Произвольная и непроизвольная память: отличия и значимость

25.09.2024
130
Время чтения: 8 минут
Обновлено: 25.09.2024
Сохранить статью:
Произвольная и непроизвольная память: отличия и значимость

Что такое? Произвольная и непроизвольная память — способность фиксировать информацию по разным принципам: механически или сознательно. Этим объясняется, почему что-то мы запоминаем легко и незаметно для себя, а что-то не можем усвоить, даже зубря день и ночь.

Как использовать? Непроизвольная память характеризуется тем, что сохраняет любую информацию, если она как-то привлекла наше внимание. И неважно, нужна она нам или нет. С произвольной сложнее: мы используем свои желание и волю, чтобы запомнить сведения, но не всегда их достаточно. Поэтому такой вид памяти можно и нужно развивать.

Отличие произвольной и непроизвольной памяти

Память — уникальная особенность мозга запоминать и воспроизводить усвоенную ранее информацию. Этот процесс напрямую влияет на способности человека: обучаемость, умение решать задачи разного плана, причем очень быстро. Чем лучше развита память, тем эффективнее обучение и выше работоспособность.

Отличие произвольной и непроизвольной памяти

Процесс сохранения сведений в памяти можно разделить на три стадии:

  • Запоминание. Когда мы воспринимаем какую-либо информацию через ощущения, мозг обрабатывает ее, преобразуя в звук, образ или значение, и сохраняет в краткосрочной памяти.
  • Хранение. Этап переноса информации из краткосрочной памяти в долговременную.
  • Воспроизведение. На данном этапе происходит произвольное или непроизвольное воспоминание. Это повторное извлечение сохраненных сведений, которое может происходить как осознанно, так и спонтанно.
5 способов найти своё призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб.

Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.

Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!

youtube
Бесплатный курс "Профессия коуч"
Узнаете, как применять коучинг в жизни и зарабатывать на нём
pdf
20 коучинговых вопросов, которые изменят вашу жизнь
Вопросы, которые помогут понять свои сильные стороны, потребности и цели
word
Медитация "Мечта" от Юрия Мурадяна
За 9 минут поймете, какая у вас мечта и как её достичь
pdf
Колесо самореализации
Техника коучинга для улучшения всех сфер жизни
word
Рабочая тетрадь «Действия, которые дают результат»
Поможет достичь целей в быстрые сроки
Скачать подборку бесплатно
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 27173 человек человек

Трудности с запоминанием могут возникнуть в любой момент. Мы легко усваиваем и долго храним в памяти интересные и важные для нас факты, однако с другими данными может быть сложнее.

Произвольная и непроизвольная память — два основных вида этого биологического процесса.

Данные виды памяти различаются по степени участия воли в процессе запоминания. Для непроизвольной памяти характерно автоматическое запоминание, которое происходит без специальных усилий запомнить информацию. Обычно такое запоминание происходит на фоне сильных эмоций, которые и способствуют глубокому усвоению материала.

В отличие от этого произвольная память представляет собой осознанный процесс, когда человек ставит перед собой конкретную цель и прилагает усилия для ее достижения.

Наименование Описание
Произвольная Это умение целенаправленно понимать и усваивать данные, выбранные человеком для запоминания. Оно способствует сохранению и воспроизведению фактов, событий, образов или прочих сведений, интересных или важных для индивидуума.

Здесь требуются активные усилия, так как человек самостоятельно решает, какую информацию ему запомнить. Например, во время подготовки к экзамену ученик сосредотачивается на изучении конкретных фактов, терминов и правил, чтобы затем иметь возможность вспомнить их в нужный момент.

Непроизвольная Является автоматическим процессом усвоения каких-либо сведений. Данный тип памяти активизируется в ситуациях, когда человек воспринимает или взаимодействует с данными без специального намерения их запомнить. Например, личность запоминает общую информацию об окружающем мире. При чтении люди могут без особых усилий запоминать названия книг, имена героев и даже фрагменты текстов, не осознавая, что они сами заботятся о запоминании каких-либо сведений.

Оба вида памяти, произвольная и непроизвольная, играют важную роль в работе когнитивных процессов. Они дают возможность не только запоминать и воспроизводить полученную информацию, но и создавать понятие о реальности. Это, в свою очередь, способствует приобретению новых знаний, генерации креативных идей и приспособленности к изменению условий.

Развитие произвольной и непроизвольной памяти

В период раннего детства память тесно связана с ощущениями и восприятием мира вокруг. Взрослые часто просят ребенка что-то вспомнить: название предмета, имена родственников, определенное действие. Память является частью общения и процессе освоения языка.

Развитие произвольной и непроизвольной памяти

У дошкольников происходит активное развитие всех видов памяти, со значительным преимуществом перед другими познавательными способностями. Этот процесс в дальнейшем станет основой для полноценного формирования личности.

книга
Для вас подарок! В свободном доступе до 1.10
Узнайте, с помощью коучинга, как выйти на новый финансовый уровень
Скачайте бесплатный фрагмент книги
"Делай как коуч"
книга

Малыши в возрасте 2–3 лет начинают повторять слова и рифмы. До начала обучения в школе у детей преобладает непроизвольное запоминание, которое основано на впечатлениях: двигательных, слуховых, зрительных.  У дошкольников младшего и среднего возраста (3–4 года) запоминание и воспроизведение информации также происходят непроизвольно, проявляясь в контексте различных вариантов деятельности.

Чем моложе ребенок, тем больше запоминание основано на впечатлениях, эмоциях. Наблюдение важно для развития непроизвольной памяти: акцентирование внимание малыша на предмете или явлении способствует формированию долговременной памяти.

Формирование произвольной памяти происходит во время взросления и обучения ребенка, когда он постепенно осваивает навыки, способствующие лучшему усвоению информации, ее долговременному удержанию в памяти и точному воспроизведению. Окончательно завершается данный процесс приблизительно к 14 годам.

Разделение памяти на произвольную и непроизвольную происходит в школьный период, когда более важным становится развитие первой. Приходится запоминать очень много, а подача информации не всегда делает ее полностью понятной детям. Также не всегда она вызывает интерес у ребенка.

Конечно, для того чтобы быть развитым разносторонне, порой необходимо усваивать и то, что совсем не вызывает любопытства. Также тренировка произвольной памяти и ее активное применение играет важную роль для общего умственного развития, особенно для приобретения навыков, которые нужны учащимся старших классов и взрослым: логическое мышление и умение делать выводы.

Механизм действия произвольной памяти

Произвольная память представляет собой процесс запоминания и воспроизведения данных, который требует активного внимания и усилий воли индивидуума. Это специфическая форма мнемической активности, ориентированная на усвоение определенного материала и предполагающая применение различных методов и стратегий для запоминания.

Механизм действия произвольной памяти

Выделяются два способа произвольного запоминания: механическое и логическое.

  • В основе механического запоминания — частое повторение информации без вникания в ее содержание.
  • Логическое (осмысленное) запоминание тоже зависит от повторения. Однако его основа заключается не только в том, насколько быстро и в каком порядке мы воспринимаем информацию, а от логической или смысловой связи между элементами.

Произвольная память важна для нормальной деятельности каждого из нас, способствует самосовершенствованию, формированию полноценной личности и пр. Данный процесс работает следующим образом: сначала человек ставит перед собой конкретную задачу запомнить, чтобы держать в уме какие-либо сведения, которые в будущем надо подать как усвоенные ранее знания, умения и навыки.

Кратковременная память работает беспрерывно. Важная и полезная информация переходит в долговременную память, а то, что не вызывает интереса, просто не воспринимается и вытесняется из сознания новым материалом. При желании запомнить что-то нужное для себя мы выполняем ряд действий:

  • сосредотачиваемся на необходимой информации;
  • применяем различные мнемонические техники (к примеру, используем ассоциации или просто несколько раз что-то повторяем);
  • мотивируем себя.

В этом и состоит суть функционирования произвольного типа памяти. Запоминание небольшого количества ненужной информации может происходить легко и быстро. Но нет гарантии, что данные сведения отложатся в долговременной памяти. Процессу эффективного запоминания способствует заинтересованность, чем, к сожалению или к счастью, управлять сложно. Для замены интереса подойдет прием самовнушения: «Эти сведения весьма важны, поэтому их стоит хорошо запомнить».

Механизм действия непроизвольной памяти

Чем непроизвольная память отличается от произвольной? Нельзя управлять первым видом, применяя заранее заданную программу и цель. Процесс запоминания осуществляется без усилий воли индивидуума, который не использует специальные методы или приемы для этого. Человек способен непроизвольно запоминать какие-то аспекты своей жизни, но не может воспроизвести все подряд, что с ним было, а лишь отдельные моменты. Есть объективные причины запоминания некоторых данных и игнорирования других. Забывание каких-либо сведений, усвоенных в итоге проявления непроизвольной памяти, также имеет избирательный характер.

Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.

Что вы получите:

  • Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
  • Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
  • Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.

Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.

Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.

Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!

Всякая деятельность человека должна исходить из его потребностей. Активизация действия возникает через некоторое напряжение, и человек старается завершить данное действие. По окончании действия происходит разрядка напряжения, поэтому личность не стремится к его осуществлению. Но желание выполнить не исчезает, если человек не удовлетворен результатом деятельности, поэтому действие сохраняется в памяти.

Выделяют главные закономерности непроизвольной памяти:

  • Индивидуум легко запоминает неожиданные события или те, что связаны с интенсивным воздействием (громкий звук, поток яркого света, фейерверк).
  • Запоминаются детали, которые не являются привычными: необычный предмет, контраст цветов, внезапное прекращение или, наоборот, возобновление действия.
  • Непроизвольная память фиксирует те объекты и явления, которые вызывают личный интерес, положительные эмоции, чувство близости или значимости.
  • Люди лучше запоминают информацию, с которой они активно работают.
  • Также в памяти откладываются важные и актуальные факты для личности. К примеру, те, что касаются целей и содержания трудовой деятельности человека.

Механизм действия произвольной памяти

Непроизвольная и произвольная память ничуть не уступают друг другу по силе запоминания, как нередко описывается в книгах по психологии. Случается, что информация, улавливаемая без особых усилий, усваивается лучше, чем та, которую мы стараемся выучить. Например, реплика, однажды услышанная в разговоре, или какой-нибудь случайный образ могут надолго остаться в памяти в отличие от тех сведений, которые мы стараемся запомнить намеренно. Неосознанно запоминается материал, который привлек наше внимание.

Методы тренировки произвольной памяти

Рассмотрим ниже несколько действенных методов. Они полезны тем, что способствуют улучшению памяти, концентрации внимания, развитию образного мышления.

Таблицы Шульте

Немецкий психиатр и психотерапевт Вальтер Шульте создал специальные таблицы, изначально предназначенные для психодиагностики и исследования особенностей внимания. Впоследствии стало очевидно, что данные таблицы помогают тренировать зрительную память и навыки скорочтения.

Таблица Шульте — это квадраты, разделенные на 25 одинаковых ячеек (5 рядов и 5 столбцов), где без всякой логики, в произвольном порядке размещены числа от 1 до 25 или буквы.

Наша цель заключается в том, чтобы посмотреть на таблицу, и за 5 минут попробовать запомнить как можно больше символов, затем воспроизвести их в том же порядке, в каком они были представлены.

Метод Айвазовского

Способ, используемый русским художником-маринистом Иваном Айвазовским, является отличным инструментом для развития памяти и внимания. Как известно, для сосредоточения внимания на мельчайших подробностях, чтобы они натурально отражались в картинах, мастер применял следующую методику: несколько минут внимательно разглядывал какой-то пейзаж или интерьер, тщательно запоминал подробности, а после закрывал глаза и восстанавливал увиденное в памяти.

С помощью такого метода возможно запомнить не только пейзажи, но и человека: элементы его гардероба и внешности, а также и другие особенности, затем, закрыв глаза, в мыслях нарисовать его образ.

Мнемонические техники

Мнемотехника представляет собой способ тренировки механизмов запоминания с помощью визуальных образов и ассоциативных связей. Упражняться можно по схеме, которые сейчас имеются в Интернете, или попросить другого человека составить список слов, не связанных между собой по смыслу. Посмотрите на получившийся набор слов минуту и постарайтесь запомнить их все.

Следует учесть, что многим людям тяжело запомнить абстрактные слова, поэтому нужно выбирать слова с конкретным содержанием. Для этого необходимо создать ассоциацию, связав слова с какими-то яркими зрительными, звуковыми образами или с сильными ощущениями.

Данный способ можно использовать и для запоминания цифр.

Заучивание стихов и прозы наизусть

Данный подход развивает произвольную и непроизвольную память, внимание, восприятие, слуховую и зрительную память, а также эмоциональную, если содержание текста вам близко. Начинать стоит со стихов, предназначенных для заучивания детьми по школьной программе, а после обратиться к более серьезным текстам, даже к поэмам. Для стимуляции памяти проговаривайте выученное вслух.

Заучивайте осмысленно, что очень важно. Рифмы в стихах облегчат задачу, однако хорошей тренировкой станет и проза. Легче начать с цитат. Чтобы получить хороший результат, не забывайте о регулярности занятий: постарайтесь заучивать небольшое стихотворение или фрагмент рассказа еженедельно.

Медитация

Практика медитации приносит пользу физическому и психическому здоровью, а также способствует укреплению кратковременной памяти.

Медитация развивает умение сосредоточиться на какой-либо мысли без отвлечения на посторонние детали, что как раз и необходимо для хорошего усвоения информации. Для достижения наибольшего эффекта включите комплекс медитации в программу ваших тренировок и занимайтесь не менее 8 минут каждый день.

Методика коротких перерывов

Данный способ основан на том, что в процессе работы с каким-то материалом надо устраивать перерывы. Устройтесь в сидячем положении так, как вам удобно, приглушите свет, погрузитесь на 10-15 минут в созерцание своего внутреннего мира, а после увидите, что ваша способность что-либо запоминать повысилась.

Часто задаваемые вопросы о произвольной и непроизвольной памяти

Почему непроизвольная память не сохраняет все яркие ситуации?

Мы привели выше примеры произвольной и непроизвольной памяти. Становится понятно, что в определенных случаях какая-то информация может вытесняться из непроизвольной памяти, что затрудняет извлечение каких-то данных из сознания. Это связано с желанием избежать неприятного. Удаляются не только неприятные воспоминания, но и те факты, которые связаны с ними. Это не означает полной утраты информации. Здесь задействовано и бессознательное, поэтому для воспроизведения сведений надо понимать неосознаваемые мотивы, что способствуют их устранению.

Как используется непроизвольная память в психологии?

От непроизвольной памяти может быть как урон, так и польза. В первой ситуации она может быть отличным инструментом для манипулирования человеком. Во второй, пользуясь ее возможностями, легко передать через игру или произведения искусства интересную идею, что надолго останется в памяти по той причине, что информация проникла глубже, чем в сознание, в область подсознания.

Можно ли держать под контролем непроизвольную память?

Процесс ее работы — автоматический, здесь не нужны осознанные усилия, чтобы запомнить какие-то сведения. Но все же непроизвольная память нуждается в развитии, что улучшит ее эффективность.

Можно ли развивать непроизвольную память?

Для этого пользуются следующими методиками: ассоциативное связывание, повторение информации, мнемонические способы. Однако важно знать, что данным видом памяти управлять невозможно. Память подразделяется на произвольную и непроизвольную по критериям усвоения информации. Оба вида тесно связаны и дополняют друг друга. Они функционируют неразрывно, что позволят нам эффективно сохранять знания, создавать крепкие ассоциации, делают понимание более ясным и позволяют решать проблемы, опираясь на опыт из прошлого. Хорошее развитие данных типов памяти дает отличные возможности для успешного обучения, творческой работы и быстрого приспособления к смене жизненных обстоятельств.

Вам также может понравиться
«Ты мне коуч или друг?» Разграничиваем роли и сохраняем коуч-позицию

«Ты мне коуч или друг?» Разграничиваем роли и сохраняем коуч-позицию

Боюсь звонить по телефону: как преодолеть телефобию и откуда она берется

Боюсь звонить по телефону: как преодолеть телефобию и откуда она берется

Как найти баланс между работой и личной жизнью
27.09.2024

Как найти баланс между работой и личной жизнью

Язык тела и жестов как средство общения

Язык тела и жестов как средство общения

Что такое психика: понятие, структура, функции

Что такое психика: понятие, структура, функции

Что дают жизненные ценности: счастье и радость в каждом дне

Что дают жизненные ценности: счастье и радость в каждом дне

Формирование самоконтроля у взрослых и детей

Формирование самоконтроля у взрослых и детей

Способы самостоятельного развития навыков

Способы самостоятельного развития навыков

Синдром отличницы: почему нельзя игнорировать проблему
25.09.2024

Синдром отличницы: почему нельзя игнорировать проблему

Юрий Мурадян
Коуч ICF
Юрий Мурадян печатает ...
Забрать
подарок
Подходит ли
вам профессия
коуча