Получите бесплатный доступ к вебинару «Как стать коучем и выйти на новый уровень дохода»
calendar Дата: завтра в 19:00
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid: 2SDnjdx9YeM

Психология в России и путь ее становления

30.08.2024
370
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 30.08.2024
Сохранить статью:
Психология в России и путь ее становления

Когда зародилась? Психология в России как наука начала формироваться в 19 веке, хотя первые предпосылки появились у М. В. Ломоносова еще в 18 веке. Большое влияние на этот процесс развития оказали французские просветители.

Как обстоит дело сейчас? Сегодня все больше россиян воспринимает психологию как науку, ушли в прошлое суждения о ее бесполезности. Многие абитуриенты выбирают это направление для собственного развития и помощи окружающим.

Предпосылки становления психологии как науки

Психология – наука с многолетней историей. На протяжении всего существования человечества психологические знания аккумулировались и оформлялись в теоретическую форму. Греческий философ Аристотель назвал психологию «наукой о душе». Уже тогда эта область знаний была четко очерченной и систематизированной. Однако официальное признание психологии в качестве науки состоялось лишь в 60-е годы XIX века, до этого она была сопряжена с философией, естествознанием, общественной практикой и литературным искусством.

Предпосылки становления психологии как науки

И только ко второй половине 19 столетия многообразие психологического знания было объединено общей исследовательской методологией и систематизацией знаний.

5 пошаговых алгоритмов с примерами: как найти своё дело и выйти на 150 000₽/мес

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 ловушек мышления
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Становлению психологии как отдельной науки способствовал целый ряд условий:

Состояние естественно-научной отрасли знаний в тот период в целом

Появившийся в начале 19 века интерес к проблематике естественных наук постоянно возрастал. Растущие потребности экономики привели к стремительному развитию технической и производственной отраслей. Важность научной деятельности, связанной с материальной природой, стала очевидна. Все больше общественного внимания уделялось естественным наукам, множество ученых из различных сфер объединяли свои усилия перед новыми вызовами современности. Это было неразрывно связано с интенсивным ростом производства и необходимостью решения возникающих при этом задач.

Научные прорывы в области физики и химии спровоцировали ускоренное развитие всей анатомо-физиологической сферы: быстрыми темпами развивалась медицина, психиатрия и биология. Все новые и новые открытия свойств живой материи лишь усиливали интерес научного сообщества к человеку как объекту изучения. Естественно-научный подход вызывал интерес многих ученых, его методы и концепции стали применять в смежных с психологией областях знаний.

Все больший интерес ученых к психическим процессам привели к возникновению идеи применения естественно-научной методологии и методов к научному исследованию психики. Важным условием при этом стало то, что сами естественные науки к середине 19 века достигли существенных успехов в своем развитии и укрепили позиции на научной арене. Их возросший авторитет позволил обратить внимание представителей прочих дисциплин на результаты естественно-научных исследований.

Предпосылки становления психологии как науки

Состояние медицины, анатомии и физиологии

В этот период было доказано влияние деятельности мозга на особенности функционирования психики в целом. Исследования работы мозга специалистами в области анатомии, опыты в нервно-мышечной и сенсорной физиологии стали важной составляющей перехода умозрительного психологического знания на естественно-научные рельсы. Объективное изучение психических процессов человека и животных стало возможным.

Состояние биологии

Серьезной предпосылкой для формирования естественно-научного базиса психологической науки стало учение об эволюции Чарльза Дарвина. Его книга «Происхождение видов путем естественного отбора», увидевшая свет в 1859 году, оказала огромное влияние на взгляды ученых-биологов того времени. Психология тоже немало почерпнула из учения Дарвина: детерминистские идеи эволюционной биологии спровоцировали выявление целого ряда важнейших научных проблем для психологов. Речь о вопросах адаптации к условиям окружающей среды, филогенетической обусловленности функций, индивидуальных вариаций, влияния наследственности, преемственности развития животной и человеческой психики и многих других проблемах.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 11.12
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Фокус внимания в изучении человека и животных сместился в сторону психики, выступающей неотъемлемой частью функционирования организма и основой его адаптации к внешнему миру. Чарльз Дарвин позиционировал психические явления как инструмент приспособления организма к условиям окружающей среды. Предложенные ученым утверждения о наследовании признаков и их изменчивости скоро были применены и к свойствам психики человека.

Будучи подлинным естествоиспытателем, Дарвин при этом отстаивал объективный подход к изучению психики. В основе его трудов – независимые наблюдения и метод эксперимента.

Для исследования психики в качестве инструмента адаптации организма стало необходимым включить в изучаемую область доступные для внешнего наблюдения и контроля особенности приспособительного поведения как человека, так и животных. Благодаря этому Дарвин смог в полной мере применить в собственной исследовательской работе эксперимент и объективное наблюдение, которые позволили рассмотреть поведение животных и человека с новой, ранее недоступной стороны.

Можно сказать, что Дарвин изменил суть существовавшего в те годы стиля психологического мышления. Спровоцированный им сдвиг позволил внедрить в психологическую науку методы объективного, статистического и генетического исследования, а также ввести новую категорию – понятие поведения.

Десять лет спустя после публикации книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов», его двоюродный брат Фрэнсис Гальтон в книге «Наследственность таланта», предпринял попытку доказать влияние наследственности на формирование вариаций способностей психики. Чтобы подтвердить свое предположение, Гальтон использовал экспериментальные, статистические и прочие методы исследования человеческих различий.

Предпосылки становления психологии как науки

Состояние педагогики

В середине 19 столетия педагогика в развитии собственной методологии все больше уделяет внимание психологическому знанию. Идея природосообразного воспитания и обучения человека находит все больший отклик у представителей данного сообщества. Еще на рубеже 18-19 веков швейцарский педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, внесший огромный вклад в развитие мировой педагогической мысли, ставит в центр воспитания личности человеческую природу, уделяя особое внимание учету закономерностей развития психики. Связь психологии с педагогикой давала первой выход в прикладные сферы.

Промышленная практика тоже сыграла ключевую роль в развитии психологии: в 80-е годы 19 века, известные бурным развитием промышленного производства, стали появляться специальности, где ключевое место уделялось психике в трудовой деятельности человека. Они признавали роль психической деятельности в качественной работе коллектива, в подборе и обучении персонала, исправлении ошибок и нарушений, допущенных в процессе труда. Психология становится интересна представителям юридического сообщества, военным, физиологам, психиатрам.

Развитие философских идей и общественно-исторической мысли

Характерное изменение в общем мировоззрении, произошедшее в 19 веке, заключается в отделении психологии от философии. Источником такого обособления стал стремительный упадок метафизического интереса и мышления. А в отсутствии общей основы психология уже не могла устоять перед вторжением естественно-научных методов исследования.

Существенная роль принадлежит также развитию медицины, особенно практической психиатрии, обнажившей прочную связь душевных явлений с процессами, протекающими в организме человека. Согласно результатам наблюдений за больными, проведенными врачами-психиатрами, существует некоторая взаимосвязь нарушений физиологии мозговой деятельности с изменениями в организме, иными словами, болезней души с недомоганиями тела. Эти важнейшие данные позволили по-новому посмотреть на главенствующий дуалистический постулат о независимости материального от идеального. Теперь он требовал пересмотра и нового подхода к изучению картины мира в целом.

Зарождение отечественной психологии в XIX веке

Психология получила признание мирового сообщества как наука лишь к концу 19 столетия, когда Вильгельм Вундт, немецкий психолог и физиолог, создал первую в мире психологическую лабораторию в Лейпциге.

В чем же значимость открытия лаборатории для рассматриваемой науки? Именно этот момент стал началом экспериментального, а значит, объективного, доказанного психологического знания, уводя его в сторону от умозрительного и субъективного характера. Без тестирования невозможно доказать или опровергнуть ту или иную гипотезу ученого, поэтому создание лаборатории – важнейший шаг в сторону научности знания.

История психологии в России в экспериментальном плане началась с работы знаменитого русского психиатра, невропатолога, психолога и физиолога Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927). Его лаборатория экспериментальной психологии, открытая в 1885 году при клинике Казанского университета, стала первой в Российской империи.

Интересно, что за год до этого события, в 1884 году, будучи в командировке по Европейским городам (Париж, Вена, Берлин и Лейпциг), Бехтерев завязал знакомства с известными мировыми деятелями научной психологии, в числе которых был как раз и Вундт.

Зарождение отечественной психологии в XIX веке

Еще одним важным событием для развития психологии в России в 19 веке стало открытие Бехтеревым в 1908 году психоневрологического института в Санкт-Петербурге, в дальнейшем ставшего главным учреждением комплексного изучения человека.

Значимость труда этого великого ученого трудно переоценить. В его руках зарождалась рефлексология, патопсихология, он стал создателем большого количества научных работ, издателем психологических журналов в России, автором статей в зарубежных изданиях.

Однако еще до основания Бехтеревым психологической лаборатории, в шестидесятых годах 19 столетия, русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905) провел большую работу по формированию первой программы выделения психологии в самостоятельную науку, обозначив и обосновав важность этой проблемы.

Именно Сеченов выделял в качестве предмета психологического знания разные виды психической деятельности в их прогрессе и взаимосвязи. Основным методом психологии ученый считал объективное наблюдение.

Идеи Сеченова о самой возможности применения метода эксперимента к изучению психических функций, об активности нервной системы и обусловленности ее работы определенной целью, о важности обратной связи в регуляции поведенческих процессов опередили свое время и стали основой развития психологии в России. Можно с уверенностью сказать, что его работы предвосхитили множество мировых научных исследований.

Говоря о людях, внесших свой вклад в формирование дореволюционной психологии в России, нельзя не упомянуть фамилии таких ученых, как Г. Струве, К.Д. Кавелин, В.А. Вагнер, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, П.Ф. Лесгафт и других.

Психология прошла долгий путь становления, выделившись в самостоятельную науку после веков существования в рамках таких сфер, как медицина, философия, литература, биология, теология, оккультизм, мифология, традиции и быт народов мира.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Серьезный вклад в становление психологии того времени, когда она еще не отделилась в обособленное научное знание, внесли такие отечественные ученые, как М.В. Ломоносов, Я.П. Козельский, А.Н. Радищев, А. Галич (учитель А.С. Пушкина) и другие.

Психология в Советском Союзе: расцвет и запрет

Несмотря на неблагоприятные прогнозы и ожидания научной общественности, коммунисты не запретили психологию как науку. Все произошло с точностью до наоборот – родилась и стала стремительно развиваться советская школа психологии. На ее поприще трудились выдающиеся ученые, чьи имена известны сегодня каждому уважающему себя психологу – Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия, И.М. Соловьев, Л.В. Занков, М.Я. Басов, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский, С.Г. Геллерштейн, К.К. Платонов, Н.Д. Завалова и другие.

Психология в Советском Союзе: расцвет и запрет

Психология как наука в России уже 1920-е годы разделилась на возрастную, социальную, детскую, педагогическую, инженерную, авиационную. Общая – на психологию коллектива, психотехнику и эргономику.

В этот период активно развиваются и совершенствуются психодиагностический метод, психологическое консультирование, происходит объединение различных направлений за счет единой концепции психики, и на практике в том числе.

При этом Европейскую науку настигает застой, который вызван разногласиями в сообществе по многим вопросам, в числе которых главным стало определение предмета и научного метода.

Кризис в мировой психологии породил сразу несколько основных ее направлений, которые продолжают существовать и в наше время (когнитивная, глубинная, гуманистическая, бихевиоризм, гештальтпсихология). Это дало возможность научному знанию получить дальнейшее развитие одновременно по нескольким направлениям.

Но за рассветом всегда приходит закат, и бурное развитие советской психологии в тридцатые годы сменилось глубоким застоем вследствие ее разгрома и запрета советской властью. Научные исследования в этой области были остановлены, даже несмотря на то, что среди них были близкие по духу к идеям советской власти. Журналы по психологии прекратили издавать.

Психология в Советском Союзе: расцвет и запрет

Ситуация усугублялась наступившим периодом репрессий, в числе пострадавших от которых были и психологи.

Длительность упадка и запрета советской психологии составила около трех десятков лет. Но, несмотря на застой и отношение к психологии в России, все же в стране появлялись выдающиеся ученые, продолжающие развивать науку – Б. М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Е.Н. Соколов.

Возрождение советской психологии

Вместе с оттепелью в 1960-х в СССР начала «просыпаться» и психологическая наука. Немного ранее, в 1955 году стал издаваться журнал «Вопросы психологии». А в 1964 году столичные вузы, а также учебные заведения Ленинграда и Тбилиси открыли свои психологические факультеты. В 1971 году свою деятельность начал Институт психологии АН СССР. И уже в 1980 в стране стал выпускаться «Психологический журнал».

Позиции психологии в России на мировой арене за 30 лет запрета были существенно подорваны. До кризиса весь мир равнялся на отечественных ученых, теперь же мы сами были вынуждены перенимать опыт зарубежных коллег. Когда Европа и США активно продолжали свои исследования в области данного знания, у нас они были под запретом. Когда каждый человек на западе мог позволить себе личного психолога, мы лишь приступили к возрождению науки.

Для психологии в СССР 1960 – 1980-х годов характерно выделение и быстрое развитие социальной, судебной, дифференциальной, инженерной психологии, а также психологии воспитания и обучения. Широко известными становятся фамилии специалистов Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского, П.В. Симонова, Н.П. Бехтеревой, О.К. Тихомирова, В.Д. Небылицына, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, П.Я. Гальперина.

Конец 1980-х ознаменовался началом работы психологической службы в СССР. Рассматриваемое знание приобрело статус элемента культуры позднесоветского периода и постепенно влилось в общественную жизнь. Вхождение данной науки в жизнь обычных граждан при этом шло медленно, люди с опаской относились к самой идее посещения подобного специалиста.

Психология в современной России

Для нашей страны 1990-е годы оказались настоящим испытанием. Распад Советского Союза существенно изменил жизнь людей. Для многих перестроиться под новые реалии требовало сверхусилий. Как и всем остальным, рассматриваемой науке тоже пришлось перестроиться на новый лад.

Не так давно созданные психологические подразделения в школах, учреждениях здравоохранения, на производственных предприятиях, индивидуальное и семейное консультирование оказались слабыми для текущих реалий и малораспространенными. Этот факт в совокупности с общим невысоким уровнем психологической культуры и образованности граждан и на фоне наплыва зарубежной информации привел к широкому распространению псевдонаучных знаний по данной науке.

Последствия произошедшего с психологией в 1990-2000 годах мы видим до сих пор. И сегодня мы можем встретить людей, которые:

  • не принимают всерьез психологию как значимую науку, способную принести пользу;
  • называют специалистов «мозгоправами», приписывают им способности «читать мысли» и т.д.;
  • людей с ментальными трудностями считают «психами»;
  • ставят данную науку в один ряд с магией, мистицизмом, целительством и банальным шарлатанством;
  • не видят смысла в развитии собственной психологической культуры и самосовершенствовании.

Психология в современной России

Психология в России появилась и сумела преодолеть все вызовы времени, пройдя период идеологического догматизма, взаимодействия с мировым научным сообществом, и получила хороший толчок к развитию, преобразилась и наполнилась.

В последнее десятилетие отношение к психологии в России существенно улучшилось, интерес рядового гражданина к ее изучению постоянно растет.

Практическая психология в России довольно востребована. Вузы набирают все большее обучающихся на подобные специализации, в том числе проводят переподготовку и повышение квалификации для представителей прочих профессий.

Российскому читателю интересна как отечественная, так и зарубежная литература по психологии. Чтобы разрешить собственные трудности психологического плана, самосовершенствоваться, да и просто разобраться в себе, люди все чаще интересуются настоящим научным знанием, а не прибегают к парапсихологии.

Сегодня психология в России – модная и востребованная область знаний во многих сферах: ее положения приносят пользу в бизнесе, политике, образовании.

Далеко не все задачи на сегодняшний день решены, ученым-психологам еще предстоит разобраться со многими из них, устранить противоречия, интегрировать практические и теоретические знания, найти ответы на множество вопросов. Но она неуклонно продолжает развиваться и идет вперед.

Каждый день в России проводятся новые психологические исследования, ведется работа по созданию направлений и методов научного знания, выпускаются статьи, книги и учебники для психологов, развиваются одноименные службы, разрабатываются и проводятся новые тренинги и методики работы с различными объектами изучения психологии. Все более популярным становится подобное консультирование, а на бизнес-тренингах, семинарах и конференциях всегда много заинтересованных в научном знании людей.

Психология в современной России

Мы подготовили список учебников, которые будут полезны каждому, кто интересуется историей психологии:

  1. М. Ярошевский «История психологии».
  2. А. Морозов «История психологии».
  3. Т. Марцинковская «История психологии».
  4. А. Руденко «История психологии в схемах и таблицах».

Изучая психологию, не стоит пренебрегать трудами отечественных классиков в психологии – вот некоторые из них:

  • В.М. Бехтерев «Феномены мозга».
  • В.М. Бехтерев «Гипноз. Внушение. Телепатия».
  • И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга».
  • И.М. Сеченов «Физиология процессов роста в животном теле. Публичные лекции».
  • А. Н. Леонтьев «Эволюция, движение, деятельность».
  • С.Л. Рубинштейн «Бытие и сознание».
  • С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии».
  • Л.С. Выготский «Психология искусства».
  • Л.С. Выготский «Мышление и речь».
  • В.С. Мухина «Феноменология развития и бытия личности».

Часто задаваемые вопросы о психологии в России

Кто автор первой отечественной книги по психологии?

В 1796 году Иван Михайлович Кандорский написал самую первую в нашей стране книгу о психологии «Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенствования способностей и бессмертия». Свой труд он посвятил изучению воли, ощущений, мышления и ассоциаций. Зачатки психологического знания можно было обнаружить еще задолго до 19-го столетия в трудах по философии, биологии, медицине, литературе, богословии, оккультизме, сферах быта и привычек, традиций, в мифах и сказках народов мира.

Какие проблемы у современной психологии?

Сегодняшняя психология часто рассматривается как орудие для манипулирования сознанием масс или отдельного человека, в этом и заключается ее главная проблема. Безусловно, эта беда относится не только к российскому обществу. В любой стране психологов задействуют для создания позитивного образа политиков, продаже каких-либо товаров, внушению и навязыванию нужных взглядов, мыслей, установок, разжиганию конфликтов и т.д.

Как связаны медицина и психология?

Они очень тесно взаимосвязаны. Психологу, работающему в медицинской сфере, такие знания просто необходимы. Одновременно лекари все чаще признают важность психологического знания для успешного исцеления своих пациентов. Медицинская психология включает в себя информацию и практические навыки, связанные с обеими сферами одновременно. В изучении проблематики данного направления участвуют и психологи, и врачи, и физиологи. В двухтысячные годы психология в России постепенно оправилась от кризиса девяностых, избавившись от псевдонаучного знания. Сегодня это популярная и значимая наука. Все больше людей проявляет интерес к ней, выбирая для себя профессию психолога. Специалисты данной сферы востребованы в образовании, медицине, бизнес-среде, в политике. На сегодняшний день психологии в России еще есть куда развиваться, это перспективная отрасль знаний с массой пока нерешенных задач. Постепенно пренебрежение общества к рассматриваемой науке сменяется уважением. Это очень яркий показатель важности психологии для нашего общества, ведь все больше людей открывают для себя возможность и полезность визита к специалисту.

Вам также может понравиться
Личность коуча в сессии: как проявляться, чтобы поддержать клиента

Личность коуча в сессии: как проявляться, чтобы поддержать клиента

Командные роли по Белбину: описание и формирование рабочей команды
06.12.2024

Командные роли по Белбину: описание и формирование рабочей команды

Закон Паркинсона: понимание и применение в повседневной жизни
06.12.2024

Закон Паркинсона: понимание и применение в повседневной жизни

Виды буллинга: от физического до эмоционального

Виды буллинга: от физического до эмоционального

Эффект Розенталя: как ожидания влияют на наше поведение
06.12.2024

Эффект Розенталя: как ожидания влияют на наше поведение

Что такое эйджизм: дискриминация по возрасту и ее особенности
06.12.2024

Что такое эйджизм: дискриминация по возрасту и ее особенности

Как сохранять спокойствие в любой ситуации

Как сохранять спокойствие в любой ситуации

Развитие эмоциональной памяти и ее влияние на нашу жизнь

Развитие эмоциональной памяти и ее влияние на нашу жизнь

Теория мотивации Герцберга: факторы и советы по применению

Теория мотивации Герцберга: факторы и советы по применению

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Подходит ли
вам профессия
коуча