Стресс в психологии и его особенности

13.09.2024
127
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 26.09.2024
Сохранить статью:
Стресс в психологии и его особенности

Что это? Стресс в психологии – естественная реакция на внешние и внутренние раздражители. Такое состояние человек испытывает при столкновении с трудностями и вызовами, требующими адаптации.

Какой бывает? Существует два основных типа стресса. Эустресс мобилизует все резервы организма и помогает достигать целей. Дистресс же, наоборот, негативно влияет на физическое и психическое состояние человека.

Понятие стресса в психологии

Можно дать следующее определение стресса в психологии. Это внутреннее напряжение, возникающее под влиянием негативных внешних факторов. Длительное угнетение психики отрицательно сказывается на работе всего организма человека. Возбуждение симпатической нервной системы провоцирует гиперсекрецию гормонов гипоталамуса, гипофиза, коры надпочечников и приводит к возникновению специфических симптомов, существенно осложняющих жизнь индивида.

Такое состояние считается негативным, хотя в действительности оно представляет собой адаптивный механизм, который задействует все ресурсы организма, нацеливая его на выживание в сложных условиях. В психологии стресс, возникающий изредка, неопасен для человека.

Понятие стресса в психологии

В то же время, согласно психологии, хронический стресс неблагоприятно сказывается на здоровье, вызывает негативные процессы в различных системах и органах из-за продолжительных отрицательных переживаний, поскольку ресурсы организма со временем истощаются.

5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
Медитация "Мечта" от Юрия Мурадяна
За 9 минут поймете, какая у вас мечта и как её достичь
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Жизнь современного человека практически неразрывно связана со стрессом, он почти не замечает постоянного напряжения, но психология до сих пор не дает единой трактовки термина «стресс». Он настолько многогранен, что трактуют его по-разному, и каждая трактовка описывает только одну из сторон проблемы.

Ученые по-разному рассматривают понятие стресса в психологии:

  • по мнению Г. Селье, Ж. Годфруа, О. Н. Поляковой, стресс – это реакция на раздражители (стрессоры);
  • Д. Фонтана, Д. Л. Гибсон, Дж. Гринберг считают его требованием к адаптивным способностям человека;
  • Р. Лазарус, С. Фолкман, К. Купер, Ф. Дэйв, М. О’Драйсколл полагают стресс естественным процессом взаимодействия человека с внешней средой;
  • М. Фогиел, Р. С. Немов, Н. П. Фетискин, В. В. Суворова, А. Г. Маклаков рассматривают его как особое функциональное, психологическое, физиологическое состояние организма;
  • по мнению Л. А. Китаева-Смык, Ю. И. Александрова, А. М. Колмана, стресс – это психологическое или физическое напряжение, которое приводит к ухудшению телесного и психического здоровья.

Теория стресса

Кто же ввел термин «стресс» в психологию? Впервые о теории биологического стресса заговорил Ганс Селье. Он представил модель, которая четко объясняет с биологической точки зрения реакцию организма и его приспосабливаемость к негативному внешнему воздействию и внутреннему напряжению.

Проводя исследования, Селье заметил, что, приспосабливаясь к внешним раздражителям, организм действует с позиции биологической модели и стремится восстановить и сохранить внутренний баланс. Для сохранения гомеостаза он задействует гормональную реакцию, вступающую в непосредственную борьбу со стрессом. В основе общего адаптационного синдрома лежит борьба организма против стрессовых раздражителей.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 7.10
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Кроме того, Селье выяснил, что у стрессовых реакций организма есть определенные пределы. Его ресурсы, способствующие адаптации к негативному воздействию извне, со временем истощаются. Это происходит тем быстрее, чем больше и дольше человек находится под воздействием внешних отрицательных раздражителей.

Понятие стресса в психологии

В развитии своей концепции Селье выдвинул две идеи:

  • Одинаковая реакция организма на любые раздражители, начиная с изменения температуры окружающей среды и заканчивая негативными мыслями о вероятных событиях (последнее актуально только для людей, животные не испытывают тревоги относительно возможных проблем). Таким образом, все системы органов воспринимают воздействие стрессоров как физическую или психическую угрозу и задействуют адаптационные механизмы, включающие физиологические и биохимические изменения, тем или иным образом реагирующие на стресс.
  • Длительное воздействие раздражителей приводит к физическим заболеваниям. При этом, если раньше человек воспринимал в качестве угрозы жизни вероятность, например, нападения диких животных, то в наше время не менее актуальной может быть угроза утраты социального статуса или финансовой стабильности, которую личность рассматривает как опасность.

Виды стресса в психологии

  • Физиологический.

В психологии выделяют различные виды стресса. В первую очередь его рассматривают с позиции проявления соматических симптомов, связанных с изменениями в работе внутренних органов. Они проявляются в виде эустресса или дистресса. Согласно психологии, в первом случае организм мобилизует ресурсы и справляется с проблемами, выделяя большие объемы энергии. Во втором происходит его угнетение, ранее накопленные эмоциональные и физические ресурсы истощаются.

  • Психоэмоциональный.

Проявлениями эмоционального стресса в психологии также являются такие чувства, как страх, угроза или обида. Стрессовое состояние сопровождают негативные эмоции, от которых невозможно избавиться за счет длительного отдыха или оздоровительных процедур. Выделяют несколько видов психоэмоционального напряжения, оно может быть моральным или информационным, когда, например, человеку необходимо за непродолжительный отрезок времени осмыслить большой объем информации.

Понятие стресса в психологии

  • Продолжительный или непродолжительный.

Такая классификация в психологии делит стресс на виды в зависимости от его продолжительности. Краткосрочные стрессовые проявления не представляют угрозы для организма, он мобилизует внутренние ресурсы и легко справляется с негативными обстоятельствами. В то же время длительное воздействие стрессоров истощает организм и может стать причиной серьезных проблем.

  • Острый.

В психологии выделяют кратковременный острый стресс, который в большинстве случаев не приносит вреда организму. Человек нервничает, после чего успокаивается сам либо посредством различных инструментов, например, массажа, физических упражнений, медитации или лекарственных препаратов.

  • Хронический.

Длительный или хронический стресс приводит к истощению ресурсов организма, что приводит к различным заболеваниям – как физическим, так и психическим. Справиться с негативом только посредством отдыха или расслабления не получиться.

3 стадии стресса

Реакция организма на стресс в психологии включает три фазы, представляющие собой общий адаптационный синдром:

Стадия тревоги

В психологии на первой стадии стресса сигнал тревоги поступает в определенную часть мозга – гипоталамус, который в качестве реакции высвобождает особые гормоны – глюкокортикоиды.

Глюкокортикоиды провоцируют выброс кортизола и адреналина. Последний ведет к учащению сердцебиения, повышает кровяное давление и уровень сахара в крови – это наиболее заметные признаки стресса в психологии. Физиологические изменения, вызываемые адреналином, регулирует симпатическая часть вегетативной нервной системы человека.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Одновременно с этим в состояние гиперфункции переходят надпочечники, вырабатывающие большое количество кортизола. Выявить это состояние можно по гормональному анализу слюны, который показывает повышенный уровень кортизола/нормальный уровень DHEA.

Понятие стресса в психологии

Стадия сопротивления

На данной стадии организм начинает сопротивляться происходящим в нем физиологическим изменениям. Этот процесс регулируется парасимпатической частью вегетативной нервной системы.

Парасимпатическая нервная система стремится к возвращению организма в нормальное состояние, снижению выработки кортизола, частоты сердцебиения и артериального давления. На этой стадии уровень сопротивляемости организма существенно превышает обычный, адаптационные ресурсы расходуются сбалансированно.

Если стрессовое воздействие прекращается в это время, организм быстро возвращается к норме. Когда же негативная реакция продолжается, он остается в состоянии, позволяющем бороться со стрессом.

На стадии сопротивления надпочечники используют механизм, который называется «захват прегненолона». Это стероидный гормон, который в процессе метаболизма может образовывать как кортизол, так и половые гормоны, в том числе тестостерон. Если его метаболизм изменяется, снижается уровень производимого тестостерона. Данную ступень можно также подтвердить по гормональному анализу слюны, который покажет повышенный уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

Понятие стресса в психологии

Стадия истощения

Третья стадия стресса в психологии возникает при длительном воздействии стрессогенных факторов. В этом случае ресурсы организма истощаются, он уже не может в полную силу противостоять напряжению и снизить его негативное воздействие на человека. Если игнорировать влияние отрицательных факторов на данной ступени, велика вероятность проблем с физическим и психическим здоровьем.

В фазе истощения надпочечники не в состоянии адаптироваться к стрессу, поскольку их ресурс исчерпан. Гормональный анализ слюны вначале покажет нормальный уровень кортизола/низкий уровень DHEA (либо уровень кортизола, который характерен для гиперфункции и сниженной функции в сочетании с нормальным уровнем DHEA), а затем – низкий уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

Дальнейшее воздействие стрессовых факторов приведет к истощению запасов кофакторов, способствующих выработке кортизола. После этого организм прекратит усваивать прегненолон и вернется к производству DHEA. Гормональный анализ слюны при этом покажет низкий уровень кортизола/нормальный уровень DHEA.

Современные теории и модели стресса

Г. Салье предложил первую теорию и модель стресса, однако на этом его изучение не закончилось. Сегодня в психологии существует множество концепций, теорий и моделей, рассматривающих его характеристики с точки зрения общебиологических, физиологических и психологических проявлений.

Можно назвать следующие основные теории и модели, которые рассматривают стресс, особенности его проявления, причины развития и механизмы регуляции с позиции современных ученых:

Генетически-конституциональная теория

Сущность ее заключается в том, что определенная способность сопротивляться негативным переживаниям изначально заложена в каждом организме и не зависит от внешних текущих обстоятельств. Проводя исследования в этой сфере, ученые пытаются выявить взаимосвязь между генотипом человека и рядом физических характеристик, снижающих индивидуальную способность сопротивляться перенапряжению.

Модель предрасположенности к стрессу

В ее основе лежит взаимодействие предрасполагающих внутренних и негативных внешних факторов окружающей среды. Наследственность и неожиданное сильное воздействие извне могут взаимно влиять друг на друга, вызывая реакцию напряжения и, соответственно, отрицательные эмоции.

Психодинамическая модель

В основе данной теории лежит учение З. Фрейда, который говорит о двух вариантах возникновения и проявления тревоги (беспокойства):

  • сигнализирующая – появляется как реакция, предшествующая реальной опасности извне;
  • травматическая – развивается под влиянием бессознательного, внутреннего источника, очень ярко проявляется, по мнению Фрейда, при сдерживании агрессивных инстинктов.

Описывая травматическую тревогу, ученый ввел в психологию понятие психопатологии обыденной жизни.

Междисциплинарная модель стресса

В соответствии с междисциплинарной теорией причина возникновения стресса в психологии кроется в воздействии на организм вызывающих тревогу стимулов, приводящих к ряду реакций физиологического, психологического и поведенческого характера. В отдельных случаях они могут быть патологическими или давать человеку возможность по-новому регулировать свое поведение.

Системная модель стресса

В основе данной теории лежит понимание процессов управления (поведения, адаптации и пр.) на уровне системной саморегуляции. Для того чтобы проанализировать происходящее, ученые сопоставляют текущее состояние организма и его обычные показатели.

Понятие стресса в психологии

Интегративная модель стресса

Эта теория на первое место ставит проблему, побуждающую человека к какому-то решению. Она создает ряд условий или стимулов, которые, воздействуя на организм, требуют от него повышения или ограничения обычного уровня деятельности. Появившаяся сложность не может быть решена незамедлительно, поиск путей выхода из сложившейся ситуации влечет за собой напряженную работу систем и органов.

Затянувшийся поиск решения приводит к сохранению или нарастанию напряжения и, как следствие, к стрессу. По мнению последователей этой модели, на способность человека решать возникающие проблемы влияют определенные факторы:

  • ресурсы организма, т. е. его общие возможности, позволяющие справляться со сложностями;
  • личный энергетический потенциал, требующийся для решения конкретной проблемы;
  • происхождение проблемы, степень неожиданности ее возникновения;
  • адекватность психологической и физиологической установки на определенную негативную ситуацию;
  • тип выбранной реакции (защитное или агрессивное поведение).

От этих факторов зависит выбор оптимальной стратегии поведения, позволяющей избежать или минимизировать последствия перенапряжения организма.

Когнитивная теория стресса

Ее основателем считается Р. Лазарус. Он заложил в основу этого учения положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы отрицательного влияния и возможности личности в преодолении напряжения. Угрозу в этой модели рассматривают с позиции ожидания человеком нежелательного и негативного воздействия внешних факторов и стимулов.

Р. Лазарус высказывал предположение, согласно которому для адаптации к среде человек использует эмоции. В выдвинутой им теории от когнитивных процессов зависят и качество, и интенсивность эмоциональных реакций. Существенное значение при этом отводится когнитивной оценке, возникающей в результате взаимного влияния друг на друга личностных характеристик личности и внешних факторов, с которыми она сталкивается.

Понятие стресса в психологии

В основе когнитивной модели лежат положения о том, что ведущую роль в развитии стресса в психологии играют:

  • психическое отражение процессов и явлений окружающей действительности, их субъективная оценка человеком;
  • познавательные процессы преобразования информации, учитывая значимость, интенсивность и неопределенность внешних стимулов и событий;
  • индивидуальные различия реализации этих процессов, а также субъективная оценка исходящей извне опасности, угрозы и вредности ситуации.

Исходя из когнитивной теории стресса, человек и окружающая среда, во-первых, находятся в определенных адаптационных условиях и постоянно меняются. А во-вторых, для возникновения напряжения должна присутствовать высокая степень заинтересованности, мотивации в достижении определенного результата. В-третьих, негативные переживания возникают в том случае, когда человек приходит к выводу о несоответствии, недостаточном количестве его ресурсов внешним и внутренним требованиям.

По мнению Р. Лазаруса, человек в большинстве случаев заинтересован в изменении нежелательной для него ситуации, получении недосягаемого. С этой точки зрения стресс является динамическим процессом, а не статическим состоянием. Под влиянием различных внешних факторов и условий изменяется и психическое состояние личности.

Часто задаваемые вопросы о стрессе в психологии

Кто изучал стресс в психологии до Г. Селье?

Впервые термин «стресс» (от англ. «напряжение») был введен американским физиологом У.Кэнноном в 1927 году. Он использовал его для того, чтобы обозначать реакции организма человека или животного в ответ на негативное внешнее воздействие. Ученый полагал, что ответ на раздражитель может быть двух видов: борьба или бегство (flight or fight). В каждой из этих стратегий существенное место занимают отрицательные эмоции: гнев или страх.

При помощи какой методики можно определить уровень стресса?

Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) позволяет измерить феноменологическую структуру переживаний стресса. Ее цель заключается в измерении соматических, поведенческих и эмоциональных показателей негативных ощущений. Изначально эта методика была разработана во Франции, а впоследствии переведена и адаптирована для использования в Англии, Испании и Японии. В отечественной психологии стресса вариант тестирования переведен и адаптирован Н. Е. Водопьяновой.

Какие труды о психологии стресса почитать?

Ганс Селье «Стресс без дистресса»; Патрик Фаннинг, Маккей Мэтью, Скин Мишель «Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники»; Митху Сторони «Без стресса. Научный подход к борьбе с депрессией, тревожностью и выгоранием»; Роберт Лихи «Терапия эмоциональных схем»; Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Эту и другую специализированную литературу можно также найти на полках электронных библиотек. Стресс в психологии не ограничивается просто негативным явлением, вызывающим дискомфорт и мешающим спокойной и благополучной жизни человека. Его следует также рассматривать с позиции механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, способствующим личностному росту и развитию. Поэтому важно не пускать ситуацию на самотек, а уметь управлять напряжением, чтобы оно из врага превратилось в ресурс, помогающий достигать желаемого и сохранять психическое здоровье. Зная и понимая природу стресса, его причины и последствия, можно осознанно подходить к собственным реакциям и разрабатывать эффективные стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях.

Вам также может понравиться
«Спроси у коуча»: как выбрать из двух равнозначных вариантов

«Спроси у коуча»: как выбрать из двух равнозначных вариантов

Как повысить грамотность взрослому и ребенку

Как повысить грамотность взрослому и ребенку

Как подбодрить и поддержать человека

Как подбодрить и поддержать человека

Как научиться говорить «нет» и почему это важно

Как научиться говорить «нет» и почему это важно

Как перестать зависеть от чужого мнения и принимать решения самостоятельно

Как перестать зависеть от чужого мнения и принимать решения самостоятельно

Как люди выбирают друзей: основные принципы

Как люди выбирают друзей: основные принципы

Как избавиться от стыда и укрепить самооценку

Как избавиться от стыда и укрепить самооценку

Воображение в психологии: виды и функции

Воображение в психологии: виды и функции

Быть хорошим для других – быть плохим для себя

Быть хорошим для других – быть плохим для себя

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча