Эта статья написана по следам работы в качестве коуча в проекте «Редкие женщины». В ней не будет имен и обилия деталей, поскольку есть требования конфиденциальности. Я хочу рассказать эту историю через проживание собственного уникального опыта в роли коуча.
«Редкие женщины» — это проект фонда «Дети-бабочки» для оказания социальной и психологической помощи матерям детей с неизлечимыми заболеваниями. Его задача — поддерживать и вдохновлять мам на позитивные изменения.
Участницы проекта — мамы с одним или несколькими детьми, которые совмещают в себе множество ролей: справляются с воспитанием особенного ребенка самостоятельно или с чьей-то помощью, зарабатывают, развиваются и остаются при этом женщинами. Проект дал им возможность комплексной работы с психологами, коучами, профориентологами и карьерными консультантами. А для меня он стал основой для большого роста. Не только как коуча, но и как личности. Это был вызов.
Особенности клиентов, надуманные и реальные
Я заходила без особых ожиданий, просто потому что не понимала, чего ожидать. Это был мой первый подобный опыт, и мне было сложно представить, с чем я столкнусь в процессе.
Когда я подключилась к проекту, он уже шел некоторое время, поэтому мне предстояло плыть с середины: изучить большое количество документации, алгоритмов и правил. Мне сразу дали 6 клиенток, и я помню каждую из них до сих пор. Каждая была уникальна, у каждой был свой жизненный контекст, каждая работала над своими задачами. И нет, это не был лайф, как я могла подумать заранее, тут были запросы и на то, как открыть свое дело, и как получить повышение на работе.
Казалось бы, когда есть такие цели, совмещение большого количества ролей становится ограничением, потому что постоянно требует приложения усилий и энергии.
Моя первостепенная задача как коуча была помочь им увидеть не ограничения, а возможности и, вне зависимости от уровня загруженности или поставленных целей, двигаться вперед маленькими шагами при профессиональной поддержке в коучинговом формате.
Но как и у любого коучинга, была еще и долгосрочная цель — помочь клиенту внедрить коучинговые инструменты и коучинговое мышление в свою жизнь: научиться задавать себе правильные вопросы, применять обратное планирование, сверяться с имеющимися барьерами и ресурсами для движения вперед, видеть возможность выбора в настоящем. Именно тогда приходит понимание, что ограничений на самом деле нет, мы создаем их для себя самостоятельно.
Нюансы работы
Это был классический коучинг по стандартам ICF, но работа в проекте имела ряд особенностей, к некоторым из которых я не была готова.
- Правила отмен и переносов
В обычной работе на счет отмен сессий у меня действуют собственные правила, которые делают процесс управляемым и комфортным для обеих сторон. В проекте же была своя регламентация, и возникали частые переносы. При моем уровне организации и очень плотном расписании было крайне сложно смириться с такими условиями. Это требовало дополнительных затрат времени и энергии, которые я никак не могла предусмотреть.
- Распределение клиентов
Клиентов мы не выбирали, они распределялись специальным образом. Необходимо было научиться гибко адаптироваться к каждому, вне зависимости от запроса, готовности работать или желания клиента в определенный жизненный период ходить на сессии.
- Большое количество отказов
В этом проекте клиенты сами не оплачивали коучинг. Многие заходили в работу «посмотреть», без готовности прикладывать усилия и что-то менять. Далеко не все видели ценность коучинга для себя, поэтому одной из наших важнейших задач было показать, что такое коучинг, объяснить границы его применимости и пользу, которую можно получить. Тем не менее на том или ином этапе около 20 % участниц отказались от коучинга. Это демотивировало. Первые две мысли, которые всплывали в моей голове каждый раз: «с моим коучингом что-то не так» и «со мной как с коучем что-то не так».
- Высокий уровень неопределенности
Еще перед стартом я почему-то подумала, что можно неким образом типологизировать клиентов. Мне хотелось добавить немного стабильности и определенности, потому что многое было непонятно. Я старалась изучить контекст клиента, географию нахождения и прочие факты, к которым у меня был доступ, но полная картинка не складывалась. И иногда мой мозг начинал самостоятельно дорисовывать то, чего нет, вместо того, чтобы идти в исследование вместе с клиентом.
Поддержать или спасти
Отдельно хочу поговорить про синдром спасателя, который я у себя вовремя отследила.
В проекте были клиенты двух типов: «не вижу препятствий» и «вокруг одни препятствия». Казалось бы, всё как в любой работе коуча. Но именно здесь мне захотелось, чтобы клиенты, жизнь которых, по их мнению, была преисполнена препятствиями, увидели свою ситуацию шире. Включился спасатель.
Тревожный звоночек: хотеть для клиента результата.
Я начала чувствовать дискомфорт в работе, если коучинг протекал вяло, возникало внутреннее сопротивление и, наконец, я поняла, что выгораю от проведения сессий.
Конечно же, я сразу пошла к супервизору. Причины напряжения мы нашли за час. Всё было ясно как день, но признаться самой себе без поддержки профессионала в том, что я проецирую себя на клиентов, в тот момент было невозможно.
Супервизия помогла, и я продолжила работу в проекте с новыми силами и высвободившейся энергией.
Чему проект научил меня
- Супервизия не прихоть, а необходимость
Именно этот проект окончательно приучил меня ходить на супервизию как на работу. Именно туда я несла все свои сложности, с которыми сталкивалась в процессе, и о которых подробно рассказала выше.
- Клиенты бывают разные
Задача коуча — заходить в процесс работы без ожиданий.
- Клиент всегда может отказаться от коучинга
На это может быть множество причин, совершенно не связанных с вами как с личностью и как профессионалом. Бывают периоды, когда коучинг не подходит для решения задач человека или нет таких задач, которые надо было бы решать прямо сейчас.
- И главное: со всеми всё окей
Сейчас, оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что это был очень важный опыт для меня как коуча и как человека. Я открыла еще одну область применения коучинга, в очередной раз увидела силу этого инструмента и убедилась в том, что он в любой ситуации позволяет находить возможности реализовывать себя и делать выбор здесь и сейчас для лучшего будущего.
А еще это стало важной частью моей миссии по популяризации коучинга. Потому что благодаря проекту большое количество людей познакомились с этим инструментом, многие стали применять его в жизни и увидели позитивный эффект.