- Когда просто коучинговое общение перерастает в коуч-сессию без запроса?
- Как разграничивать роли коуча и человека?
- 1. Определите, что значит «быть коучем»
- 2. Устанавливайте комфортную цену за работу
- 3. Определитесь с позиционированием
- 4. Регулярно ходите на супервизию
- 5. Разрешайте себе побыть «просто человеком»
- И самое главное, знакомьтесь с собой
Разбираемся, как вовремя выключать роль коуча и не причинять добро окружающим без запроса.
Каждый коуч — это также и коуч-компетентный человек. То есть тот, кто использует коучинговые инструменты не только в рамках сессий, но и в обычной жизни: при принятии решений, при постановке собственных целей и анализе ситуаций. И чем больше человек погружается в коучинг, тем сильнее меняется его мышление, его способ взаимодействия с миром и с самим собой. А это сказывается на всех сферах жизни, и на общении с окружающими в том числе.
Постепенно коуч начинает видеть, какие вопросы можно легко решить в рамках сессии. И тогда возникает соблазн помочь близким найти ответ в коучинговом формате. Но одно дело — просто поддерживающая беседа, а совсем другое — незапланированная коуч-сессия, на которую не давали согласия. И очень важно не переходить эту грань.
Лидия Горячёва, коуч PCC ICF
«Можем ли мы представить, что, приходя к нам в гости, друг-сантехник бросится прочищать трубы, бухгалтер будет пересчитывать наши налоги, а учитель объяснять без запроса тригонометрию? Мы воспримем это как нарушение границ. С коучингом все точно так же.
Важно понимать, что переходя в незапланированную коуч-сессию мы нарушаем и этический кодекс, и компетенции. Если неуправляемо включается коуч в других ролях — это повод срочно идти в супервизию, желательно в регулярную. И найти там ответ на вопрос: «Что на самом деле происходит со мной, когда я начинаю коуч-процесс там, где его быть не должно?»
Когда просто коучинговое общение перерастает в коуч-сессию без запроса?
Чтобы почувствовать разницу между поддержкой и навязыванием, важно задавать себе вопросы:
— Чего я сейчас хочу? С какой целью веду этот разговор?
— Какие эмоции испытываю?
— Чего жду как результат?
Если внутри ровное комфортное состояние или спокойная заинтересованность в беседе, то, скорее всего, это просто разговор. Если же вы чувствуете жгучее желание помочь, досаду или обиду, из-за того, что собеседник не принимает вашу помощь в полном объеме, возможно, вы провалились в роль Спасателя.
В этот момент важно отловить это состояние, остановиться и спросить себя: «Из какой роли я сейчас действую?»
→ Если я сейчас коуч, то были ли заключен договор между мной и клиентом? Был ли контракт на сессию? Установленные временные рамки сессии?
→ Если я сейчас друг, то что будет наилучшим решением для нашей дружбы, для сохранения близких отношений?
Вероника Ендовицкая, бизнес-психолог, коуч PCC ICF
«Как-то я слышала фразу: «Если хочешь потерять друга — покоучи его».
Я не работаю с друзьями в коучинге, но бывают ситуации, когда друг приходит ко мне с вопросом, который легко можно было бы решить в рамках сессии. Тогда я могу сказать: «Я как друг тебя очень понимаю и я всегда за тебя, но это гораздо эффективнее можно решить именно с помогающим практиком, например, с коучем. Если хочешь, я тебе могу порекомендовать кого-нибудь». Это мне помогает не переходить в роль коуча, не проводить коуч-сессию, на которую друг не давал согласия».
Получается, что в тот момент, когда в нас не запланировано «включается коуч», мы дальше всего от коуч-позиции.
Как разграничивать роли коуча и человека?
1. Определите, что значит «быть коучем»
Во-первых, опишите что такое «быть коучем» лично для вас.
Представьте во всех подробностях образ, который возникает у вас в голове. Какой он, этот человек-коуч:
— Всегда осознанный и точно знающий ответ на любой вопрос?
— Имеет ли он право на личную ошибку?
— Может ли он быть неэффективным в делах?
— Возможны ли у него неудачные сессии и что он делает, если они случаются?
— Что для него важно? Какие ценности у него стоят на первом месте?
Во-вторых, перечитайте этический кодекс, чтобы понять, кто такой профессиональный коуч в формулировках той федерации или ассоциации, которой вы придерживаетесь. Например, прочитать этический кодекс ФПКиН можно здесь, а Этический кодекс ICF — здесь.
— Как должен вести себя профессиональный коуч?
— Какие ограничения перед ним стоят?
— К каким этическим дилеммам он должен быть готов?
— Какими компетенциями он должен обладать и как они проявляются?
Сравните эти две картинки как ожидание/ реальность и подумайте, стоит ли скорректировать тот образ, который есть у вас в голове. Возможно, вы пытаетесь стать не профессиональным коучем, а супергероем или настоящим волшебником. Это может приводить ко внутренним конфликтам и отклонению от работы в рамках этического кодекса. Очень большой риск начать спасать там, где важно поддерживать и просто выслушать.
2. Устанавливайте комфортную цену за работу
Если вы осознаете цену и ценность своей работы, у вас не будет возникать желания подарить ее всем без запроса.
Бесплатная работа или работа за донейшн возможна на самых ранних этапах, но здесь важно вовремя остановиться, потому что это может негативно сказаться и на вашем эмоциональном состоянии, и на профессиональном росте.
Мария Фокина, коуч PCC, супервизор, гештальт-терапевт
«Коучинг — это отношения коуч − клиент, которые формируются рамкой контракта, и это отношения за деньги. Важно понимать, что бартер — это тоже по сути оплата: вы получаете за оказанную услугу какую-то другую услугу или товар. Главное, чтобы получаемое имело для вас ценность. Поэтому, если мне человек не говорит о том, что ему нужна коучинговая поддержка, за которую он готов платить, никакого коучинга не будет».
К чему приводит долгая бесплатная работа:
→ Размытие границ и ролей
Когда молодой коуч нарабатывает первые часы, есть большой соблазн в любом разговоре выцеплять то, что может стать запросом и предлагать: «Давай я тебе коуч-сессию проведу». В этот момент вы переключаетесь из роли друга, приятеля, коллеги в роль коуча, продвигающего свои услуги. А это может вызывать сопротивление со стороны собеседника и напряжение в ваших отношениях.
Лидия Горячёва, коуч PCC ICF
«Мне очень повезло — я сразу в начале практики столкнулась с ситуацией, которая привела к серьезной ссоре в важных для меня отношениях. Этого урока хватило, чтобы больше никогда не склоняться к причинению добра. А свою потребность творить добро я удовлетворяю вкладом в благотворительные проекты (не коучинговые)».
→ Синдром спасателя
Когда мы вкладываемся в любое дело эмоционально, физически, умственно, то всегда подсознательно ждем отдачи. В работе мы получаем ее в виде денег, а если работа бесплатная, начинаем искать «компенсацию». Очень часто ей становится эмоциональная реакция клиента. То есть мы ожидаем вау-реакции по итогу нашей работы, а если ее не получаем, начинаем подсознательно или вполне осознанно подталкивать клиента к результату.
Вероника Ендовицкая, бизнес-психолог, коуч PCC ICF
«В самом начале практики у меня было дикое желание, чтобы клиент пришел к невероятным результатам, чтобы прям лампочка загорелась над головой.
Включались мои эмоции, включался мой личный интерес, и уже не я как профессионал следовала за клиентом, а я как личность хотела, чтобы клиент получил результат, и всеми силами старалась его туда дотащить, даже если он сопротивлялся.
Все изменил один случай. Я задерживала сессию, чтобы успеть дойти до результата. А клиент внезапно сказал: «Всё, у меня совещание». И выключился. Вот в этот момент я поняла, что так делать не стоит. Важно соблюдать тайминг и не гнаться за инсайтами».
→ Выгорание
Если же мы не получаем в результате работы ни финансового, ни эмоционального подкрепления, это может привести к выгоранию. Мы тратим ресурса больше, чем возмещаем.
Вероника Ендовицкая, бизнес-психолог, коуч PCC ICF
«Помню, когда я только начинала коучинговую практику и всем говорила, что я коуч, у меня было искреннее удивление, почему люди не идут ко мне на сессию. Я же понимаю как работает коучинг, я же знаю, насколько это сильный инструмент. Почему же люди не хотят, чтобы им стало лучше, легче, понятнее, чтобы они быстрее продвинулись к своим целям? И тогда я прямо насильно предлагала коучинг и очень активно их приглашала, даже когда не было на это запроса. Мне просто хотелось со всеми делиться.
Очень быстро я выгорела. Эйфория сменилась стрессом и страхом не найти клиентов. И мне нужно было параллельно работать с этим состоянием».
3. Определитесь с позиционированием
Очень часто помогающие практики в начале пути боятся сузиться и работать только с определенной тематикой и определенным сегментом аудитории — вдруг клиентов будет слишком мало. Но в долгосрочной перспективе именно четкое позиционирование будет работать на создание потока клиентов, близких вам по ценностям, интересам и запросам. К вам начнут приходить как к профессионалу в определенной области.
А еще позиционирование спасает от того, чтобы навязывать коучинг окружающим. Вы понимаете, с какими конкретно запросами работаете и каким может быть результат клиента.
4. Регулярно ходите на супервизию
Перекосы ролей — частая ситуация в начале коучингового пути, когда вы только определяете для себя, кто вы как коуч, где границы вашей ответственности и ваших компетенций. Но часто за такими перекосами лежат более глубокие психологические вопросы:
— Какие потребности я закрываю работой коучем?
— Что хочу доказать или показать себе и окружающим?
— Чего я на самом деле жду в качестве результата?
Найти ответы на эти вопросы поможет личная терапия и супервизия.
Мария Фокина, коуч PCC, супервизор, гештальт-терапевт
«В ходе супервизии вы можете прямо на месте разобраться, когда именно вы начинаете всем причинять добро, в какой момент это происходит, что является триггером и кого на самом деле вы хотите спасти».
5. Разрешайте себе побыть «просто человеком»
Мы коучи в рамках коучингового соглашения, а в остальное время остаемся людьми, которым свойственны слабости, ошибки, яркие эмоциональные проявления. Да, коучинг постепенно прорастает во все сферы жизни, меняя наш тип мышления, наше отношение и реакции на происходящее. Но это не значит, что в любой момент времени мы должны оставаться фактичными, нейтральными, поддерживающими и ресурсными. Такие завышенные требования к себе будут вредить вам и создавать неправильный образ у окружающих.
Кому хоть раз приходилось слышать: «Ну ты же коуч, ты не должен/ должна так реагировать»? Так вот, официально разрешаем вам не быть коучем за рамками коучинговых соглашений. Для каждой задачи свой стиль коммуникации и свои инструменты.
И самое главное, знакомьтесь с собой
Для помогающих практиков действительно бывает сложно найти грань между ролями, особенно для тех, кто идет в профессию из огромного желания помогать другим. И здесь, прежде всего, спасает осознанность — понимание себя, своих процессов и умение отслеживать собственные мысли, чувства, реакции.
Быть осознанным не значит все делать правильно. Это значит осознавать, что с вами происходит в данный момент, в контексте ситуации и в жизни в целом. Воспринимать себя, как систему, в которой все взаимосвязано, уметь отрефлексировать полученный опыт и сделать выводы.
Мария Фокина, коуч PCC, супервизор, гештальт-терапевт
«Осознанность — это понимание, как у меня все устроено. Это не значит, что я делаю все каким-то определенным образом. Я могу совершать что-то, что может быть не полезно, и при этом я это замечаю и принимаю свои процессы такими, какие они есть. Только при выполнении этих условий изменения становятся возможны».