- Что такое личность человека
- Свойства личности
- Характер
- Воля
- Темперамент
- Эмоции
- Мотивация
- Способности
- Влияние внешних факторов на личность
- Процесс развития личности
- Стадии развития личности
- Дошкольный этап
- Школьный этап
- Этап взросления, зрелости с 20 до 50 лет
- Этап от 50 до 65 лет
- Этап от 65 лет
- Признаки развития и формирования личности
- Первый уровень
- Второй уровень
- Третий уровень
- Четвертый уровень
- Пятый уровень
- Шестой уровень
- Саморазвитие личности
- Упражнения для саморазвития личности
- Больше читать содержательных книг
- Чаще заниматься спортом
- Заняться изучением иностранного языка
- Медитировать и практиковаться в ментальном тренинге
- Найти для себя хобби и обучаться чему-то новому
- Часто задаваемые вопросы о развитии личности в психологии
- Что из себя представляет профессиональное развитие личности в психологии?
- В чем заключается процесс человеческого развития?
- Каковы главные факторы развития личности?
Что это? Развитие личности в психологии — процесс изменения и совершенствования человека на протяжении всей его жизни. Со временем меняются индивидуальные черты, убеждения, ценности, поведение, эмоции.
Что учесть? Личностное развитие связано со взаимодействием человека с окружающим миром, обучением, адаптацией к новым ситуациям, изменением поведения и мышления в соответствии с условиями. Цель — стать увереннее в себе, счастливее, продуктивнее.
Что такое личность человека
О развитии личности в психологии написано множество научных трудов, проведена масса исследований. При этом до сих пор нет такого толкования этого многогранного понятия, которое считалось бы общепринятым. Вот несколько описаний:
- Личность — это часть общественной и культурной жизни, наделенная разумом, этическими принципами, моральными качествами и обладающая духовностью.
- Личность — человек с определенным набором психологических свойств, определяющий поведение в обществе, взаимодействие с окружающими и отражающий его отличие от остальных личностей.
- Личность — тот, кто способен своими силами выстраивать жизнь, руководствуясь определенными правилами и понятиями, а также полностью отвечающий за свои поступки и решения.
- Личностью называют систему индивидуальных, социальных и психологических характеристик, а еще типологических свойств человека.
- Личностью является человек, который не просто состоялся, а еще и обладает собственной индивидуальной системой ценностей, определенными манерами поведения и привычками.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Очевидно, что развитие определения «личности» в психологии происходило очень активно в прошлом и будет прогрессировать дальше. Важнее разобраться в самих процессах развития личности, а не только в определении.
Свойства личности
Под свойствами личности принято понимать конфигурацию устоявшихся и индивидуальных качеств человека, играющих важную роль в его взаимоотношениях с иными людьми. Среди важных свойств личности нужно отдельно сказать о характере, темпераменте, воле, способностях, мотивации и эмоциях человека.
Характер
Под характером принято понимать симбиоз множества устойчивых черт, которые и определяют поведение человека, а также его образ жизни, привычки и т. д. Это стиль поведения, его манера. Он может быть неприятным, грубым, изящным, уважительным, мягким и т. п. Именно из этого складывается человеческий характер.
Окружающим свойственно давать «роли» другим людям, ориентируясь на характер. Например, среди знакомых могут быть «лидеры», «тихони», «руководители» и прочие.
Сильные характером всегда уверены в себе, они не показывают свои слабые стороны, отличаются упорством и силой воли. Обладающие слабым характером практически всегда замкнуты в себе, плохо контактируют с окружающими, слабовольны и необщительны.
Имеющиеся черты характера можно распределить по группам:
- Деловые черты. Это то, как человек проявляет себя в работе, в труде. Он может быть аккуратен, внимателен или безответственен и ленив.
- Коммуникативные черты. То, как человек контактирует с другими. Может быть замкнутым в себе, скрытым, а может и, наоборот, доброжелательно настроенным и любящим привлекать к себе внимание.
- Волевые черты. Речь про внутреннюю силу человека. Некоторые настойчивы, упорны, не сворачивают с намеченного пути, другие же — абсолютно безвольные.
- Мотивационные черты. Одни люди выбирают себе цель и упорно идут к ней, другие проявляют открытую пассивность и мирятся с текущими обстоятельствами, не пытаясь поменять реальность вокруг себя.
- Инструментальные. Это те черты человека, которые задают конкретный стиль его манере поведения.
Воля
Воля человека — это способность принимать решения, основываясь на собственных мыслях, а также брать под контроль психику и действовать в соответствии с принятыми решениями.
В некоторых случаях возможно не просто влияние со стороны человека на какие-то процессы в мире, что его окружает, а еще и внесение определенных корректировок в эту действительность вокруг себя. Конечно, придется приложить массу усилий, чтобы преодолеть трудности и выработать в себе силу воли.
Эту способность нельзя представить без самоограничений, тотального самоконтроля, отказа от привычного, но деструктивного в пользу правильного, важного и нужного.
"Делай как коуч"
Высшее наслаждение воли в том, что человек оказывается полностью удовлетворенным, когда добивается желаемого. При этом в процессе достижения, упорном и долгом, он этой эмоциональной радости мог даже и не получить.
В такие моменты вся сила изнутри направлена на преодоление самого себя. Когда воля по-настоящему сильна, человеку гораздо проще справляться со сложностями в жизни, и больше шансов, что он не свернет с целенаправленного пути саморазвития.
Темперамент
Речь идет о врожденной характеристике, которая определяет активность, эмоциональность, стрессоустойчивость. Это динамические особенности психических процессов человека: темп, ритм и интенсивность.
Эмоции
Эмоции — мощный психофизиологический отклик на внутренние или внешние стимулы. Человек индивидуален в своих переживаниях. Они могут быть положительными, негативными, приятными или совсем неприятными. Вот основные виды эмоций:
- Настроение. Эмоциональный фон в разные моменты жизни человека.
- Базовые эмоции. То, что человек чаще всего переживает: страх, злость, радость, удивление и т. п.
- Чувства. Отражение субъективного, оценочного отношения человека к тому, что его окружает (реально или гипотетически).
- Аффект. Короткая, но очень сильная эмоция, которая может появиться в критической ситуации.
- Страсть. Сильная и неуправляемая эмоция, часто главенствующая над прочими.
- Стресс. Универсальная, но неспецифическая реакция в ответ на стрессор.
Эмоции сильно влияют на качество жизни людей. Состояния, когда они преобладают, совершенно непохожи даже у родных людей, не говоря уже обо всех остальных.
Каждый по-разному переживает стрессовую ситуацию, больше или меньше по времени находится в депрессивном состоянии, чаще или реже дает эмоциональный отклик на происходящее с ним и, конечно, демонстрирует разную по уровню и силе эмоциональную возбудимость. Именно эмоции могут оказать влияние на поступки и решения человека.
Мотивация
Мотивацией называют внутренний процесс, когда человек движется к целям и удовлетворяет свои потребности. Мотивация бывает осознанной или неосознанной. Она может возникать из-за нужды в чем-то, сильного желания, ярких побуждений. Мотивированный человек всегда активен, стремится добиться желаемого, не останавливается в своем развитии.
Способности
Это такие индивидуальные свойства личности, которые влияют на успех выполнения человеком определенных задач, деятельности и т. д. Это не то, что приобретается в процессе развития. Именно способности влияют на получение и освоение знаний и умений человека.
Влияние внешних факторов на личность
Формирование и развитие личности в психологии происходит под воздействием:
- Генетических особенностей и наследственности. В человеке с самого рождения есть определенный генетический набор. Они оказывают прямое влияние на то, как человек выглядит, на его здоровье, проявление темперамента и прочие составляющие.
- Личного опыта. Происходящие события могут пройти без последствий для него, но часть оставит глубокий след и повлияет на процесс трансформации личности. Любые трудности из личного опыта помогают познавать мир, тренируют волю, вырабатывают стойкий характер, расставляют приоритеты и т. д. Некоторые люди неожиданно обнаруживают близкие им по духу ориентиры, и меняют свою жизнь на 180 градусов.
- Социума. Речь идет о тех, кто находится рядом на протяжении долгого времени. Это семья, близкие друзья, родственники, друзья по школе или университету, коллеги и соседи.
- Культурной среды (морали). У каждого народа своя культура, особенные ценности и даже нормы морали. Если с детства расти в обстановке, когда многоженство не считается нормой, например, то при посещении другой страны, где это давно вошло в привычку, такие порядки будут казаться странными.
- Окружающей среды. Интересно, но даже климат играет особую роль в развитии личности. Считается, что люди в южных странах (Италия, Испания, Португалия и др.) обладают горячим темпераментом, они чрезмерно эмоциональны, но довольно открыты к людям. Представители северных стран (Россия, Финляндия, Норвегия) гораздо сдержаннее себя ведут, более спокойны по темпераменту и не любят явно демонстрировать свои эмоции.
- Экономики. Развитие личности в индивидуальной психологии тесно связано с экономической обстановкой. Можно утверждать, что чем больше финансов появляется у человека, тем выше становятся его запросы и требования. При этом потребность в духовной пище снижается. Некоторые ученые говорят, что это один из признаков деградации.
Интересно, что уникальное сочетание этих факторов приводит к самым разным результатам. Есть множество примеров, когда родные братья и сестры попадали под влияние разного социума или оказывались в непохожих условиях. Результаты показывали, что даже у столь близких людей развитие личности происходило совершенно по-разному.
Процесс развития личности
Как только личность оказывается в иной культурной или социальной среде, она начинает постепенно мимикрировать, приобретая характерные качества и свойства для данной среды.
Формирование происходит постепенно, этап за этапом:
- Адаптационный период. Человек изучает обстановку, узнает правила и нормы поведения, знакомится с принятыми формами деятельности. На этом этапе он только старается влиться в коллектив и вести себя таким образом, чтобы соответствовать существующим нормам.
- Период индивидуализации. Как только человек переходит в статус полноценного члена этого общества и наделяется такими же правами и обязанностями, он проявляет свою индивидуальность, чтобы выделиться среди прочих. Причем она может быть полезна не только ему, но и тем, кто рядом.
- Интеграционный период. Когда личность полностью осваивается в обществе, показывая при этом свои уникальные черты. Человек может активно развиваться в духовной сфере или заниматься каким-то общественно-полезным трудом.
Не получится без проблем пропустить один из периодов. В таком случае общность просто не примет этого человека и произойдет:
- Дезинтеграция. Личность самоустранится от коллектива, изолирует себя, станет замкнутой.
- Деградация. Личность приостановит свое развитие, или даже произойдет откат в этом процессе.
Стадии развития личности
О психологическом развитии личности в психологии существует немало теорий. Одна, которая описывает стадии личностного развития, была предложена Эриком Эриксоном. В ней выделены этапы, согласованные с кризисными возрастными периодами. Речь идет о трех дошкольных этапах, двух школьных (отрочестве и юности), этапе взросления (начальной зрелости), средней зрелости и поздней зрелости.
Дошкольный этап
- 1-й год жизни
В этом возрасте развитие личности ребенка полностью зависит от родителей или опекунов. Это люди, которые не отходят от малыша. С помощью них происходит познание мира и формирование своего отношения к тому, что его окружает. Если с ребенком хорошо обращались, то он не теряет доверия к обществу.
Недоверие может быть спровоцировано попустительским отношением, когда отсутствовал процесс кормления в определенные часы или родственники часто оставляли малыша наедине с собой.
- 2-й и 3-й годы жизни
Развитие личности ребенка, как считают ученые в области психологии, на этом этапе происходит через проявление самостоятельности. Малыш сам пытается совершить свои первые шаги, взять ложку, игрушку, лепечет первые слова.
Запрет на проявление самостоятельности спровоцирует появление недоверия к самому себе, тревожность и другие негативные вещи, которые с возрастом будут лишь множиться.
- Период между 3-м и 6-м годами жизни
Здесь ключевую роль играет детская любознательность. Если ее поощрять, то природное любопытство поможет в адекватном развитии и обучении. При ограничивающем стиле воспитания у ребенка может появиться безразличие ко всему, что его окружает, ведь он не отождествляет себя с миром, не стремится проявить себя в нем.
Школьный этап
- 7–13 лет
Именно в этом возрасте начинается подростковое созревание. Перемены в жизни ребенка становятся заметны и ему самому, и окружающим. Он начинает учиться в общеобразовательном учреждении, появляются зачатки ответственного и самостоятельного поведения. Социальный круг пополняется педагогами и одноклассниками.
Уже с этого возраста начинают формироваться или не формироваться такие качества, как усердие и трудолюбие. Одни дети стремятся к успеху и желают похвалы, другие предпочитают отсиживаться и не выбиваться в лидеры. Многое зависит от того, как именно ребенок проходил предыдущие этапы.
Особое значение имеет грамотный подход к развитию подростка, причем со стороны не только родителей, но и учителей. Если допущены грубые ошибки, то может возникнуть неуверенность в себе, в своих способностях, отвращение к учебному процессу и любой другой деятельности, где требуется активное участие и искреннее желание ребенка постигать что-то новое.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
- 13–20 лет
В таком деликатном возрасте подростковое созревание подходит к финалу, начинается юность, а вместе с ней и этап, когда нужно определиться с тем, кто ты в этой жизни. Это бывает очень сложно сделать, ведь бушующие гормоны провоцируют на бунтарское поведение, а не на степенное отношение к жизни.
В этом возрасте хочется открыто выражать свое мнение, не иметь авторитетов среди взрослых родственников и учителей, представлять себя максимально самостоятельным. Кумиры — такие же подростки.
Начинается период, когда впервые пробуют алкоголь, сигареты и заражаются прочими пагубными привычками. Нет понимания о том, как важно иметь собственное мнение, так как проще и удобнее слиться с большинством и разделять их позицию по любому вопросу.
Если все предыдущие этапы были пройдены без особых проблем, то вскоре и этот бунтарский дух уйдет. Начнут появляться мысли о дальнейшем будущем, о выборе профессии. В ситуации, когда на прошлых этапах не все важные вопросы были решены, подросток начинает теряться в своих мыслях, паниковать, наблюдать за другими и страдать от неопределенности, могут даже появиться суицидальные мысли. Тут очень важно не упустить этот момент и помочь, найдя хорошего психолога.
Этап взросления, зрелости с 20 до 50 лет
На этапе взросления приходят мысли о создании семьи, которые потом воплощаются в реальность. Дело в явном желании передать свой опыт потомкам. Также имеется потребность реализовать себя в какой-то профессии, достичь высот, завоевать уважение со стороны начальства, коллег или кого-то еще.
Если нет проблем с самореализацией, имеется отличная профессия, есть крепкая семья и устроен быт, а также потребность в общении покрывается, так как вокруг много близких и преданных друзей, то человек полностью удовлетворен такими реалиями.
Если же с чем-то из перечисленного имеются проблемы, то личность может замкнуться в себе, отстраниться от окружения, постепенно угасая в депрессивном состоянии. В таком состоянии люди теряли работу, партнеров, круг общения. Помочь может совет от специалиста, а некоторым и вовсе потребуется пройти курс лечения психотерапевтическими средствами.
Этап от 50 до 65 лет
Считается, что это один из лучших этапов в жизни. Дети выросли и завели свои семьи, работа завершена, и на пенсии появилось свободное время для увлечений. В таком возрасте все еще есть силы на реализацию задуманного.
Если проблем на предыдущих этапах не было, то личность полностью счастлива, довольна жизнью, работает над собой, посвящает время и семье, и творчеству, и саморазвитию, и своему здоровью. Такого человека любят, к нему тянутся.
Если наблюдались сложности на прошлых уровнях развития, то человек может стать отрешенным, погруженным в себя и совершенно оторванным от реалий. У них постоянно печальные мысли из-за возможных проблем с родственниками, отсутствия успеха в карьерном плане. Возникает чувство, что жизнь прошла зря и все важное уже упущено.
Подобные депрессивные мысли могут возникнуть и у людей с алкогольной или наркотической зависимостью. Тут возникает очень большая вероятность стать асоциальной личностью. Они ругают все и вся, становятся злы на окружающих.
Этап от 65 лет
Самое время подводить итоги жизни. Тут тоже не все так однозначно.
При гармоничном развитии личности — полное удовлетворение от того, что было, радость за ушедшие годы, счастье от наполненных, богатых на события будней. Человек находится в гармонии с душой и телом, у него прекрасные отношения с окружающими, ему хочется поделиться своим опытом, и рядом есть те, кто в этом нуждается.
Если присутствовала дисгармония, то начинаются депрессивные думы о том, что бездарно прошла юность, все шансы и возможности реализовать себя остались в прошлом, а теперь впереди только страх забвения и смерти.
Признаки развития и формирования личности
Все люди отличаются по характеру, темпераменту, личностным качествам. Каждый человек имеет свои особенные привычки, способен мечтать о чем-то уникальном или понимать счастье по-своему. Развитие и становление личности в психологии происходит тоже атипично у каждого.
Существуют разные уровни развития, у каждого из которых определенная характеристика. Это то, как человек адаптируется к реалиям.
Нужно понять, что процесс совершенствования идет беспрерывно от начала жизни до самого ее конца. Считается, что человек должен пройти все уровни (этапы) развития личности в психологии, но сделать это гораздо сложнее, чем озвучить. Некоторые люди не переходят и ко второму уровню, до смерти своей оставаясь на первом. При этом возможен и откат к, казалось бы, пройденному этапу.
Первый уровень
Сюда относится все, что удовлетворяет базовые потребности человека: пища, питье, жилище, одежда и т. п. Людей на этом уровне не заботят возможности, которые они теряют с каждым днем, у них нет особенных принципов и моральных законов, они бездуховны.
Жизнь для них заключена в выживании, ежедневном и бесцельном по своей сути. Хотя они могут считать себя самыми счастливыми на земле. Интересно, что в своем мирке для них действительно все надежно, привычно, спокойно.
Они знают, что не придется бороться за первенство, не нужно думать о достижении великих целей, их устраивает жизненное однообразие, когда есть только путь от работы до дома и из дома на работу.
Второй уровень
В книгах по отечественной и зарубежной психологии указывается, что развитие личности большинства людей остается именно на этом уровне. Тут все главные потребности первого этапа уже закрыты, так что человек задумывается о каких-то развлечениях, мечтает получить особенное удовольствие от чего-либо.
Это может быть интим, дорогие покупки для себя или родных, обеспечение комфорта. Большое значение для таких людей имеют социальные сети, ТВ-шоу и, соответственно, все увиденное там. Это могут быть как забавные шутки, интересные исследования, так и похабные сплетни и отвратительные ссоры.
У представителей второго уровня часто возникают трудности из-за зависимостей от алкогольных напитков, от сигарет или даже наркотических веществ. Ничего удивительного, ведь это один из способов сделать свою жизнь необычнее, добавить красок, получить от нее полное удовлетворение.
Учеными доказано, что повышение уровня становления личности значительно снижает удовлетворение от всего, что окружает и в чем принимает человек участие.
Третий уровень
На данном этапе хочется еще больше финансов, хобби, успехов и достижений. Появляется необузданное желание в признании, в восхищении своей персоной третьими лицами. Некоторые задумываются над тем, как организовать свое пространство идеальнее, другие же хотят изменить жизнь людей вокруг.
Приходит осознание масштабности собственного потенциала, мысли о безграничных возможностях. На третьем уровне уже недостаточно своих сил для улучшения начинают прибегать к помощи коучей, записываются на уроки по работе над собой, над собственной личностью.
Тут уже приходит понимание, что алкогольная и никотиновая зависимость не удовлетворят, а только погубят здоровье. При этом в несколько раз сильнее ощущается отсутствие счастья.
Сложности этого периода развития личности можно сгладить в процессе обучения психологии. Когда человек начинает разбираться в тонкостях самопознания с научной точки зрения, он по-другому смотрит на поиск себя, переосмысливает истинные цели и искренность желания всеобщего признания. Это поможет избежать многих ошибок.
Важно, чтобы появились искренние стремления приобрести ценный опыт, оздоровиться, заняться полезным делом. Все это может отвлечь от депрессивного настроения, ведь у 90 % людей теряется ощущение радости и счастья. Именно в такие моменты и происходят возвращение на второй уровень, ведь там эти положительные ощущения были острее и реальнее.
Нужно пережить трансформационный этап самостоятельно или с поддержкой психолога.
Четвертый уровень
Очень серьезный уровень развития, когда человек отвергает все бытовое, настраиваясь целиком на высокое, духовное. Ему больше не интересны собственные проблемы, появляются мысли о великой помощи, в которой очень нуждаются остальные люди. Да, какая-то часть переживаний за удовлетворение своих потребностей все же остается, но она очень мала.
Иными словами, если раньше потребность в оказании помощи (в понимании этого человека) должна быть оценена по достоинству всеми, то теперь абсолютно не важно, что скажут или подумают о его миссии остальные.
Происходит смена ценностей, на первый план выходит семья и близкое окружение. Это полное принятие себя со всеми недостатками. Человек начинает осознавать, насколько глупо сплетничать, осуждать внешний вид других, навязывать собственное видение мира, держать под контролем и регулировать все происходящее себе во благо.
Чуткость и внимательность к окружающим — вот что важно. Достичь осознания подобных мыслей невероятно сложно, это требует титанических усилий над собой, ведь переворачивается вся реальность.
Пятый уровень
Считается, что это уровень мудрецов. Весь интерес занимают вопросы бытия, глубинные процессы в сознании, по-другому видится весь мир и окружающие люди. Доходящие до него способны на полную переоценку ценностей, неподвластны стереотипному мышлению, находятся во власти духовных аспектов. За такими хочется следовать.
Возникает ощущение, что он познал все в мире и может научить других, передать ценный опыт. Действительно, такие личности могут трансформировать реальность под то, как видят этот мир именно они. Имеющийся жизненный баланс у таких людей ничто не может привести в движение.
Шестой уровень
Речь про безусловных лидеров. За такими людьми идет не одна сотня человек. К их словам прислушиваются, их действия становятся канонами того, как следует поступать. Подражание — то, какой целью задаются окружающие. Они представляются в виде источника энергии, всегда бодрые, с великими задумками на будущее и с мечтами внести свои корректировки в устои и системы, существующие многие годы.
Интересно, что эта внутренняя энергия способна сподвигнуть человека на великие подвиги, а может и подтолкнуть к краху. На этом уровне уже нет места для грусти и печали, так как приходит полное понимание ценности своей жизни и осознание своих нетривиальных способностей.
Необычно, что у людей, находящихся рядом с лидером, происходит еще и социальная личностная трансформация. Дело в том, что развитие личности человека в социальной психологии воспринимают как усвоение, переработку и реализацию индивидом социального опыта в процессе контакта и общения с иными людьми.
В психологии понятие развития личности классифицируют именно по такому уровневому разделению. Бывает, что учитывают еще один уровень, который называется просветлением. К сожалению, к этому этапу добираются слишком мало людей. Важно подметить, что в представленной градации невозможно перешагнуть с низкого уровня на высокий, пропустив какие-то этапы.
Все постепенно, с полным осознанием того, что уже проделано и что еще предстоит.
Есть и те, кто прочно застревает на каком-то из этапов. Это означает только то, что он не до конца усвоил важность жизненных уроков. В таком случае можно вернуться на уровень назад или остаться и проявлять должное терпение и, конечно, стремление для перехода на уровень выше.
Саморазвитие личности
Говоря о саморазвитии, подразумевают упорную работу человека, направленную на достижение физических и интеллектуальных улучшений. Векторов для саморазвития очень много: профессиональный, духовный, психический, социальный и т. д.
Работа над собой делает человека цельным. Появляется уверенность, расширяется спектр его влияния, увеличивается кругозор. Это показатель усиленной работы, направленной на внешнее и внутреннее оздоровление.
Саморазвитие может быть индивидуальным или коллективным (не слишком приветствуется среди деятелей науки, так как считается, что мышление индивидуума подавляется коллективным бессознательным). Так или иначе, но саморазвитие — важнейший аспект человеческой жизни.
Этот процесс невозможен без усилий со стороны исполнителя. Это определенная выдержка, сила воли, желание, рефлексия. Нужно понять и принять тот факт, что без саморазвития нельзя качественно вырасти, достичь определенных вершин, сделать жизнь полной и самого себя — счастливым.
Доказано, что, совершенствуя себя, человек быстрее достигает карьерных вершин, активнее заводит знакомства, расширяя круг общения, а также выводит свою жизнь на совершенно новый уровень.
Для некоторых саморазвитие стало настоящим спасением в профессиональном плане. Всю жизнь общество могло навязывать человеку престиж юридической сферы, именно поэтому он обучался на юриста, а затем и пошел работать в адвокатскую контору, при этом абсолютно не был счастлив.
Саморазвитие помогло ему открыть талант к творческой профессии, так что теперь это счастливый и воодушевленный художник, путешествующий по миру и дарящий благодарным зрителям свой талант в виде изобразительных картин.
Можно прокачивать свои навыки, знания и личностные качества. Вот наиболее простые и понятные способы саморазвития:
- Физическое развитие: выполнение спортивных упражнений, соблюдение сбалансированного питания, грамотный уход за телом.
- Физиологическое развитие: отслеживание правильной работы всего организма (сердца, почек, сосудов, печени, легких и т. д.).
- Интеллектуальное развитие: изучение научных трудов, решение сложных ребусов и головоломок.
- Эмоциональное развитие: работа по контролю за эмоциями, со стрессоустойчивостью.
- Духовное развитие: поиск смысла жизни, осознание собственных ценностей и убеждений.
- Социальное развитие: поиск контактов с окружающими, работа над грамотным решением конфликтных ситуаций.
Некоторые могут и не догадываться, что в эту самую минуту занимаются саморазвитием. Интересно, что подойти осознанно к работе над собой может далеко не каждый. Это все время откладывается, пока не станет совсем поздно, и ничего уже нельзя будет исправить.
Результат саморазвития напрямую зависит от того, какие цели ставит перед собой человек, сколько отводит себе времени на это и насколько сильными будут его усилия. Самыми популярными и ощутимыми целями являются успехи в карьере, личной жизни, развитии некоторых навыков, в улучшении здоровья и т. д.
Упражнения для саморазвития личности
Не только в зарубежной, но и в отечественной психологии для развития личности советуют следующее.
Больше читать содержательных книг
Речь не о любовных романах и детективах, а о научно-популярных произведениях. Пусть это будет что-то из классики (зарубежной или русской), философии или психологии. Чтение не только развивает мышление, но и помогает качественно и количественно наполнить вокабуляр.
Чаще заниматься спортом
Физическая нагрузка улучшает дисциплину, развивает силу воли, помогает стать выносливее, не говоря о том, что она полезна для здоровья и фигуры.
Заняться изучением иностранного языка
В современном мире невозможно полноценно реализовать себя без знания языков. Владение только одним не позволяет чувствовать себя уверенно в путешествиях или в процессе диалога с иностранцем. К тому же заучивание новых слов и языковых конструкций позволяет тренировать память.
Достаточно начать с малого: запоминать несколько слов на иностранном языке в день, смотреть фильмы и сериалы с субтитрами, слушать музыку зарубежных исполнителей, а потом изучать переводы текстов.
Медитировать и практиковаться в ментальном тренинге
Лучше для этого выбрать грамотного коуча с профильными знаниями в данной области. Частая практика подобных занятий поможет повысить саморегуляцию и научиться лучше понимать самого себя.
Найти для себя хобби и обучаться чему-то новому
Практические навыки всегда пригодятся. Будет совсем замечательно, если изучение нового еще и станет вашим увлечением. Таким хобби может быть кулинария, музицирование, рисование и т. п.
Полезную информацию о развитии личности в психологии (кратко или подробно) можно прочесть в следующих изданиях:
- «Наперегонки со счастьем», Алексей Корнелюк. Эта книга научит ценить то, что по-настоящему важно, поможет в самосовершенствовании и подскажет, как пережить кризисную ситуацию максимально безболезненно.
- «Эссенциализм», Грег МакКеон. Автор учит тому, как наиболее верно расставлять приоритеты. МакКеон дает понять, насколько время и энергия человека бесценны, а значит, категорически запрещено тратить их на то, что не делает человека продуктивнее или счастливее.
- «Выйди из зоны комфорта», Брайан Трейси. Автор около 30 лет изучал вопросы эффективного распределения времени и делится знаниями и опытом с читателями. В ней описано, как добиться реализации всего, что хочется, сделав одно важное усилие — выход из зоны комфорта.
- «Сила воли. Как развить и укрепить», Келли Макгонигал. Профессор из Стэнфорда подробно объясняет, как избавиться от вредных привычек и заменить их полезными, как научиться сосредотачиваться, перестать прокрастинировать и побороть стресс.
- «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови. На страницах издания читатель увидит полезные рекомендации, которые сделают его жизнь лучше, а деятельность — эффективнее.
Часто задаваемые вопросы о развитии личности в психологии
Что из себя представляет профессиональное развитие личности в психологии?
Это долгий, динамичный и продуктивный процесс, когда личность развивается и саморазвивается. Он включает в себя несколько этапов, начиная от стадии роста и заканчивая стадией постпрофессионализма. За это время человек находит свои сильные и слабые стороны, реализуется в профессиональной деятельности, самоактуализирует свой потенциал.
В чем заключается процесс человеческого развития?
Это определенный тип движения и изменения в природе человека, связанный с переходом от одного состояния к другому, сопряженный с обновлением. В него входит и личностное, и физическое, и психическое развитие.
Каковы главные факторы развития личности?
Первенство за наследственностью, влиянием окружающей среды и воспитанием. При этом нельзя не упомянуть о важности географического фактора, школьного, национального и прочих. Развитие и саморазвитие личности в психологии всегда вызывали интерес у ученых этой и смежных областей науки. Сейчас каждый ментор и коуч призывает к активному саморазвитию. Интересно, что развитие личности может быть вполне осознанным процессом. Главное — не сворачивать с намеченного пути, работать над лучшей версией себя день за днем.