- Понятие педагогической психологии
- Объект, предмет и субъекты педагогической психологии
- Этапы в развитии педагогической психологии
- 1 этап
- 2 этап
- 3 этап
- 5 проблем, которые решает педагогическая психология
- Общие и частные задачи педагогической психологии
- Категории педагогической психологии
- Принципы педагогической психологии
- Принцип социальной целесообразности
- Принцип единства теории и практики
- Принцип развития
- Принцип детерминации
- Принцип системности
- Разделы педагогической психологии
- Какие подходы используются в педагогической психологии
- Методы педагогической психологии
- Изучение продуктов деятельности обучающихся.
- Опрос в форме анкетирования или беседы (интервью).
- Наблюдение.
- Эксперимент.
- Тестирование.
- Социометрия.
- Часто задаваемые вопросы о педагогической психологии
- В чем отличие педагогической психологии от педагогики?
- Какие книги по педагогической психологии рекомендуется изучить?
- На чем основывается отечественная педагогическая психология?
О чем речь? Педагогическая психология — отдельная область общепсихологического знания, которая изучает психологические закономерности и механизмы обучающей деятельности.
Зачем нужна? Главная задача — повысить эффективность образовательного процесса. Эту дисциплину изучают, чтобы познать принципы и теории человеческого поведения, которые могут помочь педагогам найти наилучший способ воздействия в разных ситуациях, возникающих в ходе обучения.
Понятие педагогической психологии
Педагогическая психология — это прикладная отрасль психологии, ориентированная на психологическое сопровождение воспитательного процесса, решение проблем теоретической педагогики и повышение эффективности образовательной практики.
Предмет изучения педагогической психологии — психологические явления, механизмы и закономерности развития социокультурного опыта индивида во время обучения и воспитания. Психическое развитие детей происходит под влиянием деятельности учителя на различных этапах учебного процесса.
Общей задачей педагогической психологии является анализ психологических аспектов управления процессом преподавания и изучение целенаправленного взаимодействия учителя/воспитателя и ребенка, направленного на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
В психологической науке эта отрасль считается относительно молодой. В настоящее время она интенсивно развивается, интерес педагогов и психологов к ней только возрастает. Применение психологических знаний в современном школьном обучении не только улучшает качество учебного процесса, но и помогает в идентификации и решении конкретных проблем, возникающих в практике обучения и воспитания.
Объект, предмет и субъекты педагогической психологии
Объектом исследования педагогической психологии является человек в процессе своего обучения и развития.
В отличие от возрастной психологии, предметом исследования здесь является не только психическое развитие индивида, но и его участие в процессе обучения и воспитания через определенные виды деятельности. Прослеживается определенная взаимосвязь между двумя отраслями — педагогической психологией и психологией труда, изучающей влияние трудовой деятельности на формирование человеческой психики. Преподавание — это тоже один из видов трудовой деятельности, которая непосредственно влияет на психическое развитие обучающихся и педагогов.
Данная отрасль психологии изучает различные психологические механизмы, явления и закономерности усвоения индивидом социокультурного опыта (интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др.) в процессе учебно-воспитательной работы.
В плане решения конкретно обозначенных задач педагогическая психология изучает:
- закономерности овладения знаниями, умениями и навыками;
- предпосылки развития активного самостоятельного и творческого мышления;
- воздействие процессов обучения и воспитания на психическое развитие;
- нюансы развития психических новообразований на разных возрастных ступенях развития;
- психологическую характеристику личности и деятельности педагога.
Основной вопрос, который стоит перед современными исследователями, касается того, как соотносятся поставленные задачи с актуальным уровнем развития педагогической психологии.
Субъектами образовательного процесса выступают его активные участники: обучающиеся, студенты, слушатели, а также учителя и преподаватели.
Этапы в развитии педагогической психологии
В истории развития педагогической психологии выделяют три основных этапа:
1 этап
Начинается с публикации в 1957 году «Великой дидактики» — фундаментального труда Я. А. Коменского.
Длился этот период до конца ХIХ в. Именно тогда основатели научной педагогики И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ж.-Ж. Руссо, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег заложили фундамент педагогической психологии. В их исследовательских работах особое внимание уделялось психологическим аспектам образования, роли учителя в формировании личности учащегося, связи процессов обучения и воспитания с развитием творческого потенциала каждого ребенка.
2 этап
Начинает отсчет с 1877 года. В это время вышла книга «Педагогическая психология» советского педагога и психолога П. Ф. Каптерева, который впервые использовал этот термин. В течение периода, который продлился до середины XX века, были опубликованы работы А. П. Нечаева, А. Бинэ, Б. Анри, Г. Эббингауза и других известных психологов, вложивших значительный вклад в становление психологии образования. В этот же период появляется педология — новое научное направление в педагогике, для которого характерен комплексный подход к исследованию поведенческих особенностей детей с опорой на анатомические, физиологические, психологические и социологические научные знания.
"Делай как коуч"
3 этап
Были сформированы идеи Б. Скиннера и Дж. Уотсона о повышении эффективности образовательного процесса за счет использования современных технологий, включая программирование.
Концепцию алгоритмизации образования в 1960-х годах разработал Л. Н. Ланда, опираясь на теорию познания через преодоление проблем Дж. Дьюи и научные работы С. Л. Рубинштейна о природе мышления в нестандартных ситуациях.
5 проблем, которые решает педагогическая психология
Проблемы педагогической психологии связаны с рядом ключевых задач, определяющих сущность данной области знаний и имеющих теоретическое и практическое значение:
- Проблема соотношения обучения и развития
Задача: раскрыть, как в индивиде соотносится социальное и биологическое начало, в какой степени генотип и окружающая среда влияют на поведение человека. Предположительно процесс социализации не имеет прямого воздействия на генетический аппарат, поэтому обусловленные наследственностью явления не могут быть изменены посредством воспитания. Однако обучение и воспитание все же оказывают определенное воздействие на развитие психики.
- Проблема взаимосвязи обучения и воспитания
Данная задача тесно связана с предыдущей. Процессы обучения и воспитания являются неотъемлемыми составляющими общего педагогического процесса, нацеленного на формирование всесторонне развитой личности. Но их соотношение неоднозначно и зависит от множества различных факторов.
- Проблема учета сенситивных периодов в процессе обучения и развития
Сенситивный период развития — это временной промежуток в онтогенезе, когда организм индивида в наибольшей степени восприимчив к определенному внешнему воздействию. Например, в пятилетнем возрасте ребенок максимально чувствителен к развитию абсолютного слуха, но позже эта предрасположенность снижается.
- Проблема одаренности детей
В отечественной психологии изучение даровитости детей началось довольно поздно — в конце XX — начале XXI века. Под общим понятием «одаренность» в педагогической психологии следует понимать развитие определенных способностей ребенка, которые определяют потенциал его успешной деятельности в будущем.
- Проблема готовности к школе
Готовность к школе (школьная зрелость) — это комплексная характеристика психофизиологического развития ребенка старшего дошкольного возраста, включающая в себя сформированность способностей и свойств, необходимых для успешного прохождения переходного этапа организованного обучения в образовательном учреждении.
Общие и частные задачи педагогической психологии
Знание педагогической психологии позволяет эффективно решать различные психологические проблемы в классах и адаптировать учебные программы под индивидуальные потребности детей. Приоритетная задача этой научной отрасли: выявить, изучить и проанализировать особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития обучающегося в различных условиях учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая психология изучает возрастные и индивидуальные особенности, а также закономерности развития ребенка, а педагогика, в свою очередь, на основе полученных результатов исследований формирует наиболее эффективные методы и технологии обучения и воспитания.
Можно выделить ряд ключевых задач педагогической психологии:
- изучение закономерности влияния процессов обучения и воспитания на интеллектуальное развитие;
- установление механизмов социализации и систематизации социального опыта;
- определение особенностей организации процесса обучения для понимания его влияния на познавательные процессы и активность обучающегося;
- анализ взаимосвязи уровня личностного и интеллектуального развития с методами учебно-воспитательного воздействия;
- выявление закономерности развивающего обучения и возможности формирования научного мышления;
- исследование психологических основ деятельности педагогов;
- разработка критериев усвоения учебного материала с целью совершенствования на их основе системы мыслительных операций, необходимых для эффективного решения учебных задач;
- создание психологической базы для дальнейших научных исследований и оптимизации образовательного процесса на всех его этапах.
Еще одна важная задача педагогической психологии, которой уделяется особое внимание, — разработка методов диагностики уровня и качества усвоения знаний.
Категории педагогической психологии
В рамках любой научной области принято выделять ключевые категории, включающие базовые понятия и отражающие суть данной области, а также ее характерные свойства.
Фундаментальные понятия педагогической психологии:
- Обучение — процесс передачи знаний при активном участии обучающегося. Для успешного освоения программы большое значение имеет: доступность и понятность учебного материала, восприимчивость и заинтересованность индивида, возможность применения полученных умений и навыков на практике в целях закрепления.
- Воспитание — деятельность, направленная на личностное развитие обучающегося и формирование у него общественно-полезных ценностей. Важно понимать, что одного понимания норм поведения недостаточно, необходимо их применять в повседневной жизни и соотносить со своими действиями и поступками.
- Знания — совокупность социокультурного опыта, зафиксированного с помощью символов, записей, изображений. Характеризуются полнотой, глубиной, оперативностью, обобщенностью, системностью и другими аспектами.
- Умения — способность делать что-то. Они определяют успешность действий, выполняемых индивидом для достижения поставленной цели и получения запланированного результата. Навыки формируются на основе полученных знаний, поэтому неразрывно с ними связаны.
- Навыки — действия, сформированные при многократном повторении, доведенные до автоматизма. Различают сенсорные (чувственные), интеллектуальные (умственные), моторные (двигательные) виды действий.
Рассмотренные категории взаимосвязаны и способствуют всестороннему развитию индивида.
Принципы педагогической психологии
Особенности развития педагогической психологии в современный период обусловлены следующими принципами:
Принцип социальной целесообразности
Развитие педагогической психологии определяется той совокупностью социальных ценностей и ожиданий, которая принята в рамках образовательной системы и в обществе в целом. Именно от этих факторов зависит социальная обоснованность различных практических методов и теоретических подходов.
В настоящее время наиболее важными и актуальными являются образовательные модели, способствующие формированию самостоятельной конкурентоспособной автономной личности, способной к самоопределению, саморазвитию и достижению целей общественного развития.
В педагогической психологии любое психологическое явление или система изучается в плане социальной значимости на уровнях:
- адаптации: степень соответствия индивидуальных норм субъекта общественным требованиям при обеспечении собственной жизнедеятельности;
- преобразования себя и общества: создание новых общественно-исторических форм, которые способствуют развитию данного индивида (системы), а также общественному прогрессу в целом.
Принцип единства теории и практики
Теория, которая не опирается на практику, бесполезна. Эти два направления взаимосвязаны — в основе всех теоретических и экспериментальных исследований педагогической психологии лежат проблемы, возникающие в образовательной практике. Критерием эффективности теоретической разработки также являются практические занятия.
При организации психолого-педагогического взаимодействия теории и практики выделяются три основных вопроса:
Вопрос | Для чего используется |
Зачем? | Выявление ценностно-смысловых оснований применения новых психологических знаний человеком (вовлечение индивида в событийную общность с новым знанием, личностная осознаваемая потребность в новом знании, приобретение потенциала для дальнейших изменений) |
Что? | Определение целей психологического воздействия, обусловленное пониманием природы человека и его развитием |
Как? | Оценка эффективности психотехник и методик, которые используются на практике: насколько они соответствуют поставленным целям, как именно воздействует психолог, какие предполагаются краткосрочные и долгосрочные результаты воздействия и т. д. |
Принцип развития
Любое теоретическое исследование педагогической психологии и практическое воздействие нацелено на развитие всех участников образовательного процесса и системы образования в целом. Все явления и процессы рассматриваются в контексте их становления и совершенствования, а не как изучение уже сформировавшейся системы.
Эффективная система образования и воспитания предполагает успешное сочетание трех типов развития:
- Рост и созревание. Происходят естественным путем, без активного вмешательства участников образовательного процесса, позволяя психическим процессам биологически вызревать в процессе онтогенеза. Педагогические системы, основанные на концепции свободного развития личности, — школы М. Монтессори и Вальдорфская.
- Формирование. Психические новообразования возникают за счет внутреннего усвоения общественного опыта и норм, которые активно демонстрируют взрослые участники образовательного процесса. Педагогические подходы, основанные на этом типе развития, — бихевиористический и деятельностный.
- Преобразование. Формирование психических новообразований происходит через самостоятельный поиск индивидом средств, необходимых для обеспечения собственного психического развития. Такое направленное изменение психики обучающегося осуществляется при поддержке взрослых участников образовательного процесса, которые создают благоприятные условия для саморазвития ребенка. На практике данная образовательная система реализуется в рамках гуманистической педагогики с использованием экзистенциально-гуманистического и субъектного подходов.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Принцип детерминации
В соответствии с ним устанавливается взаимосвязь между предметом исследования и предшествующими или последующими событиями/отношениями жизни обучающегося, а также делается прогноз особенностей его дальнейшего поведения в зависимости от тех или иных воздействий окружающей среды.
В педагогической психологии выделены два типа детерминации — казуальная и целевая:
- Каузальная. Между психическими явлениями устанавливаются такие связи, при которых опыт прошлых событий или отношений обязательно способствует формированию определенного психического качества у индивида. Например, неблагоприятные факторы семейного воспитания приводят к отклоняющемуся (девиантному) поведению подростка.
Знание этого принципа позволяет разработать эффективную коррекционную программу. Однако у каузального типа есть свои недостатки: влияние стереотипов и довольно крепкая привязанность к прошлому опыту субъекта, что мешает разглядеть его уникальные способности в разрешении тех или иных сложностей.
- Целевая. Между психическими явлениями возникают отношения, при которых цели и ценности субъекта направляют и определяют его повседневную деятельность. В этом случае психологическая помощь подростку с девиантным поведением будет основываться на определении его жизненных ценностей и целей, а также на развитии навыков, необходимых для их успешного достижения.
Принцип системности
Исследуемый предмет рассматривается как элемент системы с собственной целью функционирования.
В педагогической психологии любая система нацелена на развитие ее участников на трех разных уровнях — индивидуальном, социальном, духовном:
- Индивидуальный охватывает генетические, когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, личностные и другие аспекты.
- Социальный связан с развитием коммуникативных навыков, выполнением общественных ролей, усвоением принципов социальной общности и т. д.;
- Духовный включает ценностно-смысловое самоопределение: понимание смысла человеческого существования, осознание собственных ценностей и жизненных целей; субъектность индивида как баланс между индивидуальными и социальными факторами поведения; отраженную субъектность — личный вклад человека в культуру, его влияние на жизнь других людей.
После определения всех компонентов уровней системы проводится анализ взаимосвязей между ними, выявляются закономерности функционирования, исследуются происхождение самой системы и системные качества предмета, который изучается.
Разделы педагогической психологии
Структура педагогической психологии объединяет три раздела:
- Психология обучения.
Занимается исследованием особенностей развития познавательной сферы индивида в условиях систематического обучения, а также специфики процесса усвоения знаний и соответствующих им умений и навыков (ЗУН).
- Психология воспитания.
Направлена на изучение личностного развития в рамках целенаправленно организованной деятельности ребенка и детского коллектива, выявляет закономерности усвоения моральных норм и принципов, формирования мировоззрения и установок.
- Психологические особенности педагогической деятельности.
Исследует психологические факторы формирования профессиональной деятельности педагога, его личностные особенности, которые могут как способствовать, так и снижать эффективность и успешность педагогической деятельности.
Какие подходы используются в педагогической психологии
В педагогической психологии применяются различные подходы: бихевиоризм, когнитивизм, социально-когнитивная теория, конструктивизм. Каждый из них достоин внимания:
Подход | Суть подхода |
Бихевиоризм | Его еще называют поведенческим подходом в образовании. У педагогов есть возможность воздействовать на поведение своих учеников и корректировать его путем систематического поощрения. Обучающихся, соблюдающих правила, хвалят, им вручают жетоны, звездочки, фишки, которые впоследствии можно обменять на более значимое поощрение.
Психологи часто подвергают критике этот подход, так как он основывается на внешних стимулах и ослабляет внутреннюю мотивацию |
Когнитивизм | Когнитивный подход используется чаще поведенческого, возможно, потому что он опирается на передовые исследования в области развития памяти. Например, было установлено, что текстовая информация запоминается лучше, если ее повторяют не сразу, а через определенные промежутки времени.
В процессе обучения педагоги побуждают учеников использовать различные методики запоминания — мнемотехники, которые способствуют как краткосрочному, так и долгосрочному усвоению учебной информации |
Социально-когнитивная теория | Суть ее в том, что на развитие индивида оказывают влияние социальное взаимодействие и опыт других людей. Обучающийся наблюдает за действиями педагога, а затем повторяет их. Нередко этот подход называют имитационным научением.
Для повышения эффективности он дополняется практикой самонаблюдения. Учащийся должен осознавать свои действия, уметь их оценивать и описывать то, что он делает |
Конструктивизм | В данной концепции основное внимание уделяется базовым (начальным) знаниям, опыту и активной деятельности обучающихся, а также культурным и социальным факторам образовательного процесса. Учитель создает педагогические условия для того, чтобы ученик смог активно «строить» свои знания |
Наибольшее количество сторонников и последователей имеет конструктивизм. Выдающийся советский психолог и ученый Лев Выготский оказал большое влияние на развитие этого подхода. В своих трудах он детально описал, как взаимодействие со взрослым человеком или более опытным учеником помогает ребенку успешно усваивать различные психические конструкции. Развитие теории Л. Выготского продолжил Джером Брунер, предложивший понятие «образовательные леса» — метод обучения, позволяющий осуществлять поддержку обучающегося в виде своеобразных «опор», которые постепенно, по мере усвоения знаний, убираются.
В психологической науке и ее отраслях сформировалось два методологических подхода к изучению человека:
- Естественно-научный.
Ориентирован на критерии естественно-научного знания, выявление истинной картины развития событий, понимание объективных и общих законов природы. Психолог выступает в роли стороннего наблюдателя, не оказывает никакого воздействия на изучаемый объект и исследуемые явления, не демонстрирует свое отношение к происходящему, полностью исключает влияние личных взглядов и сопоставление с собственными ценностями.
Использование математических методов обработки информации позволяет классифицировать и выделять различные типологии. Результат обучения в педагогической психологии оценивается с точки зрения установленной нормы. Выводы основываются на доказанных фактах и имеют четкую определенность.
- Гуманитарный (психотехнический).
Основывается на понимании сущностных аспектов человеческой природы: смыслах, ценностях, свободе, ответственности. Для гуманитарного подхода не так важно понимание психологических закономерностей и фактов, все внимание исследователя сконцентрировано на отношении индивида к этим сведениям и на их значении для него.
Особо подчеркивается ценность человека, признается сложность, противоречивость и изменчивость его существования, происходит смещение акцента с определения общих закономерностей на выявление индивидуальных особенностей. Результат обучения в педагогической психологии сравнивается не со стандартом, а с прошлыми показателями.
Методы педагогической психологии
Существуют разнообразные методы исследований. В педагогической психологии чаще всего используются:
Изучение продуктов деятельности обучающихся.
Исследователь анализирует результаты учебной и творческой деятельности учеников: письменные и проектные работы, рисунки, различные поделки, сочинения и т. п. В процессе изучения интерпретируется содержание, стиль, способы и методы создания, креативность, особенности исполнения. Полученная информация позволяет сделать выводы о личностных качествах автора, уровне его интеллектуального и сенсомоторного развития, а также о возможных проблемах и психических состояниях, которые переживал индивид во время выполнения задания или творческой деятельности.
Опрос в форме анкетирования или беседы (интервью).
Устный или свободный опрос предполагает ответы на заранее подготовленные исследователем вопросы, однако ход интервью в целом зависит от ответов респондента. Тематически направленная беседа может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами исследования для сбора дополнительной информации.
Анкетирование — это наиболее оперативный метод сбора данных в педагогической психологии, где инструментом является предварительно составленный перечень вопросов (анкета.) Обычно такой опрос проводится в письменной форме, что позволяет собрать большой объем информации в короткие сроки.
Анкета состоит из обращения к опрашиваемым и основной части — опросника. В разъяснении обозначается, для чего нужен проводимый опрос, однако если такая осведомленность может повлиять на результат, то истинные цели указывать не рекомендуется.
Наблюдение.
Целенаправленное наблюдение является одним из методов сбора информации, который широко используется в педагогической психологии для изучения особенностей поведения и деятельности обучающихся и педагогов.
Для получения достоверных результатов требуется соблюдать два ключевых правила:
- объект исследования не должен знать, что за ним ведется наблюдение;
- исследователь только наблюдает и фиксирует естественную активность испытуемого, ни в коем случае не вмешивается в его деятельность, не нарушает процесс взаимодействия индивида со средой, исключает любое влияние на поведение участников.
Наблюдение следует вести по заранее разработанной программе и фиксировать в протоколе все проявления активности участников, соответствующие поставленным целям и задачам.
В педагогической психологии чаще всего используется невключенное наблюдение, при котором сбор и фиксация информации ведется со стороны, без вмешательства. В некоторых случаях может возникнуть необходимость в проведении включенного наблюдения, когда исследователь становится равноправным участником наблюдаемой группы и незаметно для других людей продолжает отслеживать интересующие его процессы.
Эксперимент.
Отличается от наблюдения тем, что при изучении того или иного явления исследователь устанавливает свои условия.
Существуют два типа психологического эксперимента: лабораторный и естественный. Для первого требуется определенная материально-техническая база: специально оборудованное помещение, различные приборы и устройства. Например, в лабораторных условиях изучают психофизические функции человека и особенности когнитивных процессов.
В педагогической психологии предпочтение отдается естественному эксперименту, который проводится в обычных условиях повседневной жизни испытуемых.
По своим целям и задачам психолого-педагогический эксперимент может быть констатирующим (устанавливаются (констатируются) факты) и формирующим (осуществляется целенаправленное воздействие на экспериментальный объект с целью его преобразования).
Тестирование.
Тест представляет собой организованную систему стимулов, на которые испытуемый должен отреагировать определенным образом. Проведение тестирования требует создания искусственных условий для деятельности испытуемого. В образовательной практике широко используются различные виды тестовых заданий, но среди всех стандартизированных методик больше всего востребованы тесты достижений.
Социометрия.
Это популярный эмпирический метод исследования связей и взаимоотношений внутри группы, который разработал американский социальный психолог и психотерапевт Дж. Морено. В педагогической практике социометрические исследования часто используются для формирования и изменения состава учебных групп, а также для изучения характера взаимоотношений в коллективе.
В ходе исследования всем членам группы задают вопрос, для ответа на который необходимо сделать выбор нескольких партнеров для совместной деятельности. Как правило, учащимся предлагают темы, связанные с образовательной тематикой, внешкольными занятиями и личными отношениями. Например: «С кем из одноклассников ты предпочел бы готовиться к важной контрольной работе?», «С кем из своих одногруппников ты хотел бы подготовить совместный творческий номер для выступления на школьном празднике?», «Кого из товарищей тебе хотелось бы пригласить на свой день рождения?»
Обработка результатов предполагает подсчет количества выборов, полученных каждым членом коллектива. Далее определяется взаимосвязь между сделанными и полученными выборами. На основе результатов формируются выводы о наличии в коллективе микрогрупп, стабильных дружеских связей, взаимных симпатий, а также статусе каждого участника группы (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый, изолированный, отверженный).
Социометрический метод расширяет воспитательные возможности педагога, повышает эффективность взаимодействия в классном коллективе, позволяет понаблюдать за успешностью адаптации вновь прибывших учеников, предотвратить вероятные конфликты, выявить детей из группы риска.
Часто задаваемые вопросы о педагогической психологии
В чем отличие педагогической психологии от педагогики?
Педагогика — многоотраслевая наука, определяющая систему общеучебных знаний, умений и навыков (ЗУН), которые применяются в процессе воспитания и обучения. Она исследует оптимальные методы передачи накопленного опыта подрастающему поколению. Педагогическая психология — научная отрасль, направленная на изучение механизмов и закономерностей, связанных с овладением ЗУН, а также исследование различий в способах достижения поставленных целей.
Какие книги по педагогической психологии рекомендуется изучить?
Это лишь несколько наиболее полезных и популярных печатных изданий: Франц Монкс «Одаренные дети»; Артур Реан «Психология личности»; Марина Новикова-Грунд «Лингвистика между психологией и психотерапией: мост над пропастью»; Любовь Цветкова «Нейропсихологическое консультирования в практике психолога образования». Специалисты в области педагогики и психологии могут найти и другие интересные труды по данной теме.
На чем основывается отечественная педагогическая психология?
Основой отечественной педагогической психологии является личностно-деятельностный подход. Центральное место в образовательном процессе занимает обучающийся, важна его личностная направленность, мотивы, цели, индивидуальные психологические особенности. Педагог определяет цель обучения, организует, направляет и корректирует образовательный процесс с целью всестороннего гармоничного развития личности ученика, исходя из его потребностей и интересов, уровня базовых знаний и умений. Таким образом, термин «педагогическая психология» обозначает отрасль психологической науки, которая изучает закономерности интеллектуального и личностного развития индивида в условиях обучения и воспитания. Без глубоких знаний в этой области невозможно эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях любого типа и достичь максимально высокого развития потенциала каждого обучающегося.