- Что такое латеральное мышление, простыми словами
- Автор концепции латерального мышления
- Примеры латерального мышления
- Задачи латерального мышления
- Способы латерального мышления
- Упражнения для развития латерального мышления
- Книги про латеральное мышление
- Часто задаваемые вопросы о латеральном мышлении
- Где применяется латеральное мышление?
- Гарантирует ли латеральное мышление нахождение единственно правильного решения?
- Как латеральное мышление работает в команде?
О чем речь? Латеральное мышление — нелинейный, креативный и инновационный способ мыслить. Он направлен на поиск новых и нестандартных подходов к решению проблем, выходящих за пределы привычных рамок и шаблонов.
В каких ситуациях может помочь? В бизнесе — при разработке новых продуктов или услуг. Нестандартные идеи могут выявить возможности для роста и развития компании, улучшения процессов и оптимизации ее деятельности. В личной жизни латеральное мышление может помочь в решении повседневных задач, поиске новых хобби или способов саморазвития, а также в улучшении взаимоотношений с окружающими.
Что такое латеральное мышление, простыми словами
Латеральное мышление – что это? С английского термин lateral thinking переводится как «поперечный, направленный в сторону». Простыми словами, это умение мыслить не по шаблону. Что характеризует латеральное мышление? Способность решать задачи максимально неординарно, использовать такие подходы, которые обычному человеку кажутся нелогичными.

Латеральное мышление помогает человеку увидеть проблему с других сторон и впоследствии сгенерировать творческое решение.
Нашему мозгу проще достать из своих недр самое обычное и предсказуемое решение проблемы. Большинство людей мыслят «вертикально», то есть логически, последовательно переходя от одного шага к другому и выстраивая цепочку умозаключений. Латеральное мышление подразумевает решение задач с помощью необычных методов или использования тех элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.
Автор концепции латерального мышления
Данный термин ввел Эдвард де Боно (19 мая 1933— 9 июня 2021) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, изобретатель концепции латерального мышления.

Впервые словосочетание появилось в книге Эдварда де Боно «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач».
Идея появилась у Боно в 1967 году. Данный подход позволил использовать творческое мышление для решения проблем. На сегодняшний день методика признана эффективной и ею пользуются многие компании мира.
Позже, в 1985 году, Эдвард де Боно издал одну из самых значимых своих работ – книгу «Шесть шляп мышления». В ней читатель знакомится с наиболее эффективными способами индивидуального мышления и группового обсуждения. Также автор связывает латеральное мышление с юмором, замечая, что переход от старого шаблона к новому и неожиданному дает лучший результат.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!





За свою жизнь Боно написал множество научных произведений о технологии эффективного умственного труда. Весьма популярна его книга «Дети решают проблемы». Методика пользуется спросом и успешно применяется для нахождения решений в различных ситуациях, организации рационального подхода к производственным процессам, а также в педагогике и проведении корпоративных тренингов.
За свои достижения Боно был номинирован на Нобелевскую премию по экономике в 2005 году.
Примеры латерального мышления
Рассмотрим наглядные примеры, встречающиеся в жизни:
- Решение математической задачи. Например, когда вы не можете решить задачу с помощью простых вычислений, то можно нарисовать ее, сделать схему, взглянуть под другим углом.
- Выбор пути в видеоигре. Можно не как все, бежать по проторенной дорожке, а выбрать другой путь, например, полететь.
- Поиск согласия в спорах. Отличный альтернативный вариант спору – не указывать друг другу на различия, а найти то, с чем оба будут согласны.
- Латеральный маркетинг. Противопоставляется вертикальному. Суть его в поиске новых классных маркетинговых идей через творческий подход. Собственно, этим он и отличается от сегментирования. Вертикальный маркетинг работает только в пределах определенного рынка, в то время как латеральный маркетинг стремится представить товар в новом свете.
Здесь происходит поиск новых возможностей, фокусировка на неординарных методах и способах продаж, подходах к коммуникации, определении неявных желаний потребителей. Например, так появилась служба доставки пиццы и замороженная продукция, которую нужно только разогреть в микроволновке.
Система была разработана Филипом Котлером, одним из отцов-основателей современного маркетинга, и Фернандо Триас де Бесом, писателем и экономистом из Испании, создателем и партнером консалтинговой фирмы Salvetti & Llombart, ключевыми клиентами которой являются Nestle, Pepsi&Co и Google.
Котлер считает, что применение латерального маркетинга к существующим товарам и услугам создает из них новую продукцию, удовлетворяющую потребности покупателей, которые ранее не были охвачены поставщиками и производителями. Таким образом, данный вид маркетинга выступает процессом, предлагающим высокие шансы для создания новых категорий или рынков.
- Улучшение системы преподавания в учебных заведениях. В 2022 году в журнале BMC Medical Education было опубликовано исследование, которое оценивает влияние педагогики латерального мышления на преподавание офтальмологии в бакалавриате. Участниками эксперимента стали студенты 4 курса медицинского факультета Университета Малайзии в Сараваке. Они прошли трехнедельную офтальмологическую стажировку в рамках программы доктора медицины.
Результаты исследования показали, что группа, практиковавшая метод латерального мышления, набрала больше баллов, нежели остальные участники.

"Делай как коуч"

Кроме того, студенты отметили, что благодаря внедрению инновационного метода обучения они стали более осведомленными и уверенными в теоретических знаниях в области дифференциальной диагностики, лечения распространенных заболеваний глаз и распознавания потенциальных признаков, которые могут представлять угрозу для зрения и жизни, по сравнению с группой обычного обучения.
Задачи латерального мышления
Далее посмотрим, какие задачи можно решить с помощью латерального мышления:
- Быстрая генерация свежих идей. Особенно актуально для сфер маркетинга, PR.
- Создание современной продукции или внедрение услуг. Иногда нужно по-новому посмотреть на рынок и суметь разглядеть возможности для развития бизнеса и свободные ниши.
- Планирование бюджета. Когда нужно найти более эффективные способы его распределения.
- Создание онлайн-урока. Когда требуется заинтересовать аудиторию, привлечь интерактивными и неформальными практиками.
Научить мыслить человека неординарно одновременно в нескольких направлениях, используя максимально возможное количество подходов к вопросу, – цель латерального мышления.
Способы латерального мышления
- Метод «Шесть шляп мышления»
Суть в том, что каждый из участников процесса надевает шляпу какого-то цвета и дает свой взгляд на ситуацию через призму того, что означает этот оттенок.
Что значат цвета:
- красный — интуиция и эмоции;
- белый — факты и информация;
- желтый — оптимизм и выгоды;
- синий — управление процессом и организация;
- зеленый — креативные идеи и альтернативы;
- черный — критика и возможные риски.

- Синектический штурм.
Нечто типа мозгового штурма, но сочетающее в себе творчество, факты, анализ и фантазию. В основе этого метода лежат разные виды аналогии: прямая, личная, обобщающая и символическая.
- Метод воздушных замков.
Упражнение нацелено на развитие фантазии. Записывайте или говорите свои мечты, желания, мысли, которые пришли вам в голову. Просто накидывайте идеи, не вникая глубоко в то, как можно будет воплотить их в жизнь.
- Изменение или переворачивание исходной задачи.
Цель этого упражнения – сломать привычные мыслительные конструкции. Самое сложное здесь – оторваться от оригинала. И чем дальше вы отойдете, тем более креативные и нестандартные идеи могу вас посетить.
- Добавление к условиям задачи предмета из другого контекста.
Когда у нас есть какая-то задача, в которую мы погружены, и одновременно с этим имеется какой-то предмет, мозг автоматически пытается связать эти 2 части между собой. Поэтому берите любую вещь, которая есть под рукой, и думайте, как можно применить ее в решении вашей задачи.
Упражнения для развития латерального мышления
Вопреки популярному мнению, творческое или латеральное мышление – это не врожденные способности либо талант, а навык, который можно и нужно развивать. Если вы хотите улучшить ваши умения творить и создавать новое, стать более продуктивными и успешными, то советуем вам познакомиться с упражнениями на развитие латерального мышления:
- Посмотрите на проблему с разных точек зрения, найдите от трех и более вариантов решения. Можно воспользоваться рассказанным выше методом Эдварда де Боно «Шесть шляп». Каждый из цветов позволяет посмотреть на одну и ту же проблему с разных сторон: с позиции фактов, преимуществ и недостатков, эмоций, ресурсов и так далее.
- Перевернуть или изменить исходную задачу. Так вы сможете сломать привычные вам мыслительные конструкции. Можно представить, что учитель не должен учить детей, в рекламном ролике отсутствует сам продукт, а менеджер по персоналу не проводит собеседований.
- Противостоять банальным решениям большинства. Дать шанс зародившейся неординарной идее. Подумать, на чем она может основываться, как можно воплотить ее в жизнь и к чему все это приведет.
- Развернуть ситуацию в свою пользу. Пройдитесь по людным центральным улицам, где вокруг вас множество предметов. После устройте дома мозговой штурм. Придумывайте и записывайте идеи, при этом не критикуя их. Вспомните, что встретилось вам на прогулке, что запомнилось и как это можно применить к решению вашей задачи, усилить идеи.
- Поиграйте в «да-нет». Оптимально делать это в компании друзей. Суть в том, что нужно придумать какую-то ситуацию и по ней задавать наводящие вопросы, но только те, на которые можно ответить односложно да или нет. Цель – выяснить, почему герой поступил так, а не иначе.
- Придумывайте самые нелепые, забавные и несерьезные идеи. Помогут вам в этом журналы. Открывайте любую страницу, смотрите на картинку и начинайте фантазировать, что будет происходить, если оживить изображение.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Книги про латеральное мышление
- Эдвард де Боно «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач». В данной книге автор делится секретами техники латерального мышления и приводит множество понятных и доступных каждому примеров того, как именно оно работает.
- Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления». Одно из самых известных изданий автора. Книга представлена в виде тренинга по развитию мышления. Наши мысли часто однобоки. Мы привыкли смотреть на мир и вещи только с какой-то одной позиции, а можно гораздо шире. Книга поможет вам упорядочить свои мысли.
- Майкл Микалко «Рисовый штурм». Идеи повсюду вокруг нас. Но как выбрать ту, что действительно «выстрелит»? Именно об этом говорит автор в своей книге. Генератор идей Майкл Микалко научит, как креативить и придумывать по-настоящему прорывные идеи. Книга «Рисовый штурм» для вас, если вы хотите создавать новые продукты и услуги.
- Марк Леви «Гениальность на заказ». Если традиционные методы решения проблем уже изжили себя, и вам просто необходима новая идея, как глоток свежего воздуха, а времени на то, чтобы ждать вдохновения, нет, на помощь приходит Марк Леви. В своей книге он предлагает простую, понятную, но от этого не менее эффективную технику рождения гениальных идей – фрирайтинг.
- Майкл Микалко «Взлом креатива». В жизни каждого встречаются такие ситуации, когда стандартные решения оказываются неэффективными. В своей книге Микалко описал стратегии мышления великих креативщиков и рассказал, как применить секреты гениев к конкретным ситуациям.
- Ф. Котлер и Ф. Триас де Бес «Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей». В книге говорится о том, что привело к возникновению латерального маркетинга, в чем его польза и почему он так популярен.
Таким образом, латеральное мышление призвано помочь разрешить трудные задачи с применением необычных методов и использованием элементов, которые логическое мышление игнорирует. Как вы могли заметить, креатив и инновации – это то, что приносит успех в современном быстро меняющемся мире.
Часто задаваемые вопросы о латеральном мышлении
Где применяется латеральное мышление?
Наиболее востребовано, когда нужно по-новому взглянуть на рынок и целевую аудиторию, увидеть перспективные ниши, возможности для развития бизнеса, разработать новый продукт или услуги. Также неординарное мышление прекрасно работает в плане финансов, когда нужно спланировать и перераспределить бюджет так, как не делали этого раньше.
Гарантирует ли латеральное мышление нахождение единственно правильного решения?
Нет, потому что суть его в другом. Не найти самый лучший подход, а предложить несколько оригинальных.
Как латеральное мышление работает в команде?
Прекрасно. Только важно соблюсти одно условие: создать для участников мозгового штурма благоприятную атмосферу, они должны чувствовать себя комфортно, не бояться высказывать свои мысли, идеи, предположения.