Хандра или депрессия: как коучу за плохим настроением клиента не упустить важные симптомы

08.11.2024
479
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 08.11.2024
Сохранить статью:

Настроение падает, продуктивность тоже, не хочется даже вылезать из-под одеяла. Такое состояние осенью встречается почти у половины людей. И это абсолютно нормально. Но за безобидной хандрой могут скрываться признаки более серьезных изменений, и коучу очень важно уметь их распознавать и отслеживать у клиентов.

О том, на что обращать внимание и как себя вести, если есть тревожные признаки, рассказывает Елена Зарудаева,  кризис-коуч PCC ICF, психолог, супервизор.

С точки зрения науки: почему мы хандрим и насколько это нормально

→ В быту под осенней хандрой мы понимаем легкое снижение настроения и энергии в связи с сезонными изменениями.

→ В медицинской литературе осенняя хандра относится к сезонному аффективному расстройству (САР), мягкой форме сезонной депрессии, которая возникает у некоторых людей осенью и зимой.

Основная причина осенней хандры  — сокращение светового дня. Мы, как биологический вид, все так же подстраиваемся под природные ритмы, как и тысячи лет назад. 

Ни лампы дневного света, ни теплый пол в квартире не спасают, если на улице целый день пасмурно, темно и уныло. Наш организм начинает перестраиваться на энергосберегающий режим: снижает активность, требуется больше сна и еды. 

Эти изменения происходят на всех уровнях:

— Меняется уровень гормонов, таких как мелатонин и серотонин.

Мелатонин регулирует цикл сна и бодрствования, а серотонин отвечает за настроение.  Выработка обоих связано с естественным освещением, поэтому в темное время года возникает постоянная сонливость и снижается настроение.

— Нарушаются циркадные ритмы организма. 

Это происходит не только из-за гормональных изменений,  но и из-за перемен в нашем поведении. На улицу выходить уже не хочется, вылезать из-под одеяла — тоже. А физическая активность очень сильно влияет на наши биологические часы и уровень бодрости.

— Снижается уровень витамина D3.

Он вырабатывается при солнечном свете, а его недостаток может приводить к ухудшению настроения, снижению мотивации и энергии.

И если мы не прислушиваемся к этим изменениям и продолжаем работать в «летнем режиме», ресурсы организма могут исчерпаться. А значит, в этот период важна дополнительная поддержка, а иногда — и психологическая помощь.

Как поддержать клиента во время хандры

Для профессионального коуча очень важно смотреть на клиента целостно: работать, в первую очередь, не с целью и планом действий, а с личностью, брать во внимание контекст жизни клиента и его состояние. Ведь достижение цели предполагает наличие достаточного количества душевных и физических сил.

Попросите клиента субъективно определить свой уровень энергии

Можно взять условную шкалу от 1 до 10, и в партнерстве с клиентом отслеживать изменение его состояния. Если уровень энергии ниже 7, а особенно ниже 5, то первоочередная задача в работе с клиентом — понять что с ним происходит, что дает энергию, что забирает.

Передайте ответственность клиенту

Поддержите клиента в том, чтобы определить зоны его контроля. На что он может повлиять в этот период?

— Контролировать уровень энергии;
— Увеличивать количество ресурсных действий и событий;
— Сокращать действия и события, которые забирают энергию;
— Стараться снизить уровень стресса и негативных событий в жизни;
— Искать свои действенные способы самопомощи.

Следите за динамикой

Симптомы хандры, как правило, появляются в середине сентября — начале октября. Организму требуется время, чтобы перестроиться и адаптироваться к новому сезону. Как правило, состояние выравнивается само через некоторое время или после того, как выпадает снег и «включается» зимнее настроение.

Обращайте внимание на признаки депрессии

Коучу и клиенту важно перестать  списывать состояние клиента на изменение сезона и забеспокоиться о возможной депрессии, когда настроение  стойко снижено большую часть дня не менее 14 дней подряд, и это критически сказывается на качестве жизни в разных сферах.

В конце статьи вы найдете список «красных флагов», на которые важно обращать внимание.

В партнерстве с клиентом обсудите обращение за помощью к специалисту

Если коуч замечает в речи или поведении клиента более 4 пунктов из списка с «красными флагами» (чем больше, тем кризиснее ситуация) и они сохраняются дольше 14 дней подряд, важно инициировать диалог с клиентом об обращении к терапевту или психиатру. 

Чем больше признаков вы заметите, тем больше вероятность того, что вашему клиенту понадобится помощь терапевта и / или психиатра. Принимайте решение, исходя из вашей квалификации, опыта и контракта с клиентом. 

Признаки депрессии: как начать разговор с клиентом

Заговорить с клиентом о необходимости обращения к специалисту может быть сложно.  На этот случай ICF создала практическое руководство «Как рекомендовать клиенту помощь специалиста в области психического здоровья» 

Здесь я приведу отрывок из него:

1. Встретьтесь с клиентом наедине. Выберите время и место, где вас не будут перебивать и отвлекать. 

2. Держите положительный тон. Говорите спокойно. Будьте прямолинейны, честны и не осуждайте. 

3. Держите фокус и будьте конкретны. Озвучьте тревожные знаки, паттерны в поведении, которые вы заметили. 

4. Задавайте открытые вопросы и работайте с осознанностью клиента. Активно слушайте, подтверждая у клиента, что вы правильно его понимаете. 

5. Делайте паузы. Позвольте клиенту рассказать его историю. 

6. Спросите у клиента, что он(она) чувствует по поводу обращения к специалисту. Попросите его поделиться мыслями о том, что вы сказали. 

7. Еще раз выразите ваше намерение поддержать и позаботиться о клиенте. 

8. Поделитесь ресурсами, контактами специалистов. Расскажите об их пользе для клиента.

9. Держите разговор открытым. Закончите вашу встречу, дав понять, чтобы вы и клиент всегда можете вернуться к разговору, если это ему будет нужно. 

Где заканчивается зона ответственности коуча?

Решение пойти на консультацию всегда остается за клиентом. Он может не захотеть обращаться за профессиональной помощью, уважайте это право. 

✔ Если тревожные признаки не исчезнут после вашего первого разговора, предложите обратиться за помощью повторно.

Причин отказа может быть много. Кто-то боится, что его сочтут «слабыми» или «сумасшедшими». У других может быть негативный опыт в прошлом или недостаточно средств для обращения к хорошему специалисту.

✔ В роли коуча вы можете предложить клиенту обсудить его страх, объяснить преимущества психологической помощи, помочь ему создать положительный образ работы со специалистом, который будет  признаком силы, а не слабости.  

✔ Если вы подозреваете, что клиент склонен к суициду или ситуация грозит его здоровью, вам следует обратиться в местную службу психологической помощи. Спустя некоторое время вы можете уточнить у клиента, решил ли он принять помощь. Но согласно принципам конфиденциальности в области психического здоровья, только клиент выбирает, делиться с вами этой информацией или нет. 

✔ Обсудите в партнерстве с клиентом приостановку вашей коучинговой работы, если считаете, что сейчас клиент не может получить полную пользу от коучинга.

И очень важно — следите за собственными реакциями и ощущениями в работе с клиентом. 

Обязательно отслеживайте у себя такие состояния:

• Ответственность за вашего клиента.
• Желание решать проблемы вашего клиента.
• Стресс из-за проблем вашего клиента.
• Ощущение, что вы не справитесь с вопросом. 
• Тревогу в работе с клиентом.
• Чувство, что клиент слишком зависит от вас или полагается на вас.
• Ощущение, будто вы подвели своего клиента.

Если вы замечаете у себя что-то из этого списка, стоит обратиться за помощью к супервизору  или психологу.

Помните — вы и есть ваш главный инструмент для работы с клиентами. А поэтому обращайте внимание на собственное состояние не меньше, чем на состояние клиента.

Красные флаги: как отличить хандру от депрессии

Хандра Возможная депрессия
Длится эпизодами. Примерно неделю. В течение большего длительности дня, повторяется изо дня в день более 14 дней подряд.
Сонливость в дневное время, пусть и увеличенная, остается в норме. Бессонница эпизодическая. Длительное отсутствие сна или чрезмерный сон и днем и ночью.
Усталость, несмотря на полноценный сон. Усталость, сон неполноценный или чрезмерный.
Тяга к сладкому или жирному для восстановления энергии через еду. Более серьезные проблемы со здоровьем, в том числе в связи с хроническим голоданием или перееданием.
Сниженный аппетит проходит через несколько дней. Более серьезные проблемы со здоровьем, в том числе в связи с хроническим голоданием.
Раздражительность, злость, желание испортить настроение окружающим. Отсутствие эмоций.
Излишняя сентиментальность. Снижение настроения, апатия. Отсутствие эмоций, тоска, безысходность, тлен. Чувство ненужности, беспомощности или повышенное чувство вины. Повторяющиеся мысли о смерти или суициде.
Отсутствие желания что-либо делать, потеря интереса к любому досугу, хобби и привычным занятиям. Восстанавливается через неделю или в результате изменения внешних стимулов (солнечные лучи, снег). Отсутствие желания что-либо делать, потеря интереса к любому досугу и обыденной жизни. Потеря интереса к хобби и привычным занятиям. Не восстанавливается от внешних стимулов, внутренних стимулов нет.
Если происходит что-то хорошее, есть возможность радоваться, даже если и не так активно, как в обычное время. Мозг начинает игнорировать поступающие в него позитивные стимулы и не воспринимать их, сосредотачиваясь только на негативных стимулах и сценариях.
Часто есть возможность создать уют наслаждаться им: смотреть фильм, закутавшись в плед, развесить гирлянды и любоваться ими. Мысли о ничтожности жизни, бессмысленности всех действий и тленности бытия.
Временное снижение работоспособности и способности обучаться. Длящееся отсутствие работоспособности или способности обучаться.
Временное нежелание общаться и выходить в социум. Отказ от общения и социальной активности.
Краткосрочное снижение концентрации и мотивации. Длящиеся снижение концентрации, мотивация отсутствует.
Сохраняется тяга к ярким эмоциям. Проявляется безразличие ко всему вокруг.
Хандра уходит при развитии силы воли или направленных действий на приобретение ярких эмоций. Нет возможности проявить силу воли или она не помогает.
Апатия быстро сменяется приливом сил, бодрости и работоспособности, как только появляются солнечные лучи. Сильная апатия длится неделями.
Не распространяется на все сферы жизни, человек сохраняет способность воспринимать юмор и шутить, пусть даже иронически. Распространяется на все сферы жизни, без возможности испытывать положительные эмоции.
Изменения временны и не катастрофичны. Вплоть до суицидальных ситуаций в отношении себя или зависимых от такого взрослого детей и животных.

Подписывайтесь на наши обновления!
Здесь экспертные статьи, полезные обзоры и поддерживающие истории — от коучей, психологов и редакции 5 Prism. Каждую субботу вас будет ждать дайджест новых материалов.

Вы подписались на рассылку!

Ждите письма с анонсами материалов на вашей электронной почте

Вам также может понравиться
«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«К коучу или психотерапевту?» Разбираемся, в чем разница между этими направлениями

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

«Спроси у коуча»: Как достойно выстраивать отношения со значимыми для меня людьми

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Рабочий день коуча, куратора и преподавателя из Екатеринбурга

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Как сделать ознакомительную встречу с клиентом началом долгосрочной работы

Коуч-технологии в предпринимательстве: как строить бизнес в нестабильном мире

Коуч-технологии в предпринимательстве: как строить бизнес в нестабильном мире

Поддерживать, а не коучить: как переключать роли за рамками сессий

Поддерживать, а не коучить: как переключать роли за рамками сессий

5 лет в Академии 5 Prism: команда о своем опыте в цифрах, эмоциях и событиях

5 лет в Академии 5 Prism: команда о своем опыте в цифрах, эмоциях и событиях

Как быстрее выходить на истинный запрос клиента

Как быстрее выходить на истинный запрос клиента