- Что такое коммуникативные качества
- От чего зависит уровень развития коммуникативных способностей
- Виды коммуникативных качеств личности
- Взаимосвязь типа личности и коммуникативных навыков
- Как прокачать коммуникативные навыки взрослому
- Подстройка
- Активное слушание
- Конструктивный диалог
- Осознанность
- Разрешение конфликтов
- Понятное изложение мыслей.
- Особенности развития коммуникативных качеств личности у детей
- Часто задаваемые вопросы о коммуникативных качествах личности
- Какие коммуникативные качества личности необходимы для успешного разрешения конфликта?
- Какие коммуникативные качества личности требуются для работы на руководящих должностях?
- Какие книги стоит прочесть для развития коммуникативных навыков?
О чем речь? Коммуникативные качества личности – это способность общаться, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте в сфере межличностного взаимодействия.
Зачем нужны? Коммуникативные навыки имеют большое значение в основных сферах жизни человека. Они необходимы для формирования круга общения, новых знакомств, появления друзей, работы и повседневной рутины.
Что такое коммуникативные качества
Индивидуальные устойчивые личностные особенности, которые оказывают влияние на характер общения человека, а также на его эффективность/неэффективность, называются коммуникативными качествами личности. От навыков и умений выстраивать общение зависит успешность индивида в обществе.
Коммуникативные навыки нужны при:
- выстраивании деловых отношений;
- поиске единомышленников;
- ведении переговоров;
- формировании полезных связей;
- урегулировании конфликтов;
- обмене опытом;
- получении фидбэка.
«Прокачанные» коммуникативные качества личности дают возможность:
- поддерживать общение;
- привлечь внимание собеседника;
- вести увлекательный диалог;
- точно объяснять свои мысли;
- защищать собственные интересы и мнение;
- применять всевозможные способы общения, включая невербальные;
- уклоняться от манипуляций;
- понимать окружающих, их реакции и поступки.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
Люди отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. На эти личностные особенности влияет профессиональный и жизненный опыт, возраст, а также уровень культуры, образования и психологического развития.
Многие компании заинтересованы, чтобы их специалисты обладали развитыми коммуникативными качествами личности. Это обусловлено тем, что умение эффективно общаться способствует плодотворной работе. Такие работники с легкостью вникают в сложные задачи и находят пути их решения.
Навыки общения дают человеку возможность презентовать свои идеи другим людям. Поэтому, независимо от сферы деятельности, каждый специалист должен быть заинтересован в развитии этих способностей.
От чего зависит уровень развития коммуникативных способностей
Формирование коммуникативных качеств личности во многом обусловлено такими факторами, как:
- волевые качества;
- когнитивные способности (запоминание информации, мышление и внимание);
- талант к пониманию скрытого смысла;
- осознание и расшифровка вербальных и невербальных сообщений;
- способность к использованию знаковых систем для решения разных коммуникативных задач;
- социальная перцепция (процесс восприятия социальных объектов);
- гностические умения и рефлексия (связаны с осмыслением, упорядочением и переносом информации);
- интеракционные умения (соотносятся с подачей себя и умением настраиваться на собеседника).
Уровень развития социально-коммуникативных умений у индивида влияет на следующие аспекты:
- решение человеком коммуникативных задач;
- широта его круга общения;
- способность поддерживать и выстраивать длительные социальные связи и т. д.
Для диагностики коммуникативных качеств личности удобно использовать онлайн-тесты.
Виды коммуникативных качеств личности
Для разной работы требуются конкретные умения. И роль коммуникативных качеств личности имеет огромное значение. К примеру, для выступления на конференции необходимы одни навыки, а для предоставления отчета начальнику совершено другие. Но существуют определенные качества, которые способствуют результативному общению в любой ситуации.
- Умение слушать.
Слышать и слушать – совершенно разные понятия. Можно внимать собеседнику, но в этот момент находиться на «своей волне» и неправильно или искаженно воспринимать его речь. И упустить суть того, что хотел сказать человек. Во время разговора надо быть внимательным и вникать в услышанное, задавать наводящие вопросы. Если немного потренироваться, результат не заставит себя ждать и приятно удивит.
- Способность ясно и лаконично выражать свои мысли.
Как известно, краткость – сестра таланта. Важно не только владеть информацией, но и четко ее преподнести, не «лить воду». Нет никакой разницы, говорите ли вы тет-а-тет или общаетесь по телефону.
Если не можете сформулировать мысли на ходу, подумайте заранее, что и как вы будете объяснять. Значение имеет и громкость голоса. Очень часто тихая речь плохо воспринимается на слух, собеседнику приходится прислушиваться и переспрашивать. И, наоборот, громкий разговор может раздражать.
- Навык невербальной коммуникации.
Мимика, интонация, жесты – все это относится к невербальной коммуникации, то есть передаче информации без использования речевых сигналов. Исследования показывают: человек получает от 70 до 93 % сведений благодаря несловесным подсказкам. Немаловажное значение для эффективного общения имеет умение расшифровывать и правильно воспринимать эти сигналы.
- Эмпатия.
Благодаря такому качеству, как эмпатия, человек способен понять собеседника. Умение поставить себя на место другого, воспринять его эмоции и чувства вызывает в людях доверие и уважение. Этот навык имеет важное значение, без него сложно поддерживать адекватное общение.
"Делай как коуч"
- Способность справляться со стрессом.
Совладать с эмоциями иногда непросто. Во время бурных дискуссий и жаркого спора люди могут наговорить друг другу много лишнего, о чем потом будут жалеть. Чтобы этого не произошло, надо научиться справляться со стрессом, контролировать свои чувства, ясно мыслить.
Не имеет значения, с кем вы общаетесь – с друзьями, коллегами или клиентами. Толерантность играет не последнюю роль. Человек, способный правильно и разумно воспринимать личность другого, отличного от него самого, от его суждений и взглядов на жизнь, может свободно коммуницировать и «прокачать» невербальное общение.
Все перечисленные навыки универсальны и, несомненно, пригодятся. А знания об особенностях коммуникативных качеств личности помогут добиться успеха.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Взаимосвязь типа личности и коммуникативных навыков
Тип личности | Особенности коммуникации |
Экстраверт и интроверт | Экстраверт – человек направленный на общение. Он характеризуется умением легко идти на контакт, открытостью, приветливостью, обходительностью. Высокая потребность в коммуникации делает индивида активным и напористым. Но иногда ему сложно себя сдержать.
Фокус интроверта направлен «в себя». Он скромен, застенчив, замкнут. Ему свойственно получать удовольствие от одиночества. Индивид сложнее идет на контакт, консервативен в личных привязанностях, трудно сходится с людьми. Умеет контролировать эмоции, не любит ярких впечатлений, принципиален и дружелюбен |
Доминантный и пассивный | Доминантный тип характеризуется напористостью, эгоизмом, преувеличенной уверенностью, инициативностью. Он может лидировать в разговоре.
Пассивный собеседник, напротив, застенчив, мало говорит, скромен, больше слушает |
Подвижный и инертный | Собеседник с подвижным типом личности очень активный, живой, перескакивает с одной темы на другую, полон идей, легко отвлекается.
Инертный медлителен, вдумчив, обдумывает и взвешивает каждое слово |
Как прокачать коммуникативные навыки взрослому
Действенные методы для совершенствования коммуникативных качеств личности:
Подстройка
Заключается в копировании действий и жестов собеседника. Можно так же поправить волосы через пару секунд, как это сделал оппонент, или почесать нос. Попробуйте перенять манеру и стиль общения. Люди подсознательно склоны доверять тем, кто похож на них самих. Такой собеседник воспринимается более спокойно, так как отзеркаливание позволяет нейтрализовать защитные блоки.
Активное слушание
Свою заинтересованность можно показать с помощью молчания. Больше молчите и показывайте, что монолог собеседника вам крайне интересен. Можно «поддакивать» и кивать головой. Так вы показываете свое согласие с его словами и этим располагаете к себе. Задавайте уточняющие вопросы.
Конструктивный диалог
Беседа продуктивна только в том случае, когда порождает взаимопонимание и структурирует мысли. Не давайте собеседнику «уйти в эмоции», а возвращайте его к обсуждаемой теме. Препятствуйте пустому разглагольствованию, направляйте на решение конкретной задачи. К концу разговора попробуйте ненавязчиво убедить в своей правоте, приведите доводы и мягко укажите на то, что он ошибается.
Осознанность
Умение контролировать свои действия, эмоции и речь способствует развитию успешной коммуникации. Чтобы этому научиться, необходимо:
- контролировать внутреннее состояние и поведение во время беседы;
- подавлять негативные эмоции;
- не осуждать и не критиковать собеседника.
Чтобы выстроить общение и добиться его продуктивности, важно следить за своими эмоциями и мыслями. Со временем вы научитесь разбираться в себе.
Разрешение конфликтов
Учитесь гасить разногласия на стадии их назревания:
- не повышайте голос, контролируйте себя;
- не забывайте, что панибратство не всегда уместно;
- используйте ровный и размеренный темп речи;
- не обещайте, если не уверены, что сможете осуществить это;
- сохраняйте спокойствие;
- оценивая оппонента, не используйте критику;
- ищите компромиссы;
- не доводите до открытого противостояния;
- придерживаетесь уважительной позиции.
Если возникает конфликт, постарайтесь подвести собеседника к конструктивному решению.
Понятное изложение мыслей.
Чтобы донести нужную информацию до собеседника, надо соблюдать следующие правила:
- говорить напрямую;
- акцентировать внимание на главном;
- выстраивать логичный рассказ;
- исключить из речи профессиональную терминологию;
- при использовании сложных понятий, объяснять их.
Легче всего отрабатывать навык понятного изложения мыслей письменно. Напишите текст и проверьте его на соответствие перечисленным выше требованиям. Уберите лишнее и разъясните непонятные моменты. Попросите других людей прочитать, исправьте его с учетом пожеланий и замечаний.
В конце представьте свой доклад друзьям, коллегам или родственникам. Проверьте, правильно ли вас поняли.
Особенности развития коммуникативных качеств личности у детей
Развивать коммуникативные качества личности у детей следует в игровой форме. Существуют игры, в которых ребенок учится взаимодействовать с окружающими людьми и выстраивать общение со сверстниками. В подобных занятиях отсутствует соревновательность, что способствует доверительной атмосфере.
В этом случае научить малышей устанавливать межличностные отношения значительно легче.
Рекомендуется применять игры на:
- общение без слов;
- установление контакта;
- поведение в конфликтных ситуациях;
- выразительность речи;
- эмпатичное поведение и т. д.
В подобных занятиях предусмотрено использование действенных обучающих приемов и методов:
- игры со словами;
- спортивные задания;
- практические упражнения;
- беседы и обсуждения;
- моделирования ситуаций;
- чтение художественных произведений;
- обыгрывание эмоциональных состояний;
- инсценировка, хоровод, танцы;
- вечера отдыха и праздники.
Подобные мероприятия часто организовывают профессиональные специалисты. Привлекают не только педагогов, но и родителей. Пока дети осваивают навыки общения, мамы и папы изучают новые возможности и практики по нахождению общего языка со своими чадами. Возможно, кто-то из взрослых откроет для себя новые педагогические приемы и найдет ответы на вопросы о воспитании.
Развитые коммуникативные качества личности – это основа продуктивного общения с окружающими. Люди, которые сумели развить в себе эти навыки, говорят по существу и не бросаются словами. Они умеют вести конструктивный диалог и сглаживать острые углы, способные разжечь конфликт. Такие собеседники гибкие и тактичные. С ними приятно общаться и иметь общие дела.
Часто задаваемые вопросы о коммуникативных качествах личности
Какие коммуникативные качества личности необходимы для успешного разрешения конфликта?
Доброжелательность, эмпатия и конкретность помогут в бесконфликтном общении и конструктивном разрешении споров. Также на помощь приходит аутентичность – естественность, умение общаться открыто, не прячась за маски и не примеряя на себе чужие роли.
Какие коммуникативные качества личности требуются для работы на руководящих должностях?
Умение учитывать время и общаться, способность определять цели коммуникации и согласовывать информацию, навык контроля энергии общения.
Какие книги стоит прочесть для развития коммуникативных навыков?
Нина Зверева «Правила делового общения»; Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»; Марвин Карленс и Джек Шафер «Включаем обаяние по методике спецслужб»; Эл Свитцлер, Джозеф Гренни, Керри Паттерсон «Трудные диалоги».