«Я только спросить» — это рубрика с ответами на ваши вопросы о коучинге, психологии и построении практики помогающего специалиста. Если вам только спросить — заполняйте анкету.
Отвечает Ольга Добында, ментор-коуч РСС ICF.
Для меня поиск истинного запроса клиента — это половина успеха сессии. Ведь человек, который обнаружил свою настоящую проблему, уже наполовину решил ее. Поэтому я не жалею времени на исследование запроса и считаю его потраченным с пользой для клиента.
В статье рассказала, на что стоит сместить фокус, если не получается быстро выходить на истинный запрос, и что делать, если время действительно ограничено.
1. Фокусируйтесь на глубине запроса, а не на времени
Ко мне, как к бизнес-коучу, клиенты часто приходят с такими вариантами запросов на сессию:
→ Сформировать план работы с партнером;
→ К концу сессии определить плюсы и минусы Х решения;
→ Расписать шаги постановки задач сотрудникам так, чтобы они выполнялись вовремя.
Это запросы на уровне «что»: что делать в той или иной ситуации?
Когда я была начинающим коучем, и даже коучем уровня АСС, я сразу брала такие запросы в работу на сессию.
Сейчас, став более профессиональным ментор-коучем РСС, я считаю, что брать эти темы как самоцель работы с коучем слишком расточительно.
Работа с коучем может дать клиенту гораздо больше, чем просто план. Она помогает лучше понимать себя, свои эмоции по отношению к проблеме. Через это осознание он может дойти до сути и, оттолкнувшись от дна проблемы, всплывать смело и решительно, обретая веру в себя настоящего.
Именно поэтому, я спрашиваю:
— Для чего тебе коуч в этом вопросе?
— Что именно мешает тебе самостоятельно создать план?
Здесь клиенты чаще всего останавливаются и задумываются. В этот момент я и клиент вместе двигаемся на уровень «Кто»: кто я в этой проблеме?
Задача коуча — понять мотивацию клиента:
— Зачем ему нужен план?
— Что этот план даст ему лично?
— Когда у него будет этот план, что станет возможным за пределами сессии?
Через понимание мотивации коуч помогает клиенту осознать, чего именно ему сейчас не хватает. В чем его настоящая потребность. Действительно ли это просто план или за планом есть что-то более важное для клиента.
Такое исследование требует времени. И совершенно нормально, если оно займет половину всей сессии.
2. Дайте клиенту возможность идти в своем темпе
Для меня прямой и кратчайший путь к глубине проблемы — это эмоции клиента. Осознавая и разрешая себе их проживать, клиент может прийти к очень глубокому пониманию себя и ситуации, в которой находится.
Но далеко не все умеют распознавать и озвучивать, что они чувствуют в определенный момент времени.
→ Есть те, кто не знаком с эмоциями как таковыми: не знает, какие они бывают, не может их идентифицировать и назвать.
→ Есть те, кто их рационализирует, начинает объяснять словами свое состояние, вместо того, чтобы назвать эмоцию. Например, на вопрос коуча, что он сейчас чувствует, клиент отвечает: «Я чувствую, что я молодец».
→ Есть те, кто не признается в наличии эмоций самим себе, особенно если речь идет о негативных эмоциях: страх, вина, стыд.
В моей практике был случай, когда клиент 6 сессий подряд сопротивлялся в осознании негативных эмоций по отношению к ситуации на работе. И только отследив сильную эмоцию в сессии, смог увидеть проблему и перейти к действиям — внести изменения в работу, сделав ее намного эффективнее для себя и своей команды.
Это яркий пример, когда клиент оказался способен признаться себе в сути проблемы не просто в середине сессии, а в середине долгосрочного контракта.
И речь здесь идет не столько о профессионализме коуча, сколько о готовности клиента быть честным с самим собой.
Очень важно позволить клиенту быть собой и двигаться в собственном темпе к поиску себя настоящего. Цель коуча — быть эффективным для каждого отдельно взятого клиента. Методика работы одна, а клиенты все разные.
3. Набирайтесь опыта и повышайте уровень
Никакие советы не помогут вам работать эффективнее, пока вы на собственном опыте не проживете те ситуации, о которых я рассказываю.
Именно работа с разными клиентами позволит коучу быстрее распознавать потребности и эмоции, замечать яркие проявления невербалики, резюмировать слова клиента емко и помогать ему глубже понимать себя.
Важная часть профессионального роста коуча — это работа с ментором, который обратит внимание на зоны роста, даст рекомендации, поделится своим опытом.
Когда нужно быстро: как всё успеть за 30 минут
Если вы ограничены по времени, например из-за необходимости записать 30-минутную сессию для сертификации или менторинга, можно воспользоваться этими советами:
→ Ориентируйтесь на такой тайминг в сессии: 7-10 минут на заключение контракта, 10-13 минут на исследование, 5-7 минут на качественное заземление полученных в процессе сессии осознаний.
→ Чтобы за 7-10 минут выходить на истинный запрос клиента, коучу важно тренировать навык активного слушания: исследовать слова и эмоции клиента, обращать внимание на невербальные проявления. А главное, емко суммировать услышанное, для ясности и понимания клиента. Емкие резюме коуча помогут клиенту выделить главное.
→ В начале сессии спросите у клиента, можете ли вы его перебивать в целях более эффективного коучингового процесса. Этот прием также даст вам возможность ускорить процесс поиска истинного запроса.
И главное, если вы переживаете, что на поиск запроса уходит слишком много времени, спросите себя: «Зачем именно мне (а не клиенту) делать это быстрее?» Возможно, дело не в уровне вашего профессионализма, а в ваших требованиях к самому себе. И тогда это может стать темой для супервизии.
Появился вопрос? Задайте его в → анкете.