- Кто такой наставник
- Отличия наставника от коуча
- Почему быть наставником полезно
- Какие качества помогут стать хорошим наставником
- 6 навыков хорошего наставника
- Умение говорить и слушать
- Умение уважать собеседника
- Умение сопереживать
- Умение видеть возможности и обходить препятствия
- Умение меняться самому и менять других
- Умение противостоять стрессу
- Специфика курсов по наставничеству
- Часто задаваемые вопросы о наставничестве
- Как человеку понять, что он способен заниматься менторингом?
- Где учат, как стать наставником?
- Когда можно приступать к наставничеству?
Как стать наставником? Начните с самообразования: изучите методики обучения и психологию. Следующий шаг — практика. Она позволит набраться опыта и получить отзывы. Не забывайте о развитии социальных навыков: умение слушать, терпение и эмпатия крайне важны для наставника.
Зачем это нужно? Стать наставником — замечательная возможность поделиться своими знаниями и опытом. Создайте портфолио успешных кейсов с учениками, чтобы показать свои подходы к обучению. Станьте тем наставником, который был нужен вам самим в начале пути.
Кто такой наставник
В любой специальности для достижения профессиональных высот требуются не только теоретические знания и базовые навыки, но и понимание различных нюансов, которое приходит с опытом. Наставник помогает подопечному быстрее погрузиться в профессию, разобраться в ее тонкостях и начать работать в полную силу.
Институт наставничества широко распространен на промышленных предприятиях. Новый сотрудник первое время трудится под постоянным присмотром опытного специалиста, который делится с вчерашним выпускником профессиональными хитростями и предотвращает возможные ошибки.
В других сферах наставничество может быть востребованной услугой. Например, многочисленные курсы для прокачки скиллов или приобретения дополнительных навыков – ничто иное, как помощь опытных профессионалов тем, кто только осваивает специальность и готов платить за полученные знания.
Отличия наставника от коуча
При некоторой схожести функций коучей и наставников речь идет о разных ролях. Отличить одного от другого можно по двум признакам:
- Принадлежность к профессии. Наставник – это более опытной специалист в той же сере, в которой совершенствуется его подопечный. Например, выпускник парикмахерского колледжа отрабатывает навыки сложного окрашивания под руководством мастера с большим стажем.
Коуч помогает людям разных профессий, делая акцент на развитии личных качеств и изменении отношения к жизни. К нему обращаются и те, кто стремится повысить доход, и те, кто хочет наладить отношения с коллегами, и те, кто нуждается в мотивации для профессионального роста.
- Метод взаимодействия с подопечным. Наставник выполняет функцию учителя: делится опытом и знаниями, подсказывает эффективные приемы работы.
Коуч действует иначе. Не предоставляя готовых решений, он создает благоприятную среду, в которой клиент сам ищет и находит ответы на свои вопросы.
Почему быть наставником полезно
- Обучая других, учится сам.
Наставник не может стоять на месте, он находится в постоянном развитии. Одно дело, когда человек выполняет свою работу, используя собственные навыки и опыт, и совсем другое, когда он делится своими знаниями с новичками. Постигая тонкости профессии, подопечные задают вопросы, предлагают собственные варианты достижения целей. Наставник должен быть всегда готов к ответу на неожиданные вопросы и обсуждению применяемых в работе методов и приемов.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
- Всегда в курсе актуальных тенденций.
Невозможно стать хорошим наставником, не отслеживая текущие изменения рынка и технологические новшества своей специальности. Ментор обязан иметь представление о вероятных направлениях развития отрасли, разбираться в появляющихся инструментах и методиках.
- Аккумулирует свежие идеи и выделяет самые перспективные.
Наставник руководит деятельностью многих начинающих специалистов. Следовательно, он обладает возможностью обобщать и анализировать большой объем информации, чтобы помогать новичкам в принятии верных решений.
- Повышает собственный доход.
Грамотный специалист может зарабатывать больше, если решит стать ментором (наставником) для тех, кто постигает тонкости профессии. Помимо ключевых знаний и большого опыта ему потребуются элементарные психологические навыки: умение слушать и слышать подопечного, подводить его к принятию верных решений, прививать новичку самостоятельность и ответственность.
В последние годы рынок онлайн-образования постоянно растет. Дистанционные программы активно внедряются многими фундаментальными вузами, поэтому потребность в наставниках, способных довести слушателей курсов до обещанного результата, постоянно растет.
- Участвует в формировании культуры рынка и сильного экспертного сообщества.
Наставник не существует в вакууме, по роду своей деятельности он взаимодействует с коллегами, подопечными, лидерами своей отрасли. Такое окружение обязывает соответствовать высокому уровню, как с точки зрения профессионализма, так и качества жизни в целом.
Какие качества помогут стать хорошим наставником
Для многих людей, только что пришедших в профессию, ментор становится не просто человеком, передающим опыт, а эталоном специалиста, достойным подражания. В лучших наставниках сочетаются прочные знания, большой опыт, умение наладить контакт с подопечным, а также целостность характера и способность вдохновлять. Вот еще несколько качеств, без которых будет сложно стать хорошим наставником:
- Чуткость. Наставник должен смотреть на ситуацию глазами подопечного, чтобы представлять его индивидуальную способность к восприятию рекомендаций и наставлений. Если ко всем ученикам подходить одинаково, наладить качественную обратную связь не получится.
- Непредвзятость. Участвуя в дискуссии или откликаясь на просьбы о совете, наставник должен исходить из объективного взгляда на вещи. В его работе нет места личной предубежденности, ему следует оставаться открытым к новым тенденциям, прислушиваться к здравым идеям, исходящим от подопечных.
- Терпеливость. Наставничество редко обходится без моментов, вызывающих раздражение и разочарование. Бывает, что не удается наладить обратную связь, человек не реагирует на советы и замечания, повторяет одни и те же ошибки. Хороший наставник должен сохранять спокойствие и терпеливо искать более эффективные методы обучения.
- Обучаемость. Невозможно знать ответы на все вопросы. Будьте готовы к тому, что многое придется постигать, вспоминать или узнавать с нуля в процессе работы с подопечными. На помощь придут эксперты в других областях, благодаря которым будет сформировано и передано ученикам новое знание.
- Адаптивность. Ценность ваших советов измеряется возможностью их применения в конкретном случае. От наставника прежде всего ждут не пространных размышлений, а практичных и актуальных рекомендаций.
6 навыков хорошего наставника
Умение говорить и слушать
Давать советы и высказывать свое мнение по любым вопросам любят многие, однако этого слишком мало, чтобы стать хорошим наставником. Для этого нужны искреннее желание понять проблему подопечного, задать ему правильные вопросы, выслушать ответы и тактично указать на ошибки и заблуждения. Умение слушать – одно из важнейших условий выстраивания продуктивных отношение между людьми.
"Делай как коуч"
Наставничество будет успешным, если ментор способен объяснить сложные вещи простыми словами, привести примеры и провести аналогии, опираясь на уровень образования и жизненный опыт подопечного.
Умение уважать собеседника
Наставник не должен превозносить собственное мнение, отрицая все другие точки зрения. Он не должен быть по отношению к подопечным спасателем, ограждающим от всех возможных ошибок. Его главная цель – правильно расставить профессиональные ориентиры, а не навязать свое видение способов самореализации. Не случайно лучшими наставниками становятся люди в возрасте: у них нет потребности утверждаться за счет менее опытных подопечных.
Хороший ментор понимает, что его мнение, манера поведения, взгляды на жизнь могут быть неприемлемы для других, и терпим по отношению к точкам зрения, отличающимся от его собственных.
Умение сопереживать
Эмпатия важна во всех сферах человеческих отношений, и наставничество не исключение. Чтобы сочувствовать подопечному, не нужен идентичный жизненный опыт. Достаточно выслушать собеседника, вникнуть в суть его переживаний, дать адекватный совет по выходу из сложившейся ситуации.
При этом уровень эмпатии не должен быть слишком высоким, это помешает наставнику сохранять непредвзятость и объективность.
Умение видеть возможности и обходить препятствия
От наставника ждут поддержки при решении сложных задач, с которыми сам начинающий специалист справиться не в силах. Для этого ментор должен предложить вероятные пути достижения цели, не отрываясь от реальности. Он структурирует кажущийся хаос и направляет мысли подопечного по правильному вектору.
Чтобы стать успешным наставником, важно соблюсти баланс между желанием предоставить готовый вариант избавления от проблемы и мотивацией ученика на самостоятельное решение задачи.
Умение меняться самому и менять других
Эффективное наставничество предполагает гибкость, моментальное переключение с одного метода воздействия на другой, быструю оценку ситуации и принятие адекватных решений.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
В процессе общения с подопечным ментор старается лучше узнать его вкусы, интересы, принципы, чтобы применять действенные в каждом конкретном случае способы убеждения.
Умение противостоять стрессу
Наставничество – это улица с двусторонним движением. Участники этих взаимоотношений не застрахованы от обоюдного непонимания, претензий, конфликтов. Чтобы свести негативный опыт к минимуму, ментор должен сохранять самообладание, быть выдержаннее, спокойнее и рассудительнее своего подопечного.
Специфика курсов по наставничеству
Для сотрудников, которые занимаются менторингом, и руководителей, которые хотят поднять работу с персоналом на более высокий уровень, организуются специальные бизнес-тренинги. Разработчики и спикеры курсов «Как стать наставником» ставят перед собой несколько задач:
- рассказать слушателям об основных целях наставничества и преимуществах этого способа взаимодействия с подопечными или подчиненными;
- научить базовым принципам педагогической работы со взрослыми;
- привести систему наставничества внутри компании к единым требованиям;
- показать опытным сотрудникам приемы, позволяющие выявлять пробелы в подготовке новичков;
- сформировать у слушателей коммуникативные навыки, полезные для эффективного наставничества;
- подчеркнуть важность выполняемой менторами функции и тем самым повысить их мотивацию.
Чтобы стать успешным наставником, недостаточно просто пройти обучение на курсах. Продолжительность тренинга, как правило, составляет всего 10-20 часов, поэтому будущий ментор должен регулярно совершенствовать свои навыки.
Часто задаваемые вопросы о наставничестве
Как человеку понять, что он способен заниматься менторингом?
Хорошие наставники получаются из специалистов, которые: Достигли значительных успехов в своей профессии. Обладают богатым опытом в своей отрасли. Не имеют скрытых или личных мотивов. Сталкивались с профессиональными успехами и неудачами. Сделали выводы из промахов, допущенных на пути становления в качестве специалиста. Чувствуют желание помогать другим. Имеют свободное время для наставничества. Умеют слушать и задавать правильные вопросы. Хотят поделиться с начинающими собственными профессиональными достижениями.
Где учат, как стать наставником?
Освоить методы и приемы менторинга можно: на соответствующих тренингах; на семинарах по обмену опытом; во время встреч наставников с их собственными менторами.
Когда можно приступать к наставничеству?
Решающее значение имеет не возраст, а накопленный опыт. Как правило, наставниками становятся сотрудники старше 30 лет, однако все зависит от сферы деятельности. Наставничество – эффективный способ обучения начинающих специалистов, в процессе которого опытные профессионалы делятся с ними практическими знаниями, учат самостоятельно решать текущие задачи и мотивируют к дальнейшему карьерному росту. Стать успешным наставником может любой желающий при условии, что он готов постоянно совершенствоваться, быть терпеливым, гибким и непредвзято относиться к своим подопечным.