- Стратег, тактик или суетолог: сценарии, которые определяют нашу жизнь
- Так что же такое стратегическое и тактическое мышление?
- Правила стратегического мышления по Квинту
- Признаки отсутствия четкой стратегии
- Коучинг как инструмент для стратегического планирования
- Как коучу работать со стратегиями в своей практике
Представьте, вы создаете образ будущего в своей голове и воплощаете его в жизнь. Именно так действуют стратеги — превращают смелые идеи в реальные результаты. Почему выстраивание стратегий будет одним из главных навыков 2025 года и как этому научиться, рассказывает Юрий Мурадян.
Стратег, тактик или суетолог: сценарии, которые определяют нашу жизнь
Недавний опрос ВЦИОМ показал, что 72% россиян планируют свою жизнь. Но на какой срок? Большинство назвали период в неделю или месяц, четверть респондентов строят планы в рамках года. И только 10% ставят цели на 5−10 лет.
А ведь мы помним знаменитый Гарвардский эксперимент, который проводился еще в 1979 году и занял 10 лет. Тогда среди студентов сделали опрос, ставят ли они конкретные цели и составляют ли план их достижения.
— Только у 3% студентов был четко сформированный и прописанный план.
— 13% держали свой план в мыслях, но не записывали его.
— Для 84% горизонт планирования заканчивался целью удачно сдать сессию.
Через 10 лет ученые снова собрали этих студентов и проанализировали их успехи в жизни.
Оказалось, что те, кто держал цели в своей голове, зарабатывали, в среднем, в 2 раза больше, чем те, кто не планировал вообще. А студенты, которые записывали свои цели, зарабатывали в 10 раз больше всех остальных.
Почему так происходит?
Нашему мозгу очень важно понимать, куда мы идем. Это называется «образ потребного будущего» — образ той жизни, к которой мы стремимся. И как только такая картинка возникает у нас в голове, мы начинаем формировать реальность вокруг себя.
Никакой магии. Каждую секунду в наш мозг поступает огромный объем данных, большая часть которого отсеивается еще на бессознательном уровне. По оценкам ученых, более 99,9% всей информации не достигает нашего сознания. Мы не запоминаем лица встречных людей, не обращаем внимание даже на навязчивую рекламу на сайте, не замечаем, во что одет официант.
Зато прекрасно фокусируемся на том, что для нас важно. Если голодны — сразу видим вывески кафе или ресторана, если должны встретиться с другом — выглядываем его лицо в толпе.
Точно так же работают и наши долгосрочные цели. Мы начинаем замечать те возможности, которые продвинут нас на пути к желаемому результату. И тем самым конструируем свою реальность.
Помните гениальный диалог из «Алисы в стране чудес»?
Человек по своей природе действует тактически — ищет решение в моменте для актуальных задач. Очень часто это превращает жизнь в попытки «попасть куда-нибудь». Но как только мы создаем стратегию, наши действия складываются в осмысленное поведение, нацеленное на конкретный результат.
Задайте себе вопросы прямо сейчас:
— Кем я буду через 10 лет?
— Как буду выглядеть?
— Чем заниматься?
Когда мы мыслим стратегически, то оцениваем свои действия по-другому. Начинаем спрашивать себя: «А насколько это продвигает меня к моей цели?»
— Если моя цель — создание долгосрочных отношений с аудиторией, стоит ли мне сейчас давить на них продажами? Да, это даст финансовый результат в моменте, но что дальше?
— Если моя цель — это создание семьи, стоит ли мне продолжать общение с этим человеком? Да, нам хорошо вместе, но у него другие планы на жизнь.
— Если моя цель — это сохранить физическую и умственную форму минимум до 80 лет, стоит ли мне сейчас уходить с головой в работу, забывая о здоровье? Да, я заработаю больше, но как это отразится на моем состоянии в перспективе?
Так что же такое стратегическое и тактическое мышление?
Стратегия — это план. Карта местности, по которой вы прокладываете маршрут.
Тактика — это отдельные шаги и действия на самой местности, которые помогут этот план осуществить.
При тактическом мышлении мы находимся внутри процесса и видим только часть ситуации, по которой составляем представление о целостной картине. Здесь кроется большая опасность. Одно из когнитивных искажений нашего мозга — это умение достраивать по части целое и считать, что мы обладаем достаточным количеством информации.
Проводили эксперимент: участникам давали часть информации по сложному вопросу и оценивали их уровень уверенности в выбранном решении. Большинство посчитали, что данных достаточно, чтобы сделать выводы, но когда им открыли противоположные аргументы, многие изменили свое решение.
Именно стратегическое мышление позволяет выйти в мета-позицию и увидеть ситуацию целостно, не изнутри процессов, а над ними.
Важно помнить: стратегия и тактика — не противоположности, а части одного целого. Стратегия без тактики мертва, а тактика без стратегии обречена на провал.
Но зачастую наша жизнь наполнена не стратегическими и тактическими решениями, а суетой с бесконечным количеством бурлящих идей, не сформированных в единую цепочку действий, и следовательно, не приводящих к результату.
Чтобы понять, какой сценарий у вас преобладает, спросите себя:
— На сколько лет вперед у вас есть понятный план своего развития? Есть ли четкое видение хотя бы на год?
— На какой промежуток времени вы ставите цели?
— Сколько актуальных целей перед вами сейчас стоит?
— Как часто вы меняете свои цели, перескакиваете с одних на другие?
— Что управляет вашим поведением сегодня: прошлый опыт или будущие цели?
— Сколько времени вы выделяете на творчество в вашей деятельности? Есть ли у вас ресурс, чтобы проводить исследования, пробовать разные идеи, не гарантирующие результат?
— Какие задачи вы ставите на первое место: те, что требуют решения в моменте или те, что приведут к долгосрочному результату?
Правила стратегического мышления по Квинту
Кто же такой стратег? Очень емко и развернуто на это вопрос ответил Владимир Львович Квинт, разработчик теории стратегии и методологии стратегирования, доктор экономических наук, профессор. Он сформулировал 15 правил, часть из которых я здесь приведу.
Проверьте по этим пунктам себя:
В стратегии мнение большинства обычно ошибочно.
В стратегии настоящее – это уже прошлое.
Инерционное мышление – главный враг стратегического мышления.
Стратеги призваны превращать хаос будущего в систему и в успешный стратегический проект.
Стратеги всегда должны быть оптимистами.
Поддержка стратегически важных инноваций может обеспечить огромные стратегические конкурентные преимущества.
Стратеги должны оптимизировать ограниченные ресурсы, используя фактор времени как детерминирующий.
Стратеги должны выявлять истинные ценности, интересы и приоритеты стратегируемого объекта, а не просто ориентироваться на желания его руководителей.
Признаки отсутствия четкой стратегии
Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда бизнес уверен в существовании у него четкой стратегии. А на деле оказывается, что сформулированный когда-то на бумаге вектор развития имеет мало общего с реальностью. Это же относится и к стратегии в личной жизни: придуманные глобальные цели ломаются о суету вместо тактических действий.
Как же понять, что стратегия не работает?
— Вы фокусируетесь на коротком горизонте планирования
Человек склонен себя недооценивать на длинном горизонте планирования и переоценивать на коротком. Часто мы ставим очень размытые и незначительные цели на 5−10 лет и очень большие — на день, неделю, месяц. Как результат — фрустрация, разочарование в своих силах и отсутствие планомерного движения к цели.
— Вы решаете задачи в зоне «важно и срочно»
Главный параметр, по которому я определяю, что у бизнеса нет стратегии — это постоянное «тушение пожаров»: основные задачи находятся в зоне «важно и срочно». Как следствие — много суеты, высокий уровень стресса и частые выгорания.
При грамотной стратегии все наоборот: фокус направлен на долгосрочные задачи, которые в перспективе приведут к желаемому результату.
— Вами руководит прошлое, а не будущее
В парадигме стратега именно будущее определяет настоящее. Сначала мы создаем образ потребного будущего и исходя из него принимаем решение о действиях и поступках в настоящем. Если же картинки, к которой мы стремимся, нет, то нами начинает управлять прошлое: привычные паттерны поведения, установки, страхи. И тогда запускается готовая программа, которая приведет нас совсем не в ту точку, о котором мы мечтали.
— Вы и ваша команда не можете сформулировать единую глобальную цель
Стратегия формирует корпоративную культуру за счет объединения под общей целью. Без этого команда превращается просто в группу людей, где каждый выполняет свои задачи. Если ваши сотрудники расходятся во мнениях или формулировках цели, значит и четкой понятной стратегии сейчас нет.
— У вас нет четко сформированной миссии
Миссия — это вершина айсберга стратегического планирования. Она показывает вектор будущего развития компании, и отвечает на вопрос: «Для чего большего мы это делаем».
Например, миссия Академии 5 Prism — развивать сообщество профессионалов, которые успешно раскрывают человеческий потенциал, вдохновляют на изменения, используя коучинг и фундаментальную психологию.
Вот еще примеры сильных миссий:
Skillbox: «Изменить мир образования в России и СНГ, используя фокус на новые и востребованные профессии, через технологии и инновационные методологии онлайн-обучения. Мы ценим открытость и искренность».
«ВкусВилл»: «Мы предлагаем людям натуральные здоровые продукты, честное отношение, а также дарим положительные эмоции. Мы получаем удовольствие от работы, а также помогаем нашим партнерам развиваться вместе с нами».
И это не просто слова, это четкое и емкое описание стратегии развития компании.
Коучинг как инструмент для стратегического планирования
Какая стратегия окажется наиболее выигрышной? Очень простой ответ, о котором многие не задумываются: та, которая закрывает вашу актуальную потребность. Не важно, идет речь о бизнесе или о личной жизни.
Я ощутил это на себе. Для меня всегда была актуальна потребность в безопасности. Все свои процессы я выстраивал так, чтобы ее закрыть: выбирал четкие, понятные, прогнозируемые шаги, воздерживался от больших рисков. И только недавно я осознал, что эта потребность у меня уже закрыта. На передний план вышла новая — потребность в признании. А она требует уже совершенно других действий: выхода из зоны комфорта, более смелые решений, большей проявленности.
Что получается: есть неосознаваемая актуальна потребность, и есть привычная стратегия, которая эту потребность не закрывает, а значит, не принесет чувства удовлетворенности результатом.
В тот момент, когда наши стратегии расходятся с потребностями, мы проживаем кризис. Это работает и для жизненных целей («Я уже всего достиг, чего мне хотеть дальше?»), и для бизнеса («Мы уже вышли из стадии стартапа, куда теперь двигаться?»)
Именно здесь на помощь приходит коучинг. Коуч, который обладает навыком проводить стратегические сессии, может помочь копнуть глубже, определить истинные цели и исходя из них выбрать стратегию.
Как коучу работать со стратегиями в своей практике
— Проводить стратегические сессии
Вы можете выступать в роли фасилитатора и помогать бизнесу создавать понятную четкую стратегию, которая, с одной стороны, основана на глубинных потребностях, а с другой — на аналитике и твердых показателях.
— Помогать клиентам выходить на долгосрочный горизонт планирования
Обычно коучи великолепно работают в ситуационном коучинге. Они могут помочь клиенту решить проблему здесь и сейчас: поставить краткосрочную цель, понять глубинную потребность.
Проведение страт. сессий вместо привычной установочной в рамках пакета коуч-сессий может помочь клиенту оценить ситуацию более целостно и поставить долгосрочные цели и в жизни, и в бизнесе. Это становится логичным началом долгосрочной работы с коучем.
— Объединять стратегические и тактические цели клиентов
Как перейти от глобальных целей к конкретным шагам? Как не стать стратегом-суетологом, который прекрасно планирует, но распыляться не на те действия? Это этап, на котором бизнес часто буксует. И коучинговая поддержка может стать важным вкладом в реализацию намеченных грандиозных целей.
Я приглашаю вас на бесплатную конференцию «Стратегические сессии 2025».
Расскажу, как проводить стратегические сессии коучу и предпринимателю и объясню, почему этот навык становится ключевым инструментом в 2025 году.