Личность коуча в сессии: как проявляться, чтобы поддержать клиента

06.12.2024
461
Время чтения: 7 минут
Обновлено: 09.12.2024
Сохранить статью:

Разбираемся, где для коуча находится тонкая грань между «быть собой» и «вести за собой клиента».

Коуч — это зеркало или личность?

Когда мы начинаем знакомиться с коучингом по стандартам ICF, то часто одной из первых слышим формулировку: «Коуч — это зеркало». 

Действительно, задача коуча — помочь клиенту найти ответы внутри себя. А один из главных его инструментов — это умение отражать вербальные и невербальные сигналы. Но значит ли это, что коуч должен свести к нулю проявления собственных мыслей, чувств, реакций? 

🗣 Светлана Варнавская, коуч МСС ICF, супервизор, ментор

Роль коуча многогранна. Он выступает и как зеркало, отражающее клиента, и как активный участник процесса, влияющий на его развитие. 

→ Как зеркало коуч помогает клиенту осознать и выразить свои чувства, не оценивая их. Это позволяет клиенту структурировать свои мысли, сформулировать четкие цели, увидеть свои ограничивающие убеждения и страхи, которые мешают двигаться вперед.

→ Как личность коуч демонстрирует определенные модели поведения, которые могут вдохновить клиента на изменения. Он показывает уязвимость, открытость и полное доверие процессу коучинга. 

При этом коуч всегда должен помнить о своей главной роли — помогать клиенту раскрыть потенциал и достичь своих целей.

🗣 Мария Фокина, Коуч Мастер ФПКиН, супервизор

Я — живой человек, личность, а значит, не могу быть стопроцентным зеркалом, которое отражает без искажений. Со мной в любом случае что-то происходит в ответ на проявления клиента. И если я просто возвращаю клиенту его слова ли реакции, то это интервенци.

Когда же я говорю о собственной реакции на происходящее в сессии, то становлюсь резонансной средой. И человек через меня может обратить внимание на то, что происходит внутри с ним самим в этот момент. 

Например: «От твоих слов у меня сейчас пошли мурашки по телу» или «Ты говоришь, и я прямо чувствую прилив энергии».

Здесь очень важно держать в фокусе две вещи:
→ Во-первых, я как коуч всегда сохраняю нейтральность.
→ Во-вторых, я понимаю, для чего я в конкретный момент говорю клиенту о своей реакции и какая цель за этим стоит.

🗣 Ольга Добында, ментор-коуч PCC ICF

Если мы говорим про коучинг по модели ICF, то я бы обратила внимание на Компетенцию №7 «Пробуждает осознанность». Среди маркеров этой компетенции есть пункт 7.5: «Коуч без ощущения собственной правоты делится наблюдениями, интуицией, комментариями, мыслями или чувствами, и приглашает клиента к исследованию вербально или интонационно».

Когда-то это сказал мне мой ментор. На тот момент мои сессии были очень «академичными»: в них было много клиента и совершенно не было меня. Понимание того, что я могу сама проявляться в ходе сессии, озвучивать свои мысли и чувства, сделало мою работу сильнее и глубже.

Как прошлый опыт влияет на работу клиента

Часто коучами становятся люди, у которых уже есть богатый жизненный опыт в одной или нескольких сферах: в бизнесе, какой-то профессии, в отношениях, родительстве. 

Такой опыт — это одновременно и большая ценность для коучингового процесса, и вызов для самого коуча. С одной стороны, он дает более глубокое понимание различных ситуаций, С другой — существует риск, что коуч будет неосознанно подталкивать клиента к тому решению, которое когда-то сработало у него.

🗣 Светлана Варнавская, коуч МСС ICF, супервизор, ментор

Давайте посмотрим, чем конкретно может быть полезен прошлый опыт.  

Он помогает коучу:
— задавать более глубокие и точные вопросы, чтобы клиент мог увидеть ситуацию с разных сторон;
— лучше понять контекст проблемы клиента, особенно если он сталкивался с подобными ситуациями в своей профессиональной деятельности;
— в прямой коммуникации и без ощущения собственной правоты предложить клиенту новые идеи и перспективы, которые тот мог не рассматривать ранее;
— ну и наконец, избавиться от собственного синдрома самозванца.

А что же находится на обратной стороне процесса?

— Коуч может неосознанно навязывать клиенту свои решения, вместо того, чтобы помогать найти собственные. Это выражается в наводящих вопросах, которые уже содержат в себе идеи коуча и подводят клиента к «правильному» ответу. 

— Прошлый опыт может сформировать у коуча определенные предубеждения, которые будет искажать его восприятие ситуации клиента. 

— Клиент может стать зависимым от опыта коуча, вместо того, чтобы развивать свои собственные навыки решения проблем.

Так что прошлый опыт — это ценный ресурс, пользоваться которым важно научиться. Коуч должен быть осознанным и внимательным к тому, как его опыт влияет на коучинговый процесс. И действовать по запросу клиента или спрашивать разрешения перед тем, как чем-то делиться от себя.

🗣 Мария Фокина, Коуч Мастер ФПКиН, супервизор

Личный и профессиональный опыт коуча, в первую очередь, является опорой для самого специалиста: «Я что-то знаю про себя в контексте этого вопроса. Я сама с этим справилась. Я себя в этом месте могу чувствовать опорно. Я понимаю, какие эмоции может вызывать тот или иной процесс».

Если же мы говорим о том, что коуч делится собственным опытом, то это хорошо работает, когда клиент сталкивается с проявлением каких-то сложных эмоций — вины, стыда. И здесь я как коуч через селективное раскрытие опыта могу поддержать проживание сложных эмоций клиента в здесь и сейчас.

Профессиональный рост коуча: как он влияет на степень проявленности в сессии

По мере того, как коуч проходит путь от ACC до MCC, его личность становится все более интегрированной в процесс коучинга. Это не означает, что он начинает доминировать в сессии или навязывать свои взгляды. Скорее, он осознанно использует свою индивидуальность как инструмент для создания более глубокого и резонансного взаимодействия с клиентом, чтобы дать ему возможность увидеть себя с новых сторон и глубже понять свои ценности и мотивации.

Проявления личности коуча на разных уровнях

🗣 Светлана Варнавская, коуч МСС ICF, супервизор, ментор

 — ACC. Коуч фокусируется на применении коучинговых техник и инструментов, но может неосознанно проецировать свои собственные ценности и убеждения на клиента.

 — PCC. Коуч начинает осознавать, как его личность влияет на процесс коучинга, и использует ее для создания более глубокого соединения с клиентом. Он может делиться своими наблюдениями и интуицией, приглашая клиента к совместному исследованию.

 — MCC. Коуч мастерски интегрирует свою личность в коучинговый процесс. Он может использовать юмор, метафоры, истории из своей жизни, чтобы создать уникальный и запоминающийся опыт для клиента.

Проявление личности коуча не должно подменять собой коучинговый процесс. Коучу важно оставаться сфокусированным на клиенте и его целях. Однако, умелое использование своей личности может значительно усилить эффективность коучинга и помочь клиенту достичь более глубоких и устойчивых изменений.

🗣 Ольга Добында, ментор-коуч PCC ICF

На мой взгляд, по мере профессионального развития коуч проходит определенный путь в степени проявления себя как личности. 

Сначала мы стремимся себя пригасить, чтобы дать больше пространства для клиента. Это важно, потому что начинающий коуч еще не чувствует тонкостей, где его проявленность помогает клиенту, а где уводит в сторону. Но когда коуч развивает свое мастерство, то начинает понимать, в какой момент и в каких пропорциях уместно добавить свое видение. 

🗣 Мария Фокина, Коуч Мастер ФПКиН, супервизор

Чем больше коуч развивается как мастер, тем меньше его в сессии. 

На мастерском уровне он может оставаться резонансной средой для своего клиента, но там уже практически нет возврата слов, подытоживания, например. Работа направлена на то, чтобы человек самостоятельно делал выводы, суммировал и мог соединить разрозненные элементы в целостную картину. 

Задача мастера — помогать клиенту отслеживать свой рост и понимать, каким образом клиент это делает.

Так где же находится тонкая грань между самоустраненностью коуча и его доминированием в сессии? 

Ответы каждый находит для себя уже в процессе работы. А для того, чтобы нащупать свой уникальный путь в коучинге, но не отклониться от стандартов профессии, важно постоянно посещать менторинги и супервизии. Так коуч сможет двигаться сразу в двух направлениях: 

— лучше понимать себя, осознавать свои реакции и не проецировать на клиента собственный опыт;
— глубже понимать суть коучинговых компетенций, видеть свои сильные стороны как профессионала и находить зоны роста.

Такая работа коуча дает возможность развивать собственный стиль, умело интегрируя свою личность и учитывая индивидуальные особенности клиентов. А это станет основой для более устойчивых и долгосрочных изменений в жизни клиента.

Подписывайтесь на наши обновления!
Здесь экспертные статьи, полезные обзоры и поддерживающие истории — от коучей, психологов и редакции 5 Prism. Каждую субботу вас будет ждать дайджест новых материалов.

Вы подписались на рассылку!

Ждите письма с анонсами материалов на вашей электронной почте

Вам также может понравиться
Выходим из игры: как руководителю перестать заниматься операционкой и начать делегировать

Выходим из игры: как руководителю перестать заниматься операционкой и начать делегировать

Быть в тренде: как успевать за изменениями в обществе и не потерять себя

Быть в тренде: как успевать за изменениями в обществе и не потерять себя

Стать стратегом: как строить жизнь и бизнес по своим правилам

Стать стратегом: как строить жизнь и бизнес по своим правилам

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы