Дарим персональный промокод на бесплатное прохождение курса
«5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
Получить свой промокод
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».
erid: 2SDnjf26uEo
Главная / Блог / Психология / Откуда берется интерес: механизмы возникновения и способы поддержания

Откуда берется интерес: механизмы возникновения и способы поддержания

Откуда берется интерес
06.11.2025
506
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 08.11.2025
Поделиться:

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните обучение уже сейчас. Смотрите 5 практических уроков от спроса к ясности и действию. Без мотивации — только инструменты, которые работают

Смотреть курс
Содержание:

Откуда берется интерес? Этот процесс заложен в нас изначально, он запускается желанием изучить что-то новое, необычное или неожиданное. Интерес включает в себя эмоциональный и волевой стержни.

На что обратить внимание? Интерес выполняет биологическую, социальную, мотивационную и познавательную функции. Однако под воздействием негативных факторов он снижается, поэтому нужно понимать, как поддерживать его на необходимом уровне.

Откуда берется интерес

Интерес — это положительно окрашенное эмоциональное состояние (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство), которое выражается в повышенном внимании к объекту. Откуда берется интерес? Он пробуждается тогда, когда что-то привлекает нас своей неожиданностью, вызывает удивление и стремление разобраться глубже.

Откуда берется интерес
Фото: Freepik

В основе интереса лежит познавательное влечение — желание понять и освоить определенную область действительности. Этот процесс сначала проявляется как эмоциональный отклик, но постепенно может перерасти в устойчивую потребность активно взаимодействовать с предметом. Именно поэтому интерес рассматривается не только как эмоция, близкая к любознательности, но и как мощный источник мотивации.

Интерес сочетает в себе две составляющие. Эмоциональная сторона выражается в интеллектуальной радости и удовольствии от открытия нового. Волевая же требует усилий — преодоления трудностей и поиска ответов на сложные вопросы.

Человеку свойственно испытывать интерес чаще других состояний. К. Э. Изард относил интерес к базовым эмоциям человека и считал его главным мотиватором в работе и творчестве. Обычный человек испытывает это чувство чаще, чем многие другие. Оно помогает нам не только познавать мир, но и развивать творческие способности, находить нестандартные решения.

Подробно останавливается на понятии интереса и интересного Голосовкер в книге «Логика мифа». Он исследовал вопрос, откуда берется интерес, в контексте психологии. Он называл его противоположностью скуки, а близкой формой — любопытство. Интерес связан с ощущением тайны, ведь даже выражение «интересное положение» подразумевает скрытый смысл. При этом Голосовкер отмечал, что произведения на тему философии редко бывают по-настоящему интересными, так как они не всегда способны разбудить воображение.

Виды интереса

Интересы человека могут существенно различаться по своей направленности. Одни связаны с материальной сферой, другие — с духовной.

  • Материальный интерес выражается в стремлении к удобству, к удовлетворению практических потребностей: это может быть желание обладать одеждой, качественными продуктами, бытовыми удобствами. Такой интерес ориентирован на предметы и явления, способные улучшить повседневную жизнь.
  • Духовный интерес свидетельствует о высоком уровне развития личности. Он проявляется в стремлении к знаниям, к познанию математики, физики, химии, биологии, а также в интересе к искусству: литературе, музыке, живописи, театру.
  • Специальный общественный интерес связан с деятельностью в социальной сфере: организационной работе, участии в общественных делах.
  • Непосредственный интерес возникает к самому процессу деятельности. Это стремление наслаждаться самим познанием, трудом, творчеством, когда важен не результат, а сам путь.
  • Опосредованный интерес, напротив, сосредоточен на результате. Он может выражаться в стремлении получить профессию, занять определенное служебное или общественное положение.
Гайды 5 Prism, которых нет
в открытом доступе
5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Как найти своё призвание и зарабатывать на нём от 150 000₽
На бесплатном курсе «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к ясности и действиям»
pdf
20 коучинговых вопросов, помогающих определить сильные стороны личности
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
До +40% роста дохода: уберите 9 блоков, мешающих вашим финансовым целям
Пошаговый алгоритм, как сделать так, чтобы цели достигались
pdf
Карта трансформации личности: как за 30 дней выйти на новую версию себя
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
5 книг для развития эмоционального интеллекта и сильной коммуникации
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек

Интересы могут отличаться и по степени активности человека.

  • Пассивные интересы носят созерцательный характер. Человек наслаждается объектом — слушает оперу, любуется картинами, — но не предпринимает усилий для более глубокого изучения или практического освоения.
  • Активные интересы предполагают вовлеченность и деятельность. Человек стремится сам овладеть объектом интереса, творить, развиваться. Откуда бы ни брался такой интерес, он становится двигателем личностного роста, формирования знаний, навыков, умений, а также оказывает влияние на становление характера.

Большая часть научных работ по этой теме сосредоточена на изучении формирования познавательных интересов. Они рассматриваются как основа получения знаний и развития личности. Именно познавательные интересы побуждают человека к поиску информации, расширению кругозора, самостоятельному освоению новых областей деятельности.

Функции интереса

Биологическая функция

Эмоции сами по себе не производят энергию, но именно они становятся ее источником и создают необходимые условия для активности. «Умеренный уровень интереса является важным фактором для поддержания поведения и длительной деятельности. Без внутреннего увлечения проект или задача быстро превращаются в источник негативных эмоций, снижается продуктивность, а результативность работы падает» — писал Изард.

Откуда берется интерес
Фото: Freepik

У первобытного человека интерес выполнял и социальную функцию. Когда индивидуум расширял глаза и поворачивал голову в сторону объекта, это служило своеобразным сигналом для соплеменников. Таким образом передавалась важная информация: о появлении опасности, о приближении добычи или о любом значимом событии. Вожак племени, своим взглядом указывающий направление, мог фактически определять судьбу всей группы, ведь от скорости реагирования зависело выживание.

Мотивационная функция

Интерес выступает также важнейшим источником мотивации. Для продолжительных проектов или сложных задач умеренный интерес необходим, чтобы поддерживать внутренний уровень энергии и не выгорать. Однако исследования показывают: интерес по своей природе кратковременен, его сложно удерживать на одном уровне. Ученые не дают точной цифры его средней продолжительности, потому что она зависит от множества факторов — от физиологии и психики конкретного человека до его жизненных целей.

Чтобы сохранить мотивацию надолго, необходимо понимать, откуда берется интерес, а также постоянно вносить в деятельность новые элементы: менять способы работы, пробовать новые подходы, расширять круг общения и сотрудничать с интересными людьми, открывать дополнительные знания по теме. Это не только подпитывает внимание, но и помогает глубже осваивать материал.

При этом важно учитывать и собственное состояние. Если человек истощен или перегружен, даже привлекательная деятельность быстро перестает быть интересной. Поэтому следует делать перерывы, давать себе отдых. Если же, несмотря на усилия, интерес все равно угасает, стоит задуматься: действительно ли данное занятие соответствует вашим целям и внутренним потребностям? Иногда потеря интереса является сигналом к пересмотру планов и переоценке собственных приоритетов.

Не думайте долго — доверьтесь интуиции
Выберите одну карточку — узнайте свои скрытые сильные стороны
Кликните на первую понравившуюся. Мы покажем сильные стороны и подскажем, как их развить на бесплатном модуле.

Социальная функция

Австрийский психолог Альфред Адлер особое значение придавал роли интереса в коммуникации и построении отношений. В своей работе «Социальный интерес» Адлер писал, что именно интерес заставляет ребенка начать различать мать и других людей, осознавать расстояние между предметами, замечать их формы.

Интерес — необходимый элемент в построении и поддержании межличностных отношений. Угасание интереса часто ведет к тому, что люди отдаляются друг от друга, теряют эмоциональную близость. Поэтому для сохранения живого общения важно понимать, откуда берется интерес в отношениях, искать новые формы совместной активности: общие увлечения, хобби, путешествия, участие в событиях.

Познавательная функция

Интерес является фундаментом обучения и познания мира. Если взрослый способен, благодаря дисциплине, выполнить даже неинтересное задание, то ребенка приходится заманивать, вовлекая его в игру или иные формы активного взаимодействия. В момент переживания интереса мозг усиленно воспринимает и фильтрует информацию: внимание усиливается, память фиксирует больше деталей, мышление становится более гибким.

Когда же интерес пропадает, обучение становится сложнее: падает концентрация, исчезает удовольствие от процесса, возрастает вероятность отвлечений. Именно поэтому педагоги стремятся включать в занятия элементы интерактивности — чередовать методы подачи материала, использовать аудио и видео, вовлекать учащихся в дискуссии и практические задания.

Интерес в педагогике трактуется как одно из социально значимых качеств, формирующихся непосредственно в процессе учебной деятельности. Он не только обеспечивает нормальное течение восприятия, но и поддерживает состояние бодрствования. Важно понимать, что бессонница, вызванная положительным возбуждением, нередко связана именно с переживанием устойчивого интереса, а не только с негативными эмоциями.

Интерес играет критическую роль в развитии интеллекта: без аффективной поддержки мыслительная деятельность и формирование понятийного аппарата могут быть нарушены почти так же сильно, как и при физических повреждениях мозга. Для того чтобы думать, необходимо испытывать эмоциональное вовлечение, внутреннее возбуждение и получать подкрепление.

Выделяют три уровня интереса:

  • Низкий — учащийся пассивен, находится в инертном состоянии и не способен самостоятельно преодолевать трудности.
  • Средний — интерес поддерживается в основном за счет внешней стимуляции со стороны педагога или окружения.
  • Высокий — обучающийся проявляет самостоятельное стремление к получению знаний, демонстрирует внутреннюю мотивацию и готовность преодолевать препятствия ради результата.

Откуда берется интерес, можно прочитать в трудах по психологии. Высокий уровень интереса чаще всего возникает тогда, когда познавательная деятельность совпадает с истинными желаниями и целями человека. Именно поэтому в образовательных и корпоративных программах не стоит навязывать темы или методы обучения.

Хотите разобраться в себе, повысить личную эффективность и научиться принимать решения без страха и сомнений?

Бесплатный курс «5 шагов, как от страха и сомнений перейти к действиям» от Академии 5 Prism поможет развить навыки будущего, которые пригодятся в работе, бизнесе и жизни.

Что вы получите:

  • 5 коротких уроков от коучей международного уровня MCC ICF;
  • практические техники для управления эмоциями, стрессом и внутренним состоянием;
  • подход к целям, который возвращает энергию и мотивацию;
  • понимание, как применять коучинговое мышление для роста и устойчивости.

Этот курс подойдет тем, кто хочет понять себя, наладить внутренний баланс и начать действовать осознанно, а также специалистам, которые работают с людьми: HR, руководителям, коучам, психологам, предпринимателям.

Пройдите бесплатный курс и узнайте, как навыки осознанности и коучингового мышления помогают добиваться целей без выгорания и сомнений.

Как развить интерес

Интерес — это естественный двигатель нашего стремления к новому, к расширению границ знаний и опыта. Его основная ценность заключается в том удовольствии, которое человек получает от самой деятельности, будь то работа, учеба, общение или творческие занятия. Именно интерес делает процесс увлекательным и наполняет его личным смыслом.

Некоторые занятия вызывают интерес сами по себе, без усилий, например просмотр развлекательных видео или легкий досуг почти не требует концентрации. Но существуют сферы, где интерес не возникает мгновенно. Для погружения в них нужно проявить усилие и внимание, как при чтении книги, научной статьи или решении сложной задачи.

Откуда берется интерес
Фото: Freepik

Интерес может вспыхнуть внезапно, без предварительных условий, но нередко для вовлечения требуется внутренняя работа. Важно осознавать, что скука — лишь начальный барьер, который можно преодолеть. Чтобы разбудить интерес к новой или сложной теме, полезно придерживаться следующих шагов:

  1. Преодолеть стартовое сопротивление и начать знакомство с материалом.
  2. Сосредоточить внимание, отсекая отвлекающие факторы.
  3. Работать блоками: уделять теме 20-25 минут, затем отдыхать 5-10 минут, чтобы сохранить свежесть восприятия.
  4. Искать единомышленников: обсуждать тему с теми, кто уже увлечен ею. Это позволяет перенять их энтузиазм.
  5. Определить личную ценность: понять, зачем именно вам важно освоить предмет.
  6. Связать интерес с пользой: размышлять о том, как новые знания или умения могут помочь в карьере или принести доход.

Стоит помнить, откуда берется интерес: в состоянии усталости или стресса влечение к интеллектуальным занятиям практически отсутствует. Недостаток сна, перегрузка и эмоциональное напряжение угнетают внимание и желание познавать новое. В такие моменты может казаться, что ничто не вызывает любопытства. Но стоит восстановить силы, отдохнуть, выспаться — и восприятие меняется: то, что вчера казалось скучным, сегодня вновь начинает привлекать.

Не столь важно, откуда берется интерес, его полное отсутствие у человека указывает на апатию и может свидетельствовать о снижении психологического здоровья. Таким образом, интерес — это не только эмоция, но и важный индикатор внутреннего состояния и жизненной активности.

Часто задаваемые вопросы об источнике интереса

Когда интерес пропадает?

Интерес не исчезает бесследно — за его пропажей всегда стоит внутренняя причина. Чаще всего он пропадает там, где человеку выгоднее пребывать в скуке. Это может быть своеобразной психологической игрой: «Мне с тобой совсем не интересно!» Так демонстрируется отстраненность или даже скрытая месть. В других случаях скука становится удобным оправданием лени или нежелания прикладывать усилия: «Здесь невозможно учиться, потому что ужасно скучно!» Таким образом, потеря интереса нередко является защитным механизмом или формой ухода от ответственности.

Из каких компонентов состоит интерес?

Интерес складывается из трех ключевых элементов: Выбор проявляется в стремлении искать знания или заниматься определенной деятельностью, отдавать предпочтение чему-то конкретному. Вовлеченность — состояние полного погружения, когда внимание сосредоточено исключительно на задаче или объекте. Наслаждение — эмоциональная отдача, удовольствие, которое человек получает от процесса. Именно оно питает мотивацию и побуждает продолжать деятельность. Эти три компонента в совокупности делают интерес не просто эмоцией, а движущей силой развития и источником энергии.

В каком возрасте появляется интерес?

Интерес формируется очень рано. Уже на первой стадии развития — в возрасте 3-4 месяцев — ребенок демонстрирует врожденную реактивность. Он не только пассивно откликается на сигналы, но и активно взаимодействует с окружающим миром. Сенсорная стимуляция вызывает у него эмоциональную реакцию, а врожденная эмоция интереса побуждает к познавательной активности.

Хотите познакомиться с коучингом?

Начните обучение уже сейчас. Смотрите 5 практических уроков от спроса к ясности и действию. Без мотивации — только инструменты, которые работают

Смотреть курс
Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать подарок