- Кто такой фасилитатор
- Важность фасилитации
- Функции фасилитатора
- Навыки, необходимые фасилитатору
- Этапы фасилитации
- Методы, используемые фасилитатором
- Часто задаваемые вопросы о фасилитаторе
- Тренер, коуч, психолог и фасилитатор – в чем разница?
- Должен ли фасилитатор разбираться в теме, по поводу которой собралась сессия?
- Как фасилитатору стать эффективнее?
Кто это? Фасилитатор – эксперт, владеющий навыками для координации и руководства группой. Он помогает поддерживать активное внимание к словам каждого из участников, к обсуждению, а также способствует разрешению конфликтных ситуаций и нахождению общего языка при возникновении расхождений во мнениях.
Где востребованы? Фасилитаторы задействованы в организации встреч, семинаров, тренингов, конференций. Их ключевая роль заключается в обеспечении упорядоченной и благоприятной атмосферы, чтобы участники могли эффективно взаимодействовать друг с другом, делиться опытом и коллективно принимать решения.
Кто такой фасилитатор
Фасилитатор простыми словами – это специалист, владеющий навыками проведения групповой беседы. Он подготавливает ее, выстраивает структуру разговора, направляет его в нужное русло. В зоне ответственности правила общения, формат взаимодействия, определение времени, форма принятия итогового решения.
Фасилитатор отслеживает ход беседы, нейтрализует конфликты, сглаживает доминирование неких членов разговора, старается вовлечь в обсуждение каждого. Специалист помогает так провести групповое мероприятие, чтобы финальное решение удовлетворило каждого. Позиция фасилитатора нейтральна: он не вступает в разговор, не высказывает и не навязывает свою точку зрения.
Ответственную роль бизнес-фасилитатора могут поручить подготовленному сотруднику компании или особому консультанту. Овладеть навыками этой деятельности можно на специальных курсах либо самостоятельно.
Важность фасилитации
Профессиональный фасилитатор помогает решить несколько существенных проблем групповых встреч:
- Неконструктивная атмосфера.
На каком-то этапе беседы страсти накаляются, обсуждение превращается в ссору, критикуются высказывания коллег. В непродуктивной обстановке работать сложно. На помощь приходит тренер-фасилитатор. Он умело гасит конфликт, напоминает о необходимости соблюдать правила групповой беседы.
Каждый человек мечтает найти своё призвание в жизни. Не у каждого это сразу получается, но мы знаем, где искать! За 5 лет мы помогли более 27 000 ученикам найти дело своей жизни и научили зарабатывать на нем.
Мы подготовили подборку полезных документов и вебинаров, которые помогут вам сделать первые шаги для поиска себя и увеличения своего заработка. И да, это бесплатно!
- Участники боятся высказывать свое мнение.
Если собрание ведет руководитель, они могут не проявлять инициативу, опасаясь уверенно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. От консультанта-фасилитатора сотрудники не ожидают критики, возможных штрафов, с ним они более открыты. Конечно, руководитель полнее владеет ситуацией, он может взять на себя функцию фасилитатора, но ему необходима спецподготовка и наработка определенного практического опыта.
- Участники беседы не вовлечены в процесс.
На практике часта ситуация, когда в обсуждении принимают участие один-два сотрудника. Задача коуча-фасилитатора – вовлечь в него всех, добиться максимальной пользы от каждого, услышать большее количество идей, что в итоге позволит получить эффективное коллективное решение.
Функции фасилитатора
Во время встречи на фасилитатора процесса переговоров возлагаются следующие функции.
- Создание атмосферы доверительного общения, в которой участникам будет максимально комфортно обсуждать проблему.
- Четкое структурирование встречи. Групповой фасилитатор ведет дискуссию последовательно, соблюдая этапы: открывает собрание, обозначает проблему, определяет время на высказывание, четко формулирует высказанные идеи, проводит голосование, подводит итоги.
- Вовлечение в разговор каждого из присутствующих. Задача эксперта – не позволить активным участникам навязать свое мнение, дает возможность высказать свою точку зрения тем, кто обычно отмалчивается. Они часто являются носителями креативных идей.
- Следит за ходом групповой дискуссии. Если сотрудники уклонились от намеченной для обсуждения темы или одно и то же обговаривают по второму-третьему кругу без видимых результатов, фасилитатор это отметит и направит команду вперед.
- Задает вопросы. Это способствует проявлению важных деталей, более обстоятельному анализу темы, а также вовлечению в разговор пассивных членов команды.
- Управляет временем. Под контролем специалиста не только время, отведенное для разговора, но и для обсуждения каждого вопроса. Если беседа затягивается, функция фасилитатора – известить об этом участников.
- Протоколирует ход дискуссии. Если эта миссия не возложена на определенного человека, за фиксирование вопросов обсуждения ответственен сам фасилитатор. Он сможет сжато записать все самое важное.
Навыки, необходимые фасилитатору
В процессе фасилитатор должен пользоваться специальными навыками для эффективной деятельности:
"Делай как коуч"
- Эмпатия. Способность понимать эмоциональный настрой команды способствует лучшему взаимодействию с ее участниками, позволяет выбрать верный тон и темп беседы. Человек, владеющий этим навыком, располагает к себе. При общении с ним люди легко раскрываются и чувствуют себя свободно.
- Активное слушание. Фасилитатор внимательный к выступающим, поддерживает зрительный контакт, подчеркивая важность каждой идеи. Он не должен упустить ни одну мысль, высказанную в ходе встречи.
- Адаптивность. Специалист-фасилитатор мгновенно реагирует на каждый поворот событий, владеет навыками остановить ссору, погасить конфликт, быстро вернуться в русло беседы.
- Беспристрастность. Критические замечания, высказываемые фасилитатором, могут привести к тому, что участники дискуссии «закроются» и не будут принимать активного участия в дискуссии. Задача специалиста – быть объективным и понимать, что коллективное решение принимается командой, а он в этом деле – только помощник.
- Коммуникабельность. В обсуждениях принимают участие люди с разным характером и темпераментом. Фасилитатор должен наладить отношение с каждым. Даже если кто-то вызывает явную антипатию, специалист должен вести себя доброжелательно и не допускать эмоционального срыва.
Этапы фасилитации
Каждый формат встреч имеет свою особую структуру, и в связи с этим меняются этапы фасилитации. Например, при подготовке к групповой дискуссии специалист намечает несколько этапов ее проведения:
- Открытие. Что делает фасилитатор? Он формулирует конкретную цель и желаемый результат, указывает правила ведения дискуссии, повестку дня и тайминг.
- Выработка идей. Каждый член команды выдвигает свою, которая, по его мнению, поможет решить проблему.
- Обсуждение. Участники активны в обсуждении предложенных идей, выделяют их положительные и отрицательные моменты.
- Принятие решения. Сотрудники делают выбор в пользу наиболее привлекательных идей.
- Закрытие. Фасилитатор должен уметь озвучивать выбранные идеи, подводить итоги. На данном этапе участники делятся впечатлениями, разрабатывают план будущих встреч.
При работе с командой с участием фасилитатора для принятие коллективного решения надо обозначить и пройти несколько стадий. Последовательное движение с первого до последнего этапа носит название «динамика».
Сэм Кейнер, один из ведущих экспертов мира по совместному принятию решений в команде, разработал и предложил модель «Ромб динамики группового принятия решений», объясняющую данную динамику. Эту схему применяют в качестве пособия для анализа работы фасилитатора и каждого участника команды при обсуждении. А еще на ее основе можно выстроить сценарий любого формата встречи.
Хотите больше зарабатывать и обрести навыки, помогающие другим раскрывать свой потенциал? Наш профессиональный курс коучинга – ваш шанс освоить профессию, которая выведет вас на новый уровень жизни.
Что вы получите:
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнесе.
- Знания, которые помогают проводить эффективные коуч-сессии.
- Сертификат, подтверждающий освоенные знания и навыки.
Курс подходит тем, кто хочет начать карьеру коуча, так и предпринимателям, управленцам, HR-специалистам, бизнес-тренерам и всем, кто стремится к личностному росту. Гибкие методы обучения обеспечат поддержку на пути к успеху, используя за основу ваш собственный опыт.
Бесплатный курс «ПРОФЕССИЯ КОУЧ» предоставляет профессиональное образование при поддержке преподавателей уровня МСС ICF (высшая степень квалификации). После завершения вы сможете применять полученные навыки в любой точке мира, помогая себе и другим людям достичь желаемого.
Переходите на страницу курса и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать, получив профессию. Сделайте первый шаг навстречу новой жизни!
Методы, используемые фасилитатором
В фасилитации существуют специальные техники, которые помогают группе прийти к желаемому результату. Наиболее эффективные из них:
- Мозговой штурм
Члены команды быстро накидывают идеи по предложенному вопросу, которые не оцениваются и не критикуются до определенного момента. Принимаются все – нестандартные, нелепые, безумные. Количество приоритетнее качества. На следующем этапе все идеи обсуждаются, причем без оглядки на субординацию. Метод применяется при необходимости решить проблему быстро и творчески.
- Множественное голосование.
Полученные в ходе мозгового штурма предложения оформляются списком, и участники голосуют за те идеи, которые они считают важными. Можно отметить за несколько идей. После сокращения списка обсуждают оставшиеся предложения. Проводится следующий этап голосования, на котором можно отметить половину идей. Процесс идет до принятия решения. Метод применяется, когда нужно выбрать единственный вариант.
- Метапланирование.
Все участники команды записывают собственное мнение по поставленной задаче. Стикеры размещаются на доске и проводится обсуждение идей. Такой прием позволяет быстро услышать предложения каждого сотрудника.
- Работа в мини-командах.
Работа фасилитатора ведется в группах по два-три человека. Ими ведется обсуждение одного вопроса, затем результаты озвучиваются. Метод позволяет вовлечь в активное обсуждение проблемы всех участников команды. Эксперты отмечают эффективность приема на старте встречи.
- Во все тяжкие.
Участники группы формулируют около двадцати идей, начинающихся с фразы «Было бы здорово, если бы…». Опыт показывает, что в процессе обсуждения среди очевидных предложений могут появиться нестандартные и креативные. Прием эффективен при поиске творческих подходов к решению проблемы.
- Групповой обзор.
В последние 5–10 минут дискуссии команда подводит итоги своей деятельности, анализирует полученные знания и интересные идеи. Обсуждается, что получилось, и над чем нужно поработать в следующий раз. Применяется для повышения продуктивности команды.
Разбираясь в вопросе, фасилитатор – что это такое простыми словами, можно ответить: это специалист, управляющий взаимодействиями в команде. Он создает психологически комфортные условия встречи, помогает глубже исследовать проблему, вовлечь всех в обсуждение, привести команду к продуктивному решению.
Часто задаваемые вопросы о фасилитаторе
Тренер, коуч, психолог и фасилитатор – в чем разница?
Специалисты этих профессий имеют разные цели и задачи. Тренер развивает навыки и дает знания. Коуч ставит задачу выстроить движение вперед планомерно и последовательно, согласно определенному плану. Психолог на основе анализа ситуации предлагает решение. Роль фасилитатора – помогать, указывать направление, не критиковать, не давить. В работе с группой – прислушиваться к любому мнению, предупреждать конфликты, не давать уклониться от темы разговора.
Должен ли фасилитатор разбираться в теме, по поводу которой собралась сессия?
Он может не быть знатоком темы, предложенной для обсуждения. Его задача – организация группового процесса для принятия коллективного решения на основе высказанных идей. В роли эксперта специалист не выступает, не критикует участников, не высказывает и не навязывает свою точку зрения. Он даже не должен своими словами передавать выступление сотрудника, что может исказить его смысл. Идеи необходимо записывать дословно, повторяя лексику автора.
Как фасилитатору стать эффективнее?
Теоретические знания важны для этой деятельности. Однако стать отличным специалистом поможет только практика. Необходимо пройти через множество ситуаций в групповой динамике, направить в русло беседы высокомерных участников и ощутить удовлетворение от творческого полета, понимания достигнутой продуктивности. Изучайте новые инструменты и методики, учитесь у опытных, успешных фасилитаторов, читайте книги признанных мастеров: Кейнер Сэм «Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения». Адкинс Лисса «Коучинг Agile-команд». Настольная книга фасилитатора. Майкл Вилкинсон «Секреты фасилитации. SMART-руководство по работе с группами».