- Понятие психологической травмы
- Механизм появления и причины детской психологической травмы
- Симптомы психологической травмы детства
- Психологические
- Физиологические
- Проработка психологических травм детства у ребенка
- Техники для проработки детской психотравмы у взрослого
- Часто задаваемые вопросы о психологических травмах детства
- Какие фразы опасны для психики ребенка?
- В каком возрасте дети особо уязвимы?
- Можно ли заподозрить у себя детскую травму?
О чем речь? Психологические травмы детства — ситуации, причинившие вред ребенку, в результате которого он приобрел негативные установки. Характерная черта подобных проблем — отложенность проявления, когда реакция возникает спустя месяцы и даже годы.
На что обратить внимание? Причиной психотравм являются психологическое и физическое насилие, потеря близкого человека, непредсказуемость обстановки, в которой живет ребенок. Проработка последствий возможна в любом возрасте.
Понятие психологической травмы
Термин «психическая травма» был впервые упомянут в научных исследованиях в конце XIX века. Но только через столетие стал использоваться как основное понятие, но до сих пор не имеет систематизированной классификации.
Психическая травма представляет собой нанесение вреда психическому здоровью человека в результате сильного воздействия отрицательных факторов окружающей среды. Сюда относится сильный страх, ужас или чувство беспомощности вследствие события, угрожающего физической или моральной целостности человека или его близкого. Такая травма является сугубо индивидуальной для каждого и проявляется по-разному.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Особенностью детской травмы является то, что она проявляется в далеком будущем, неожиданно и скрыто, даже если ребенок уже не помнит подробности произошедшего. Дети могут не реагировать непосредственно на ситуацию, но это может произойти через месяцы или годы.
Ребенок, который пережил психическую травму, может иметь в будущем проблемы в межличностных отношениях, депрессию, излишнюю тревожность, а также сложности в обучении. Детская травма влияет даже на когнитивные функции и эмоции.
Из-за негативных событий могут появляться психосоматические расстройства. Например, очень часто возникают такие заболевания, как энурез, астма, дерматит и другие. Необходимо знать: данные нарушения связаны с опытом, поэтому важно работать не только над лечением симптомов, но и не забывать о проработке ситуации, ставшей причиной травмы.
Последствия психологической травмы могут проявиться в тревожном расстройстве (достаточно тяжелом), которое было вызвано стрессом из прошлого. Причинами травматического невроза становятся различные серьезные катастрофы, аварии и даже случаи насилия. В таких ситуациях человек находится между жизнью и смертью, что и оставляет большой отпечаток на психике.
Механизм появления и причины детской психологической травмы
События, которые могут негативно сказаться на психике ребенка, должны иметь несколько критериев:
- Неожиданность происходящего, отсутствие возможности предварительной подготовки. Это может быть потеря близкого человека или сильное проявление гнева взрослого по отношению к ребенку, даже без физического насилия.
- Ребенок ощущает себя беспомощным, не может контролировать происходящее в силу возраста и не имеет возможности сопротивляться. Он либо лишен поддержки, либо испытывает страх и не обращается за помощью. Одним из ярких примеров является школьное издевательство, когда учителя могут не замечать происходящее, а родители не получают информацию от ребенка. Это происходит из-за страха детей, что вмешательство взрослых может сделать еще хуже. В таком случае страдает не только жертва издевательств, но и другие дети, на глазах которых это разворачивается. Все потому, что они также не могут ничего изменить и даже опасаются стать объектом буллинга.
- После пережитого представление о мире в голове ребенка становится хуже, а страх повторения таких событий — все больше. Например, ребенок, столкнувшийся с задирами в одной школе, считает, что это несомненно повторится в любой другой.
- Произошедшая травма становится хронической, что наносит вред психике. Так, постоянное разочарование родителей или учителей в достижениях ребенка, вне зависимости от предпринимаемых им усилий, вводит его в ощущение бессилия, поскольку все, что он делает, не приводит к желаемым результатам. Это становится причиной для формирования у ребенка негативного самовосприятия и убеждения — он недостоин любви. Такие установки о себе влияют на будущие отношения и контакты с другими людьми.
Чем раньше ребенок сталкивается с травмирующей ситуацией, тем сложнее избежать последствий. События, которые произошли совсем давно, стираются из памяти, поэтому будущее после травмы выглядит совершенно нормальным. Также следует помнить: чем раньше произошла душевная травма, тем сильнее она влияет на ключевые этапы когнитивно-личностного развития.
"Делай как коуч"
Психика человека так устроена, что всегда старается «забыть» травму, отодвинуть связанные с ней тяжелые переживания. Это совершенно нормально, но в то же время не позволяет пережить травматическое событие для поиска способов исцеления. Вместе с тем психика ребенка стремится к равновесию. Поэтому бессознательно он часто попадает в похожие ситуации и отношения, даже не понимая этого. Причина скрывается в надежде изменить уже произошедшее, получить новый опыт, где он уже справился с трудностью.
Без поддержки трудно преодолеть негативный опыт, поэтому в будущем такие же события только усиливают травмированные эмоции и негативные убеждения.
Причины травмирующего воздействия:
- Хронические или острые заболевания, которые становятся препятствием для нормального отношения со сверстниками. Также сюда относятся какие-либо процедуры, которые вызывают боль или тревогу, отличие от других.
- Психологическое давление взрослых: чаще всего родители могут сравнивать ребенка с другими, ругать за мелкие ошибки и неповиновение, а также проявлять внимание только за хорошее поведение.
- Насилие: физическое или сексуальное. Дети становятся жертвами не только среди незнакомых людей, на улице или в незнакомых местах, но и часто в окружении самых близких членов семьи. Это подрывает доверие ребенка и приводит к проблемам в межличностных отношениях в будущем.
- Потеря близкого и невозможность поделиться болью утраты с другими.
- Несправедливость и предательство, особенно от взрослых, а также унижение и насмехательство по поводу вопросов, которые важны для ребенка.
- Проблемы родителей и близких взрослых: зависимости (наркотики или алкоголь), психические заболевания, сложный характер.
Все вышеперечисленное, несомненно, может оказать на ребенка разрушительное воздействие и привести к травмам различного вида, но только если он будет одинок. Благодаря поддержке со стороны кого-то из друзей или взрослых все эти ситуации могут обойти стороной, и психика пострадает в меньшей степени.
Симптомы психологической травмы детства
Несмотря на то, что причины травмы у многих детей могут быть одинаковыми, каждый ребенок реагирует на них по-разному. Основные симптомы делятся на две группы:
Психологические
Это явные изменения в поведении ребенка, которых не наблюдалось ранее.
- Резкая смена настроения.
- Постоянное чувство вины: ребенок везде винит себя, даже в ситуациях, к которым он не имеет отношения.
- Сильная тревога при некомфортных событиях. Например, дети часто могут теребить что-то в руках или не смотреть в глаза.
- Ощущение одиночества, что проявляется в таких фразах, как «меня никто не любит», «я никому не нужен».
- Нарушение внимания, невозможность сосредоточиться.
- Молчаливость и недоверие к окружающим. Это проявляется в замкнутости даже с близкими членами семьи, друзьями. Нежелание играть, знакомиться с новыми людьми.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Физиологические
К ним относятся:
- Психомоторное возбуждение в виде суетливости, «мельтешения».
- Тахикардия (учащенное сердцебиение, пульс).
- Плохой и непродуктивный сон: малыш постоянно просыпается ночью, ему снятся кошмары, после которых он не может нормально заснуть.
- Напряжение по всему телу.
- Частая усталость от повседневных дел, которая не проходит даже после отдыха.
Если у ребенка имеется хотя бы несколько признаков, лучше обратиться за помощью к специалисту, чтобы исключить наличие заболевания.
Проработка психологических травм детства у ребенка
С детскими психотравмами необходимо проводить компетентную и правильную работу. Рекомендуется обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту. Профессионал сможет выявить причину травмы и разработать эффективные методы решения ее последствий, независимо от времени, прошедшего с момента травмирующего события.
Чаще всего используют следующие методы проработки:
- Арт-терапия предлагает использовать рисунки, коллажи и фигурки из пластилина или глины для выражения невысказанных словами чувств и эмоций ребенка. Например, создание лестницы, ступени которой отражают страхи, или лепка символических фигур, представляющих то, что его беспокоит. Также можно прочитать сказку, в которой главный герой смог преодолеть свои страхи.
- Песочная терапия эффективно разряжает накопившееся напряжение, способствует расслаблению, позволяет переключиться на более позитивный лад и исследовать различные способы решения проблем в процессе занятия.
- Терапия с когнитивно-поведенческим подходом поможет овладеть новыми моделями поведения, с помощью которых можно избежать травматических ситуаций в будущем, не поддаваться манипуляциям и уметь реагировать иначе на страшные события.
- Групповая терапия: предназначена для детей от 10 лет. Попав в группу с людьми, переживающими подобные невзгоды, ребенок понимает, что не одинок.
- При гештальт-терапии психолог помогает выявить корни тревоги и беспокойства, разобраться в чувствах и эмоциях, переживаемых малышом. Это позволяет понять, какая ситуация вызвала дискомфорт. Определив первопричину психотравмы, специалист найдет наиболее щадящие способы завершить гештальт, пройти через историю до конца и излечить душевные раны.
Техники для проработки детской психотравмы у взрослого
- Техника «Пустой стул» — это метод, при котором человек представляет, что перед ним сидит тот, с кем связана ситуация, вызвавшая травму. При этом человек может разговаривать, проявлять все накопившиеся эмоции и чувства. А затем садится на этот стул и становится как бы тем, кому предназначались эти вопросы и высказывания. Таким образом, дается возможность побыть на месте человека, связанного с травмой, а также ответить на все вопросы с его точки зрения. Такая техника помогает снова пережить давнюю ситуацию и посмотреть на нее по-новому. При этом рядом должен присутствовать специалист, который сможет вовремя поддержать и понаблюдать за экспериментом со стороны.
- «Схема-терапия»: данный метод предполагает существование теории, где каждый человек реагирует на какие-либо события, исходя из своих убеждений (схем), что мешает ему разобраться в ситуации. В таком случае может помочь, например, ведение дневника, в котором человек расписывает свои эмоции и тем самым учится по-новому смотреть на страхи и проблемы, а не избегать их.
- «Десенсибилизация и переработка движением глаз». Данная техника хорошо применима на людях с посттравматическим стрессовым расстройством, так как помогает изменить реакцию на травмирующее событие. Человек заново вспоминает свою проблему и чувства, которые у него возникают всегда, когда он об этом думает. В это же время психолог водит указкой в разные стороны перед пациентом, а он следит за ней глазами. Методика объясняется тем, что такие движения приводят в работу оба полушария мозга, тем самым случившаяся травма уже не воспринимается так остро.
Часто задаваемые вопросы о психологических травмах детства
Какие фразы опасны для психики ребенка?
Чаще всего детей травмируют грубые слова, которые говорят их родители. Особенно негативные упоминания, которые связаны с рождением ребенка: «лучше я бы тебя не рожала»; «ты мне не нужен, от тебя только одни проблемы»; «ты мне больше не сын».
В каком возрасте дети особо уязвимы?
В возрасте от 7–8 лет у ребенка появляется способность к критике, с помощью которой он уже может сам понимать и размышлять, что вокруг него происходит. Но до этих лет малыш не в состоянии анализировать конкретную ситуацию, поэтому смотрит на мир глазами родителей. Именно поэтому, чем ребенок младше, тем легче нанести ему травму, если рядом не будет поддержки от близких взрослых.
Можно ли заподозрить у себя детскую травму?
Будьте бдительны, если вы сталкиваетесь с одними и теми же проблемами в разных сферах жизни, сложностями в межличностных отношениях или постоянными случаями агрессии, переходите с работы на работу, но не находите радости в своем труде и сталкиваетесь с одинаковыми неприятностями. Уважаемые взрослые! От вас во многом зависит счастье и успешное будущее ваших детей, не забывайте об этом и почаще дарите любовь своим малышам без повода, заботьтесь о них. Если ваш ребенок подавлен, отложите все дела и спросите его, в чем дело, как вы можете помочь. Именно с вовлеченности, искреннего разговора и внимания начинается не только доверие, но и выздоровление.