Психолингвистика: как слова формируют нашу реальность

05.07.2024
4989
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 08.11.2024
Сохранить статью:
Психолингвистика: как слова формируют нашу реальность

В языке народов Крайнего Севера есть 17 различных слов для описания белого цвета — местные жители точно знают, какой снег таит в себе опасность; у аборигенов из племени Пираха нет понятий «прошлое» и «будущее», и они никогда не запасают еду впрок; а удачливых людей объединяют фразы, которые они используют в своей речи. 

Почему лингвистические конструкции влияют на нашу жизнь и как через слова управлять своей реальностью, рассказывает Юрий Мурадян.

Психолингвистика как наука

Как связаны язык (речь), мышление и сознание? Поиском ответов на этот вопрос и занимается психолингвистика. Она выделилась в отдельное направление в науке в середине прошлого века благодаря работам Ноама Хомски, профессора лингвистики Массачусетского технологического института.

Хомски утверждал, что существуют поверхностные и глубинные структуры языка. Поверхностные — это сами слова, которые мы произносим, и лингвистические конструкции, которые используем. А глубинные — те смыслы, которые в них вкладываем. Причем многие смыслы мы сами не осознаем, они находятся на уровне нашего переживания, на уровне бессознательного, а не рационального.

Сегодня психолингвистика изучает:

  • как люди строят собственную речь и как воспринимают слова других;
  • какие когнитивные процессы задействованы в этих задачах;
  • как языковая информация хранится и извлекается из памяти;
  • как отсутствие слуха или дислексия влияют на когнитивные способности;
  • как культурные и социальные факторы отражаются в использовании и понимании языка.

Исследования показывают, что язык во многом определяет наше мышление. Именно от языковой структуры зависит, как мы описываем события, какие образы возникают в нашем мозгу в тот или иной момент.

Яркий пример

Команда профессора психологии Стэнфордского университета Леры Бородицкой провела эксперимент. Трем группам испытуемых, которые говорили на английском, испанском и японском, показывали одно и то же видео. На нем разные люди разбивали яйца, проливали напитки и ломали игрушки. Затем испытуемых просили ответить на ряд вопросов: что происходило, кто именно совершал эти действия. Носители английского быстрее и чаще вспоминали действующее лицо. Бородицкая считает, что причина этого кроется в особенностях языка. Дело в том, что в английском предложении всегда есть действующее лицо (он разбил вазу), в то время как в испанском часто используется безличная конструкция (ваза разбилась).

Но даже в рамках одного языка мы можем использовать совершенно разные лингвистические конструкции. И это влияет на наше мышление, наше поведение и тот результат, который мы в конечном итоге получаем.

Карта не равно территория

Автор данной фразы — Альфред Коржибски, лингвист, инженер и философ. Он придумал это выражение, чтобы показать: наше восприятие мира — это не сама реальность, а всего лишь модель, схема или карта, которую мы создаем в своем сознании. Причем эта карта может быть у каждого своя.

Психолингвистика: как слова формируют нашу реальность

Привычная нам карта мира сильно искажает пропорции и отличается от реальности. Источник: Darminaopel.ru

Представьте, родитель говорит взрослому сыну: «Почему ты столько денег тратишь впустую? Ты совсем не умеешь ими распоряжаться!»

«Впустую» — это на новые впечатления: поездки, путешествия, обучения.

В мире родителя деньги необходимо копить, чтобы потом купить недвижимость. Потому что свой дом — это про безопасность. И он пытается донести эту мысль с лучшими побуждениями.

В мире сына гораздо большую ценность представляют эмоции и впечатления. Для него «тратить впустую» — это ввязываться в ипотеку на 30 лет.

У каждого своя реальность, и ни одна из них не является единственно верной. Вопрос в том, какими словами мы эту свою реальность описываем.

Как привычные формулировки определяют нашу реальность

Все начинается с идеи, мысли. Она рождается в голове в виде образов, и только потом мы ее кодируем при помощи слов. При этом чем точнее подбираем слова, тем объемнее и конкретнее будет образ.

Именно слова помогают нам перевести из неосознаваемого в осознаваемое, из смутного желания — в оформленное.

Кто хоть раз делал ремонт и пытался подобрать «тот самый оттенок белого»?

Вы приходите в магазин за белой краской или смотрите палетки у дизайнера и обнаруживаете, что существуют десятки оттенков: холодный белый, теплый белый, белоснежный, молочный. Все они разные, у каждого есть свое название. В вашей жизни появляются новые категории и новые слова, разобраться в которых сначала может быть сложно, но со временем вы осознаете, как выглядит «белый вашей мечты».

Психолингвистика: как слова формируют нашу реальность

При этом у чукчей есть целых 17 слов для описания оттенков белого, с которыми они знакомы с детства. Они умеют отличать их не потому, что у них другое зрение, а потому что в их мире есть эти понятия. Для них это важно.

А что важно для вас?

Каких слов, формулировок, понятий больше всего в вашем языке?

Что вы можете точнее описать: чего хотите или чего не хотите, куда стремитесь или от чего бежите?

По данным исследования Национального научного фонда США, за день в голове человека возникает до 60 000 мыслей. Причем 80 % из них негативные, а 95 % — повторяются изо дня в день.

Мы очень часто концентрируемся на том, что нам не нравится, и совершенно не представляем, куда идем.

Но пока нет конкретного обозначения, нет и предмета для работы. 

— Хочу выйти из токсичных отношений.

— Хочу бросить курить.

— Хочу перестать вечно опаздывать.

Все эти формулировки совершенно не описывают ту точку, в которой вы хотите оказаться. Примерно как «хочу не черную краску». Не черную — это какую?

Где вы окажетесь, когда выйдете из токсичных отношений?

С кем вы хотите жить?

Как хотите себя чувствовать?

Что вы хотите вместо опозданий?

Как будет распределяться ваше время?

Как вы будете себя ощущать?

Какими вы сами при этом будете?

Без этих уточнений любой результат, которого вы достигните, не сможет вас удовлетворить.

Психолингвистика: как слова формируют нашу реальность

Силу позитивного мышления я ощутил на себе еще в детстве. Мне было 9, когда у меня диагностировали нейродермит, и следующие 5 лет прошли в скитаниях по врачам. Я лежал в больницах, пил таблетки, но ничего не помогало. Тело было в язвах, я спал в перчатках, чтобы не расчесывать себя до крови. Мне очень хотелось избавиться от болезни. Но к чему я хотел прийти? Позитивного сценария не было. И только когда я увлекся психологией, начал изучать фильтры восприятия и работать со своим состоянием, заболевание отступило. Четко помню свое внутреннее решение: я буду здоров. Спустя всего 8 месяцев после этого пропала последняя язва. Моя кожа снова стала чистой.

Изучаем свою метамодель: на что обратить внимание в речи, чтобы изменить жизнь

Метамодель или модель языка — это инструмент для сбора лингвистической информации. Она позволяет осознать опыт человека через речевые конструкты. Другими словами, помогает нам понять, насколько наша собственная карта соответствует территории.

Во время перехода от глубинных структур к поверхностным наш мозг производит 3 основные операции, во время которых часто происходят «баги».

  1. Обобщение

Мы сравниваем новую информацию с уже имеющейся и относим ее в ту или иную категорию. Это помогает нам систематизировать данные, но иногда приводит к когнитивным искажениям.

«Все мужики — козлы».

«Я абсолютно не способен разобраться в технике».

«Мне всегда не везет».

Психолингвистика: как слова формируют нашу реальность

Частный случай обобщений — это использование модальных конструкций.

«Женщина должна быть хорошей матерью» .

«Настоящие мужчины не могут так поступить».

Бороться с обобщениями помогают уточняющие вопросы:

— На основании чего я заключил, что мне всегда не везет?

— Были ли случаи, когда мне повезло? Когда это произошло в последний раз?

— А после какого события я начал повторять себе, что мне не везет?

  1. Исключение

Наш мозг ежесекундно обрабатывает огромное количество информации. Чтобы эффективно работать в таком потоке данных, мы фокусируемся на одних деталях и упускаем другие. Иногда это может сыграть с нами злую шутку.

«Я полностью завалил экзамен» — когда ответил на один вопрос из трех в билете.

«У меня совершенно нет денег» — когда на карточке тысяча рублей.

Опять же, задаем уточняющие вопросы:

— Что у меня получилось на экзамене?

— Что мне помогло ответить на один из вопросов?

— Как мне использовать этот положительный опыт, чтобы в следующий раз ответить на все три вопроса?

В эту же категорию относятся неполные сравнение.

Любое «хорошо», «плохо», «успешно», «ужасно» — это субъективная оценка. Важно спрашивать себя: «А в сравнении с кем или чем я так оцениваю ситуацию?»

Как только мы определяем, относительно кого выстроена наша система, становится понятно, насколько релевантна такая оценка. Например, считать себя бедным относительно Илона Маска — так себе затея.

  1. Искажение

Иногда мы приписываем вещам и явлениям те свойства, которыми они не обладают. Это дает нам возможность фантазировать, творить и создавать что-то новое, но также открывает дорогу для когнитивных искажений.

Причинно-следственные связи. Порой мы находим их там, где их вовсе нет.

«Он даже не здоровается со мной, значит совсем зазнался».

«Он меня разлюбил, потому что больше не пишет мне по утрам».

Если чувствуете, что это про вас, задавайте себе вопросы:

— Как связаны написание сообщений и чувства человека?

— Точно ли одно вытекает из другого?

— Может ли у этого быть другая причина?

Как коучу использовать инструменты психолингвистики в своей практике

Клиент общается с коучем при помощи языка. Он описывает свое состояние, свои эмоции, страхи, внутренние препятствия посредством слов и определенных лингвистических конструкций.

Задача коуча — всегда ставить под сомнение слова клиента. Исследовать, что на самом деле за ними стоит.

— Ты говоришь, что муж тебя не ценит. Какие конкретно его слова и действия заставляют тебя как думать?

— Ты называешь себя неспособной учиться. Всегда ли это так? Ты не можешь запомнить никакую информацию или была конкретная ситуация, из-за которой в тебе поселилась эта мысль?

  1. Изучайте метамодель клиента.

Как часто он использует обобщения, исключения и искажения в своей речи? Задавайте уточняющие вопросы, чтобы прояснить ситуацию и вывести неосознаваемое в поле зрения самого клиента.

  1. Обращайте внимание на устойчивые выражения.

— Не жили богато — нечего и начинать.

— Загад не бывает богат.

— Больше посмеешься — больше поплачешь.

Спросите клиента, откуда в его речи эта фраза. Чьим голосом она звучит в его голове?

Уточните, всегда ли это так? Бывают ли исключения? И почему ему удобно думать именно так?

  1. Возвращайте клиенту слова, которыми он описывает себя, людей, ситуации.

— Вот я тупой!

— Кругом одни идиоты.

— На работе сплошные проблемы.

Обсудите в партнерстве, на что можно заменить эти выражения.

Психолингвистика: как слова формируют нашу реальность
  1. Обязательно отмечайте изменения, которые происходят в речи клиента.

Вдруг вместо привычного «у меня проблема» появляется «у меня новая задача». Значит клиент мыслит уже задачами, которые он в силах решить, а не проблемами, которые сваливаются на него сверху.

Важно это заметить и подсветить клиенту: «Посмотри, как изменилась твоя речь. Что ты чувствуешь, когда произносишь «задача»?»

И именно в этот момент происходит переписывание картины мира клиента. Формируется та карта, по которой он сможет дойти до своей цели.

Подписывайтесь на наши обновления!
Здесь экспертные статьи, полезные обзоры и поддерживающие истории — от коучей, психологов и редакции 5 Prism. Каждую субботу вас будет ждать дайджест новых материалов.

Вы подписались на рассылку!

Ждите письма с анонсами материалов на вашей электронной почте

Вам также может понравиться
«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Коуч-технологии в предпринимательстве: как строить бизнес в нестабильном мире

Коуч-технологии в предпринимательстве: как строить бизнес в нестабильном мире

Поддерживать, а не коучить: как переключать роли за рамками сессий

Поддерживать, а не коучить: как переключать роли за рамками сессий

5 лет в Академии 5 Prism: команда о своем опыте в цифрах, эмоциях и событиях

5 лет в Академии 5 Prism: команда о своем опыте в цифрах, эмоциях и событиях

Как быстрее выходить на истинный запрос клиента

Как быстрее выходить на истинный запрос клиента