она имеет особое значение, ведь им предстоит еще много учиться. Подобные способы развития мышления и речи увеличат результативность образования. А также упростят его для тех, кому легко дается абстракция.
Как и в других типах мышления, здесь определены некоторые термины:
- Понятие — несколько объектов с одними и теми же признаками и качествами. При этом отдельный предмет не имеет такого значения, как группа объектов с их характеристиками.
- Суждение — можно описать как неполный, частичный вывод, резюме по одному лишь вопросу, где не берется во внимание вся картина целиком.
- Умозаключение — полный, объемный вывод на основании всех размышлений по теме.
Творческое мышление
Это навык человека полностью по-новому интерпретировать поступившую информацию и давать уникальное решение вопроса. Не существует людей, которые не умеют мыслить творчески, важно в любом возрасте стараться развивать этот потенциал. Пытаться творить то, что не встречалось в жизни. Творческое мышление имеет не только креативную сторону, но и служит в реальной жизни. Например, помогает найти выход из ситуации нестандартным путем.
Способы развития творческого мышления широко распространены, но не все люди их используют, чтобы раскрыть собственный потенциал. Самыми простыми вариантами улучшить его будут: новые знакомства, расширение кругозора, путешествие в новые места, нахождение хобби. Непрерывное обучение, пусть даже в небольшом объеме, это то, что выведет на принципиально иной уровень творческого мышления. Практика и импровизация дадут через время идеальный результат.
Наглядно-действенное мышление
Этот вид появляется в результате работы левого полушария. Он помогает создать воображаемую копию настоящего предмета и выявить его свойства, пути применения, чтобы потом осуществить это в реальной жизни. Хорошо можно представить маленького ребенка, который видит предмет и прикасается к нему, а в это время представляет, можно ли его съесть, как далеко он улетит, если кинуть, и можно ли на него залезть сверху. Взрослые тоже часто визуально оценивают предмет, чтобы понять, можно ли применить его практически. У всех бывают ситуации, когда надо чинить сломанную вещь, и вы ищете глазами что-то, что могло бы подойти на роль недостающей детали.
Наглядно-образное мышление
С помощью него можно решить жизненную проблему, создавая цепочки образов в мыслях, а не применяя физические действия. Оно отличается от творческого мышления тем, что все объекты и действия, производимые мысленно, существуют реально. Человек лишь образно перебирает варианты использования предмета для эффективного применения. Примером такого мышления может быть подбор обоев в квартиру: вы стоите в строительном магазине и выбираете цвет покрытия, представляя, как будет выглядеть в итоге комната.
Способы развития разных видов мышления
Наглядно-образного
У взрослых и детей возможно развитие такого типа мышления с помощью одинаковых методик. Для примера приведем ниже несколько упражнений:
- Нужно вспомнить несколько человек, которых вы сегодня встретили. Восстановите по памяти, во что они были одеты и как выглядели.
- Возьмите три понятия, например, «сила», «слава» и «красота». Составьте описание для каждого понятия, используя 2 существительных, 1 наречие, 3 глагола и 3 прилагательных.
- Упражнение «Мысленный эксперимент»: мысленно пересчитайте количество квартир в вашем доме, подумайте, как выглядит перевернутая на 90 градусов, и зеркально отраженная буква «F» или детально вспомните форму ушей слона.
- Подробно составьте описания для словосочетаний типа: летящий лебедь, вспышка молнии, еловый лес, кухня в вашей квартире.
- Если недавно общались с друзьями, то восстановите в памяти детали встречи. Много ли людей собралось? Во что они были одеты? Какие блюда и напитки они заказали? Какие темы вы обсуждали? Как выглядело помещение кафе, где проходила встреча? Вспомните ощущения о том, как все прошло.
Эти примеры заданий можно немного подстроить под себя и события из вашей жизни. Главное — использовать наглядно-образное мышление. Развитие этой вашей стороны будет продвигаться вперед, если сделаете эти тренировки регулярными.
Эффективные способы развития абстрактного мышления
Как и остальные типы, словесно-логическое полезно развивать всем, даже малышам. Эти упражнения — хорошая тренировка памяти и внимания. Вот способы и приемы развития мышления, которые можно использовать для детей и себя:
- В течение трех минут необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «щ».
- Напишите несколько коротких предложений, например: «Как ваши дела?», «Сколько это стоит?», «Проходите вперед». Теперь проговорите их задом наперед дважды или трижды, пытаясь ускориться.
- Поиграйте в «Найди лишнее». В цепочках разных понятий ищите слово, которое отличается по смыслу от остальных.
- Опишите все несходства между предметами в парах: дерево и лист, поэма и роман, бегемот и носорог, пейзаж и портрет.
- Есть существительное и слова, которые его описывают или входят в его состав. Например: «здание — стены, фундамент, крыша, балкон, обои», «дорога — автомобили, пешеходы, движение, трасса, обочина». Из каждого списка вычеркните понятие или несколько понятий, в отсутствие которых слово может существовать.
Эти упражнения можно видоизменять по желанию и степени сложности. Именно вариабельность делает их универсальными для разных возрастов и уровня интеллектуального становления.
Способы развития наглядно-действенного мышления
Отличным способом здесь станут игра в шахматы, разные головоломки и пазлы, а также лепка из глины, мастики или пластилина. Вот еще несколько полезных упражнений для развития наглядно-действенного мышления:
- Возьмите в руки любой предмет и попытайтесь определить, сколько он весит. Проверьте себя, если у вас дома есть весы. Попробуйте на глаз определить также размеры разных комнат квартиры (площадь, объем).
- На бумаге нарисуйте треугольник, ромб и трапецию. Фигуры разрежьте ножницами один раз по прямой так, чтобы они превратились в квадраты.
- Возьмите пять счетных палочек и сложите из них два равных треугольника. Затем разложите семь и составьте из них два треугольника и два квадрата.
- Из конструктора составьте максимальное количество возможных фигур. Можете проявить фантазию, а не следовать инструкции по сборке. Лучше, если деталей будет много, от пятидесяти и больше.
Способы развития логического мышления
Для этого можно использовать следующее:
- Выбрать лишнее слово из последовательности: «кровать, тумба, пуфик, стул», «эллипс, шар, мяч, диаметр», «ложка, тарелка, посуда, стол» и так далее. Это достаточно простое, но тем не менее, эффективное упражнение, которое точно пойдет на пользу. Большинство из таких заданий можно в огромном количестве найти в Интернете.
- Задание для группы людей: с родственниками или друзьями разбейтесь на две команды. По очереди каждая должна загадать какой-либо текст, подробно изложив его пересказ, подбирая синонимы и описывая все другими словами. Задача второй команды — отгадать его. Например: «Священник завел домашнее животное. Он очень трепетно и с большой теплотой к нему относился. Однажды домашнее животное употребило в пищу часть туши сельскохозяйственного животного, за что церковнослужитель вынужден был учинить над собственным любимцем немедленную расправу». Если применить логику, то можно вспомнить песню «У попа была собака, он ее любил…».
- В качестве второй командной игры можно учиться находить причинно-следственные связи вместе. Один игрок что-то делает, участник другой группы отгадывает, почему совершено это действие. Потом называют повод причины, и так далее, пока не дойдут до сути.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Эти игры являются действенными способами развития памяти и мышления, а также интеллекта в любом возрасте.
Способы развития творческого мышления
Есть теория, что за жизнь люди способны реализовать лишь небольшую часть креативного потенциала, которым обладают. Поэтому задачей такого прогресса будет поиск тех самых незадействованных ресурсов и их активизация. Вот рекомендации для улучшения способов развития креативного мышления:
- старайтесь разнообразить способы решения ежедневных рутинных задач;
- не смотрите на те рамки и ограничения, которые были установлены — стремитесь найти собственное урегулирование вопроса;
- старайтесь увеличивать границы кругозора и исследовать новое на регулярной основе;
- ищите возможности для путешествий и открывайте иных людей и страны;
- старайтесь постоянно учиться чему-то новому, искать хобби и развлечения;
- попытайтесь каждый день становиться лучшей версией себя вчерашнего.
Несмотря на то, что творчество — абстрактное понятие, развивать его можно вполне конкретными способами. Ниже представлены несколько упражнений:
- Выберите несколько понятий, например: «зрелость», «женщина», «напиток», «телефон». Постарайтесь подобрать к каждому как можно большее число существительных, которые определяют их суть.
- Соедините в пары разные понятия, например, «фортепиано — автомобиль», «туча — поезд», «растение — рама», «жидкость — труба» и «дельтаплан — крыло» и найдите те признаки, которые для них будут схожими.
- Придумайте несколько фантастических ситуаций. Опишите их детали и то, как себя в них поведете. Такими сюжетами могут стать: «В вашем населенном пункте приземлились пришельцы», «Вместо воды у вас из крана потекло молоко», «Ваша собака вдруг заговорила на английском языке», «Началось падение метеоритов с неба» и так далее.
- Выберите любой предмет из окружения и опишите его пятью прилагательными. Теперь к ним подберите антонимы.
Чтобы развить творческий потенциал часто используют два популярных метода — синектика и мозговой штурм. Первая с помощью аналогий и критики помогает решить вопрос. Второй нужен для генерации как можно большего количества идей. Эти методики усиления креативности помогают изменить все представления о том, что вы исследуете, увеличат зону комфорта при решении трудных задач. Так ваш тип мышления станет индивидуальным, не похожим ни на чей.
Развитие мышления у детей
В первые годы жизни ребенок получает очень много знаний об окружающем мире. Он узнает об устройстве вещей, учится коммуникации (речи и жестам). В это время у него образуется несколько форм мышления. Одна из первых — предметно-логическая. Основной деятельностью становится предметная, поэтому ребенок познает мир через игрушки и развивающие пособия. Детские психологи, психиатры и невропатологи могут применять некоторые приемы, которые способны включать в работу эту технологию познания. Способы развития мышления детей различаются в зависимости от возраста. Уроки для малышей и обучающихся создаются с учетом этих ступеней, которые присущи всем им в норме.
- Наглядно-действенное мышление.
До двух лет ребенка орудием для познания нового становятся руки. Дети ломают и разбирают все предметы, чтобы понять, как они устроены. Еще лучше исследуются предметы, если их пробуют на зуб. Нужно понимать, что разбитые и разобранные вещи — не признак плохого поведения, они выражают желание ребенка изучить, что там внутри, и что будет, если это разломать.
- Наглядно-образное мышление.
Не проявляется отдельно, а сопровождает до этого появившийся наглядно-действенный тип. Оно оформляется около трех–четырех лет и выражается в появлении образного мышления. Тогда же появляются и первые детские рисунки, в которых отражаются все нюансы происходящего в жизни ребенка. Эти простые картинки важны для формирования наглядно-образного мышления. В этот период очень полезно использовать краски, лепить из пластилина и делать аппликации.
- Словесно-логическое мышление.
В дошкольном и младшем школьном возрасте начинает развиваться этот тип. Дети учатся описывать вещи с помощью слов, а также анализировать и объяснять их. Трехлетка на вопрос «Что такое кошка?» ответит, что это Маруська, она живет у бабушки, а ребенок шести лет уже подробно расскажет, как она может мяукать и мурчать, что ест и что любит. Дети младшего школьного возраста умеют делать простой анализ и выдают результат в виде небольшого последовательного повествования.
Память и мышление личности очень тесно переплетены. Первая дает возможность сохранять полученные знания, чтобы потом с их помощью проводить сравнение, анализ, делать обобщения и выявлять связи между событиями и фактами. Важно тренировать память ребенка, это можно делать в игровой форме. Вот несколько способов развития мышления у младших школьников:
- Игра «День-ночь». На столе перед ребенком кладутся карточки с картинками. После слова «день» он изучает и запоминает рисунки, а после «ночь» закрывает глаза. Пока веки малыша опущены, мама или учитель убирают или меняют одну из карточек. Затем наступает «день», ребенок открывает глаза и говорит, что поменялось.
- «Опиши картинку». Ребенок за тридцать секунд должен изучить карточку, где нарисовано не менее шести предметов. Ее переворачивают, а малыш должен перечислить и описать все предметы, которые ему удалось запомнить.
- «Снежный ком». Взрослый произносит любое слово, ребенок говорит его и еще собственное. Взрослый повторяет предыдущие два и добавляет еще одно. И так далее. Запоминая длинные последовательности слов, можно хорошо развить слуховую память.
Пересказы прочитанного, заучивание стихов тоже способствуют развитию этой способности.
Развивать логическое и самостоятельное мышление можно, включая в программу игры на внимание. Также полезно знать классификацию предметов, уметь искать закономерности, решать головоломки и непростые задачи. Обычно детям нравится играть в «Мозговой штурм». Смысл в том, чтобы придумать большое количество идей за установленное время, например, изобрести новое применение для тех вещей, которые уже давно привычны в использовании — ручка, гладильная доска, ластик и так далее.
Часто задаваемые вопросы о способах развития мышления
Для чего его улучшать?
Это может пригодиться во многих ситуациях, где предстоит логически и последовательно вести повествование, при принятии решений за ограниченное время, чтобы в трудную минуту находить нестандартные подходы к задачам. Хорошо развитое мышление улучшит эффективность диалога с людьми и окружающим миром, упростит всю познавательную деятельность, позволит проще исследовать факты и явления.
Как объяснить то, что изучение иностранного языка является одним из основных способов развития говорения и менталитета детей?
С раннего детства оно наилучшим образом действует на общее становление навыков мышления и речи у ребенка. Смысл заучивания иностранных лексем состоит не только в овладении новым языком, но и помогает переключению между двумя способами выражения, развиваться этим умениям. Любое произнесенное слово переносит малыша на более высокую ступень, где он качественнее взаимодействует с окружающим миром. У начинающих говорить развивается речевое мышление, а дети дошкольного возраста быстро наращивают словарный запас.
Возможно ли расширить способность к мышлению?
Конечно, для этого следует обучаться и проходить тренировки. Для развития и сохранения существующего уровня важно постоянно практиковаться. Решайте головоломки и задачи, так сможете достичь успехов и улучшить мышление
Какие способы развития критического мышления существуют?
Нужно расширять границы кругозора, больше читать и узнавать о сути явлений и объектов. Полезно уметь задавать вопросы, анализировать прочитанное, придумывать пути развития происходящего. Тренировки логического мышления, внимания, памяти тоже будут уместны. Это можно делать при помощи настольных игр, головоломок и специальных упражнений. Мозг человека уникален тем, что способен к постоянному изменению, готов к регулярному обучению и очень гибок в разных условиях. Успешное решение проблем, качество мышления зависят от его работы, так как во время этого происходит образование новых нервных связей, разрастание и усложнение нейронных сетей, то есть идет развитие когнитивных способностей.