Центр карьеры
Оплачиваемые стажировки,
первые клиенты и трудоустоустройство за 0₽
дни
час.
мин.
Узнать больше

Теория привязанности Боулби: основы и значение в психологии

12.12.2024
266
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 12.12.2024
Сохранить статью:
Теория привязанности Боулби: основы и значение в психологии

О чем пойдет речь? Теория привязанности Боулби описывает важность эмоциональной связи между ребенком и его опекуном в формировании личности и социальных отношений. К ней часто прибегают в области детской психологии, педагогики и семейного консультирования.

В чем польза? Суть теории заключается в том, что устойчивая эмоциональная связь с первым опекуном создает базовую модель безопасности для ребенка, которая становится основой для всех последующих отношений.

Суть теории привязанности Боулби

Теория привязанности, предложенная Джоном Боулби, считается одной из главных в развитии детей. В соответствии с данной теорией психическое здоровье человека и его отношения с окружающими во взрослой жизни напрямую зависят от прочной связи между ребенком и его уходящим родителем.

В данной статье мы расскажем об основных принципах учения Боулби, происхождении его теории привязанности и ее влиянии на современное понимание развития личности, о ее основных принципах, а также о ее значении в работе с детьми и родителями.

Процесс развития ребенка, по Боулби, открывает этапы формирования привязанности.

Фаза 1 (от рождения до 3 месяцев) — неразборчивая реакция на людей.

Для детей первых месяцев жизни характерна неразборчивая реакция на многих людей, прежде всего, на новые лица. По мнению этологов, подобная реакция основана на врожденном интересе к визуальному паттерну, что в дальнейшем разовьет одно из самых значительных чувств привязанности, социальную улыбку.

5 пошаговых алгоритмов с примерами: как найти своё дело и выйти на 150 000₽/мес

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 ловушек мышления
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

По мнению Боулби, улыбка — ключ к доверительному контакту с опекуном. Родитель воспринимает данный момент как доказательство привязанности младенца. Если малыш смотрит на вас и улыбается, вы испытываете огромное чувство любви и умиления.

В этот же период формируются и прочие реакции ребенка: лепет, плач, гуление, рефлексы (хватательный и сосательный, рефлекс Моро). Данные реакции, по Боулби, развиваются подобно улыбке на посторонних людей до следующей реакции на конкретного человека.

Суть теории привязанности Боулби

Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях.

Трехмесячный малыш ведет себя по-другому. Сначала исчезают многие рефлексы (рефлексы Моро, цепляние и поиск). В соответствии с положениями теории Джона Боулби важно то, что социальные реакции младенца в таком возрасте по мере роста приобретают более избирательный характер.

С 3 до 6 месяцев малыши улыбаются знакомым людям, а когда они смотрят на чужого человека, всего лишь разглядывают его. Также бывает и с другими реакциями, а плачущий ребенок скорее успокаивается, если видит рядом знакомое лицо.

Потом малыши реагируют более избирательно на знакомых людей. Как правило, они предпочитают двух или трех людей, особенно выделяя кого-то одного. В основном ребенок больше всех тянется к матери, но случаются и исключения.

Ребенок наиболее сильно привязан к человеку, который чаще других отвечает на его сигналы и участвует в наиболее приятных контактах с ним.

Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости.

В этом случае возникает сепарационная тревожность, если мать выходит из комнаты. Если раньше дети протестовали против ухода любого человека, которого видели, то сейчас они расстраиваются от отсутствия близости одного человека.

К 8 месяцам малыши уже ползают, поэтому уже могут последовать за удаляющимся родителем. Дети могут двигаться в разных направлениях: как к объекту привязанности, так и в другую сторону. Опекун является для них отправным пунктом для контакта с окружающей средой.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 30.12
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Во время прогулки 1-2-летний ребенок некоторое время держится рядом с матерью, а потом решает исследовать обстановку. Он смотрит назад, чтобы обменяться с ней взглядом, иногда подходит к ней перед попыткой новых исследований.

У малыша формируется чувство, что рядом мать, объект, который дает ему чувство безопасности и стабильности, поэтому он свободно исследует мир. Или же, наоборот, во время разлуки малыш испытывает страх и тревогу.

Фаза 4 (3 года — окончание раннего детства): партнерское поведение.

В раннем детстве (до 2-3-лет) малыш беспокоится об удовлетворении своей потребности быть рядом с опекуном. Им пока не понятны его планы или цели. Ребенок в таком возрасте не понимает, что родители могут отлучиться ненадолго, например сходить в магазин за продуктами. Малыш просто захочет быть рядом с ними. У трехлетнего ребенка уже есть представление о таких планах. Он в мыслях рисует образ отсутствующего родителя, ему проще разрешить родителю удалиться. Ребенок уже осваивает партнерскую линию поведения.

Суть теории привязанности Боулби

Разлучение и интернатская депривация

Разлучение и интернатская депривация — это два понятия, связанные с психологическими и эмоциональными последствиями, которые возникают как итог прочной привязанности и заботы взрослого человека, особенно в ранние годы.

Разлучение

Разлучение — это процесс, при котором ребенок или взрослый отдаляются от близкого человека. Это случается по различным причинам:

  • Гибель одного из родителей.
  • Развод или разлука родителей.
  • Потеря опекунов.
  • Долгое пребывание вне дома (например, в лечебном учреждении).

Разлука приводит к чувству потери, тревоге, депрессии и прочим расстройствам эмоциональной сферы.

Интернатская депривация

Интернатская депривация характерна для детей, находящихся в интернатах или подобных учреждениях. Они не чувствуют, что их любят. Отдаление от семьи вызвано разными причинами:

  • Социальные трудности (нищета, пережитое насилие).
  • Отсутствие у родителей возможности заботиться о малыше.
  • Неадекватное поведение родителей или опекунов.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Такие дети ощущают недостаток эмоциональной поддержки, что может вызвать различные психологические трудности:

  • Неумение выражать привязанность.
  • Изоляцию от социума.
  • Закомплексованность и сниженная самооценка.
  • Плохую социальную адаптацию.

Данные состояния плохо влияют на здоровье человека, как психическое, так и эмоциональное. Нельзя упускать из виду такие проблемы. Ребенок должен получать необходимую поддержку и заботу, что обеспечит его полноценное физическое и психическое развитие.

Современные психологи придают большое значение решению этих вопросов. Они разрабатывают различные методики, чтобы помочь детям, пережившим разлуку или интернатскую депривацию. Это терапия, реабилитационные программы, социальная поддержка.

Суть теории привязанности Боулби

Основные концепции теории привязанности Боулби

Теория привязанности Боулби — это одна из важнейших концепций в психологии и психиатрии. В соответствии с ее положениями выявляется, как отношения со взрослыми в раннем возрасте влияют на эмоциональное и социальное развитие человека. Главные положения теории привязанности:

Привязанность как врожденный механизм

Врожденная потребность ребенка основана на привязанности к родителям или опекунам. Внимание со стороны взрослых помогает малышу выжить. У детей происходит формирование привязанности на уровне инстинкта, обеспечивающего чувство их безопасности и защищенности.

Функция привязанности

Привязанность обеспечивает несколько важных функций: безопасность, поддержку в исследовании окружающей среды и эмоциональную поддержку. Привязанность дает малышу ощущение защищенности и помогает ему развиваться гармонично.

Четыре типа привязанности

Боулби и его коллеги выделили разные формы привязанности. Они возникают как результат отношений ребенка с опекуном. Выделяют четыре вида привязанности:

  • Безопасная.
  • Избегающая.
  • Амбивалентная (или резистентная).
  • Дезорганизованная.

Модели внутреннего рабочего представления

Боулби предполагал, что на ранних этапах отношений с опекунами у ребенка формируются внутренние модели поведенческих реакций. Это закладывает основу его отношений с другими людьми, что бывает видно в течение всей жизни.

Суть теории привязанности Боулби

Критические периоды

Психолог также считал, что выделяется критический период для устойчивой привязанности. В это время ребенок очень восприимчив к формированию эмоциональных связей со взрослыми.

Последствия для жизни

Привязанность, которая сформирована в раннем возрасте, влияет на будущие отношения, умение доверять, самовосприятие и состояние здоровья.

Теорию Боулби поддержали представители эмпиризма, в частности, она была отражена работами Мэри Эйнсворт и ее «Странной ситуации», где приведена классификация разных стилей привязанности у детей.

Данные концепции отражают сущность ранних эмоциональных связей, их влияние на развитие индивидуума и отношения с другими людьми на всех этапах жизни.

4 типа привязанности

В ходе исследований Боулби и его последователей выявлены разные виды привязанности, как при нормальном развитии ребенка, так и при отклонениях. Приведем конкретный пример. В одной ситуации мать и ребенка оставили в комнате, в которой было полно разных игрушек. Боулби определил четыре вида привязанности, основываясь на поведении детей в незнакомой обстановке.

  • Надежная привязанность

В данной ситуации дети сначала будут с матерью. Постепенно они переключают интерес на игрушки, периодически на мать. После продолжат игру и наблюдения. Здесь характерно стрессовое состояние у ребенка, если он видит, что близкий человек ушел, которое сменяется радостью после его возвращения. Испытав испуг, ребенок с надежной привязанностью ищет поддержки у взрослого. Такие дети знают, что их близкие обеспечат им комфорт и уверенность.

  • Тревожно-амбивалентный стиль привязанности

Такой ребенок с интересом исследует, но настороженно относится к незнакомым лицам, даже в присутствии родителей. Отсутствие матери приносит ребенку дискомфорт. Малыш радуется, когда мать возвращается. Данный тип привязанности отмечается у детей, чьи матери говорят малышу теплые слова, играют с ребенком, но не вступают с ним в тесный контакт. У таких детей часто мало исследовательского поведения, а также наблюдается отсутствие эмпатии. Для них характерно не проявлять тесной привязанности. В зрелости они не верят другим людям и боятся близости.

Суть теории привязанности Боулби

  • Избегающий стиль привязанности

Выражается в отдалении от взрослых людей, пусть даже и очень близких. Дети не могут сделать выбор между родителем и чужим человеком, даже если им это предложат. Такое поведение характерно как результат оскорбительного или нерадивого отношения опекунов. Дети, которые растут без внимания старших, часто теряют интерес к отношениям в будущем.

  • Дезорганизованный стиль привязанности

Дети с дезорганизованным стилем привязанности часто показывают сочетание поведенческих моделей. Они могут быть дезориентированными, ошеломленными, сконфуженными. Для таких детей характерно избегать взрослых или вступать с ними в противоречия. Малыши часто капризничают, ведут себя плохо. Для родителей таких детей типична непоследовательность в поведении. Они могут стать как источником уюта, так и источником страха, что вызывает хаотичное и непредсказуемое поведение.

В результате у детей со сформированной еще в ранний период детства надежной привязанностью хорошо развито чувство собственного достоинства. Они довольно самостоятельны по мере взросления, хорошо учатся в школе, рано встают на ноги и живут своей жизнью, умеют строить отношения с окружающими, мало подвержены депрессиям и тревогам.

Неумение сформировать надежную привязанность вызывает развитие таких диагнозов, как «оппозиционное вызывающее расстройство» (ОВР), «расстройство поведения» (РП) или «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР).

Часто задаваемые вопросы о теории привязанности Боулби

Каким образом привязанность влияет на психологическое развитие, по Боулби?

Рассмотрим основные моменты о воздействии привязанности на психологическое развитие: Эмоциональная безопасность. Если ребенок чувствует себя защищенным, ему легче исследовать окружающий мир, становиться самостоятельным и уверенным в себе. Социальные навыки. Дети со здоровой привязанностью лучше адаптируются в социуме, обладают чувством эмпатии, умеют работать в команде и доверять окружающим. Копинг-стратегии. Чувство привязанности помогает ребенку лучше бороться с трудностями. Самооценка. Дети, которые воспитываются в гармонии с родителями и любви, чаще вырастают с высокой самооценкой и чувством собственного достоинства. Психологическое здоровье. Для личностей с ненадежной или тревожной привязанностью характерно развитие разных психических болезней: депрессия и тревожность. Модели отношений. Детская привязанность способствует формированию схемы отношений, которые человек переносит во взрослую жизнь.

Возможно ли улучшить привязанность?

Чтобы ребенок был привязан к близкому человеку и чувствовал к нему доверие, взрослый должен обеспечить эмоциональный контакт, удовлетворять потребности ребенка. Открытость, понимание и забота также являются ключом к развитию здоровой привязанности.

Способны ли взрослые менять стиль привязанности?

Взрослый человек может менять свой стиль привязанности, работая над своими эмоциями и поведением. Терапевтические методы (когнитивно-поведенческая терапия или терапия, основанная на привязанности) помогают людям понимать и менять свои паттерны привязанности.

Как теория привязанности применяется на практике в психотерапии?

Теория привязанности Боулби нередко применяется в психологии для понимания динамики отношений между клиентом и терапевтом, а также для коррекции проблем привязанности. Так можно помочь клиентам понять и изменить негативные моменты поведения, которые связаны с предыдущим опытом. Как видно из материала статьи, привязанность важна для формирования личностных характеристик, эмоционального интеллекта и общего психического здоровья. Детям нужен здоровый психологический микроклимат в семье, что поможет им развиваться гармонично.

Вам также может понравиться
Полезные выводы вместо негативных эмоций: как подвести итоги года без сожалений

Полезные выводы вместо негативных эмоций: как подвести итоги года без сожалений

Полезные навыки: профессиональные, социальные, мягкие
27.12.2024

Полезные навыки: профессиональные, социальные, мягкие

Основные черты характера: как они формируют нашу личность
27.12.2024

Основные черты характера: как они формируют нашу личность

Мать-нарцисс: как эгоизм родителей влияет на психику ребенка

Мать-нарцисс: как эгоизм родителей влияет на психику ребенка

Катастрофизация: как негативные мысли влияют на нашу жизнь
26.12.2024

Катастрофизация: как негативные мысли влияют на нашу жизнь

Личностная мотивация и ее связь с силой воли

Личностная мотивация и ее связь с силой воли

Синдром выученной беспомощности и методы его преодоления

Синдром выученной беспомощности и методы его преодоления

Как раскрыть свои таланты и применить их на практике

Как раскрыть свои таланты и применить их на практике

Как изменить жизнь в 2025 году: 10 советов + пошаговый алгоритм

Как изменить жизнь в 2025 году: 10 советов + пошаговый алгоритм

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Подходит ли
вам профессия
коуча