Получите бесплатный доступ к вебинару «Как стать коучем и выйти на новый уровень дохода»
calendar Дата: завтра в 19:00
Получить доступ бесплатно
close
Реклама. 5prism.ru. erid: 2SDnjdx9YeM

Методика «Незаконченные предложения»: описание и применение

31.10.2024
1336
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 01.11.2024
Сохранить статью:
Методика Незаконченные предложения

Что это? Методика «Незаконченные предложения» направлена на ненавязчивое выявление эмоциональных и поведенческих особенностей личности. Благодаря ей человек показывает истинного себя, даже не догадываясь об этом.

Как работает? Методика основана на принципе свободных ассоциаций, когда испытуемый завершает предложенные ему незаконченные предложения. Они сформулированы таким образом, чтобы выявить цели человека, его отношение к другим людям, страхи и опасения.

История возникновения методики незаконченных предложений

В 50-х годах ХХ века группа американских психологов предложила создать специализированный опросник, состоящий из набора предложений, требующих завершения. Обследуемый человек должен был прочитать утверждение и выбрать его окончание из различных вариантов, предложенных учеными или заимствованных из литературных источников.

Методика «Незаконченные предложения»

Все вопросы теста были разделены на несколько групп или категорий, например, отношение к себе, к семье, к окружающим людям и т. д. Каждое предложение предполагало на выбор несколько вариантов ответа.

Учеными было разработано несколько сотен предложений, которые стали основой опросника. В 1950 году психологи Джозеф Сакс и Сидней Леви окончательно доработали методику незаконченных предложений.

Изначально опросник получил название «Методика прерванных предложений», так как все утверждения в нем были «прерваны», а тестируемому следовало выбрать вариант ответа, соответствующий его личным ощущениям.

Хотя метод отчасти напоминает тестовый опрос, он обеспечивает более глубокое и многогранное понимание психологических характеристик испытуемого.

5 пошаговых алгоритмов с примерами: как найти своё дело и выйти на 150 000₽/мес

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
5 ловушек мышления
ТОП ошибок, которые мешают жить счастливо
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Создание теста выполнялось следующим образом: было приглашено 20 клинических психологов, которым предложили рассмотреть по три варианта завершения предложений, направленных на выявление значимых установок в каждой из заданных категорий. Кроме того, к ним были добавлены пункты, отобранные из литературных источников.

В результате опросник насчитывал 280 пунктов, распределенных по категориям численностью от 14 до 28. Например, 19 пунктов относились к теме отношения к матери, 22 – установки к отцу и т. д. Затем эти же 20 психологов выбрали в каждом разряде по четыре пункта, которые, по их мнению, наиболее полно отражают значимые установки. В состав теста вошли варианты завершения, выбираемые чаще других.

Проективная методика «Тест незаконченные предложения Сакса-Леви» представляет собой модификацию техники словесных ассоциаций. Ее создателям удалось снизить количество закономерных связей, возникающих от конкретного слова, что позволяет более точно определить контекст, глубже понять тон и качество установок, выделить характерные объекты или зоны внимания. SSCT предоставляет респонденту больше свободы в выборе вариантов ответа, а также отражает широкий диапазон его поведенческих реакций.

Спустя несколько десятилетий эта методика прошла испытания в нашей стране, где ведущий специалист в области психологии Г. Г. Румянцев начал ее применять в реабилитационных мероприятиях больных с психологическими отклонениями.

Кроме того, для скринингового обследования пациентов с шизофренией он предложил применять усовершенствованный тест Сакса-Леви. Опросник методики «Незаконченные предложения» в настоящее время насчитывает 60 предложений, сгруппированных по 15 категориям.

Описание методики незаконченных предложений

Модифицированная методика «Незаконченные предложения» относится к группе психологических техник дополнения, так как обследуемому предлагается завершить или расширить представленную информацию. Эта методика аддитивна (от лат. additivus – прибавляемый) и проективна, что предполагает выбор – испытуемый имеет возможность из множества вариантов утверждений, предложенных исследователем, отдать предпочтение своему «проекту», добавляя в него завершение.

Методика «Незаконченные предложения»

Методика «Незаконченные предложения» нацелена на:

  • выявление психических расстройств;
  • определение степени выраженности нарушений;
  • составление индивидуального психологического портрета тестируемого;
  • получение информации об отношении респондента к семье, работе или обучению;
  • диагностику степени нарушений межличностных отношений;
  • оценку степени психологической зрелости;
  • проведение анализа эффективности психологической терапии;
  • выявление сильных и слабых сторон личности (черт характера, мотивационной направленности и т. д.)

Методика «Незаконченные предложения» используется в различных областях: от психологических исследований до терапевтической коррекции психических расстройств.

Чаще всего методика «Незаконченные предложения» полезна в следующих случаях:

  • профессиональный отбор при найме на работу;
  • оценка профпригодности кандидатов;
  • профориентация в рамках образовательного процесса с целью выявления склонностей учащихся;
  • оказание психологической помощи;
  • проведение обучающих психологических мероприятий и тренингов;
  • судебно-психиатрическая экспертиза;
  • выполнение специальных обследований (например, во время службы в армии, в длительно изолированных группах).

Особенности применения метода незаконченных предложений

Методика «Незаконченные предложения» для подростков и взрослых людей проводится в формате письменного опроса. Тестируемым раздают заранее подготовленные бланки, на которых напечатаны группы предложений, требующие завершения. Респондент может выбрать один из предложенных вариантов ответа или сформулировать и записать свое завершение.

Методика «Незаконченные предложения»

В случае дополнения предложения собственным утверждением следует оценить его эмоциональную окраску с помощью балльной системы – от выраженной позитивной до резко негативной. Максимально положительный ответ – два балла, менее выраженный – один балл, нейтральный – ноль баллов.

Негативный эмоциональный настрой оценивается с помощью отрицательных отметок: незначительно негативный – минус один балл, резко негативный – минус два балла.

Опрос проводят следующим образом.

Для выполнения теста в письменной форме отводится неограниченное время, но следует учитывать, что скорость ответов имеет диагностическую значимость. Оптимальное время диагностической процедуры – 20 минут.

Не менее эффективна устная форма проведения методики «Незаконченные предложения», особенно для детей. Такой способ проведения опроса позволяет уточнять детали ответов и оценивать эмоциональную реакцию на завершение предложенной фразы.

Однако в процессе беседы временной фактор теряет свою важность, его трудно отследить и оценить, поскольку процесс диагностики контролируется испытателем.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 27.11
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Содержание теста:

  1. Думаю, что мой отец редко…
  2. Если все против меня, то…
  3. Я всегда хотел…
  4. Если бы я работал на руководящей должности…
  5. Будущее мне кажется…
  6. Мое руководство…
  7. Знаю, что это глупо, но боюсь…
  8. Думаю, что настоящий друг…
  9. Когда я был ребенком…
  10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
  11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
  12. По сравнению с большинством других семей, моя семья…
  13. Лучше всего мне работается с…
  14. Моя мать и я…
  15. Я сделал бы все, чтобы забыть…
  16. Если бы мой отец только захотел…
  17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы…
  18. Я был бы счастлив, если бы…
  19. Если человек работает под моим руководством…
  20. Надеюсь на…
  21. В школе мои учителя…
  22. Большинство моих друзей не догадываются, что я боюсь…
  23. Не люблю людей, которые…
  24. До войны я…
  25. Считаю, что большинство юношей и девушек…
  26. Жизнь в браке мне кажется…
  27. Моя семья обращается со мной как с…
  28. Люди, с которыми я работаю…
  29. Моя мать…
  30. Я считаю своей самой большой ошибкой…
  31. Мне хотелось бы, чтобы мой отец…
  32. Моя самая большая слабость заключается в том…
  33. Моим тайным желанием в жизни является…
  34. Мои подчиненные…
  35. Наступит тот день, когда…
  36. Когда ко мне приближается мой начальник…
  37. Мне хотелось бы перестать бояться…
  38. Очень люблю тех людей, которые…
  39. Если бы я снова стал молодым…
  40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…
  41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…
  42. Большинство известных мне семей…
  43. Люблю работать с людьми, которые…
  44. Считаю, что большинство матерей…
  45. В молодом возрасте я чувствовал себя виноватым, если…
  46. Думаю, что мой отец…
  47. Когда мне сопутствует везение, я…
  48. Больше всего я хотел бы в жизни…
  49. Когда я даю поручение другим людям…
  50. Когда я буду старым…
  51. Люди, превосходство которых над собой я признаю…
  52. Мои опасения неоднократно вынуждали меня…
  53. Когда меня нет, мои друзья…
  54. Самым ярким воспоминанием моего детства является…
  55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…
  56. Моя половая жизнь…
  57. Когда я был ребенком, моя семья…
  58. Люди, которые трудятся со мной…
  59. Я люблю свою мать, но…
  60. Худшее, что мне случилось совершить, это…

Для каждой категории предложений формируется характеристика, которая позволяет определить тип отношений: положительный, отрицательный, нейтральный. В таблице ниже приведены примеры пунктов методики «Незаконченные предложения» и ответы на них с оценкой.

Большинство известных мне семей
Несчастливы вместе, недружные, распались -2
Не очень дружные, проявляют нервозность -1
Похожи друг на друга 0
Будущее кажется мне
Мрачным, негативным, страшным -2
Туманным, малопривлекательным -1
Неясным, полным неизвестности 0

Количественный анализ выявляет дисгармонии в системе отношений обследуемого. Интерпретация результатов

При использовании методики «Незаконченные предложения» можно интерпретацию результатов провести двумя способами: качественным и количественным, который предполагает подсчет баллов в зависимости от типа выбранных ответов. Порядок выполнения:

  • Суммировать ответы на вопросы, отнесенные к одной категории.
  • Полученный общий балл для группы предложений отражает степень и характер отношения респондента к области – от выраженного позитивного до резко негативного.
  • Положительный результат может свидетельствовать как о личном отношении, так и о приоритетности этой сферы в текущий момент, что указывает на степень ее значимости для человека.
  • На основе «иерархии» областей, сформированной по количеству баллов, можно определить приоритетные направления и потребности испытуемого в настоящее время. Однако следует учитывать, что тест не позволяет определить степень значимости прошлых отношений.

Качественная оценка результатов основывается на интерпретации времени выполнения задания и на эмоциональных реакциях личности, зафиксированных в процессе вербальной коммуникации.

В методике «Незаконченные предложения» качественный анализ связан с более сложными личностными аспектами, которые невозможно выразить количеством баллов.

В итоге на основе полученной балльной оценки и наблюдений психолога по каждой группе предложений (например, отношение к друзьям) формируется заключение.

Ключи к тесту:

Группы предложений Задание
1 Отношение к отцу 1, 16, 31, 46
2 Отношение к себе 2, 17, 32, 47
3 Нереализованные возможности 3, 18, 33, 48
4 Отношение к подчиненным 4, 19, 34, 49
5 Отношение к будущему 5, 20, 35, 50
6 Отношение к вышестоящим лицам 6, 21, 36, 51
7 Страхи и опасения 7, 22, 37, 52
8 Отношение к друзьям 8, 23, 38, 53
9 Отношение к своему прошлому 9, 24, 39, 54
10 Отношение к лицам противоположного пола 10, 25, 40, 55
11 Сексуальные отношения 11, 26, 41, 56
12 Отношение к семье 12, 27, 42, 57
13 Отношение к сотрудникам 13, 28, 43, 58
14 Отношение к матери 14, 29, 44, 59
15 Чувство вины 15, 30, 45, 60

Чтобы упростить процесс тестирования и получить искренние и достоверные ответы, следует установить доверительный контакт с обследуемым еще до начала исследования на основе методики «Незаконченные предложения».

Однако даже если испытуемый воспринимает диагностическую процедуру как нежелательную и старается скрыть глубокие переживания, отвечая формально, опытный специалист сумеет извлечь достаточное количество информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика незаконченных предложений для детей

Младший школьный возраст — период формирования оценочных и мотивационных понятий у детей. Важно, чтобы родители и педагоги смогли своевременно выявить, какое отношение к различным аспектам жизни и деятельности сформировано у ребенка. Определить и проанализировать личностные характеристики помогает ряд диагностических техник, одна из которых – методика «Незаконченные предложения» для младших школьников.

Методика «Незаконченные предложения»

Она была адаптирована для детей сначала М. Ньюттеном, а затем доктором психологических наук А. Б. Орловым. В настоящее время тест активно используется в индивидуальной работе с детьми младшего школьного возраста – от 7 до 12 лет. Рекомендуется, чтобы испытуемый умел читать и писать. Стимульный материал состоит из бланка, в котором 56 незаконченных предложений разделены на семь тематических блоков (категорий) по восемь предложений в каждом.

Техника помогает определить отношение ребенка:

  • к себе;
  • к окружающим людям;
  • к своей семье;
  • к обучению;
  • к школе;
  • к сверстникам;
  • к собственному будущему.

Рассмотрим, в чем отличие опросника для детей. Для обучающихся 1–4 классов количество предложений сокращается до 24, а категории объединяются в три основные группы:

  • отношение к себе;
  • отношение к окружающим: членам своей семьи, одноклассникам, учителям;
  • отношение к обучению (к школе).

Ребенку предлагается завершить каждую из предложенных фраз, записывая первую приходящую мысль.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Методика Ньюттена «Незаконченные предложения» для младших школьников позволяет:

  • сформировать представление о чувствах ребенка к самому себе и значимым людям;
  • диагностировать уровень мотивации к обучению;
  • определить эмоциональный фон;
  • выявить, как школьник оценивает свои шансы на успех в будущем.

Интересный факт! В 1990-е годы группа исследователей МГУ составила списки наиболее популярных ответов московских школьников и проанализировала полученные данные. В результате: достоверность результатов теста зависит от умения психолога установить доверительные отношения с ребенком. В противном случае, ответные реплики не могут считаться искренними.

Эта методика эффективна для исследования собственных страхов, тревожных предчувствий, мечтаний и скрытых желаний. Отвечайте на вопросы искренне. Научитесь верить в себя, смело идите к своим целям, тогда вашим усилиям будет сопутствовать успех. Всегда есть шанс изменить то, что вас не устраивает!

Часто задаваемые вопросы о методике незаконченных предложений

Какова цель методики «Незаконченные предложения»?

Принцип свободных ассоциаций лег в основу методики «Незаконченные предложения». Результаты, полученные в процессе исследования, позволяют сформировать психологический портрет тестируемого, выявить его положительные, отрицательные и нейтральные установки относительно различных сфер личной и общественной жизни, а также во взаимодействии с собой и окружающим миром.

Можно ли пользоваться этой методикой самостоятельно?

Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви — эффективный инструмент для самопознания. Люди, желающие разобраться в себе, могут использовать ее без привлечения специалиста. В среднем за 30 минут тест позволяет выявить скрытые аспекты своего подсознания, а также деструктивные тенденции и установки, осознать внутренние проблемы, открыть новые качества личности, определить направления для дальнейшего саморазвития. Интерпретация результатов поможет лучше понять отношение к себе и к важным аспектам жизни, найти ответы на множество вопросов.

Когда впервые была использована методика «Незаконченные предложения»?

Тест «Незаконченные предложения» впервые применялся для оценки личности в 1928 году.

Вам также может понравиться
Как развить мозг: упражнения и полезные советы

Как развить мозг: упражнения и полезные советы

Как справиться с агрессией и взять себя в руки

Как справиться с агрессией и взять себя в руки

Как цвета влияют на человека и сферы его деятельности

Как цвета влияют на человека и сферы его деятельности

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

Изменение отношения к жизни: практические упражнения и рекомендации

Изменение отношения к жизни: практические упражнения и рекомендации

Как изменить свой жизненный сценарий в лучшую сторону
22.11.2024

Как изменить свой жизненный сценарий в лучшую сторону

Эмоциональный фон: влияние на жизнь и способы управления

Эмоциональный фон: влияние на жизнь и способы управления

Как прекратить общение и почему это нужно сделать

Как прекратить общение и почему это нужно сделать

Как перестать винить себя: избавляемся от чувства вины без повода

Как перестать винить себя: избавляемся от чувства вины без повода

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча