Разбираемся, стоит ли коучу брать в работу друзей или знакомых, с какими «подводными камнями» можно при этом столкнуться и есть ли плюсы у такого сотрудничества.
Работа с ближним кругом — тема очень тонкая. Этический кодекс коуча не дает строгих ограничений на личные отношения между коучем и клиентом за пределами сессий, и в начале коучинговой практики именно друзья часто становятся первыми, кто откликаются на предложение прийти на коуч-сессию. Да и в дальнейшем из ближнего круга часто приходят запросы взять в работу — ведь между друзьями и знакомыми уже выстроилось пространство доверия.
Получается, в работе коуча с клиентами-друзьями одни плюсы? Не совсем так.
Ближний круг и коуч-позиция
Коуч действительно в праве работать с клиентами-друзьями или родственниками, если он сохраняет при этом коуч-позицию и может обеспечить эффективность такой работы.
Что это значит?
Коучинг — это партнерство с клиентами, которое стимулирует мыслительные и творческие процессы и вдохновляет клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала.
Главные качества коуча, которые делают такую работу эффективной — это нейтральность, фактичность, недирективность.
Коучу важно:
→ Фактично возвращать клиенту, что он наблюдает в рамках сессий без своих интерпретаций: «Я слышу, что твой голос стал громче. Я вижу, как сейчас плечи опустились. Я слышу, что ты говоришь вот это, вот это и вот это».
→ Ориентироваться на интересы, потребности и задачи клиента, а не вести его за собой. Задача коуча поддерживать клиента в проведении собственного исследования, не предлагая готовых решений.
→ Сохранять эмоциональную нейтральность. Процессы клиента не имеют отношения к коучу. Они исключительно про этого человека, про его жизнь, бизнес, семью. Коучу важно проявлять живой интерес к ситуации клиента, проявлять эмпатию, но при этом не чувствовать личную заинтересованность.
«Подводные камни» работы с друзьями в коучинге
Все они так или иначе касаются умения коуча переключаться между ролями в сессии и за ее пределами.
→ Коуч, обладающий личной информацией о жизни друга, может неосознанно затронуть во время сессии темы, которые клиент не готов поднимать в данный момент в коучинговом процессе. Или же наоборот, начать обсуждать в дружеской беседе детали коуч-сессии, что будет нарушением правил конфиденциальности и размытием границ.
→ Коуч может утратить фактичность, полагая, что и так достаточно хорошо знает клиента. Однако тот образ, который клиент создает из роли друга, не всегда достаточно объективно отражает реальность.
→ У коуча могут включаться привычные паттерны поведения из дружеского общения, если за пределами сессий он дает другу советы или помогает в решении каких-то жизненных задач.
Лидия Горячёва, коуч PCC ICF
Я не беру друзей в работу. У меня был такой опыт несколько раз, и я не рекомендую. Пока ты ещё начинающий коуч и работаешь на условно поверхностном уровне, все может пройти гладко. Но чем больше ты в профессии, чем более глубокими становятся сессии, тем выше риск. Абсолютно точно дружба не будет прежней.
Знакомых в работу беру без проблем, и в целом, приятельские отношения с клиентами тоже ок: могу, например, прийти на какие-то их мероприятия. В этом смысле в коучинге, конечно, мягче границы, чем в терапии.
Конфликт интересов
Хотя четкого ограничения на работу с ближним кругом и любые виды личных отношений с клиентом в коучинге нет, есть формулировка, которая накладывает ограничения на выбор клиентов.
Вот что говорит на этот счет Этический кодекс ФПКиН:
«Профессиональные Коуч и/или Наставник должны стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов в работе как с индивидуальными Клиентами, так и с группами/командами, при заключении трехсторонних договоров».
Конфликт интересов или конфликт ролей — это ситуация, при которой у человека возникают конкурирующие обязательства или интересы, способные повлиять на его объективность. Обычно он проявляется, когда мы оказываемся сразу в нескольких социальных или профессиональных ролях, которые вступают в противоречие друг с другом.
В социуме мы всегда находимся в нескольких ролях. Например, в семье можем одновременно быть в роли родителя, супруга, ребенка, брата или сестры. В организации — в роли подчиненного, руководителя, коллеги. Согласно выбранной роли мы взаимодействуем с другими людьми и занимаем определенную позицию по отношению к ним.
Конфликт интересов — норма нашей повседневной жизни.
→ Мы встаем перед выбором, уделить внимание семье или работе.
→ Размышляем, отложить деньги на отпуск или потратить на обучение.
→ Решаем, провести выходные с друзьями или с родителями.
Но если в бытовых вопросах полностью исключить такие ситуации невозможно, то в рамках сессий задача коуча — избегать конфликта интересов.
Когда он может возникнуть?
Мы не будем рассматривать случаи, в которых коуч злоупотребляет своим положением и намеренно склоняет клиента к какому-то решению. Но бывает, что конфликт ролей происходит неосознанно или же в формате, когда коуч пытается сохранить коуч-позицию, но не справляется с этим.
- Если за пределами коуч-сессий коучу важно, чтобы его друг принял какое-то определенное решение, он может склонять к нему клиента-друга при помощи наводящих вопросов и невербальных сигналов. Даже если коуч не ведет клиента к конкретному решению, но внутри ожидает определенный ответ, это уже будет сказываться на эффективности работы.
- Коуч может принимать сторону друга и пытаться помочь ему «любой ценой» вместо того, чтобы передать ответственность за результат клиенту. А значит, клиент не сможет самостоятельно прийти к тем решениям, к которым готов на данном этапе жизни.
- Коуч может чувствовать себя неловко, прося оплату своих услуг у друга. А клиент может ожидать бесплатных сессий «по дружбе».
- Если в процессе коучинга возникнут ситуации, которые будут вызывать внутреннее сопротивление у клиента, или же результаты работы с коучем не оправдают ожиданий клиента, это может негативно сказаться на дружбе.
В такие моменты коуч будет концентрироваться на внутреннем конфликте, на собственных переживаниях, а не на клиенте. А значит, он перестает быть действительно коучем и начинает действовать уже из другой роли.
Вероника Ендовицкая, бизнес-психолог, коуч PCC ICF
Если какие-то моменты затрагивают мои личные интересы, то как помогающему практику мне это будет мешать эффективно выполнять свою работу. Например, если ко мне на сессию придет родственник и будет обсуждать вопросы, которые косвенно касаются меня, это может привести к конфликту ролей, когда я, пусть и неосознанно, могу подталкивать человека к тому решению, которое сама считаю правильным или более приемлемым.
А плюсы-то есть?
Если коуч умеет сохранять коуч-позицию во время сессии, не заинтересован в определенных решениях клиента и уверен, что обеим сторонам будет комфортно, работа с ближним кругом действительно может иметь свои преимущества.
→ Дружба может создать комфортную обстановку, где клиент чувствует себя расслабленно и свободно. А значит в работе получится быстрее выйти на более глубокий уровень.
→ Друг, ставший коучем, уже хорошо знает историю жизни, сильные и слабые стороны, ценности клиента. Это позволяет его быстрее погрузиться в суть запроса.
→ Друг может быть в курсе сложных жизненных ситуаций клиента, которые влияют на его поведение и мотивацию. Это может помочь избежать давления на болезненные темы.
Любовь Лутова, бизнес-коуч, аппликант PCC ICF
Я беру в свою работу друзей. И часто происходит обратная ситуация: те люди, которые пришли ко мне в коучинг, становятся впоследствии или в процессе работы моими друзьями.
Здесь я не вижу для себя никаких противоречий с личными взаимоотношениями. Коучинг — это пространство, очищенное от манипуляций.
Я могу в прямой коммуникации сказать следующую фразу: «У нас с тобой есть за рамками сессии отношения, и я знаю про тебя такой-то факт. Может ли как-то этот факт относиться к тому, что сейчас происходит в сессии?» То есть часто отношения вне сессии не только не мешают, но и помогают другу-клиенту быстрее двигаться к своим целям.
Пусть решает клиент?
Коучинг — это партнерство, в котором ответственность за результат делится между коучем и клиентом. А значит, если коуч уверен в том, что сможет сохранить коуч-позицию во время сессии он может оставить решение идти или не идти в работу за клиентом-другом. Так?
Не совсем. Ведь клиент не обладает коучинговыми компетенциями, а значит со своей стороны не обязан уметь разграничивать роли. И коучу это важно учитывать.
Мария Фокина, коуч PCC, супервизор, гештальт-терапевт, глава комиссии по этике ФПКиН
Я не беру друзей и людей из ближних двух кругов, если мы выражаемся языком Данбара. Потому что очень тяжело переключаться между контекстом не мне, а клиенту.
Я сама, и как клиент-терапевт, и как клиент-коуч, понимаю, что смешение контекста создает дополнительное напряжение, с которым потом либо необходимо выходить из контакта, либо разбираться с тем, что сейчас между нами происходит. И в этом случае клиент начинает платить деньги не за то, что он решает какой-то свой вопрос, а за то, что необходимо выстраивать заново отношения между ним и коучем из-за потери доверия.
Лидия Горячёва, коуч PCC ICF
Дружеская коммуникация и коммуникация «коуч-клиент» — это разные форматы. И даже если я как коуч умею хорошо держать и выстраивать границы, то мой клиент не обязан это уметь. И в перспективе работы логично начинает и в дружеских отношениях ожидать от меня коучингового принятия, например.
Как быть в начале коучингового пути
Как правило, молодые коучи начинают именно с ближнего круга просто потому, что еще нет клиентской базы. На приглашения прийти в работу откликаются именно друзья или родные, их проще попросить протестировать какие-то техники или отработать на них новые навыки.
Ольга Вильковская, коуч PCC ICF, супервизор, ментор
Я всегда предлагаю создавать особенный, правильный для тренировки ближний круг из тех, кто учится с вами коучингу. Вы избегаете конфликта интересов, вы понимаете, зачем вы собрались и можете еще эффективнее отрабатывать упражнения и тренировать навыки.
Это очень полезно не только на первых этапах обучения коучингу, но и позднее. А еще это отличный нетворкинг, часто такие «студенческие» знакомства становятся началом чему-то большему: совместным проектам или дружбе.
Вероника Ендовицкая, бизнес-психолог, коуч PCC ICF
Иногда я до сих пор взаимодействую с близкими людьми в каких-то техниках.
Например, когда прохожу обучение в различных направлениях, мне интересно протестировать, как это работает. И я могу предложить родственникам поработать с метафорическими картами или опробовать другую методику. Но это все равно больше взаимодействие близких людей, которое не переходит в полноценную сессию.
Для меня это разные вещи: просто провести тест, опробовать какую-то методику и работать в долгосрочном контракте.
Работать ли коучу с ближним кругом? Конечное, решение за вами. А я в заключении хотим поделиться важной мыслью из Этического кодекса ФПКиН:
Сложность работы в границах этики означает, что коуч неизбежно столкнется с ситуациями, требующими ответа на неожиданные вопросы, разрешение дилемм и решения проблем.
Профессиональный коуч придерживается этики, даже если это предполагает принятие сложных решений или проявление смелости.